Разработка методов бенчмаркинга торговых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Объектами бенчмаркинга могут быть продукция, затраты, бизнес-процесс, стратегии и т.д. Бенчмаркинг может также включать выявление лучших методов работы в самой компании (характерно для крупных компаний). Считается, что этот метод появился в начале 70-х годов XX века. С другой стороны, можно найти массу исторических аналогов: и деятельность Петра I в Голландии, и исследования трудовых оптимальных операций Фредериком Тейлором, и визиты японских специалистов в ведущие компании США и Западной Европы в 50-е годы XX века с целью изучения и последующего использования их опыта /8/.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

4
1. БЕНЧМАРКИНГ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
7
1.1. Сущность бенчмаркинга
7
1.2. Классификация и типы бенчмаркинга
13
1.3. Методы бенчмаркинга
24
1.4. Бенчмаркинг как функция предпринимательской деятельности
29
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «УФИМСКИЙ
МЯСОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»
37
2.1. Общая характеристика и структура управления предприятием
37
2.2. Основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия
41
2.3. Организация мерчендайзинга на предприятии
43
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ БЕНЧМАРКИНГА ТОРГОВЫХ
УСЛУГ ОАО «УФИМСКИЙ МЯСОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»
49
3.1. Изучение маркетинговых технологий для исследования рынка колбасных изделий
49
3.2. Анализ конкурентоспособности предприятия на основе технологии бенчмаркинга
58
3.3. Анализ процессов закупки и поставки предприятия
64
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

умкк диплом.doc

— 1.96 Мб (Скачать файл)

Рис.1.2. Значимость препятствий при выявлении конкурентоспособности

 

Внутренний бенчмаркинг  — это сравнение эффективности  работы разных подразделений одной  организации, например, сбыта и закупок. Внутренний маркетинг в России не слишком распространен, хотя иногда и проводится сравнительный анализ. Хорошим источником информации являются люди, поработавшие в других фирмах. Это идеальный вариант для бенчмаркинга — получение информации из первых рук /5/.

В значительной мере это связано с тем, что  завоевать рынок, превзойти конкурента, создать лучший продукт и получить прибыль хотят все предприятия (компания, фирмы). Конечно, можно решить подобные задачи самостоятельно, а можно воспользоваться опытом успешных предприятий. Для этих целей и используется бенчмаркинг как технология изучения и внедрения лучших методов бизнеса /7/.

Бенчмаркинг —  это механизм сравнительного анализа  эффективности работы одного предприятия (компании, фирмы) с показателями других, более успешных предприятий /10/.

“International Benchmarking Clearinghouse” так определил причины сегодняшней популярности бенчмаркинга:

  1. Глобальная конкуренция.
  2. Вознаграждение за качество.
  3. Осознанная необходимость использования мировых достижений в области производственных и бизнес-технологий.

Концепция бенчмаркинга направлена на непрерывное совершенствование деятельности предприятия и повышение его конкурентоспособности путем ориентации на высшие достижения во всех функциональных сферах. Основной причиной интереса к бенчмаркингу является естественное развитие концепции всеобщего управления качеством — Total Quality Management (TQM). Использование TQM помогло предприятиям понять, что они “делают плохо и как можно сделать это лучше”. Важнейшим компонентом концепции бенчмаркинга являются внутрифирменные технологии ведения бизнеса, на основе которых и определяются критерии и степени сравнения /12/.

Маркетинг предприятий, применяющих концепцию бенчмаркинга, должен предусматривать постоянное слежение за тем, чтобы проводимая ими  политика была понята и поддержана всеми его сотрудниками (Приложение Б). Важно также понять, что бенчмаркинг — это деятельность не одного человека, а целой команды, деятельность, которую необходимо стратегически встраивать в бизнес-план предприятия /1/.

Специалисты в  области бенчмаркинга считают, что под качеством товара следует понимать степень удовлетворения потребителей в процессе его использования. Соответственно первое, что необходимо сделать при переходе на использование концепции бенчмаркинга, — выявить потребности потребителей товара. Достаточно типичной ошибкой является концепция, утверждающая, что степень удовлетворения потребностей — производная от технических характеристик товара без учета уровня цен или условий оплаты и поставки /14/.

