Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 00:02, курсовая работа
Цель курсового проекта состоит в анализе и оценке конкурентоспособности ООО «Кристалл».
Объектом исследования является ООО «Кристалл».
Задачи работы:
рассмотреть методологические основы и понятия конкурентоспособности предприятия;
провести анализ и оценку конкурентоспособности предприятия;
на основе проведенного исследования предложить мероприятия по обеспечению конкурентоспособности предприятия.
Продавцы розничных магазинов самостоятельно формируют товарный ассортимент и заявки на необходимые продукты заведующим.
Следует отметить, что исследуемое предприятие работает 5 лет, при этом серьезных изменений в работе предприятия не происходило, поэтому в настоящий момент для данного предприятия эта организационная структура является сформированной и устоявшейся в течение многих лет.
Руководство организации не проводит маркетингового исследования рынка, конкурентов, покупателей. На предприятии не используются даже стандартные методы анализа и планирования деятельности предприятия. Главная цель любого коммерческого торгового предприятия - получение прибыли - на исследуемом предприятии не обозначена. Предприятие работает «как получится». Поэтому сложно говорить о существовании какой-либо стратегии для предприятия. Единственная задача, стоящая перед предприятием - продолжать работать на рынке.
Масштабы деятельности торгового предприятия характеризует, прежде всего, объем реализации продукции и динамика его роста.
Проанализируем динамику реализованной продукции предприятия, рассчитаем базисные и цепные темпы роста и прироста (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Анализ объема реализации продукции (в действующих ценах)
Год |
Объем реализации продукции, тыс.руб. |
Абсолютное отклонение, тыс.руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
2006 |
23237 |
- |
- |
- |
2007 |
28505 |
5268 |
122,7 |
22,7 |
2008 |
30310 |
1805 |
106,3 |
6,3 |
2009 |
57043 |
26733 |
188,2 |
88,2 |
2010 |
66518 |
9475 |
116,6 |
16,6 |
Итого |
- |
15281 |
- |
- |
Объем реализации продукции ООО «Кристалл» в действующих ценах возрос за 2006 -2010 гг. на 43281 тыс. руб. или более чем в 2,8 раза. За пять лет объем реализованной продукции на предприятии увеличивался ежегодно в среднем на 33,5%. В 2009 году прирост составил 88,2% за счет открытия нового магазина по адресу ул. Крупской 18.
За три последних года наблюдался рост валовой выручки и чистой прибыли. Однако прибыль возросла непропорционально меньше выручки от реализации. Это связано с несоизмеримостью роста потребительского спроса и роста материальных затрат, т.к. последние росли постоянно как из-за взвинчивания цен на коммунальные услуги, индексации заработной платы, роста стоимости на услуги сторонних организаций.
В данном разделе курсового проекта дается характеристика рынка основного товара, который занимает в структуре ассортимента наибольший удельный вес и реализация которого приносит наибольшую выручку. Характеристика рынков основных товаров представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Общая характеристика рынков основных товаров
Классификационный признак |
Типы рынков |
1 |
2 |
Территориальный охват |
Мотовилихинский район города Перми. |
Рыночный механизм воздействия государства |
Государство косвенно воздействует на спрос путем повышения минимальных размеров труда, увеличения заработной платы бюджетников. С другой стороны государство путем вмешательства различного рода инстанций ставят ощутимые препоны, сдерживающие развитие предпринимательства. |
Тип конкуренции |
Рынок монополистической конкуренции, т.к. существует великое множество фирм с аналогичным видом деятельности и однотипными предлагаемыми товарами, цены определяются исключительно рынком. |
Соотношение спроса и предложения |
Существует рынок покупателя, т.к. предложение зачастую превышает спрос. В условиях существующей чистой конкуренции это нормальное явление. |
Степень зрелости рыночных отношений |
Рынки на данном этапе находятся на переходном этапе, т.е. переходят в разряд развитых. Сотрудничество с фирмами-поставщиками носит постоянный характер. |
Продолжение таблицы 2.2
1 |
2 |
Соответствие действующему законода тельству |
Рынок легальный. Вся торгово-закупочная деятельность соответствует действующему законодательству. |
Срок использования товара |
Так как фирма осуществляет розничную торговлю продуктами питания, то здесь существует рынок краткосрочных товаров. |
Материальная специфика продукта |
Рынок продуктов, имеющих материальное воплощение. |
Степень агрегирования товаров |
Общегрупповой признак - продукты питания |
Тип потребления |
Рынок промежуточных продавцов |
Проведенный анализ помогает выявить рынки сбыта продукции ООО «Кристалл» - это рынок продовольственных товаров.
Рынок продукции сети магазинов «Кристалл» является рынком монополистической конкуренции, так как на нем присутствуют несколько конкурентов.
Хотя рынок сейчас насыщен подобными товарами, предприятие постоянно следит за повышением ассортимента продукции и качества обслуживания, старается использовать современные торговые технологии, что позволяет ему успешно конкурировать на рынке.
