Практика специальных маркетинговых исследований читательских предпочтений в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:23, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение маркетингового исследования покупательских предпочтений с последующим анализом и рекомендациями гипотетическому издательству по выбору тематического профиля издания.
В качестве объекта изучения будут выступать индивидуальные потребители. Предметом исследования служат личные предпочтения покупателей на рынке периодической печатной продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 9
1.1 ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 9
1.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕСС ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 35
1.3 ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 47
2 ПРАКТИКА СПЕЦИАЛЬНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В РОССИИ 49
2.1 ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ИЗУЕНИЯ ЧТЕНИЯ В СССР 49
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЧТЕНИЯ В РОССИИ 57
2.3 СОВРЕМЕННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ 64
3 СПЕЦИАЛЬНОЕ МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ 74
3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ 74
3.2 ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ АНКЕТИРОВАНИЯ 76
3.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ГИПОТЕТИЧЕСКОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 906.89 Кб (Скачать файл)

Технология  проведения опросов предусматривает  множество вариантов.

1) Личная беседа через прямой контакт с респондентом подразделяется на три разновидности:

а) стандартизированный опрос — основан на использовании стандартных вариантов ответов (например: 1. Вы курите. 2. Вы не курите). Этот метод часто используется при анкетировании с самостоятельным заполнением анкет респондентами;

б) нестандартизированный опрос — основан на использовании в опросах помимо стандартных вариантов ответа так называемых открытых ответов на вопросы (например: 1. Вы курите.2. Вы не курите. в) Другое (назовите)). Этот метод используется как в анкетировании, так и в интервьюировании респондентов. Его недостаток — высокая трудоемкость обработки анкет с большим количеством открытых ответов;

г) экспертный опрос — вообще не подразумевает использования анкет. Обычно беседа ведется под запись на диктофон с последующей расшифровкой и анализом. Например, представитель поставщика выясняет у торговых представителей контрагента региональные особенности спроса и конкуренции на рынке. [11,c.32]

2) Телефонный опрос дешевле, быстрее и менее трудоемок. Однако его применение ограничено проблемами с соблюдением выборочной совокупности (трубку берет тот, кто дома, а не тот, кто нужен). Поэтому телефонные опросы применяются только по отношению к исследованию рынка товаров (работ) массового спроса, где выборка не принципиальна;

3) Компьютерный опрос включает в себя три варианта: адресную рассылку, интерактивный опрос на сайтах и рассылку по электронной почте опросников контрагентам и потенциальным партнерам. В первом случае количество ответов составляет менее 1 %. Во втором случае — неизвестно, кто отвечает (россиянин или эмигрант из Канады, конкурент или просто компьютерный хулиган). И лишь третий вариант дает существенный эффект за счет экономии времени и высокой информативности;

4) Почтовый опрос снижает трудоемкость исследования, особенно при охвате больших территорий. Его недостатки: увеличенные затраты времени, низкая эффективность обращений (обычно 3-5 %) и проблемы с контролем выборки. Почтовый опрос дает наибольшую эффективность при совмещении его с предоставлением подарков, купонов на скидку, лотереями, различными акциями и т. д.; [11,c.34]

5) Групповое интервью — очень эффективная форма исследования рынка, ограниченная лишь потенциалом опрашиваемых. Например, представители производителя опрашивают сотрудников отделов сбыта, оптовых торговцев, которые методом мозгового штурма формулируют ответы на заданные вопросы. Разновидностью группового интервью являются потребительские конференции, на которых презентуются новые товары и выявляются особенности потребительского спроса;

6) Фокус-группа состоит из 12 -15 человек опрашиваемых, с которыми в течение 1,5-2 ч в непринужденной обстановке (за чашкой чая) под запись на диктофон беседует ведущий (модератор). Фокус-группа очень эффективна при планировании рекламных кампаний и в разрешении любых вопросов, где требуется быстрый ответ с большой долей допустимости. Но всегда есть вероятность, что приглашенная бабушка не выражает интересы всех подобных бабушек. Поэтому для уточнения результатов исследования обычно проводят несколько фокус-групп, результаты которых сопоставляются; [11,c.35]

7) Панель. Панельное исследование подразумевает формирование группы респондентов в соответствии с выборочной совокупностью на длительный срок (год или более), которые на постоянной основе поставляют данные о состоянии рынка.

