Пути повышения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта состоит в анализе и оценке конкурентоспособности ООО «Кристалл».
Объектом исследования является ООО «Кристалл».
Задачи работы:
рассмотреть методологические основы и понятия конкурентоспособности предприятия;
провести анализ и оценку конкурентоспособности предприятия;
на основе проведенного исследования предложить мероприятия по обеспечению конкурентоспособности предприятия.

Файлы: 1 файл

Курсовой проект маркетинг.doc

— 804.00 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема конкурентоспособности носит универсальный, всемирный характер. Ныне она затрагивает практически все страны мира, всех товаропроизводителей.

Для того чтобы объективно оценить конкурентоспособность фирмы и ее товаров на рынке, руководителю и экономистам необходимо пользоваться методиками, которые бы позволили в короткие сроки и без дополнительных поисков информации рассчитывать показатель конкурентоспособности. Конечно, универсального метода не существует, и каждая из существующих моделей имеет свои ограничения и недостатки. Однако, пользуясь разработанными рекомендациями и методиками расчета показателя конкурентоспособности товара и фирмы, можно выявить первые угрозы со стороны конкурентов и предпринять соответствующие меры.

Немаловажное место в определении конкурентоспособности занимают вопросы имиджа и престижа, как фирмы, так и коммерческих и торговых специалистов фирмы, работающих по представлению и продаже товара потребителям. Показателями престижности фирмы могут служить степень признания на рынке и у потребителей, авторитета ее товарного знака (за что они согласны платить дороже), ее доля в общем объеме продаж данного товара, динамика его роста и т.д.

В последние годы, как в теории, так и на практике все больше уделяется внимания необходимости комплексного решения проблемы развития конкуренции и повышения конкурентоспособности предприятий.

Решение проблемы повышения конкурентоспособности предприятий предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ на рынке потребительских товаров.

Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ предприятия и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия. Все это делает актуальной тему данного курсового проекта.

Цель курсового проекта состоит в анализе и оценке  конкурентоспособности ООО «Кристалл».

Объектом исследования является ООО «Кристалл».

Задачи работы:

  1. рассмотреть методологические основы и понятия конкурентоспособности предприятия;
  2. провести анализ и оценку конкурентоспособности предприятия;
  3. на основе проведенного исследования предложить мероприятия по обеспечению конкурентоспособности предприятия.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

    1. Сущность конкурентоспособности предприятия

В условиях конкуренции важнейшим свойством фирмы является конкурентоспособность, и именно на ее обеспечение направлены усилия маркетинга.

Конкурентоспособность - это способность конкурировать за определенный объект, ограниченный ресурс и добиваться успеха в конкуренции с другими фирмами. Она означает способность прибыльно производить и реализовывать товарную продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других фирм - участников конкуренции на соответствующей рыночной нише.

Можно также определить конкурентоспособность как способность фирмы приобретать и/или удерживать определенную долю рынка как состояние и набор свойств фирмы, позволяющих ей эффективно вести конкурентную борьбу.

Конкурентоспособность фирмы зависит от совокупности конкурентных сил рынка  и от наличия конкурентных преимуществ.

Главное назначение конкурентоспособности - обеспечить достижение целей фирмы путем противодействия конкурентной среде.

Задачами конкурентоспособности являются обеспечение фирмы покупателями и ресурсами, защита от соперничества конкурентов.

Конкурентоспособность - понятие относительное и определяется в сравнении с конкурентами. Конкуренты могут быть действующими и потенциальными, это касается как фирм, так и товаров.

Конкурентоспособность можно разделить на активную и пассивную. Активная конкурентоспособность предполагает влияние на внешнюю среду, а пассивная - приспособление к внешней среде.

Источники конкурентоспособности фирмы заключены во внутренних ресурсах фирмы, которые позволяют адаптироваться к изменениям внешней среды.

Внешним выражением конкурентоспособности являются эффективные методы конкуренции, применяемые фирмой.1

Для формирования конкурентоспособности фирмы важны так называемые «критические факторы успеха» (КФУ) - небольшое количество самых важных областей, хорошие результаты в которых обеспечат успешную конкурентную позицию для организации. Плохие результаты в данных областях ведут к ухудшению деятельности компании в целом.