Оценивая структуру рынка (рисунок 6), целесообразно рассчитать коэффициент концентрации рынка, который показывает степень преобладания на рынке одной или нескольких крупных фирм. Индекс Герфиндаля рассчитаем по объемам продаж крупнейших 5-ти фирм-конкурентов анализируемого предприятия.
Рисунок 6. Структура рынка
Индекс Герфиндаля определяется как сумма квадратов долей рынка всех фирм, продающих продукцию на этом рынке:
Н=р21 + р22 + р23 + р24 + р25
Н=1225+225+225+25+25=1725
Это говорит о том, что на рынке не преобладает одна крупная фирма, а существует несколько фирм, которые имеют свои доли на этом рынке.
Рассчитаем долю рынка фирмы.
D=Qф/Qотрасли *100%
D=66518/400000*100% =17%
В целом можно сказать, что предприятие занимает неплохое положение на рынке хоть и есть достаточная конкуренция, но не нужно останавливаться на достигнутом. Нужно расширять рынки сбыта и ассортимент продукции.
Лидерами рынка принято называть фирмы, которые способны оказывать влияние на конъюнктуру рынка со стороны предложения товара
Таблица 2.3
Лидеры рынка
Организации |
Год создания |
Основное направление деятельности |
Количество занятых, чел. |
Доля рынка, % |
ООО «Виват-Трейд» |
2000г. |
Розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. |
50 |
35 |
ООО «Кристалл» |
2006 г. |
Розничная торговля продовольственными товарами. |
35 |
17 |
ООО «Продукты у дома» |
2006г. |
Розничная и оптовая торговля продовольственными товарами. |
30 |
15 |
ООО «Караван» |
2009г. |
Розничная торговля продовольственными товарами. |
12 |
15 |
ЧП Мамонова |
2010г. |
Розничная торговля продовольственными товарами. |
5 |
10 |
Данные для построения конкурентной карты представлены в таблице 3.3.
Таблица 2.4
Цены на продукцию фирм-конкурентов
Организация |
Доля рынка, q (%) |
Цена товара, ед. (хлеб ржаной) |
ООО «Кристалл» |
17 |
18,00 |
ООО «Виват-Трейд» |
35 |
19,00 |
ООО «Продукты у дома» |
15 |
18,50 |
ИП Мамонова |
10 |
18,50 |
ООО «Караван» |
15 |
19,00 |
МФК
«Виват-Трейд»
«Продукты у дома», «Караван»
ИП Мамонова
Доля рынка,%
Рисунок 7. Конкурентная карта
Как видно из рисунка 7 основными конкурентами ООО «Кристалл» являются те организации, которые лежат выше диагонали: ООО «Виват-Трейд», ООО «Продукты у дома», ООО «Караван». Самое лучшее положение занимает ООО «Виват-Трейд» с сетью магазинов «Виват».
Для достижения более высокой конкурентоспособности можно увеличить объем продаж и ассортимент продукции.
Следует отметить уровень острой конкуренции на рынке продовольственной продукции в г. Перми. Как было выявлено выше, основными конкурентами сети магазинов «Кристалл» являются следующие торговые фирмы: ООО «Виват-Трейд», ООО «Продукты у дома» и др.
Проведем балльный (по 9-ти бальной шкале) сравнительный анализ показателей ведущих конкурентов с собственной деятельностью предприятия ( приложение 1).
По средним значениям факторов конкурентоспособности предприятия строим «многогранник конкурентоспособности» для каждого предприятия (рисунок 8).
__ «Кристалл» - - - - «Виват-Трейд» …… «Продукты у дома»
Рисунок 8. Многогранник конкурентоспособности предприятий
Вывод: ООО «Кристалл» в 1,17 раза конкурентоспособнее ООО «Продукты у дома», а ООО « Виват-Трейд» конкурентоспособней ООО «Кристалл» в 1,99 раза.
Определим показатель уровня конкурентоспособности сети магазинов «Кристалл» относительно предприятий - конкурентов как отношение площадей «многогранника конкурентоспособности» данной фирмы к площади «многогранника конкурентоспособности» сети магазинов «Кристалл».
S Кристалл(7,2*4,8) + (4,8*3,3) + (3,3*4,3) + (4,3*7,2) = 95,55
S «Виват-трейд» (8*6,3) + (6,3*5,8) + (5,8*7,5) + (7,5*8) = 190,44
S Продукты у дома (7,2*4,5) + (4,5*3) + (3*3,5) + (3,5*7,2) =81,6
Таблица 2.5
Резервы реализации повышения конкурентоспособности товара фирмы
Характеристики конкурентоспособности товара фирмы с низкими баллами (по отношению к товарам-конкурентам) |
Направления реали-зации выявленных резервов повышения конкурентоспособности товара фирмы |
Разработка путей и методов реализации выявленных ресурсов |
Престиж торговой марки |
Фирме следует приобрести известность у населения. |
Необходимо провести активную рек-ламную кампанию. Возможно прове-дение комбинированной рекламы. |
Условия финансирования в случае покупки |
В будущем фирма должна предоставлять льготы и скидки покупателям |
Планируется снизить предоплату заказов. |