Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:10, реферат
С момента возникновения у гражданина дееспособности в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), он в полной мере способен своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Одно из привычных для нас действий — совершение покупок. До недавнего времени малознакомая в нашей стране, но уже привычная в других странах, дистанционная торговля с каждым годом завоевывает все большую популярность.
При рассмотрении споров между потребителем и продавцом закон предусматривает альтернативную подсудность дел. Потребителю предоставляется право выбора места предъявления иска. Исковое заявление может быть подано потребителем, права которого нарушены, в суд по своему месту жительства, по месту нахождения ответчика (изготовителя или продавца), либо по месту причинения вреда. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Право выбора суда принадлежит потребителю. Законодатель освободил потребителей от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав. Это касается и обращения с кассационной жалобой в вышестоящий суд при несогласии с решением суда первой инстанции.
Потребитель может вести в суде дело лично или через представителя (адвоката, сотрудников юридических фирм, общественных организаций потребителей и т.п.). А может просто пользоваться консультациями последних.
Исковое заявление можно подать судье лично в часы приема граждан, либо послать по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении). Закон не ограничивает вас и в порядке направления иска в суд. Есть только несколько требований к исковому заявлению.
Исковое заявление подается в письменной форме. В нем должны быть указаны:
наименование суда, в который вы подаете исковое заявление. Учтите, что если сумма вашего иска не превышает 100 000 (сто тысяч) руб., ваш спор подлежит рассмотрению мировым судьей (п. 5 ст. 23 ГПК РФ).
ваши полное имя, фамилия, отчество, местожительство. Не будет лишним и указание контактных телефонов, особенно, если ваше дело рассматривает мировой судья.
наименование ответчика, то есть продавца (исполнителя, изготовителя) товара, его местожительство, если он является предпринимателем, или местонахождение, если речь идет о юридическом лице;
изложение всех обстоятельств вашей покупки, обнаружения недостатков или иной возникшей проблемы с продавцом. Должны быть кратко, но полно и емко описаны основания выдвигаемых вами требований. Обязательно указание имеющихся доказательств, подтверждающих эти обстоятельства. То есть, в исковом заявлении вы указываете, когда, где, по какой цене вы купили товар, какими документами это подтверждается (товарный или кассовый чек, квитанция и т.п.), какие претензии у вас возникли (товар оказался некачественным, вы получили ненадлежащую информацию о товаре и пр.), какой имущественный и моральный вред вам при этом был нанесен, когда и какие претензии вы направляли ответчику и какой ответ получили.
ваши требования, которые вы можете предъявить в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».
цена иска, если он подлежит оценке, то есть общий размер ваших требований в денежном эквиваленте (возврат уплаченной за товар суммы, сумма неустойки, сумма морального и материального вреда);
перечень прилагаемых к заявлению документов.
подпись. (Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем, действующим по доверенности. Если подписывает такой представитель, к исковому заявлению необходимо будет приложить и копию его доверенности, а на судебном заседании представителю всегда иметь оригинал доверенности).
Для того, чтобы иметь более четкое представление, что собой представляет исковое заявление потребителя, чьи права нарушены, приведем небольшой пример простого искового заявления.
Мировому судье судебного участка
N 11 Ленинского района
г. Саратова
истец Петрова Анастасия Владимировна,
паспорт N 65432133, выданный УВД
Заводского района г. Саратова
22.12.1999 г., проживающая по
адресу: г. Саратов,
ул. Перспективная, д. 5.
Тел. дом. 44 15 21
Тел. моб. 8 917 144 34 12
Ответчик: ООО «Торговый дом»
(интернет-магазин «Заманчивые
покупки»),
Юридический адрес: Петровская
улица, д. 1
Тел. 15 15 15
О расторжении договора
купли-продажи, взыскании
уплаченной суммы, взыскании
морального вреда и расходов на
юридические услуги
Цена иска: 3200 руб. (три тысячи двести
рублей 00 коп.)
Исковое заявление
о расторжении договора купли-продажи
туфель, взыскании уплаченной
суммы, морального вреда и расходов на
юридические услуги
18 сентября 2008 г. я купила в интернет-магазине «Заманчивые покупки» (ООО «Торговый дом») женские спортивные туфли-мокасины голубого цвета, производства Испании за 1200 (одну тысячу двести) руб. Продажа товара была осуществлена дистанционным способом, который исключает возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром при заключении договора купли-продажи. По информации, предоставленной продавцом, туфли-мокасины были фабричного производства, качество, в том числе стойкость цвета, швов и деталей обуви гарантировалось производителем. Факт покупки подтверждается товарным чеком N 222.
Надев приобретенные туфли на следующий день, я попала в них под дождь. Придя домой, я обнаружила, что цвет туфель стал голубовато-зеленым в разводах, подошва на обоих туфлях в области носка отклеилась. Носить такие туфли стало невозможно. 21 сентября 2008 году я обратилась в интернет-магазин по указанному на сайте номеру телефона. Никто по телефону не стал прислушиваться к моим требованиям, и адрес фактического местонахождения директора магазина, склада, офиса мне никто так и не предоставил, несмотря на мои просьбы. По указанному на сайте юридическому адресу (иной информации выявить не удалось), я направила письменную претензию, составленную с помощью адвоката из юридической консультации. В претензии я требовала расторгнуть договор купли-продажи, вернуть мне сумму 1200 руб. Однако до сих пор никакого ответа от продавца не получила.