Существуют четыре основных фактора формирования КФУ фирмы:

  1. структура конкретной отрасли. Каждая отрасль по своей природе обладает набором КФУ. которые определяются особыми характеристиками отрасли. Одни отрасли являются капиталоемкими, другие - трудо или интеллектоемкими;
  2. конкурентная стратегия, позиция в отрасли и географическое расположение. Каждая компания в отрасли находится в уникальной ситуации, которая определяется ее историей и текущей конкурентной стратегией. Для небольших организаций в отрасли, в которой доминирует одна или две большие компании, действия, предпринимаемые этими основными компаниями, могут создать существенные проблемы. Конкурентная стратегия для небольшой фирмы может подразумевать занятие новой рыночной ниши, прекращение выпуска определенной товарной группы или перераспределение ресурсов среди различных товарных групп, различия в географическом расположении могут вести к разным КФУ у компаний (например, различия в уровнях доходов населения в разных регионах);
  3. факторы внешней среды. Изменения во внутреннем национальном продукте, экономике, политических факторах и демографической ситуации ведут к изменению КФУ различных отраслей и фирм:
  4. временные факторы. Внутренние организационные условия часто становятся временными КФУ. Эти факторы относятся к областям деятельности компании, которые особенно важны для компании в конкретный период времени, так как показатели в данных областях опустились ниже пороговых. Допустим, сокращение кредиторской задолженности будет критическим фактором успеха компании, поставщики которой отказались отгружать продукцию до ее погашения.

Превосходство в критических факторах успеха представляет собой конкурентное преимущество фирмы. Наличие конкурентных преимуществ определяет конкурентоспособность организации.2

Конкурентное преимущество - это исключительная ценность фирмы, дающая ей превосходство перед конкурентами. Это свойство организации, которое позволяет ей лучше своих соперников преодолевать силы конкуренции и выполнять работу по привлечению покупателей.

Традиционно выделяют два вида конкурентных преимуществ: преимущества в издержках и преимущества дифференциации (классификация М. Портера).

Преимущество в издержках - способность производить аналогичный товар с меньшими, чем у конкурентов, издержками. Это преимущество достигается за счет использования эффекта от масштаба при расширении производства, за счет нововведений в технологии, позволяющих снижать затраты на единицу продукции, за счет стандартизации продукции, снижения затрат на каждом этапе цепочки создания ценности.

Преимущество дифференциации - способность производить уникальный товар или товар с особыми свойствами, более эффективно удовлетворяющий ту же потребность, что и товар конкурентов. Это преимущество создается за счет нововведений в товаре, маркетинге, логистике, позволяющих добавить ценность к товару на каждом этапе цепочки создания ценности.

Конкурентные преимущества можно классифицировать также по уровню формирования стратегии фирмы. В зависимости от уровня формирования можно выделить конкурентные преимущества на функциональном, бизнес - и корпоративном уровне. Функциональные конкурентные преимущества заключаются в превосходстве организации в деятельности функциональных подразделений (производственного, финансового, маркетингового и других отделов). Все подразделения организации создают ценность (стоимость), и мы можем рассматривать фирму как набор видов деятельности, объединенных (по М. Портеру) в цепочку создания ценности, включающую логистику, производство, маркетинг, продажи и послепродажное обслуживание.

Конкурентное преимущество на бизнесуровне представляет собой преимущество перед конкурентами в области привлечения клиентов и включает в себя три основных типа: дифференциация (разновидность дифференциации - фокусированная дифференциация), лидерство по издержкам и быстрое реагирование. Особое внимание должно уделяться выбору рыночных ниш и их защите. Набор конкурентных преимуществ бизнесуровня может составлять конкурентное преимущество корпоративного уровня.

Конкурентные преимущества на корпоративном уровне представляют эффективное комбинирование бизнесединиц фирмы, дающее превосходство перед конкурентами либо в большей устойчивости корпорации и более эффективном использовании внутренних ресурсов (при горизонтальной диверсификации), либо в лучшем контроле над ресурсами (при вертикальной интеграции). Горизонтальная диверсификация может рассматриваться как подвид корпоративного конкурентного преимущества, достигаемого за счет разнообразия структурных подразделений, функционирующих в различных отраслях. Вертикальная интеграция - вторая разновидность корпоративного конкурентного преимущества, достигающегося за счет объединения предприятий одной отрасли, но различных стадии процесса обработки продукта.

Наибольшую ценность представляют конкурентные преимущества, образующиеся за счет синергии различных конкурентных преимуществ бизнесуровня, а также функционального уровня. Диверсификация, которая усиливает цепочку создания ценности и увеличивает конкурентные преимущества, является наилучшим вариантом корпоративного преимущества.

Корпоративные преимущества позволяют компаниям успешно конкурировать с неинтегрированными соперниками. Для получения корпоративных преимуществ фирма должна развивать способность активного воздействия на конкурентов, в том числе возможность приобретать производственные мощности (поглощать другие компании).

Для обеспечения высокой конкурентоспособности важно обеспечивать устойчивые конкурентные преимущества.

Существуют два подхода к обеспечению устойчивого конкурентного преимущества. Первый - защищенное позиционирование на рынке, согласно которому устойчивое преимущество заключается в выборе и удержании рыночной ниши.

