Продажа товаров дистанционным способом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:10, реферат

Описание работы

С момента возникновения у гражданина дееспособности в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), он в полной мере способен своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Одно из привычных для нас действий — совершение покупок. До недавнего времени малознакомая в нашей стране, но уже привычная в других странах, дистанционная торговля с каждым годом завоевывает все большую популярность.

Файлы: 1 файл

продажа товаров преподователь попкова.docx

— 216.66 Кб (Скачать файл)

На большинство видов  товаров устанавливается гарантия качества товара. Статьей 470 ГК РФ установлено, что товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать  вышеуказанным требованиям в  момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором  купли-продажи, и в пределах разумного  срока должен быть пригодным для  целей, для которых товары такого рода обычно используются. В случае, когда договором купли-продажи  предусмотрено предоставление продавцом  гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который  должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в течение  определенного времени, установленного договором (гарантийного срока). Гарантия качества товара распространяется и  на все составляющие его части (комплектующие  изделия), если иное не предусмотрено  договором купли-продажи.

Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором  купли-продажи. Если покупатель лишен  возможности использовать товар, в  отношении которого договором установлен гарантийный срок, по обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный  срок не течет до устранения соответствующих  обстоятельств продавцом.

Если иное не предусмотрено  договором, гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар  не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии  извещения продавца о недостатках  товара. Если иное не предусмотрено  договором купли-продажи, гарантийный  срок на комплектующее изделие считается  равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает течь одновременно с гарантийным сроком на основное изделие. На товар (комплектующее изделие), переданный продавцом взамен товара (комплектующего изделия), в котором в течение гарантийного срока были обнаружены недостатки, устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененный, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

Кроме гарантийного срока, устанавливаемого на большинство, но не на каждый товар, гражданское законодательство выделяет еще и срок годности товара. Так, законом или в установленном  им порядке может быть предусмотрена  обязанность определять срок, по истечении  которого товар считается непригодным  для использования по назначению (срок годности). Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы  он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором (ст. 472 ГК РФ). Так, срок годности мы привыкли проверять у продуктов питания, лекарств. Однако срок годности устанавливается  не только на портящиеся товары. Срок годности обязательно проставляется, например, на детские игрушки, косметические  товары, на магнитные носители и  практически на любой товар. Если срок годности не ограничен, изготовитель так и указывает «срок годности не ограничен». Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» на товар, предназначенный для длительного  использования, изготовитель вправе устанавливать  срок службы — период, в течение  которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования  товара по назначению и нести ответственность  за существенные недостатки. Изготовитель обязан устанавливать срок службы товара длительного пользования, в том  числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении  определенного периода могут  представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Срок службы товара может исчисляться  единицами времени, а также иными  единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами  измерения исходя из функционального  назначения товара).

На продукты питания, парфюмерно-косметические  товары, медикаменты, товары бытовой  химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным  для использования по назначению.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» накладывает на изготовителя обязательства  в области обязательной сертификации товара, и, соответственно, повышенную ответственность за выявление несоответствия сертифицированного товара требованиям, предъявляемым к нему. Так, при  появлении информации о несоответствии продукции техническим регламентам, изготовитель обязан провести соответствующую  проверку, а на период проверки принять  меры для того, чтобы возможный  вред, нанесенный такой продукции, не увеличился. На практике это означает временное приостановление производства или реализации такой продукции, что в масштабах предприятия  очень существенно.

Постановлением Правительства  РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 был утвержден  «Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации», к которым отнесены товары для детей, продукты питания, товары для профилактики и лечения  заболеваний, технические средства реабилитации инвалидов, косметические  товары, текстильные товары и прочие.

Постановлением Госстандарта РФ от 30 июля 2002 г. N 64 утверждена номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, а также номенклатура продукции, соответствие которой может  быть подтверждено декларацией о  соответствии.

Таким образом, вопрос о подтверждении  качества товара, соответствии его  характеристик требованиям безопасности очень жестко регламентирован. Вопрос о порядке установления сроков годности на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии подробно регламентирован ФЗ «О техническом регулировании».

Продажа товара по истечении  установленного срока годности, а  также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Закон вводит еще одно понятие  — дополнительное обязательство. Изготовитель вправе принять обязательство в  отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства  изготовителя, срок действия такого обязательства  и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем. Следует отметить, что  законодатель позволяет продавцу установить гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. В этом случае продавец вправе принять обязательство в  отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства  продавца, срок действия такого обязательства  и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и  продавцом.

Если обнаружены недостатки товара, в отношении которого гарантийные  сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах 2 лет  со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены  законами или договором.

