Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является освещение методических основ проведения маркетингового исследования рынка; изучение рынка спортивной одежды г. Красноярска. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность маркетингового исследования рынка, определить потребность в его проведении;
проанализировать структуру рынка спортивной одежды, объема ввоза и вывоза продукции и рассчитать потенциал рынка; исследовать товарную и ценовую политику на рассматриваемом рынке; провести анализ покупательского спроса и потребительских предпочтений на спортивную одежду в г. Красноярске; сформулировать и обобщить выводы.
Введение……………………………………………………………….3
Принципы и концептуальные подходы к проведению маркетинговых исследований………………………………………………5
Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований………………………………………………..5
Формулирование целей маркетингового исследования…6
Основные принципы проведения маркетинговых исследований………………………………………………..8
2. Исследование предложения на рынке спортивной одежды г. Красноярска…………………………………………………………………..11
2.1 Анализ тенденций формирования предложения на рынке спортивной одежды г. Красноярска………………………………………………………11
2.2 Исследование товарной политики на рынке спортивной одежды г. Красноярска…………………………………………………………………..14
2.3 Исследование ценовой политики на рынке спортивной одежды г. Красноярска…………………………………………………………………..25
2.4 Анализ факторов и оценка потенциала рынка спортивной одежды г. Красноярска………………………………………………………………….30
3. Исследование спроса на рынке спортивной одежды г. Красноярска………………………………………………………………….34
3.1 Анализ спроса и потребительских предпочтений на рынке спортивной одежды г. Красноярска……………………………………………………..34
3.2 Сегментация потребителей на рынке спортивной одежды г. Красноярска…………………………………………………………………45
3.3 Оценка емкости рынка спортивной одежды г. Красноярска…………………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………50
Таблица 21.
Анализ известности и покупаемости фирм производителей спортивной одежды г. Красноярска.
Фирма производитель |
известность |
покупаемость |
Bosco Sport |
1,2 |
1,1 |
Adidas |
3 |
2,5 |
Reebok |
3 |
2,4 |
Nike |
3 |
2,4 |
Puma |
2,9 |
2,5 |
O’neill |
1,8 |
1,3 |
Termit |
1,1 |
0,6 |
Columbia |
2,4 |
1,5 |
Salomon |
1,7 |
1,6 |
Kappa |
0,9 |
0,5 |
Fila |
2,3 |
1,8 |
Lotto |
0,9 |
0,6 |
Asics |
1,6 |
1,5 |
Umbro |
1,2 |
0,9 |
Scorpio |
0,9 |
0,5 |
Espirit |
0,5 |
0,5 |
Mizuno |
1,8 |
1,2 |
Далее рассмотрим предпочтения потребителей в выборе места приобретения спортивной одежды. Для начала проанализируем ответы респондентов на вопрос "Вы занимаетесь спортом?".
На основании ответов построим рисунок 13.
Рис. 13. Анализ ответов на вопрос: "Вы занимаетесь спортом?"
Из данного рисунка видно, что самый большой процент из всей выборки занимает группа людей, которые занимаются спортом на уровне любителя. То есть, как уже упоминалось выше, эти люди предпочитают здоровый образ жизни.9% из всех респондентов занимаются спортом профессионально. Это самая маленькая группа. И средней группой является группа, в которую входят люди, которые совсем не занимаются спортом, даже на уровне любителя. Таких респондентов 32%. Это не очень хороший показатель, так как эти люди не следят за своим физическим состоянием, а как следствие быстрое накопление умственной усталости и снижение производительности труда.
На основании анкетного опроса проанализируем зависимость выбора места покупки спортивной одежды в зависимости от занятий спортом. Сгруппируем ответы в таблицу 22.
Из этой таблицы мы можем видеть, что респонденты занимающиеся спортом профессионально предпочитают покупать спортивную одежду в специализированных магазинах. Так ответило 7% опрошенных из 9% респондентов входящих в эту группу. Покупку этими людьми спортивной одежды в специализированных магазинах можно объяснить тем, что одежда, которую предлагают к продаже специализированные магазины, больше предназначена к профессиональным занятиям спортом, чем просто к активному отдыху.
Таблица 22.
Анализ выбора места покупки спортивной одежды в г. Красноярске в зависимости от занятий спортом.
