Продажа товаров дистанционным способом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:10, реферат

Описание работы

С момента возникновения у гражданина дееспособности в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), он в полной мере способен своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Одно из привычных для нас действий — совершение покупок. До недавнего времени малознакомая в нашей стране, но уже привычная в других странах, дистанционная торговля с каждым годом завоевывает все большую популярность.

Файлы: 1 файл

продажа товаров преподователь попкова.docx

— 216.66 Кб (Скачать файл)

Пунктом 7 Правил продажи  товаров дистанционным способом устанавливает, что продавец не вправе без согласия покупателя выполнять  дополнительные работы (оказывать услуги) за плату. Покупатель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, то покупатель вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы. Например, при заказе стиральной машины в интернет-магазине, продавец заранее предупреждает вас о том, что ее подключение требует квалифицированной помощи профессиональных слесарей. Вы приняли к сведению информацию продавца, но от услуг бригады продавца отказались. При доставке вам указанного товара, рабочие продавца таки выполняют работы по установке и подключению стиральной машины (вас, допустим, не было дома, а были только родственники, не знавшие досконально о вашей договоренности с продавцом). В данном случае вы имеете полное право не оплачивать эти услуги, если вы не обговаривали их оказание с продавцом. А продавец не вправе требовать от вас оплаты оказанных вам по ошибке услуг. Также Правила продажи товаров дистанционным способом запрещают продавцу предлагать потребителю товары, не указанные в первоначальном предложении товаров к продаже. Не допускается и передача потребителю товаров, не соответствующих предварительной договоренности, если такая передача сопровождается требованием об оплате товаров.

К сожалению, не всегда покупатель имеет возможность заглянуть  внутрь упаковки, чтобы убедиться, что  доставлен именно тот товар, который  был заказан, и только заказанный товар. Именно для исключения подобных ситуаций Роспотребнадзор напомнил в вышеназванном письме об ответственности продавца не только перед покупателем, но и перед государством, которое за нарушение прав потребителя вправе привлечь такого продавца к административной ответственности.

Итак, при приеме товара покупатель проверяет целостность, комплектность  товара, соответствие доставленного  товара заказанному, наличие принадлежностей  к товару и документации к товару и прочие характеристики и данные доставленной вещи. Если все в порядке, и покупатель полностью удовлетворен покупкой, он расписывается в акте приема-передачи товара или в доставочном листе. Если не использовалась предоплата, производится постоплата. На данном этапе сделки следует помнить, что до передачи вещи покупатель вправе отказаться от товара в любое время, а после передачи товара — в течение 7 дней (п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом). А в случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Вот и все основные этапы  сделки купли-продажи, заключенной  дистанционным способом. Необходимо отметить наличие еще одного конечного, но не обязательного этапа в данных правоотношениях. Данный этап находится  уже за пределами непосредственного  совершения сделки и касается реализации покупателем права на возврат  товара, а также гарантийного обслуживания проданного товара. Подробнее об этих двух аспектах рассказывается в других разделах данной книги. 

 

1.5. Права и обязанности  покупателя и продавца 

 

Для того, чтобы иметь общее представление о правах и обязанностях сторон в договоре розничной купли-продажи товаров, заключенном дистанционным способом, начнем рассмотрение данного вопроса схематично, а затем раскроем каждый пункт по отдельности. Итак, каковы основные права покупателя?

Права потребителя (покупателя):

право на информацию о товаре, изготовителе и продавце;

право на просвещение в  области защиты прав потребителей;

право на безопасность товара;

право на качественный товар;

право на возврат товара;

право на обмен товара;

право на замену товара ненадлежащего  качества;

право на устранение недостатков  товара;

право на взыскание неустойки;

право на возмещение материального  ущерба и компенсацию морального вреда.

Рассмотрим вкратце каждый из вышеперечисленных пунктов в  отдельности.

1. Право на информацию  о товаре, изготовителе и продавце.

Прежде всего, право покупателя на информацию о товаре закреплено в ст. 495 ГК РФ. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную  информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Так, как согласно Правилам продажи товаров дистанционным  способом договор розничной купли-продажи  при дистанционной торговле заключается  на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием  товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках  или посредством средств связи, или иными способами, то совершенно естественно, что для покупателя в данном случае исключена возможность  непосредственного ознакомления с  товаром либо образцом товара при  заключении такого договора. Соответственно не могут быть наглядно продемонстрированы свойства товара и его возможности.

Правила продажи товаров  дистанционным способом предписывают продавцу до заключения договора розничной  купли-продажи в обязательном порядке  предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах  товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке  службы, сроке годности и гарантийном  сроке, о порядке оплаты товара, а  также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме (для импортных товаров — на русском языке) информацию о технических регламентах, цене, свойствах товара и прочих характеристиках товара, описанных еще в третьем вопросе настоящей главы.

10. Если приобретаемый  покупателем товар был в употреблении  или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна  быть предоставлена информация  об этом.

