Продажа товаров дистанционным способом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:10, реферат

Описание работы

С момента возникновения у гражданина дееспособности в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), он в полной мере способен своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Одно из привычных для нас действий — совершение покупок. До недавнего времени малознакомая в нашей стране, но уже привычная в других странах, дистанционная торговля с каждым годом завоевывает все большую популярность.

Файлы: 1 файл

продажа товаров преподователь попкова.docx

— 216.66 Кб (Скачать файл)

Здесь же стоит указать  на то, что в случае обнаружения  покупателем в товаре недостатков  и выставлении продавцу требований в части расторжения договора купли-продажи и возврата ему  уплаченной за товар суммы, право  требовать возвращать товар принадлежит  продавцу. Такой порядок установлен ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». Исходя из положений данной статьи, покупатель обязан вернуть товар  с недостатками только если того требует  сам продавец. Поэтому вполне возможно, что продавец, учитывая какие расходы  он понесет из-за доставки к себе на склад некачественного крупногабаритного товара, учитывая, наличие или отсутствие запчастей для ремонта такого некачественного товара, просто придет к выводу, что ему это экономически невыгодно и сам предложит покупателю не возвращать такой товар. При этом стоимость товара он обязан будет вернуть в установленные сроки (10 дней).

3. Обязанность заменить  товар ненадлежащего качества.

Как упоминалось ранее, соответствующая  обязанность одной стороны договора подразумевает наличие соответствующего права другой стороны того же договора. Положения закона о замене товара ненадлежащего качества подробно описаны  при рассмотрении соответствующего права покупателя.

4. Обязанность обменять  товар.

В части обмена качественного  товара эта общая обязанность  продавца установлена в отношении  торговли на стационарных торговых местах. В призме дистанционной торговли, как мы с вами рассматривали в  этой же главе, данная обязанность практически  не действует, а значит, и не применима. В части же обмена некачественного  товара данный процесс именуется  как «замена товара ненадлежащего  качества», который мы и рассмотрели  еще в начале данной главы. 

 

Глава 2. Советы покупателю: от заказа товара до его получения 

 

2.1. Возврат товара надлежащего  или ненадлежащего качества 

 

Несмотря на то, что Закон  РФ «О защите прав потребителей» в  ст. 26.1 обязывает продавца в момент доставки товара знакомить покупателя с его правом на возврат товара, с правилами возврата товара, очень  мало организаций-продавцов делают это понятно и доступно для  каждого покупателя их товара. Бывает, что такое ознакомление заканчивается  просто ссылкой «Возврат и обмен  товара осуществляется в соответствии с действующим законодательством» или «…в соответствии с Законом  РФ «О защите прав потребителей»…», причем при этом указание на подзаконные  нормативные акты, регулирующие именно дистанционную торговлю, может и  отсутствовать совсем. Крупные интернет-магазины, работающие на рынке давно и снискавшие себе доверие покупателей, не опасаются размещать на своих сайтах целые разделы с подробным описанием прав потребителя, порядка и сроков возврата приобретенного товара. В этом случае покупатель еще до заключения договора купли-продажи, до получения товара имеет возможность ознакомиться с подобной информацией. Но такие продавцы, занимающиеся дистанционной торговлей, пока встречаются не так уж и часто. В большинстве случаев в момент доставки товара вы имеете возможность ознакомиться с порядком и сроками возврата товара. Даже если вас не ознакомили, ваши права потребителя на возврат товара гарантированы законами и подзаконными актами РФ.

В соответствии с п. 32 Правил продажи товаров дистанционным  способом информация о порядке и  сроках возврата товара потребителем должна содержать:

а) адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара. При этом не считается  указанием адреса указание на абонентский  ящик, то есть почтовый адрес. Не стоит  и забывать, что у предприятия-продавца может быть и юридический адрес, по которому данный продавец может  быть только зарегистрирован, но офис или магазин может не находиться физически. Если юридический адрес  совпадает с адресом магазина или склада, куда можно возвратить товар, тогда проблем не возникает. А если не совпадает?

Необходимо внимательно  знакомиться с данной информацией  при осуществлении покупки, и  по возможности, заранее. Если вы не смогли ознакомиться заранее, заказывая товар  через интернет или по почте, а  продавец в момент передачи товара не предоставил вам такую информацию, вам предстоит выяснять это уже  путем вашего обращения к продавцу. В случае же отправки товара не по адресу, по которому осуществляется возврат  товара, существует большая доля опасности  утери товара или возврата товара не продавцу. В этом случае вероятность  потерять и деньги за товар и сам  товар возрастает в разы. Не совершайте ошибок! Будьте внимательны: вам должна быть предоставлена информация именно об адресе, куда вы можете вернуть товар!

б) режим работы продавца, включающий в себя информацию о часах  работы, обеденном перерыве, выходных днях. Предстоящие праздничные дни, как правило, не учитываются, при  предоставлении информации о режиме работы. В этом случае следует руководствоваться  постановлениями Правительства, утверждающими  перенос выходных и праздничных  дней на следующий год. Перенос праздничных  дней в этом случае используется на всей территории России всеми предприятиями  и учреждениями, за исключением производств, носящих непрерывный цикл производства. Однако коммерческая организация может  использовать дежурный график работы, и магазин, торгующий дистанционным  способом, в праздничный день может  работать.