 

 

1.2. Классификация и типы бенчмаркинга

 

Есть множество определений бенчмаркинга, но в основном он включает в себя обучение, обмен информацией и адаптацию лучшего опыта для внесения постепенных изменений в работу. Так, в самом простом смысле, бенчмаркинг обозначает: «Совершенствование самих себя при обучении у других» /13/. Большинство организаций приспосабливают определения бенчмаркинга в соответствии со своими стратегиями и целями. На практике включает в себя:

  1. регулярно сравниваемые аспекты деятельности (функции или процессы) с лидерами в подобной деятельности;
  2. определение пробелов в деятельности вашей компании;
  3. поиск свежих подходов для внесения улучшений в работу компании;
  4. мониторинг внедряемых улучшений у других;
  5. отслеживание прогресса на предприятии и постоянная корректировка и пересмотр результатов и прибылей /6/.

Несмотря на то, что бенчмаркинг включает в  себя проведение сравнительной работы, он не является тем, что указано в таблице 1.3.

Правильно используемый бенчмаркинг показал себя как  один из наиболее эффективных современных  инструментов, способствующих устранению недостатков в работе компании /14/. Бенчмаркинг обеспечивает:

  1. эффективный «будильник», который помогает созреть готовности  к изменениям;
  2. практические пути, которыми могут быть достигнуты пошаговые изменения в работе посредством обучения у других, кто уже проводил подобные изменения;
  3. стимул для поиска новых путей и формирования культуры, восприимчивой к свежим подходам и идеям;
  4. возможности для персонала учиться новым навыкам и быть вовлеченным в процесс трансформации компании (Приложение В).

Таблица 1.3

Анализ понятия  бенчмаркинга

 

Бенчмаркинг –  это НЕ:

Потому что:

чистый конкурентный анализ

- наилучшим  образом бенчмаркинг осуществляется  совместно

сравнение сводных  таблиц

- главная цель  – узнать об обстоятельствах и процессах, которые стали фундаментом для улучшения работы

единовременная  фиксированная процедура, осуществляемая раз и навсегда

- проекты бенчмаркинга  могут длиться несколько месяцев и важно повторять их периодично, чтобы не отстать от окружающих изменений

копирование чьей-то работы или постоянная гонка за конкурентом

- в быстро  меняющихся обстоятельствах эффективная практика обновляется очень быстро. Также тот факт, что другие делают что-то по-другому, вовсе не означает, что они делают это лучше

подглядывание или шпионаж

- открытость  и честность необходимы для  успешного бенчмаркинга

промышленный  туризм

- если выезды  на площадку и осуществляются, они должны быть частью структурированной программы, ведущей к тщательному анализу


 

В частном секторе  цель бенчмаркинга – добиться конкурентоспособности. Бенчмаркинг был внедрен на успешных коммерческих предприятиях как средство поиска инноваций за рамками промышленной парадигмы, как способ находиться на переднем крае конкурентоспособности. Последние исследования показывают, что бенчмаркинг – это третий по популярности используемый инструмент /26/.

В Европе бенчмаркинг  используется как инструмент для  внесения улучшений в работу как общественных, так и коммерческих организаций, как средство повышения конкурентоспособности европейской экономики в целом. Европейская комиссия стала во главе программы инициатив бенчмаркинга, в которой государства-участники будут вести проекты, которые позволят им изучить успешный опыт других /1/. В частности, в рамках Генерального директората ЕС, инициативы бенчмаркинга были направлены на улучшение конкурентоспособности организаций, работающих на трех уровнях:

  1. Бенчмаркинг условий для бизнеса акцентирован на улучшении внешнего окружения, в котором работают фирмы.
  2. Бенчмаркинг предприятий акцентирован на улучшении внутреннего окружения в рамках фирм и нацелен на пропаганде бенчмаркинга среди малых и средних предприятий.
  3. Отраслевой бенчмаркинг акцентирован на проблемах конкурентоспособности, которые возникают в рамках одной отрасли, и включает в себя работу с партнерами из смежных отраслей /3/.

Бенчмаркинг может также производить  положительный эффект на те аспекты, которые необходимы для поддержки постоянного улучшения работы предприятия, например:

  1. Повышается внимание к работе своей компании, внутри компании открыто обсуждаются ее сильные и слабые стороны.
  2. Изучение опыта других дает больше уверенности в развитии и применении новых методов и подходов.
  3. Больше вовлекается и мотивируется персонал в рамках программ внутренних изменений на предприятии.
  4. Повышается желание обмениваться с другими компаниями решениями общих проблем и достигать консенсуса в проведении изменений.
  5. Лучше видна «общая картина» и разворачивается более широкая перспектива взаимодействия факторов, которые способствуют внедрению наилучшего опыта.
  6. Повышается качество сотрудничества и приходит понимание взаимодействия между и внутри организаций /13/.