Информация о товарах  доводится до сведения покупателя в  технической документации, прилагаемой  к товарам, на этикетках, путем нанесения  маркировки или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Сведения об обязательном подтверждении  соответствия товаров представляются в порядке и способами, которые  установлены законодательством  РФ о техническом регулировании, и включают в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое  соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую  информацию о товаре, несет ответственность  и за недостатки товара, возникшие  после его передачи покупателю, в  отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с  отсутствием у него такой информации.

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя  вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном Законом РФ «О защите прав потребителей», в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Не менее важно наличие  информации и об изготовителе. Закон  РФ «О защите прав потребителей» определяет изготовителя как организацию независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, производящие товары для реализации потребителям. Согласитесь, очень много  зависит от того, кто произвел товар. Особенно в отношении товаров  импортного производства. Многие наверняка  еще время от времени сталкиваются с некачественными китайскими товарами. Другое дело, что указано в информации об изготовителе. Если товар фабричный, изготовлен в соответствии с передовыми технологиями, имеет соответствие принятой системы качества (например, российский ГОСТ), он разительно отличается от товара, произведенного неизвестным предпринимателем. В наше время наводнения рынка  товарами можно встретить две  одинаковые с виду вещи, но совершенно отличного друг от друга качества. Например, махровые полотенца, произведенные на фабрике в Китае, считаются одними из самых качественных по составу. Однако те же полотенца, произведенные не на фабрике, линяют, вытягиваются при первой же стирке, строчка разъезжается…. И товар не выдерживает никакой критики. Турецкие изделия из кожи фабричного производства при правильном уходе можно носить и десять лет, и более, а произведенные неизвестным «скорняком» — один сезон. Или два, если повезет…

Таким образом, информация об изготовителе товара может в корне  повлиять на решение приобрести тот  или иной товар. В связи с чем законодатель закрепил за покупателем право знать производителя товара, а за продавцом обязанность предоставить такую информацию.

2. Право на просвещение  в области защиты прав потребителей.

Право потребителей на просвещение  в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения  соответствующих требований в государственные  образовательные стандарты и  общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством  организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых  действиях по защите этих прав. При том, что Закон РФ «О защите прав потребителей» действует уже много лет, основная масса покупателей так и не знает свои права. Купив товар, не подошедший по размеру, пятьдесят процентов погорюют немного о зря потраченных средствах, поругают себя за оплошность и… положат его на дальнюю полку. Хорошо уже, что остальные пятьдесят процентов воспользуются своими правами, пойдут и поменяют товар. В настоящее время о правах потребителей не только бесплатно проконсультируют в обществе защиты прав потребителей, но даже и помогут составить претензию и выполнить иные действия по защите своих прав. В интернете огромное количество сайтов общественных организаций, да и официальных органов, на которых можно почерпнуть много нужной и полезной информации о правах потребителя, можно он-лайн задать вопрос юристу и получить консультацию и пр. Такого недостатка в просвещении в области защиты прав потребителей уже нет, как в то время, когда Закон РФ «О защите прав потребителей» только начинал работать.

3. Право на безопасность  товара.

Согласно ст. 7 Закона РФ «О Защите прав потребителей» потребитель  имеет право на то, чтобы товар  при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также  не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и  здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются  законом или в установленном  им порядке. Закон наделил изготовителя обязанностью обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара. Если изготовитель не установил  на товар срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю. Если жизни, здоровью или имуществу  потребителя причинен вред вследствие необеспечения безопасности товара, такой вред подлежит возмещению в полном объеме. Если для безопасности использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Если на товары законом  или в установленном им порядке  установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для  жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров указанным требованиям  подлежит обязательному подтверждению  в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия вышеуказанным требованиям. Таким образом, если для определенной группы товаров установлена обязательная сертификация, товар обязан быть сертифицирован.

Если установлено, что  при соблюдении потребителем установленных  правил использования, хранения или  транспортировки товара он причиняет  или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель обязан незамедлительно приостановить  его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых  случаях принять меры по изъятию  его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Если причины вреда  устранить невозможно, изготовитель обязан снять такой товар с  производства. При невыполнении изготовителем  этой обязанности уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей принимает меры по отзыву такого товара с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в  порядке, установленном законодательством  РФ. Убытки, причиненные потребителю  в связи с отзывом товара, подлежат возмещению изготовителем в полном объеме.

4. Право на качественный  товар (товар надлежащего качества).

Согласно ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи  условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный  для целей, для которых товар  такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был  поставлен покупателем в известность  о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования  в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу  и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует  образцу и (или) описанию. Если законом  или в установленном им порядке  предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. По соглашению между продавцом  и покупателем может быть передан  товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению  с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном  им порядке. Те же требования к качеству установлены и в ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», и в  п. 25 Правил продажи товаров дистанционным  способом.

Информация о работе Продажа товаров дистанционным способом