Занятия спортом |
Место приобретения спортивной одежды |
Процентное соотношение, % |
да, профессионально |
в специализированных магазинах |
7 |
в монобрендовых магазинах |
1 | |
в мультибрендовых сетях |
1 | |
Занимаюсь на уровне любителя |
в специализированных магазинах |
6 |
в монобрендовых магазинах |
26 | |
в мультибрендовых сетях |
27 | |
Нет, не занимаюсь вообще |
в специализированных магазинах |
- |
в монобрендовых магазинах |
21 | |
в мультибрендовых сетях |
11 |
Респонденты, занимающиеся спортом на уровне любителя, почти в равной степени предпочитают покупать спортивную одежду как в монобрендовых магазинах, так и в мультибрендовых сетях.26% предпочитают покупать в монобрендовых магазинах и 27% - в мультибрендовых сетях.
Люди, которые не занимаются спортом вообще, предпочитают покупать спортивную одежду в монобрендовых магазинах. Так ответили 21% опрошенных из 32% респондентов этой группы. Это еще раз говорит о том, что значительная часть спортивной одежды приобретается не для занятия спортом, а для свободного времяпрепровождения.
Далее проанализируем, в каких же торговых точках жители г. Красноярска предпочитают покупать спортивную одежду. Из-за невозможности прочтения некоторых фирм производителей спортивной одежды исключим из вариантов ответов такой ответ, как "Рынок".
Результаты анкетирования сгруппируем в таблице 23.
Таблица 23.
Анализ предпочтений выбора торговой точки для покупки спортивной одежды в г. Красноярске, %
Название торговой точки |
Никогда не покупаю |
Покупаю редко |
Покупаю периодически |
Покупаю постоянно |
Триал - спорт |
87 |
2 |
5 |
6 |
Adidas |
14 |
26 |
49 |
11 |
Nike |
17 |
21 |
52 |
10 |
Kappa |
91 |
7 |
2 |
- |
Спортугалия |
24 |
38 |
31 |
7 |
Спортмастер |
22 |
22 |
31 |
25 |
Чемпион |
47 |
32 |
16 |
5 |
Адреналин |
56 |
26 |
10 |
8 |
Грот - спорт |
89 |
2 |
2 |
7 |
Спортивный стиль |
29 |
34 |
31 |
6 |
Мир спорта |
12 |
28 |
36 |
24 |
Ассорти |
11 |
31 |
26 |
32 |
Из данной
таблицы можно сделать
Самый большой процент ответов "никогда не покупаю" на вопрос "Укажите, пожалуйста, в каких торговых точках Вы покупаете спортивную одежду", набрала торговая точка Kappa - 91%. Как известно, эта торговая точка находится в п. Солонцы. Это далеко от центра города, поэтому очень маленький процент потребителей предпочитают там совершать покупки. Так же большой процент ответов "никогда не покупаю" наблюдается у торговых точек Грот-спорт и Триал-спорт, 89% и 87% соответственно. Низкую покупаемость в этих торговых точках можно объяснить тем, что это специализированный магазин и там совершают покупки в основном респонденты, занимающиеся спортом на профессиональном уровне.
Ответов
"Покупаю периодически" самый
большой процент у таких
Реже всего совершают покупки в Спортугалии и Спортивном стиле. Ответ "покупаю редко" встречается в 38% и 34% проанализированных анкетах, соответственно. Понять, почему респонденты редко совершают покупки в этих сетях поможет анализ факторов важности при выборе места покупки спортивной одежды. (рисунок 14). Анализ проведем путем вычисления среднего балла. Как видно из этого рисунка самым главным фактором является "совет друзей/знакомых" - 1,63. На втором месте (средний балл 2.27) стоит такой фактор как "широта ассортимента". Отсюда можно сделать вывод, что покупателю важно наличие большого ассортимента видов спортивной одежды и фирм производителей. Этим можно объяснить выбор основного места покупки - мультибрендовые сети. Немало важными факторами выбора места покупки являются "наличие сезонных скидок" и "наличие дисконтной карты магазина", их средние баллы 3,34 и 3,56. Это означает, что система скидок в магазине привлекает покупателей.
Как можно видеть из данного рисунка, фактор "расположение магазина относительно дома" (4,58 балла) влияет не значительно. Занятое им предпоследнее место из всех предлагаемых факторов, свидетельствует о его не значительности при выборе места покупки. Эту незначительность можно объяснить относительно не большим по площади городом и потребителей не особо затрудняет переехать из одного конца города в другой для осуществления покупки по совету друзей или знакомых.
