Продажа товаров дистанционным способом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:10, реферат

Описание работы

С момента возникновения у гражданина дееспособности в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), он в полной мере способен своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Одно из привычных для нас действий — совершение покупок. До недавнего времени малознакомая в нашей стране, но уже привычная в других странах, дистанционная торговля с каждым годом завоевывает все большую популярность.

Файлы: 1 файл

продажа товаров преподователь попкова.docx

— 216.66 Кб (Скачать файл)

катера, яхты, лодочные моторы»

холодильники и морозильники;

стиральные машины автоматические;

персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;

тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

В соответствии с вышеуказанным  постановлением Правительства РФ по истечении 15-дневного срока единственным основанием для замены товара или  отказа от договора купли-продажи поименованных  в нем товаров факт наличия  в этих товарах существенного  недостатка.

Из текста ст. 475 ГК РФ можно  выявить понятие «существенного недостатка». Существенным признается неустранимый недостаток или такой  недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или недостаток, выявленный неоднократно, либо проявляющийся  вновь после его устранения, а  также другой подобный недостаток. Такое же определение «существенного недостатка» дается и в Законе «О защите прав потребителей».

Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) N 01/2889-8-32 от 31 марта 2008 г. «О порядке применения отдельных положений Закона РФ «О защите прав потребителей» в связи с принятием Федерального закона от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» обращается внимание на недопустимость расширительного толкования ни перечня технически сложных товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ, ни самого постановления Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575. В контексте соответствующих положений п. 1 ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» отсутствие расширительного толкования никак не ограничивает номенклатуру технически сложных товаров, в отношении которых в случае нарушения установленных данным законом сроков устранения недостатков товара или невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его недостатков, потребитель в течение пятнадцати дней с момента передачи ему таких товаров вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы либо предъявить требование о замене на товар этой марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Согласно данному нормативному акту потребитель вместо предъявления требований о замене товара вправе в соответствии с гражданским  законодательством отказаться от исполнения договора розничной купли — продажи  и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Так, Романова Е.И. из Москвы посредством покупки товара дистанционным  способом через телемагазин приобрела  универсальную сумку-холодильник. На указанный товар был установлен двухлетний гарантийный срок, при  продаже товара все необходимые  сведения продавцом предоставлены, упаковка фирменная, не повреждена. Однако через два месяца сумка-холодильник  ломается. Неприятно, но бывает. Романова А.И. направляет товар в гарантийный  ремонт. Агрегат не возвращается ей из мастерской ни через неделю, ни через  месяц, ни даже через три. Все ее требования о соблюдении сроков ремонта, как  устные, так и письменные были проигнорированы. Мотивировав такой длительный ремонт отсутствием необходимых запасных частей на складе в Москве и отсутствием  письменного соглашения о сроках гарантийного ремонта, продавец не возвращал  сумку-холодильник из мастерской.

Согласно ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» если срок устранения недостатков товара не определен  в письменной форме соглашением  сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный  срок, объективно необходимый для  их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

Проконсультировавшись с  опытным юристом, гражданка Романова Е.И. не без помощи последнего составила  соответствующую претензию, в которой  в связи с нарушением установленных  Законом РФ «О защите прав потребителей»  сроков устранения недостатков товара, учитывая, что товар входит в перечень технически сложных товаров, утвержденный постановлением Правительства N 575 от 13 мая 1997 г., и воспользовавшись правами, предоставленными ей как потребителю, потребовала возврата уплаченной суммы. Телемагазин возвратил Романовой Е.И. уплаченную за товар сумму, конфликт был исчерпан.