В целом можно выделить две разновидности панельных исследований:

а) торговая панель — предусматривает формирование выборки поставщиком из наиболее типичных контрагентов. Например, производитель предоставляет определенные льготы избранным оптовикам в обмен на регулярное предоставление маркетинговой информации о состоянии спроса, деятельности конкурентов и т. д.;

б) панель домохозяйств — предусматривает формирование выборки из наиболее типичных потребителей товара (работы). В России этот метод активно применяет Институт Гэллапа, специализирующийся на анализе эффективности телевизионной рекламы. В крупных населенных пунктах выделяется выборочная совокупность домохозяйств, с которыми заключаются договоры об участии в исследованиях. Затем в квартирах устанавливается аппаратура, фиксирующая, кто из членов семьи, когда, сколько и что смотрит по телевизору. Затем полученная информация анализируется, а результаты продаются телекомпаниям и крупным рекламодателям для оценки смотрибельности телепередач. [11,c.36]

Группа II. Наблюдение за респондентами. Представляет собой исследования, не подразумевающие личных контактов маркетолога с респондентами.

Наблюдение с участием исследователя — когда маркетолог присутствует в месте продаж и самостоятельно фиксирует информацию о поведении покупателей. Речь может идти, например, об изучении размера покупок, эффективности выкладки товаров, уровня профессиональной подготовки персонала и т. д. [18,c.39]

Безучастия исследователя — когда маркетолог перепоручает сбор информации сотрудникам других подразделений организации либо использует технические средства (видеокамеры, компьютерные технологии и др.). Затем полученные материалы обобщаются и используются для дальнейшего анализа маркетинговой ситуации.

Одним из самых эффективных методов  здесь является использование штрих  кодов при совершении покупок. Получаемая информация сопоставляется с информацией  из анкет, заполняемых при выдаче дисконтных карт, и на основе полученных данных формируется выборочная совокупность для проведения исследования. Этот метод позволяет оперативно формировать  выборочную совокупность покупателей  и анализировать продажи, не спрашивая  согласия респондентов. [17,c.44]

Сюда же можно отнести метод моментных наблюдений, когда объект исследуется не в динамике (за период времени), а в статике (на конкретный момент). Например, в самой типичной из множества торговых точек организации фиксируются размер покупки и количество посетителей в «час пик» и в «мертвый период», в будний день и в выходной. 
         Группа III. Пробный маркетинг. Подразумевает изучение того, как изменение параметров торгового предложения влияет на показатели продаж. Следует выделить два вида такого рода исследований в маркетинге.

Эксперимент представляет собой локальное изменение параметров товара (цены, качества, оформления, рекламы и т. д.) до того, как по ним будет принято окончательное решение. Например, на наиболее типичной из множества торговых точек изменяются параметры товара (цена, внешний вид, ассортимент и т. д.), чтобы выявить реакцию потребителей на планируемые нововведения. Если эксперимент дает финансовый результат (дополнительную прибыль), нововведение распространяется на все торговые точки. [33,c.53]

Тестирование рынка включает продажи пробных партий нового товара на рынке для изучения реакции потребителей. Этот метод одинаково подходит как для производителей, так и для торговых организаций. Производители нередко предоставляют оптовым торговцам пробные партии товара бесплатно для изучения потребительского спроса на рынке. Если товар не продан, он возвращается поставщику, а если продан — продавец осуществляет полную или частичную оплату и заключает с поставщиком контракт на продажу товара. [33,c.56]

 Конкретные решения по выбору  видов, методов и технологий  проведения маркетинговых исследований  принимаются исходя из специфики  стоящих перед предприятием проблем.  Практически невозможно провести  результативное исследование по  готовому шаблону на заказ.  Каждый раз это будет абсолютно  новый, индивидуальный подход, персональную  ответственность за эффективность  которого несет перед руководством  предприятия работающий там маркетолог.

 

 

            

  • 1.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕСС ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

  •  

    Маркетинговые исследования могут проводиться самостоятельно, собственными силами организации, или же организация может прибегнуть к услугам специализированных консультационных организаций. При выборе между первым и вторым вариантами учитывается множество факторов:

    1. Стоимость исследования. Многие организации считают, что дешевле проводить маркетинговые исследования собственными силами. (Для справки: стоимость проведения маркетинговых исследований по экспертной оценке зарубежных специалистов в среднем составляет менее 0,2 от каждого процента себестоимости продукта).
    2. Наличие опыта проведения исследований, специалистов необходимой квалификации. Особенно важно это учитывать при использовании сложных методов проведения маркетинговых исследований и обработки полученных результатов.
    3. Глубокое знание особенностей продукта. Обычно специалисты данной организации знают их лучше, и эти знания не так просто и быстро можно передать специалистам других организаций.
    4. Объективность. Специалисты специализированных организаций обычно более объективны в своих оценках.
    5. Наличие специального оборудования: компьютеров и специальных программ дня них, оборудования для тестирования. Таким оборудованием, как правило, в более полном объеме обладают специализированные организации.
    6. Конфиденциальность лучше сохраняется при проведении маркетинговых исследований сотрудниками данной организации. Иногда организация одну часть маркетинговых исследований проводит силами собственных сотрудников, а другую — с помощью специализированных маркетинговых агентств. [26,c.57-58]

    Маркетинговые исследования услуг разделяются по характеру выполнения исследования на «плановые» и «внеплановые» мероприятия.