Устойчивость данного преимущества обеспечивается за счет следующих факторов:

  1. уникальность конкурентной позиции (рыночной ниши) компании;
  2. подчинение всей деятельности компании определенной стратегии;
  3. четкая демонстрация конкурентам, что данная уникальная позиция требует от компании принесения в «жертву» других позиций, т.е. стратегия, которой придерживается компания, несовместима с другими стратегиями (не стоит «гнаться за двумя зайцами» одновременно);
  4. целостный набор взаимодополняемых видов деятельности.

Второй подход - создание уникальной ресурсной базы фирмы, когда устойчивые конкурентные преимущества обеспечиваются не копируемыми внутренними ресурсами фирмы. В современной экономике такими ресурсами являются нематериальные ресурсы фирмы, к которым относятся:

  1. человеческий капитал - совокупность знаний и умений работников фирмы;
  2. структурный капитал - организационные стратегии, организационная культура фирмы;
  3. отношенческий капитал - наработанные связи с поставщиками, потребителями, государственными и иными организациями, важными для ведения бизнеса.

Новые критические факторы успеха организации связаны с доступом, защитой, обработкой и созданием информации. В условиях информационной экономики наиболее конкурентоспособными будут информационно насыщенные организации с количеством информации, большим, чем у конкурентов.

Информация в организации увеличивается следующими способами:

  1. приобретение информационных ресурсов;
  2. материализация идеальной информации (знаний и навыков работников);
  3. создание новой информации и тиражирование старой;
  4. увеличение знаний персонала.

Конкурентоспособность основывается на наличии сравнительных преимуществ одного предприятия по отношению к другому.

Любая фирма-производитель должна не только контролировать свое положение па конкурентном рынке, но также отслеживать и анализировать успехи предприятий-аналогов. Если предприятие реализует свой товар на международных рынках, то оно принимает участие в конкурентной борьбе па этих рынках. При этом одно и то же предприятие в рамках региона или республики может быть конкурентоспособным, а на мировом рынке - нет.

Количественная оценка уровня конкурентоспособности используется для принятия управленческих решений: на микроуровне - руководителями предприятий; на отраслевом уровне - руководителями министерств и ведомств; на региональном уровне - руководителями государственных региональных органов управления.3

Для систематизации многими экономистами была предпринята попытка классифицировать конкурентоспособность по разным направлениям: по субъектам хозяйствования, но видам производимой продукции, по видам производственной деятельности.

На основе изучения научных трудов и практического опыта оценки конкурентоспособности предприятия предлагается следующая се классификация:

  1. по форме собственности субъектов хозяйствования: конкурентоспособность государственных, частных и смешанных предприятий;
  2. по формам хозяйствования предприятий: конкурентоспособность за крытого и открытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, унитарного предприятия, полного и дополнительного товарищества, кооператива;
  3. по размерам предприятий: конкурентоспособность крупных, средних и малых предприятий. Малые предприятия более конкурентоспособны, т.к. они имеют небольшую численность персонала, прибыль, продажи и, следовательно, стимулы по сравнению с крупными предприятиями в виде налоговых льгот или других мотивационных механизмов, способствующих развитию и укреплению субъектов хозяйствования;
  4. по участию иностранного капитала: конкурентоспособность совместных, зарубежных и иностранных предприятий. Конкурентоспособность совместных предприятий выше, так как в их уставном капитале присутствует доля внутренних и иностранных инвесторов, что позволяет производить продукцию, конкурентоспособную как на внутреннем, так и внешнем рынке. За рубежные предприятия имеют низкую конкурентоспособность, так как национальный капитал вывезен из государства в качестве вклада в уставный капитал предприятия, зарегистрированного в другой стране. Данные действия не приветствуются государством, что снижает уровень конкурентоспособности предприятия. Уставный капитал иностранного предприятия на сто процентов принадлежит иностранным инвесторам;
  5. по отраслевому признаку: конкурентоспособность предприятий, относящихся к сфере материального производства (промышленность, связь, транспорт) и нематериального производства (здравоохранение, образование, наука). В свою очередь, в рамках каждой отрасли определяется конкурентоспособность предприятий подотрасли. Конкурентоспособность предприятий промышленности отличается по признакам характера сырья или назначения готового продукта. Так, выделяют конкурентоспособность предприятий энергетики, металлургии, машиностроения, химической, легкой и пищевой промышленности, производства строительных материалов. При определении конкурентоспособности предприятия машиностроения можно выделить конкурентоспособность предприятий станкостроения, автомобилестроения, тракторостроения, приборостроения и т.д.;
  6. по видам объединений: конкурентоспособность предприятий делится в зависимости от вида компании, в которую предприятие входит;
  7. по видам дробления: конкурентоспособность делится по дочерним предприятиям, филиалам и другим структурам с расчетным счетом и обособленным балансом или без них, с правом или без права юридического лица;
  8. по цели деятельности: конкурентоспособность делится на конкурентоспособность коммерческих, некоммерческих, смешанных предприятий. Уровень конкурентоспособности коммерческих предприятий выше, так как они ориентированы на увеличение прибыли и капитала.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности