Практика специальных маркетинговых исследований читательских предпочтений в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:23, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение маркетингового исследования покупательских предпочтений с последующим анализом и рекомендациями гипотетическому издательству по выбору тематического профиля издания.
В качестве объекта изучения будут выступать индивидуальные потребители. Предметом исследования служат личные предпочтения покупателей на рынке периодической печатной продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 9
1.1 ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 9
1.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕСС ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 35
1.3 ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 47
2 ПРАКТИКА СПЕЦИАЛЬНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В РОССИИ 49
2.1 ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ИЗУЕНИЯ ЧТЕНИЯ В СССР 49
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЧТЕНИЯ В РОССИИ 57
2.3 СОВРЕМЕННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ 64
3 СПЕЦИАЛЬНОЕ МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ 74
3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ 74
3.2 ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ АНКЕТИРОВАНИЯ 76
3.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ГИПОТЕТИЧЕСКОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 906.89 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2.2.3 - Распределение по доходу в СССР в 1977 году.

 

 

 

 

 

 

  • 2.2  ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЧТЕНИЯ В РОССИИ

  •  

    Сегодня изучение чтения – общемировая профессиональная проблема. Ею озабочены библиотечные сообщества практически всех стран. Цель изучения чтения – прежде всего, глубокое понимание интересов и потребностей читателя.

    Пристальное внимание к проблемам  чтения, целенаправленное изучение интересов  читателей, организация исследований, их методика и т.п. – все это  тесно связано с общей ситуацией  и традициями в культуре, образовании, экономике, политике каждой из стран.

    Очевидно, что изучение чтения и  единая наука о чтении, читателе находится пока в стадии формирования. Однако есть страны, где накоплен уже  большой опыт в этой области. [45]

    Так, Россия, где, как известно, читатель сформировался значительно позже, чем в целом в Европе, в силу многих причин оказалась страной, в  которой исследования в области  чтения начали проводиться раньше, чем во многих европейских странах  – уже в начале XIX в., практически  одновременно с тем, как сформировался  основной круг русского читателя.

    В первые годы существования Императорской  публичной библиотеки по инициативе ее директора А.Н. Оленина были начаты первые в России социологические («протосоциологические») исследования чтения, результаты которых  нашли отражение в Отчете Библиотеки за 1817 г. Таким образом, прав был Н.А. Рубакин, когда отмечал, что «как это ни странно, но экспериментальное изучение чтения началось у нас в России гораздо раньше, чем за границей». [45]

    Изучение чтения в России началось в середине XIX в. В интересе к этому вопросу  тесно переплелись две тенденции: первая – просветительская, основанная на традициях русской либеральной  интеллигенции; вторая – пропагандистская, которая была связана с зарождающимся  революционным движением и с необходимостью революционной пропаганды среди так называемой «массы», то есть низших слоев общества (крестьян, рабочих, ремесленников). [45]

    Первыми исследователями  чтения были не библиотекари, как можно  было бы ожидать, а педагоги-просветители, писатели, статистики, народники, революционеры-демократы  и другие. [45]

    Одним из первых к  изучению народного чтения обратился  Л.Н.Толстой. В конце 50-х – начале 60-х гг. он собирал с помощью  учителей начальных школ сведения о  народном читателе по специальной программе, напечатанной в журнале «Ясная Поляна». [45]

    В 70–80-е видный педагог  и организатор народных школ Н.А.Корф изучал доступность книг крестьянам, их читательские интересы, мнения о  литературе. Его опыт, методика исследования широко использовалась в Харьковской женской воскресной школе, при которой работал кружок X.Д.Алчевской. Преподавательницы, собиравшиеся в нем, изучали чтение женщин-работниц, вели беседы с читателями о прочитанном, проводили сеансы громкого чтения и т.п. [45]

    На основе многолетнего наблюдения, анализа записей в  дневниках учительниц, изучения отзывов  читательниц о книгах был издан  трехтомный указатель «Что читать народу?» (1884–1906), в котором были даны оценки книг для народного и детского чтения. [45]

    Следует сказать, что  этот труд был весьма высоко оценен: он получил малую золотую медаль на Первой Всемирной выставке в Париже.

    В 70-е гг. в целях  изучения народных настроений предпринималось  так называемое «хождение в народ». «Народники» изучали все проявления народной жизни, в том числе и  чтение крестьян.При этом использовали такие методы, как беседа (с покупателями, офенями), наблюдение за покупателями в книжных лавках, на ярмарках, в  крестьянских домах. [45]

    Так, в Тверской губернии изучением культурного  уровня и читательских интересов  крестьянства занимался мировой  судья А.П.Мичурин. Он по своей инициативе провел перепись имевшихся у крестьян книг, ознакомился с местной книжной  торговлей. Свои наблюдения А.П.Мичурин  обобщил и опубликовал в 1881 г. [45]

    Читателя-крестьянина  изучали исследователи Л.И.Шаховской, А.С.Пругавин, В.И.Орлов, основатель земской  статистики, а также некоторые  комитеты и общества распространения  грамотности в народе.