    Плановые мероприятия — это комплекс маркетинговых исследований, ориентированных на получение стандартизированного объема (по количеству и составу) ряда параметров, необходимых для принятия тактических и стратегических решений на рынке. Плановые исследования являются повседневным базисом работы отдела маркетинга (маркетинговых исследований) предприятия и проводятся в соответствии с определенным графиком и четко поставленными, методически определенными задачами, опирающимися на традиционные методы маркетинговых исследований.

    Внеплановые мероприятия проводятся чаще внешними сервисными организациями для решения локальных (периодически возникающих) задач, обычно связанных с «неожиданно» возникающими проблемами в предпринимательской деятельности организации. Для решения проблемных внеплановых задач фирмы, обеспечивающие их решение, часто прибегают к использованию нетрадиционных методов маркетингового исследования, стандартизация которых практически невозможна. [29,c.44]

    Отдел маркетинговых  исследований обычно организуется на основе одного из следующих признаков (или их комбинации): область применения; функции маркетинга; этап процесса исследования. Так, некоторые организации обслуживают как конкретных потребителей, так и промежуточных потребителей.

    Другие организации организуют отделы маркетинговых исследований по группам выпускаемой продукции (по продуктовым линиям). И наконец, такие отделы могут быть организованы по этапам процесса маркетинговых исследований: сбор, анализ данных и др.

    В ряде случаев  в организации назначается только один специалист, ответственный за маркетинговые исследования. Он может сам проводить ограниченные маркетинговые исследования, но главным для него является оказание помощи руководителям в осознании необходимости проведения соответствующих их марке типовых исследований и организации покупки результатов таких исследований у консультационных организаций по маркетинговым исследованиям.

    В процессе исследования маркетинга участвуют информаторы, представляющие требуемые данные, специалисты  по маркетингу (исполнители) и заказчики, по поручению которых проводится исследование. В качестве информаторов могут выступать непосредственно потребители, эксперты, специалисты. В большинстве случаев имена информаторов, как правило, не называются, что дает возможность получать от них достаточно объективные сведения и исключает всякие попытки насильственного получения данных или влияния с целью изменения мнения информаторов. Нельзя также рассматривать как исследования маркетинга данные, полученные путем промышленного шпионажа, обмена. [24,c.49]

    При проведении маркетинговых исследований формулируются  требования к исполнителю:

    1) исполнитель не вправе преувеличивать свои возможности и вводить заказчика в заблуждение;

    2) исполнитель обязан не разглашать намерений заказчика и передаваемые ему результаты исследования другим лицам или организациям (если это заранее не оговорено);

    3) исполнитель не может вносить каких-либо существенных изменений в условия проведения исследования без предварительного согласия заказчика.

    А также требования к заказчику:

    1) заказчик обязан принять все необходимые меры предосторожности, чтобы избежать неправильного истолкования или цитирования полученных результатов вне того контекста, в котором они изложены;

    2) ни заказчик, ни исполнитель не получают автоматического права на единоличное пользование методикой, примененной в исследовании или разработанной для него.

    Исследователь в свою очередь обязан:

    а) быть объективным;

    б) принимать все меры предосторожности, чтобы не повлиять на интерпретацию зафиксированных фактов;

    в) указывать степень погрешности своих данных, имея в виду несовершенство любого применяемого метода;

    г) стремиться к тому, чтобы быть творческой (креативной) личностью, определять новые направления поиска, использовать современные методы;

    д) заниматься исследованиями постоянно, чтобы не упустить происходящие перемены. [23,c.53-58]

    Вопрос планирования бюджета может возникать на разных этапах подготовки исследования. Целесообразно  оценить размер ассигнований уже  на последнем этапе постановки задач, поскольку формулирование конкретных задач и выбор метода исследования дают представление о масштабе и  сложности исследования, что и  определит размер необходимых денежных средств. Однако, на наш взгляд, формировать  смету затрат на проведение исследования лучше на заключительном этапе планирования программы, поскольку в этом случае уже будет определен объем  собираемых сведений. Стоимость отдельного исследования складывается из следующих статейзатрат: 
    1) Переменные расходы, непосредственно связанные с выполняемым объемом работ: заработная плата специалистов; заработная плата интервьюеров; заработная плата кодировщиков; начисления на заработную плату; расходы на тиражирование рабочих документов (печать, расходные материалы,бумага) 
    2) Прочие расходы, непосредственно связанные с проводимым исследованием: оплата дополнительной информации; амортизация оборудования. 
    3) Постоянные расходы: аренда помещений; постоянные АХР (телефон, коммунальные платежи и др.); представительские расходы. [27,c.63]

    Информация о работе Практика специальных маркетинговых исследований читательских предпочтений в России