Другой пример. Гражданин  Волохов В.С. приобрел через интернет-магазин  ноутбук ACER TravelMate 2413WLC. Гарантийный срок на приобретенный товар изготовителем был установлен 2 года. После месяца использования у ноутбука сгорел процессор. В мастерской по гарантийным обязательствам был произведен соответствующий ремонт, процессор заменен на новый. Через полгода после гарантийного ремонта и новый процессор сгорает. Гражданин Волохов В.С. терпеливо дожидается замены злополучного процессора и, думая, что два (а в его случае — три) раза снаряд в одну яму не попадает, продолжает использовать приобретенный ноутбук. Однако недели не прошло, как ноутбук ломается. Проклиная свою неудачную покупку, Волохов В.С. появляется на пороге мастерской вновь. Каково же было его удивление, когда мастер диагностировал такую же поломку, как и в прошлый раз, — сгорел процессор. Приостановив предъявление требования о ремонте ноутбука, Волохов В.С. направляет продавцу требование о расторжении договора купли-продажи, возврате ноутбука продавцу и возврате Волохову В.С. уплаченной денежной суммы. Учитывая, что интернет-магазин имел хорошую репутацию, не относился к разряду «интернет-магазинов — однодневок», Волохову В.С. без особой волокиты были возвращены деньги за ноутбук в полном объеме, ноутбук возвращен продавцу, обе стороны остались довольны цивилизованными отношениями. Волохов В.С. планирует и в дальнейшем пользоваться услугами этого интернет-магазина.

В приведенном примере  был приобретен ноутбук, являющийся переносным персональным компьютером. Постановлением Правительства от 13 мая 1997 г. N 575 «Об утверждении перечня  технически сложных товаров, в отношении  которых требования потребителя  об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах  существенных недостатков» персональные компьютеры с периферийными устройствами отнесены к технически сложным товарам. В соответствии с вышеуказанным  постановлением Правительства РФ некачественный ноутбук подлежал возврату только в  случае обнаружения в нем существенного  недостатка. На основании положений  ст. 475 ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей» выявленный неоднократно недостаток признается «существенным», ноутбук подлежит возврату с возвращением уплаченной за него суммы покупателю.

Но не все возникающие  случаи с поломками приобретенного товара так однозначны и понятны. И не все истории заканчиваются  без потерь и нервов. Простые на первый взгляд ситуации могут поставить  в тупик как продавца, так и покупателя.

Например, у гражданина Сивакина Т.К. сломался приобретенный через интернет-магазин сотовый телефон. Сивакин Т.К. в магазине потребовал возврата денег. Однако его направили в сервисный центр. Насколько правомерны действия продавца в данном случае? Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержденный постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575 не содержит указания на сотовый телефон в качестве технически сложного товара. Хотя назвать «простой» вещью сотовый телефон не придет в голову. Иного перечня технически сложных товаров Правительство РФ для целей замены не утверждало. Пользуясь этим, продавцы чаще всего относят сотовые телефоны к технически сложным товарам.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения  в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи  и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар  этой же марки (модели, артикула) или  на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению только в уже рассмотренных в настоящей главе случаях: при обнаружении существенного недостатка товара, при нарушении установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара, или же в случае невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Таким образом, если с момента покупки телефона прошло не более 15 дней, то продавец обязан был принять у гражданина Сивакина Т.К. товар и возвратить деньги, если выявленная неисправность возникла по вине производителя. Если же неисправность впервые возникла (обнаружена) после окончания 15 дневного срока, то продавец прав — Сивакину Т.К. предстоит обратиться в сервисный центр.

Однако ситуация не так  однозначна. В действующем перечне  технически сложных товаров нет  указания на сотовые телефоны, поэтому  к возврату такого товара могут быть применимы общие правила о  возврате некачественного товара. Но это вопрос очень спорный. И поэтому, как правило, применяется первый вариант развития событий.

А как быть при обнаружении  недостатков в товаре, состоящем  из нескольких частей? Гражданин Осокин В.Я. приобрел по каталогу кухонный гарнитур, состоящий из 11 предметов. Продавец установил на весь гарнитур срок гарантии — 6 месяцев. Но через месяц на пяти предметах, входящих в гарнитур, покупатель обнаружил множество недостатков. В данном случае кухонный гарнитур, несмотря на то, что состоит из нескольких частей, продавался в качестве единого  набора мебели, то есть одного товара. Гражданин Осокин В.Я. приобрел гарнитур, т.е. определенный набор мебели, и, выявив недостатки лишь на нескольких предметах  данного гарнитура, имеет право  на возврат всего набора мебели, включая и предметы мебели, в которых  не обнаружены недостатки. При возврате целого гарнитура продавец обязан возвратить гражданину Осокину В.Я. денежные средства за весь гарнитур.

