Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:09, курсовая работа
Объектами бенчмаркинга могут быть продукция, затраты, бизнес-процесс, стратегии и т.д. Бенчмаркинг может также включать выявление лучших методов работы в самой компании (характерно для крупных компаний). Считается, что этот метод появился в начале 70-х годов XX века. С другой стороны, можно найти массу исторических аналогов: и деятельность Петра I в Голландии, и исследования трудовых оптимальных операций Фредериком Тейлором, и визиты японских специалистов в ведущие компании США и Западной Европы в 50-е годы XX века с целью изучения и последующего использования их опыта /8/.
ВВЕДЕНИЕ
4
1. БЕНЧМАРКИНГ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
7
1.1. Сущность бенчмаркинга
7
1.2. Классификация и типы бенчмаркинга
13
1.3. Методы бенчмаркинга
24
1.4. Бенчмаркинг как функция предпринимательской деятельности
29
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «УФИМСКИЙ
МЯСОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»
37
2.1. Общая характеристика и структура управления предприятием
37
2.2. Основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия
41
2.3. Организация мерчендайзинга на предприятии
43
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ БЕНЧМАРКИНГА ТОРГОВЫХ
УСЛУГ ОАО «УФИМСКИЙ МЯСОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»
49
3.1. Изучение маркетинговых технологий для исследования рынка колбасных изделий
49
3.2. Анализ конкурентоспособности предприятия на основе технологии бенчмаркинга
58
3.3. Анализ процессов закупки и поставки предприятия
64
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ТД «Затонский» является лидером в использовании современных маркетинговых технологий. Большинство мероприятий, осуществляемых предприятием, связано с созданием и продвижением брэнда своей продукции, преимущественно за счет раскручивания торговой марки: ТД «Затонский». Размещение на улицах города рекламных щитов, активное представление продукции в средствах массовой информации, участие в выставках позволило значительно расширить число своих потребителей. Как результат, большая часть покупок «Затонской» колбасы потребителями стала осмысленной - у продукции появился свой потребитель /12/.
Продукция УМКК и так достаточно популярна и известна среди населения. В то же время проведение рекламных мероприятий носит стабильный характер, в основном это газетные статьи.
Основные усилия маркетинговой политики колбасного цеха «САВА» на сегодняшний день направлены на продвижение своей продукции. Участие в выставках и ярмарках, проведение дегустаций и публикации статей позволяют сохранять и приумножать число своих потребителей. Эти мероприятия вполне целесообразны при существующих объемах продаж /14/.
Московские
производители колбасной
Таким образом, на уфимском рынке колбасной продукции произошла структуризация. Среди лидеров остались только те предприятия, которые смогли спланировать и осуществить целенаправленную маркетинговую программу. Для дальнейшего развития данных предприятий важным является проведение не только маркетинговых, но и стратегических решений.
Частично эта
проблема снимается применением
метода обоснования краткосрочных реше
Рис. 3.1. Анализ продуктового портфеля предприятия по методу BCG
Поскольку рынок продукта необязательно всегда растет, он может и сокращаться, то на оси Y ниже нулевой точки могут располагаться и отрицательные значения скорости изменения объема продаж. Это приведет к появлению в привычной форме матрицы BCG двух дополнительных позиций: убытки — «Птицы Додо» и небольшие доходы — «Боевые лошади». Но при этом на практике собрать всю необходимую информацию по известным причинам невозможно, особенно в части, касающейся конкурентов. Если, конечно, речь не идет о портфельном анализе корпорацией позиций своих собственных бизнес-единиц или своего продуктового портфеля. Поэтому для получения приближенных оценок доли рынка часто используют информацию о производственных мощностях конкурентов, которую получить существенно легче. Но и эти знания не дают всей необходимой информации. Поэтому в повседневной практике прибегают к косвенной оценке долей рынка /4/.
Например, на рынке оперируют три конкурента К1, К2 и К3. Они выпускают одинаковую продукцию, оцениваемую потребителями одинаково по всем показателям, кроме одного (в принципе, могут рассматриваться не портфели, а отдельные продукты разных производителей). Ключевым фактором успеха в предлагаемой ситуации и будет этот единственный показатель, так как только от него будет зависеть выбор потребителей. Первичные исследования и/или опросы экспертов позволили получить оценки этого показателя у каждого из конкурентов — 4, 3 и 2 балла соответственно (по 5-балльной шкале — табл. 3.1).
Таблица 3.1
Косвенная оценка долей рынка, занимаемых разными производителями
К1 |
К2 |
К3 | |
Оценка показателя (по 5-балльной шкале) |
4 |
3 |
2 |
Относительная сила бизнеса |
1,33 |
0,75 |
0,5 |
Доля рынка |
0,52 |
0,29 |
0,19 |
Относительная доля рынка |
1,79 |
0,56 |
0,37 |
В реальной ситуации КФУ может быть гораздо больше, чем один, и степень их вклада (влияния) в общую оценку будет неодинакова. Но это приведет только к необходимости взвешивания оценок и не изменит сути метода в принципе.
Все описанное в основном относится к анализу конкурентов. Рассмотрим конкретный пример:
Пусть существует предприятие, выпускающее колбасную продукцию, делящуюся на следующие группы: вареные колбасы, сосиски, сардельки, полукопченые колбасы, варено-копченые колбасы, сырокопченые колбасы. Данные об объемах производства за 2006 и 2007 гг. представлены в приложении Б. Как видно из таблицы, предприятие интенсивно развивается, о чем свидетельствует более чем 20%-ный рост общего объема продаж в 2007 г. по отношению к 2006 г.