Покупатель также вправе предъявить требования к продавцу в  отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Что такое «недостаток  товара»? Недостаток товара — это несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. Права потребителя различны при обнаружении простого, несущественного недостатка и при обнаружении существенного недостатка. Существенный недостаток товара — это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

Пункт 28 Правил продажи товаров  дистанционным способом, ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 475 ГК РФ регламентируют вопросы, связанные  с правами потребителя при  обнаружении в товаре недостатков. Так, покупатель, которому продан товар  ненадлежащего качества, если это  не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем  или третьим лицом;

б) соразмерного уменьшения покупной цены;

в) замены на товар аналогичной  марки (модели, артикула) или на такой  же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении  технически сложных и дорогостоящих  товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения  существенных недостатков.

В случае существенного нарушения  требований к качеству товара (обнаружения  неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены  без несоразмерных расходов или  затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после  их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору либо отказаться от исполнения договора купли-продажи  и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, либо потребовать  замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Требования об устранении недостатков или о замене товара могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Очень часто покупателя интересует ответ на вопрос: «Какие требования он вправе предъявить продавцу в случае ненадлежащего качества части товаров, входящих в комплект?» Покупатель вправе осуществить в отношении этой части товаров те же права, то есть либо потребовать возврата уплаченной суммы в обмен на возврат товара, либо потребовать замены товара, либо соразмерного уменьшения покупной цены и прочее.

По общим принципам, изложенным в ст. 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что  недостатки товара возникли до его  передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. Однако, в отношении товара, на который  продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем  правил пользования товаром или  его хранения, либо действий третьих  лиц, либо непреодолимой силы. То есть в этом случае доказывание появления  недостатков вне зависимости  от действия продавца или изготовителя законом возложено на продавца. Применительно к спорам о недостатках товара, на который установлена гарантия, можно сказать, что априори «покупатель прав», если продавец не докажет обратное.

Вот здесь главное помнить  о сроках обнаружения недостатков  переданного товара. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Следует учитывать при этом, что срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения. Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока. В случае, когда на комплектующее изделие в договоре купли-продажи установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие. Если на комплектующее изделие в договоре установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на него, независимо от истечения гарантийного срока на основное изделие. То есть если вы приобрели ноутбук, на который установлен гарантийный срок два года, а на жесткий диск изготовителем дан трехгодичный срок гарантии, то при обнаружении недостатков именно в жестком диске (как правило, это выясняется при проведении соответствующей диагностики в сервисном центре), то для предъявления претензий продавцу вам надлежит воспользоваться гарантийным сроком, установленным для жесткого диска, даже несмотря на то, что срок гарантии на основное изделие — ноутбук — к этому времени уже истек. Мы подробнее остановились на этой ситуации в связи с тем, что большинство покупателей, да и продавец, как правило, руководствуются гарантийным сроком, установленным на все изделие, забывая о специально установленных «удлиненных» сроках гарантии на некоторые комплектующие. И в первую очередь, это касается технически сложных товаров.

В отношении товара, на который  установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные  с недостатками товара, если они  обнаружены в течение срока годности товара. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Не следует забывать и  о сроках предъявления потребителем требований в отношении недостатков  товара, отдельно упомянутых в ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей». Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются  с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами РФ исходя из климатических условий  места нахождения потребителей. Не всегда продавец ставит покупателя в  известность о таком «специальном»  сезонном сроке. Как правило, намеренно. То есть, если вы купили зимние сапоги летом, а на них установлен гарантийный  срок в один месяц, данный срок начнет течь с начала зимнего сезона.

5. Право на возврат товара

Покупатель вместо предъявления вышеописанных требований, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать  возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его  счет покупатель должен возвратить товар  с недостатками.

Покупатель вправе также  потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные  Законом РФ «О защите прав потребителей»  для удовлетворения соответствующих  требований покупателя. При возврате товара ненадлежащего качества отсутствие у покупателя документа, подтверждающего  факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться  на другие доказательства приобретения товара у продавца.

И Закон РФ «О защите прав потребителей», и Правила продажи  товаров дистанционным способом обязывают продавца предоставлять  покупателю информацию о порядке  и сроках возврата товара. Информация о порядке и сроках возврата товара потребителем должна содержать:

а) адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара;

б) режим работы продавца;

в) максимальный срок, в течение  которого товар может быть возвращен  продавцу, или минимально установленный  срок (7 дней для возврата товара надлежащего  качества, а в случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена  в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с  момента передачи товара), предусмотренный  п. 21 «Правил продажи товаров дистанционным способом»;

Информация о работе Продажа товаров дистанционным способом