Как и при выборе производителя одежды, так и при выборе места покупки респонденты наименьшее внимание уделяют рекламе. Из этого можно заключить, что затраты торговых предприятий на рекламу будут скорее всего не рентабельны.
Рис. 14. Анализ факторов важности при выборе места покупки спортивной одежды.
Таблица 23.
Анализ суммы тратимой на покупку спортивной одежды в г. Красноярске в зависимости от дохода на одного члена семьи, %
Доход на одного члена семьи, тыс. руб. |
сумма на покупку, тыс. руб |
Процентное соотношение, % |
до 5 |
менее 1 |
6 |
от 1 до 5 |
14 | |
от 5 до 10 |
1 | |
более 10 |
- | |
от 5 до 10 |
менее 1 |
- |
от 1 до 5 |
9 | |
от 5 до 10 |
26 | |
более 10 |
8 | |
от 10 до 20 |
менее 1 |
- |
от 1 до 5 |
- | |
от 5 до 10 |
8 | |
более 10 |
23 | |
свыше 20 |
менее 1 |
- |
от 1 до 5 |
- | |
от 5 до 10 |
1 | |
более 10 |
4 |
Анализирую данную таблицу можно заключить следующее: Потребители с доходом на одного члена семьи до 5 тыс. руб в основном тратят на покупку спортивной одежды в сезон от 1 до 5 тыс. руб. так ответило 14% респондентов из 21% потребителей этой группы. Чаще всего, как мы уже видели, они покупают спортивную одежду Азиатских фирм производителей, это одежда низкого качества и соответствующего ценового сегмента.
26% респондентов из 43% этого сегмента с доходом от 5 до 10 тыс. руб. тратят на покупку спортивной одежды в сезон от 5 до 10 тыс. руб. Это показывает, что потребитель готов тратить примерно 1/3 от своего дохода на одного члена семьи в квартал.
Респонденты с доходом от 10 до 20 тыс. руб. и свыше 20 тыс. руб. в большинстве своем тратят на покупку спортивной одежды в сезон более 10 тыс. руб. Как уже отмечалось, респонденты с таким доходом предпочитают покупать одежду европейских фирм производителей, а это фирмы, которые выпускают одежду хорошего качества и естественно с высокой ценой. Но как видно из таблицы 23, покупатели этих ценовых сегментов, прежде всего, обращают внимание на достойное качество спортивной одежды.
Проанализировав
спрос и предпочтения потребителей
спортивной одежды в г. Красноярске
можно сделать следующие
Для большинства потребителей при покупке спортивной одежды решающим фактором является достойное качество одежды, на второй план выходит цена.
Анализ потребительских предпочтений показал, что большинство потребителей предпочитают покупать спортивную одежду европейских фирм производителей.
Большинство потребителей предпочитает покупать спортивную одежду в мультбрендовых сетях.
В ходе исследования было выявлено, что большинство красноярцев при выборе места покупки спортивной одежды ориентируются на совет друзей и знакомых.
По мнению ученых на сегодняшний день на российском рынке существует не так много областей, где еще есть резервы и потенциал для стремительного развития. Рынок спортивной одежды относится именно к таким сегментам.
В рамках третей главы "исследование спроса на спортивную одежду в г. Красноярск" проведем сегментацию потребителей.
В результате
полученной информации (с помощью
анкет) о потребителях было решено произвести
их сегментирование. Наиболее важными
критериями сегментации на рынке
спортивной одежды являются демографические
и социально-экономические
Сгруппируем респондентов по полу и возрасту (таблица 25).
Таблица 25.
Группировка респондентов по возрасту и полу.
мужчины |
женщины | |||
возраст |
чел |
уд. вес, % |
чел |
уд. вес, % |
До 22 |
8 |
19,05 |
11 |
18,97 |
23-40 |
18 |
42,86 |
24 |
41,38 |
41-60 |
14 |
33,33 |
20 |
34,48 |
Больше 60 |
2 |
4,76 |
3 |
5,17 |
итого |
42 |
100,00 |
58 |
100,00 |
Для большей наглядности на основании таблицы 25 построим гистограмму.
Рисунок 15. Группировка респондентов по возрасту и полу.
Для наиболее
полного представления о