В соответствии с п. 31 Правил продажи товаров дистанционным  способом при возврате товара ненадлежащего  качества отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт и условия  покупки товара, не лишает его возможности  ссылаться на другие доказательства приобретения товара у продавца, в  том числе на свидетельские показания, которые будут оцениваться судом  в совокупности со всем иными собранными по делу доказательствами.

Так, если вы приобрели товар  дистанционным способом, срок гарантии которого установлен на достаточно длительное время, есть вероятность утери за этот срок товарного или кассового  чека, подтверждающего покупку. Если чек утерян, то для подтверждения  покупки можно воспользоваться  свидетельскими показаниями совместно  проживающих с вами лиц, коллег и  пр. лиц, знающих о процессе вашей  покупки через интернет-магазин  или иную организацию, осуществляющую торговлю дистанционным способом.

Многих интересует, прав ли продавец, удерживающий часть стоимости  проданного некачественного товара, на которую стоимость товара понизилась в связи с использованием товара. Нет, продавец в данном случае не прав. При возврате денег за некачественный товар магазин должен вернуть  деньги в полном объеме, даже, несмотря на то, что покупатель уже длительное время пользовался товаром. Согласно п. 27 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Кроме того, в соответствии с п. 35 Правил продажи товаров  дистанционным способом расходы  на осуществление возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с  договором, несет продавец.

При этом, например, то обстоятельство, что оплата товара покупателем производилась  путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает  продавца от обязанности осуществить  возврат уплаченной покупателем  суммы при возврате покупателем  товара как надлежащего, так и  ненадлежащего качества (п. 36 Правил продажи товаров дистанционным  способом).

Ранее были рассмотрены случаи возврата товара ненадлежащего качества. А что делать с товаром надлежащего  качества, который вы приобрели, но он оказался вам не нужен по той  или иной причине. Что предусмотрел законодатель на такие случаи?

В соответствии со ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и  п. 21 Правил продажи товаров дистанционным  способом покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его  передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней.

Типичная ситуация. Вы увидели  рекламируемую вещь в телемагазине, о которой давно мечтали, сразу  заказали ее. Но до даты доставки ее вам  вы случайно обнаруживаете, что абсолютно  такая же вещь продается в гипермаркете неподалеку от дома. Дешевле, и не надо ждать доставки. Вы начинаете жалеть о том, что поторопились с заказом  и, сетуя на несправедливость жизни, идете домой и обреченно ждете  уже заказанный в телемагазине товар. Но не все так однозначно. Вышеназванное  положение Правил продажи товаров  дистанционным способом позволяет  покупателю отказаться от покупки в  любое время до ее доставки. Вы имеете право передумать. Никто не заставит вас купить в обычном магазине то, от чего вы отказались еще не дойдя до кассы. Вы выбираете товар, снимаете его с полки, разглядываете, читаете состав и информацию о производителе. Набираете целую корзину, но потом передумываете и часть товара возвращаете (в целости и невредимости) на полки. Вас же не обязывают покупать такой товар? Так и в случае с покупками, совершаемыми дистанционно. Вы можете смело отказаться от своего заказа в телемагазине, сообщив в надлежащей форме об этом продавцу, и совершить покупку той же вещи в другом месте.

Кроме того, вы имеете право  расторгнуть договор купли-продажи  даже после того, как заказанную вами вещь доставили. На такой отказ  от покупки надлежащего качества законодатель выделил вам 7 дней. В  течение этого срока вы имеете право возвратить товар продавцу, соблюдая требования, предъявляемые  Правилами продажи товаров дистанционным  способом к возвращаемому товару.

В случае если информация о  порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена  в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с  момента передачи товара.

Информация о работе Продажа товаров дистанционным способом