Бенчмаркинг –  очень многосторонний инструмент, который  может применяться различными способами, чтобы отвечать самому широкому диапазону требований к улучшению /27/.

Стандартные виды (Приложение Д) бенчмаркинга включают в себя /27/:

  1. Стратегический бенчмаркинг используется там, где организация хочет улучшить свою общую деятельность, посредством изучения долгосрочных стратегий и общих подходов, которые помогли другим компаниям-лидерам преуспеть. Он включает в себя аспекты высокого уровня, такие как ключевые направления развития, развитие новых продуктов и услуг, изменение баланса деятельности компании.
  2. Бенчмаркинг деятельности или конкурентоспособности используется организациями для рассмотрения своих позиций по производственным характеристикам ключевых продуктов и услуг. В этом случае партнеры по бенчмаркингу привлекаются из той же отрасли.
  3. Бенчмаркинг процессов используется тогда, когда акцент ставится на улучшении специфических процессов и операций. Партнеры по бенчмаркингу отбираются из тех, кто имеет наилучшие показатели и делает подобную работу или оказывает подобные виды услуг. Такой тип бенчмаркинга может иметь позитивные результаты в довольно короткие сроки.
  4. Функциональный или общий бенчмаркинг используется, когда организациям требуется провести бенчмаркинг с партнерами из различных отраслей промышленности или сфер деятельности с целью улучшения одинаковых функций или рабочих процессов /11/. Этот вид бенчмаркинга может привести к значительным инновационным прорывам и резкому улучшению процессов.
  5. Внутренний бенчмаркинг предполагает поиск партнеров из той же организации, например, из структурных подразделений из другой сферы деятельности. Главные преимущества внутреннего бенчмаркинга – более легкий доступ к информации.
  6. Внешний бенчмаркинг включает в себя поиск сторонних организаций, которые известны как лучшие в своей сфере. Внешний бенчмаркинг обеспечивает возможности обучения у тех, кто находится на переднем крае, однако необходимо помнить о том, что не каждый наилучший опыт может быть применен у других /12/.
  7. Международный бенчмаркинг используется тогда, когда партнеры ищутся в других странах.

При выборе вида бенчмаркинга необходимо учитывать  следующие аспекты: цели, которые должны быть достигнуты; доступные время и ресурсы; уровень опыта в бенчмаркинге; источники наилучшего опыта /28/.

Полная классификация  бенчмаркинга представлена в таблице 1.4. Организации, которые только начинают заниматься бенчмаркингом, как правило, стартуют с внутреннего бенчмаркинга, чтобы получить опыт самого процесса бенчмаркинга /5/.

Процесс бенчмаркинга может быть запутанным из-за отсутствия единого стандарта его проведения. Согласно этому, компания оценивает собственную организацию через 20 ключей (каждый из которых – фактор, имеющий критическое значение для ее функционирования) по 5-бальной системе.

Таблица 1.4

Классификация бенчмаркинга

   По источнику              

              данных

По целям  проведения

Конкурентный  бенчмаркинг

Функциональный бенчмаркинг

Внутренний  бенчмаркинг

Общий

бенчмаркинг

1

2

3

4

5

Стратегический  бенчмаркинг

Сопоставление принципов ведения бизнеса предприятий, прямо конкурирующих друг с друОм в одной области или на определенном рынке

Эталонное сравнение с признанным в данной области лидером для выбора наилучшей стратегии совершенствования бизнеса

Проводимое  предприятием сопоставление работы своих отдельных подразделений с целью выявления возможности их совместного успешного сотрудничества

Знакомство  одного предприятия с опытом применения новых технологий предприятия из другой отрасли


Окончание таблицы 1.4

1

2

3

4

5

Операционный  бенчмаркинг

Сопоставление производственных процессов прямо конкурирующих друг с другом предприятий с целые выявления лучшего опыта

Изучение определенного процесса на предприятии, лидирующем в своей отрасли, и поиск способов достижения аналогичных результатов

Проводимое  предприятием исследование работы своих подразделений и определение факторов, влияющих на успешность их деятельности

Исследование  предприятием схожего процесса на другом предприятии, работающем в другой отрасли, и поиск путей совершенствования этого процесса


 

В таблице 1.5 приведены обстоятельства, при которых те или иные виды бенчмаркинга являются более предпочтительными /17/.

Информация о работе Разработка методов бенчмаркинга торговых услуг