Я долго мечтала купить эти туфли-мокасины, но когда купила, то вместо чувства радости испытала чувство горечи из-за бракованной обуви. Кроме того, явно равнодушное отношение ко мне со стороны продавца сильно унизило мое достоинство. При моих звонках в магазин, узнав кто я и с какой проблемой звоню, со мной никто из сотрудников магазина больше не разговаривает. Кроме оскорбительного отношения со стороны продавцов и унижения я больше ничего не добилась.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» я вправе потребовать расторжения договора купли-продажи и возврата мне денежной суммы, уплаченной за товар.
Действиями сотрудников магазина мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, пережитых мною в результате унижения во время разговоров с продавцами магазина, отсутствия какого бы то ни было внимания к моим устным просьбам и письменной претензии. Нанесенный мне моральный вред я оцениваю в сумме 1000 (одна тысяча) руб.
Для защиты своих прав я вынуждена была обратиться к юристу, за услуги юриста я заплатила одну тысячу.
Расчет суммы исковых требований: 1200 руб. (стоимость туфель-мокасин), 1000 руб. (моральный вред), 1000 руб. (услуги юриста). Итого: 3200 руб. (три тысячи двести рублей 00 коп.)
На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 29 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612
прошу
1. Расторгнуть договор
купли продажи пары туфель-
2. Взыскать в мою пользу
с ООО «Торговый дом» денежную
сумму в размере 1000 руб. в
качестве компенсации
3. Взыскать в мою пользу с ООО «Торговый дом» денежную сумму в размере 1000 руб., уплаченных мной за юридические услуги.
Итого взыскать в мою пользу с ООО «ТДК» денежную сумму в размере 3200 (три тысячи двести рублей 00 коп.)
Приложение:
копия искового заявления;
копия товарного чека N 222;
копия претензии, отправленной в ООО «торговый дом» с почтовым уведомлением о вручении;
копия договора на оказание
юридических услуг с
30 сентября 2008 г.
_____________________ А.В. Петрова
Итак, исковое заявление
составили. Приложили копии чеков,
доверенностей и прочих документов.
В том числе копию искового
заявления для ответчика, так
как согласно требованиям ГПК
РФ исковое заявление
Теперь наступает стадия,
называемая в гражданском процессе
как «стадия подготовки дела к
судебному разбирательству». Суд
обязан подготовить дело по вашему
заявлению к судебному
Отдельно еще стоит остановиться на том, к чему вам следует быть готовым, если в числе своих требований вы требуете возмещение орального вреда. Под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на его другие нематериальные блага. К таким нематериальным благам можно отнести жизнь и здоровье, личную неприкосновенность, честь, достоинство, и доброе имя человека, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона не отчуждаемые и не передаваемые иными способами. В понятие морального вреда, помимо указанных страданий, включаются также те лишения, которые испытывает человек в результате отказа продавца (изготовителя, исполнителя) удовлетворить его законные и обоснованные требования, потеря времени на безрезультатное длительное ожидание удовлетворения претензии, неудобства, унижение, испытанное в результате невоспитанного, невнимательного и неэтичного поведения работников продавца (бросание трубок, оскорбление, и пр.). Когда человеку причиняют нравственные и физические страдания, он испытывает сугубо отрицательные эмоции. Устранить их немедленно невозможно, но можно компенсировать положительными эмоциями, которые могут наступить в результате принятия судом справедливого решения, восстановления справедливости. Ну и положительные эмоции вызывает и присужденная к выплате потребителю денежная компенсация. Так сказать, дополнительная форма возмещения морального вреда.
Большие трудности могут
возникнуть при определении степени
страдания потребителя, а, следовательно,
и суммы компенсации. В гражданском
праве ответственность
Компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотрена ст. 1099 ГК РФ, ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей». Размер компенсации морального вреда определяется судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Таким образом, ваше требование
о возмещении морального вреда суд
воспримет должным образом
При определении размеров
компенсации морального вреда суд
принимает во внимание степень вины
нарушителя, степень физических и
нравственных страданий, связанных
с индивидуальными
В России, как показывает практика, суммы, присуждаемые судами в возмещение морального вреда, в отличие от судов Европейских стран или США, редко превышают 50 000-100 000 руб. В реальности же можно получить всего несколько тысяч рублей. Почему судебная практика складывается в данном случае не в пользу потребителя — вопрос к судьям-практикам. Почему-то по большей части считается, что извинения продавца (изготовителя) уже в полной мере должны удовлетворить требования российского потребителя в части возмещения морального вреда.
И все-таки, в какую сумму определить нанесенный недобросовестным продавцом моральный вред? В данном случае можно использовать уже состоявшуюся судебную практику, обзоры, научные рекомендации. Так, например, нарушение имущественных прав потребителей в одном из случаев было оценено в 3600 руб.
Примером определения
размера нанесенного морального
вреда покупателю служит дело А. к
концерну «АвтоВАЗ»: «А., приобретя
автомобиль ВАЗ-21110 и обнаружив вскоре
в нем недостатки, обратился в
ОАО «АвтоВАЗ» (к продавцу) с претензией:
сначала с требованием об устранении
обнаруженных недостатков. Но так как
один и тот же недостаток обнаруживался
вновь и вновь, А. вновь обратился
к продавцу, но уже с заявлением
о принятии некачественного автомобиля
и возврате уплаченной денежной суммы.
Так как в добровольном порядке
продавец требования А. не исполнил, А.
обратился в суд с иском
к ОАО «АвтоВАЗ» о возврате
товара, взыскании стоимости