в) максимальный срок, в течение  которого товар может быть возвращен  продавцу, или минимально установленный  срок, предусмотренный «Правилами продажи  товаров дистанционным способом». Пункт 21 вышеуказанных Правил продажи  товаров дистанционным способом предусматривает право покупателя отказаться от товара в любое время  до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

г) предупреждение о необходимости  сохранения товарного вида, потребительских  свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также  документов, подтверждающих заключение договора. В соответствии с п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом и ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако, закон признает и то, что отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

д) срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар. Статья 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» императивно устанавливает ограничение по срокам возврата суммы, уплаченной покупателем за товар. Этот срок не может превышать 10 дней со дня предъявления покупателем соответствующего требования. Следует учитывать, что из этой суммы продавец в соответствии с указанным законом обоснованно вычтет расходы на доставку возвращаемого товара.

Согласно п. 34 Правил продажи  товаров дистанционным способом в случае, если возврат суммы, уплаченной покупателем в соответствии с  договором, осуществляется не одновременно с возвратом товара покупателем, возврат указанной суммы осуществляется продавцом с согласия покупателя одним из следующих способов:

наличными денежными средствами по месту нахождения продавца;

почтовым переводом;

путем перечисления соответствующей  суммы на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем.

Правилами продажи товаров  дистанционным способом бремя несения  расходов на осуществление возврата суммы, уплаченной покупателем в  соответствии с договором, возлагается  на продавца.

Итак, в каких случаях  может быть произведен возврат товара продавцу, производящему торговлю дистанционным  способом? Закон РФ «О защите прав потребителей»  и Правила продажи товаров  дистанционным способом предусматривают  два разных по своей природе основания  возврата товара:

1) по причине получения  товара ненадлежащего качества, наличия в товаре недостатков  или иных причин, по которым  товар не подошел или не  понравился покупателю.

2) по причине отказа  от товара надлежащего качества, размера, комплектности и пр.

Рассмотрим первый вариант. Установленное ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 29 Правил продажи товаров дистанционным способом право покупателя в случае получения товара ненадлежащего качества вместо предъявления требований о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление покупателем или третьим лицом, требований о соразмерном уменьшения покупной цены или о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, отказаться от исполнения договора позволяет покупателю возвратить товар продавцу и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.

Покупатель вправе также  потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные  Законом РФ «О защите прав потребителей»  для удовлетворения соответствующих  требований покупателя. Данный срок не может превышать десяти дней со дня  предъявления покупателем соответствующего требования продавцу.

Что в данном случае подразумевается  под убытками?

В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые  лицо, чье право нарушено, произвело  или должно будет произвести для  восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено (упущенная выгода).

В постановлении Пленума  Верховного Суда РФ и Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных  с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оговаривается, что при разрешении споров, связанных  с возмещением убытков, причиненных  гражданам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального  ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств и т.п.

Убытки, причиненные потребителю  в связи с нарушением изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его  прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда ГК РФ установлен ограниченный размер ответственности (например, ст. 796, 902 ГК РФ). При этом следует иметь в виду, что убытки возмещаются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором, а также что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождает лицо, нарушившее право потребителя, от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем (пп. 2, 3 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Если лицо, нарушившее право  потребителя, получило вследствие этого  доходы, потребитель вправе требовать  возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшим, чем такие доходы.

Пленумом Верховного суда в Постановлении N 7 от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел  о защите прав потребителей» было указано, что при определении  причиненных потребителю убытков  суд в соответствии с п. 3 ст. 393 ГК РФ вправе исходить из цен, существующих в том месте, где должно было быть удовлетворено требование потребителя, на день вынесения решения, если ГК РФ и Закон РФ «О защите прав потребителей» не содержат каких-либо изъятий из общих правил учета цен при определении убытков.

Учитывая это, при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, связанных с возвратом  товара ненадлежащего качества, суд  вправе удовлетворить требование потребителя  о взыскании разницы между  ценой такого товара, установленной  договором купли-продажи, и ценой  аналогичного товара на время удовлетворения требований о взыскании уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы, поскольку ГК РФ и  Закон РФ «О защите прав потребителей»  не содержат такого запрета.

Таким образом, установленное  Законом РФ «О защите прав потребителей»  право покупателя на выбор вида требований к продавцу (о замене, устранении недостатков, возврат или ином виде удовлетворения законных и обоснованных требований) относится ко всем видам  товаров, проданных покупателю в  ненадлежащем качестве, за исключением  дорогостоящих и технически сложных. В отношении дорогостоящих и  технически сложных товаров покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи, возвратить товар и  потребовать возврата уплаченной за него суммы только в случае обнаружения  в таких товарах существенных недостатков. Решение об отнесении  товара к дорогостоящим принимается  судом в каждом конкретном случае отдельно, о чем указал Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении  от 06 февраля 2007 г. N 6.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения  в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи  и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар  этой же марки (модели, артикула) или  на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара (ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»). По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного  недостатка товара;

нарушение установленных  Законом РФ «О защите прав потребителей»  сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования  товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных  недостатков.

К технически сложным товарам  постановлением Правительства от 13 мая 1997 г. N 575 «Об утверждении перечня  технически сложных товаров, в отношении  которых требования потребителя  об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах  существенных недостатков» отнесены:

автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;

мотоциклы, мотороллеры;

снегоходы;

Информация о работе Продажа товаров дистанционным способом