Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:10, реферат
С момента возникновения у гражданина дееспособности в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), он в полной мере способен своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Одно из привычных для нас действий — совершение покупок. До недавнего времени малознакомая в нашей стране, но уже привычная в других странах, дистанционная торговля с каждым годом завоевывает все большую популярность.
Не стоит забывать о том, что в случае невыполнения требований потребителя об устранении недостатков или о замене товара ненадлежащего качества в предусмотренные сроки, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные предусмотренные законом требования в отношении некачественного товара.
Пленум ВС РФ дал следующие разъяснения в отношении взыскании неустойки с продавца. При рассмотрении требований потребителей о взыскании неустойки, предусмотренной Законом РФ «О защите прав потребителей», необходимо иметь в виду, что:
а) неустойка (пеня) в размере, установленном ст. 23 Закона, взыскивается за каждый день просрочки указанных в ст. 20, 21, 22 Закона сроков устранения недостатков товара и замены товара с недостатками, а также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на время ремонта либо до замены товара с недостатками аналогичного товара длительного пользования впредь до выдачи потребителю товара из ремонта или его замены либо до предоставления во временное пользование аналогичного товара без ограничения какой-либо суммой. При этом судам надлежит учитывать, что если срок устранения недостатков не был определен письменным соглашением сторон, то в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения.
На этом основании суды,
как правило, признают оправданным
время ожидания поставки комплектующих
запчастей. А необходимый срок проведения
ремонтных работ оценивает
10. Право на возмещение
материального вреда и
Статьей 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
Так, вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара. В этом случае необходимо помнить, что если вы приобрели, например, свежий продукт питания, но съели его за пределом срока его годности, указанного на упаковке, вы не сможете предъявить продавцу никаких претензий.
Если на товар должен быть
установлен в соответствии с законом
срок службы или срок годности, но он
не установлен, либо потребителю не
была предоставлена полная и достоверная
информация о сроке службы или
сроке годности, либо потребитель
не был проинформирован о
Если на товар длительного пользования изготовитель не установил на товар срок службы (как предлагает ему п. 1 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей»), вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара.
Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.
Изготовитель (исполнитель) в соответствии со ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.
Однако закон все-таки
оставляет продавцу, изготовителю возможность
освобождения от ответственности. Так,
изготовитель (исполнитель, продавец)
освобождается от ответственности,
если докажет, что вред причинен вследствие
непреодолимой силы или нарушения
потребителем установленных правил
использования, хранения или транспортировки
товара. При этом следует отметить,
что бремя доказывания
Кроме возмещения материального вреда, покупатель вправе требовать и компенсации морального вреда.
Для того, чтобы иметь возможность правильно использовать данное право покупателя необходимо понять, что такое «моральный вред». Гражданский кодекс РФ в ст. 151 определяет моральный вред как физические или нравственные страдания, причиненные действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях.
Согласно положениям ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
При определении размеров
компенсации морального вреда суд
принимает во внимание степень вины
нарушителя и иные заслуживающие
внимания обстоятельства. Суд также
учитывает и степень физических
и нравственных страданий, связанных
с индивидуальными
Судебная практика в области компенсации морального вреда в России еще достаточно молода по сравнению с западными странами. Российская Фемида не так сурова к причинителям вреда. Судебная практика в области взыскания морального вреда с продавца однозначно сложилась в сторону уменьшения судом требований покупателя. Обиженный покупатель, даже требуя в разы меньшую сумму в возмещение морального вреда, чем в США или любой европейской стране, все равно получает меньше требуемого.
Правам покупателя и в ГК РФ, и в Законе РФ «О защите прав потребителей», и в Правилах продажи товаров дистанционным способом уделяется особое, пристальное внимание. Но необходимо помнить, что у стороны договора существуют и обязанности, к ним относятся обязанности покупателя:
принять товар;
оплатить товар.
1. Обязанность покупателя
принять товар закреплена в
ст. 484 ГК РФ. Так, покупатель обязан
принять переданный ему товар,
за исключением случаев, когда
он вправе потребовать замены
товара или отказаться от
Какие действия свидетельствуют о принятии товара? В физическом плане — это принятие коробки с вещью, например. В юридическом аспекте — это проставление подписи на акте приема-передачи или доставочном листе. ГК РФ определяет принятие товара как «действия, которые в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями необходимы со стороны покупателя для обеспечения передачи и получения соответствующего товара». В случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора.
2. Покупатель обязан оплатить
товар по цене, предусмотренной
договором купли-продажи, а
Рассмотрим ситуацию на примере. Вы дистанционным способом заказали 1 кг апельсинов по 45 руб. за килограмм. Вам доставили 1 кг 30 г. С одной стороны, что такое 30 лишних грамм? А с другой стороны: Вам доставили товар в количестве большем, чем вы заказывали. Вспомним, что в таком случае (предварительно известив продавца об обнаруженных излишках) мы можем либо принять лишний товар по той же цене (либо с уценкой по согласованию с продавцом), либо не принимать такой товар. Если, конечно, такое превышение количества принципиально.
В соответствии со ст. 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара.
Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену товара полностью. Если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
Если покупатель в нарушение договора купли-продажи отказывается принять и оплатить товар, продавец вправе по своему выбору потребовать оплаты товара либо отказаться от исполнения договора. В случаях, когда продавец в соответствии с договором купли-продажи обязан передать покупателю не только товары, которые покупателем не оплачены, но и другие товары, продавец вправе приостановить передачу этих товаров до полной оплаты всех ранее переданных товаров, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
При дистанционном способе
торговли применяется как
В случаях, когда договором
купли-продажи предусмотрена
В случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок, покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом. В этом случае (если иное не предусмотрено договором купли-продажи), на сумму предварительной оплаты подлежат уплате проценты в соответствии со ст. 395 ГК РФ со дня, когда по договору передача товара должна была быть произведена, до дня передачи товара покупателю или возврата ему предварительно уплаченной им суммы. Договором может быть предусмотрена обязанность продавца уплачивать проценты на сумму предварительной оплаты со дня получения этой суммы от покупателя.
Права продавца. Удивительно, но законодательство в отношениях с потребителем очень мало позаботилось об оглашении и закреплении прав продавца. В основном о правах продавца вспоминают при возникновении вопросов с налоговыми органами, иными контролирующими органами, санитарно-эпидемиологическом надзором и прочими службами и органами, наделенными полномочиями. Но в данной книге взаимоотношения с ними не рассматриваются. Продавец имеет право на своевременную и полную оплату проданного покупателю товара, на добросовестность со стороны покупателя. В отношении продажи товаров дистанционным способом продавец имеет право предложить покупателю лишь несколько способов оплаты, которые для него удобны, а также лишь несколько видов способов безналичной оплаты, которым он доверяет. Так, каждый из дистанционных продавцов принимает различные пластиковые карты к оплате, не каждый пользуется Яндекс-Деньги. В этом отношении закон никак не ограничивает право продавца устанавливать те способы оплаты, которые удобны для продавца.
В отношениях с покупателем продавец имеет больше установленных законом обязанностей, нежели прав. В любом случае, как и в любых гражданско-правовых отношениях, у сторон договора есть и права, и обязанности. Если у покупателя в какой-то части установлены права, — у продавца в той же части установлены обязанности. И наоборот.