    Наибольший вклад  в изучение читателей в России XIX в. внес Н.А.Рубакин (1862–1946). Видный библиограф, библиотековед, книговед, социолог, публицист, популяризатор научных знаний, организатор  и теоретик самообразования осуществил централизованное изучение читателей  по специально разработанной программе. [45]

    В его основной работе по данной проблеме – «Этюдах о  русской читающей публике» (1895) –  дана характеристика чтения различных  слоев общества. В этом исследовании впервые была сделана попытка  социологического подхода к анализу  чтения, т.е. взаимосвязь качественных и количественных характеристик  чтения и социального статуса  читателя, условий его жизни. [45]

    После 1917 г. одной  из государственных задач стало  изучение настроений народа, в том  числе и его чтения. Основными  организаторами исследований стали  библиотеки, которые уже выполняли  идеологические функции. Изучались  читательские интересы крестьян, молодых  рабочих, красноармейцев и т.д. [45]

    Изучение читателей  проводили не только библиотеки, но и издательства, редакции газет и  журналов, книжные магазины и т.д. На основе полученных данных в значительной мере формировался и осуществлялся  выпуск литературы для массового  читателя. [45]

    В 30-е гг. в России начали разрабатываться теоретические  и методические основы изучения читателей: вопросы психологии чтения и читателя, библиотечной психологии, а также  вопросы эффективности применения тех или иных методов изучения читателей (работы  Д.А. Балика, С.А. Вальдгардта, А.Виленкина, А.А. Гайворовского, П.И.Гурова, А.А.Покровского, Я.М. Шафира и других исследователей). К сожалению, их работы не были поддержаны в полной мере. В стране устанавливался тоталитарный режим, при котором изучение общественного мнения, в том числе по поводу прочитанных книг, не поощрялось. Более того, многие из исследователей этой проблематики подверглись репрессиям. [45]

    Возвращение к изучению чтения было осуществлено только в  годы «оттепели» – в 60-е гг. ХХ в. В это время использовался  уже не один-два, как в исследованиях 20–30-х гг., а комплекс методов (опрос, эксперимент, наблюдение, анализ документации и др.). Вообще, для этого периода характерно проведение централизованных больших исследовательских работ. Они дали широкую картину чтения в нашей стране. Были изучены читательские интересы и предпочтения молодежи (рабочей и студенческой), школьников, специалистов (учителей, инженеров и др.). Изучалась приобщённость к чтению художественной литературы, содержание чтения, «рейтинг», как сказали бы сегодня, популярных авторов. [45]

    В этих исследованиях  ставился вопрос о соотношении читающей и не читающей публики, изучались особенности чтения общественно-политической, естественнонаучной и технической, художественной литературы, выявлялись мотивы чтения, критерии оценки прочитанного.

    Впервые в нашей  стране изучалась роль библиотеки и  ее связи с прессой, радио, телевидением в организации чтения, анализировалась  система снабжения и обслуживания населения книгой (не только из библиотек).

    Наряду с перечисленными изысканиями в стране проводились  и другие, локальные исследования, раскрывающие особенности чтения основных социальных групп населения (рабочего класса, колхозников, молодежи, специалистов). [45]

    Отдельные аспекты  чтения рабочих изучались в таких  исследованиях, как «Книга в жизни  рабочей молодежи» (1966), «Читательские  интересы ленинградской рабочей  молодежи» (ЛГИК, 1967).

    Изучение чтения специалистов проводились в рамках проблемы «Библиотека и научно-техническая  информация» в 1965–1969 гг. под руководством ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Исследовались  запросы специалистов, характер их чтения, цели обращения в библиотеки и отделы научно-технической информации (НТИ), отношение к различным формам работы библиотек и др. На этой основе сделаны выводы о путях совершенствования  библиотечного обслуживания науки  и производства. [45]

    Немало исследований было посвящено изучению чтения молодежи: названные выше исследования чтения молодых рабочих, «Чтение строителей комсомольских строек» (1968–1978), «Юный  читатель – 80» (в нем изучалось  чтение учащихся старших классов  средних школ, техникумов, ПТУ), «Книга в жизни молодежи современного советского села» (1968–1978), организатором которых  была Государственная Республиканская  юношеская библиотека (сейчас –  РГЮБ). [45]

    Был разработан масштабный проект «Книга и чтение в жизни  советского общества», в рамках которого были проведены исследования «Советский читатель» (монография вышла в 1968), «Книга и чтение в жизни небольших  городов» (монография – 1973), «Книга и  чтение в жизни советского села» (монография – в 1978), «Советский рабочий  – читатель» (1980). [45]