Для того чтобы провести анализ продуктового портфеля предприятия на основе краткосрочной динамики (по отношению к предыдущему месяцу), простроим таблицу (Приложение З), в которой приведены данные на конец марта 2007 г. По данным приложения построим модель BCG (рис. 3.2).
На рисунке
показано, что граница перехода темпа
роста из малого в большой соответствует
10%, а аналогичная граница
Рис. 3.2. Модель продуктового портфеля предприятия (BCG)
Очевидно, что всегда в любом количественном ряду будет лидер, имеющий объем продаж хоть на килограмм, но больше всех остальных. Это означает, что отношение объема продаж лидера к объему продаж любого из оставшихся продуктов всегда будет больше 1, а обратные отношения — всегда меньше 1. Отсюда следует, что на рисунке 3.3 представлена не осуществимая на практике ситуация, когда есть и «Звезда», и «Дойная корова». Этот вывод ярко подтверждает рисунок 3.4, на котором справа от введенного критерия есть одна единственная «Звезда» — группа вареных колбас с темпом роста 23% и 75 т реализации в месяц.
Проведенный на конкретном примере анализ возможностей метода позволяет сделать вывод о том, что метод BCG и обладает рядом неоспоримых достоинств:
3.2. Анализ конкурентоспособности предприятия на основе технологии бенчмаркинга
Для начала необходимо выбрать вид и тип бенчмаркинга. Всего выделяют семь видов бенчмаркинга, которые описаны выше. Из пяти существующих типов, для нашего сравнения используем внутренний бенчмаркинг. Предметом исследования является ОАО «УМКК». В качестве критериев оценки деятельности предприятий будем использовать /27/:
1. финансово-экономические
2. показатели отношения с
Для проведения сопоставления критериев оценки возьмем ООО ТД «Затонский» группа компаний «Региональный продукт». Для сбора информации по показателям отношения с клиентами и поставщиками будем использовать - анкетирование. Сбор данных по ранее определенным критериям производился бухгалтерией и отделом менеджмента качества ОАО «УМКК» в течение последних трех лет. Сбор информации осуществлялся посредством интервьюирования, телефонных переговоров и электронной почты.
В процессе сбора информации были получены данные представленные в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Значение критериев оценки
ТД «Затонский» |
ОАО «УМКК» | ||||
Потребители, положительно оценивающие имидж предприятия, % | |||||
2005 |
2006 |
2007 |
2005 |
2006 |
2007 |
83 |
87 |
95 |
85 |
90 |
95 |
Удовлетворенность гибкостью предприятия. % | |||||
85 |
90 |
95 |
87 |
92 |
93 |
Удовлетворенность надежностью предприятия. % | |||||
84 |
92 |
97 |
86 |
95 |
97 |
Денежные затраты на премирование работников, руб | |||||
73000 |
227000 |
344000 |
130000 |
200000 |
140000 |
Благотворительная помощь, руб. | |||||
72587 |
181857 |
235567 |
182333 |
210000 |
250000 |
Динамика роста объема выручки, тыс.руб | |||||
6000 |
98000 |
122000 |
20338 |
571607 |
664907 |
Динамика роста валовой прибыли тыс. руб | |||||
4100 |
5200 |
5800 |
1029 |
30191 |
13326 |
Динамика роста рентабельности,% | |||||
4 |
4.4 |
4.7 |
5 |
5.3 |
0.84 |
Проведем анализ полученных данных. В результате анализа данных видно, что динамика роста объема выручки обоих предприятий ежегодно увеличивается (рис.3.3). Увеличение динамики роста объема выручки ОАО «УМКК» обусловлено целью, повысить прибыль фирмы, соответственно увеличится и рост заработной платы.
Исходя из данных рис.3.4 виден рост валовой прибыли. За счет роста валовой прибыли будут покрыты постоянные издержки, расходы на маркетинг и получена чистая прибыль в ОАО «УМКК».
Рис. 3.3. Динамика роста объема выручки
Рис 3.4. Динамика роста валовой прибыли
Необходимо проведение контроля рентабельности своей деятельности по различным товарам, территориям, сегментам рынка, торговым каналам и заказам разного объема. Эти сведения помогают решить, следует ли расширять, сокращать или совсем сворачивать производство конкретных товаров. В ОАО «УМКК» динамика роста рентабельности с каждым годом увеличивается, что во многом определяет целесообразность проведения конкретных мероприятий и маркетинговой деятельности различного вида (рис. 3.5).
Рис.3.5. Динамика роста рентабельности
Рис.3.6. Денежные затраты на премирование работников
Премирование работников всегда является одним из способов стимулирования и поддержки работников предприятия, что обеспечивает работоспособность. Из рисунка 3.6 видно, что руководство ОАО «УМКК» выделяет денежные средства на премии своим работникам.
Рис.3.7. Благотворительная помощь
В результате анализа данных видно, что благотворительная помощь обоих предприятий ежегодно увеличивается (рис. 3.7). Увеличение благотворительной помощи ОАО «УМКК» обуславливается целью повысить имидж предприятия.
Рис.3.8. Потребители, положительно оценивающие имидж предприятия
Стратегия привлечения потребителей к товару предполагает большие затраты на рекламу и стимулирование потребителей в целях формирования спроса с их стороны, тем самым поддерживают имидж предприятия. В ОАО «УМКК» закреплены и постоянно увеличиваются потребители, положительно оценивающие имидж (рис. 3.8).
Рис.3.9. Удовлетворенность гибкостью предприятия
По рисунку 3.9 видно, что ОАО «УМКК» вносит в свою продукцию изменения, которые удовлетворяют потребности и предпочтения потребителей. В свою очередь спрос на товары растет.
Информация о работе Разработка методов бенчмаркинга торговых услуг