    Особое место  среди этих проектов занимает исследование «Место личных собраний в системе  обслуживания населения книгами» («Домашняя  библиотека»), которое проводилось в 1983–1985 гг. ГБЛ совместно с центральным правлением Всесоюзного Общества Книголюбов почти во всех регионах страны. В исследовании, в частности, характеризуется соотношение чтения книг в домашней и общественной библиотеках. [45]

    Следует отметить, что опыт российских исследователей по проблемам чтения привлекал внимание и зарубежных коллег. Так, в конце 70-х гг. проводилось международное  изучение чтения на тему «Восприятие  художественной литературы рабочими социалистических стран», а также международное  сравнительное исследование «Динамика  чтения и читательского спроса в  массовых библиотеках» этих стран. [45]

    Со второй половины 80-х гг. в России происходят существенные политические и социально-экономические  изменения, оказавшие влияние и  на развитие библиотек, и на изучение их читателей. Исследования чтения локализуются. Пожалуй, последним централизованным исследованием, можно считать работу «Чтение в Вашей жизни» (РГБ  и ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина  – ныне Российская национальная библиотека, СПб). РНБ предпринимает также  попытки объединить усилия специалистов по изучению библиотечного чтения, осмыслить интеллектуальный опыт, накопленный  в этой области. Это в определенной мере реализовано в подготовленном сборнике «Что мы читаем? Какие мы?» (1993), который создан в рамках исследовательской  программы «Чтение в России». [45]

    Среди организаций, которые в 90-е годы наиболее активно  изучали чтение, можно назвать  Всероссийский центральный институт общественного мнения (ВЦИОМ), НИИ культурологии, в трудах которого вопросы чтения рассматриваются с социокультурологических позиций, научно-исследовательский институт книги, результаты исследований которого находят отражение в научном сборнике «Книга: исследования и материалы», в систематически проводящихся конференциях по книговедению, статьях в журнале «Книжное дело» и других изданиях, Фонд «Чтение» им. Н.А.Рубакина, осуществляющий исследования совместно со службой общественного мнения Б.А.Грушина, РГБ, Российская государственная юношеская библиотека – РГЮБ, Российская государственная детская библиотека – РГДБ, научно-внедренческий центр «Библиомаркет», ГПНТБ и др. Результаты исследований этих организаций достаточно хорошо освещены в средствах массовой информации и в первую очередь в профессиональной печати. [45]

    В публикациях осмысливается  новая ситуация в чтении, дается ее сравнение с прошлым, показывается роль чтения как индикатора глубинных  социокультурных процессов. Появились  работы, раскрывающие изменение характера  чтения в исторической ретроспективе. [45]

    В конце 80-х –  начале 90-х гг. сотрудники сектора  социологии чтения РГБ продолжают «замеры» чтения, которые начаты исследованием  «Динамика чтения и читательского  спроса в массовых библиотеках», изучают  формирование и распространение  книжного потока, соотношение предложений  книжного рынка и потребностей читателей, исследуют особенности чтения в  семье в рамках программы «Библиотека  и семейное чтение», вопросы чтения религиозной литературы в библиотеках, изучают детское чтение (программа  «Что читают дети мира»), общественное мнение о библиотеках. [45]

    Активны в изучении чтения юных читателей отделы социологии и психологии РГЮБ, РГДБ: они разрабатывают  собственные программы и методики исследования детского и юношеского чтения.

     

     

     

     

  • 2.3 СОВРЕМЕННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

  •  

    В сентябре 2008 года Аналитический центр Юрия Левады  по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям провел исследование «Чтение в России — 2008. Тенденции и проблемы», в котором анализировались изменения картины массового чтения россиян в сравнении с позднесоветской ситуацией и с годами «перестройки», наметившиеся к середине 1990-х годов и окончательно обозначившиеся в 2000-е годы. Основные проблемы и тенденции в массовом чтении рассматриваются во взаимосвязи с процессами социокультурных изменений в России. [49]

    Опрос проведен по репрезентативной выборке  населения России.Опрошено2000 человек  в возрасте 18 лет и старше в 127населенных пунктах 46 регионов.

    Выборка данного исследования репрезентативна по следующим параметрам:

      1. пол;
      2. возраст;
      3. уровень образования;
      4. регион;
      5. размер населенного пункта.

    Общий объем выборки (2000 респондентов) распределен между всеми стратами пропорционально численности взрослого населения каждой страты. Всего в выборку  включено 127 городских населенных пунктов/сельских районов, в том числе:

    Информация о работе Практика специальных маркетинговых исследований читательских предпочтений в России