Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:26, курсовая работа
Целью исследования является разработка теоретических и методических подходов к организации маркетинга в коммерческих банках для повышения эффективности их деятельности на региональном уровне, а также изучение и анализ теоретического и практического опыта организации и управления маркетинговой деятельностью коммерческого банка.
Введение…………………………………………………………………………….……..…3
Глава 1. Теоретическая основа банковского маркетинга…………………………………5
1.1 Организация маркетинговой деятельности в банке……………………………………5
1.2 Конкурентные преимущества и позиции банка на рынке…………...……………..…7
1.3Маркетинговые стратегии банка…...…………............................................................…10
1.4 Банковское планирование. Виды и его необходимость………………………………15
Глава 2. Организация маркетинговой деятельности в АО «БТА Банк»….………………21
2.1 Характеристика портфеля банковских услуг АО «БТА Банк» …………………….40
2.2 Использование технологий маркетинга в продвижении банковских услуг на примере АО «БТА Банка»…………………………………………………………………..…………46
Глава 3 Новые тенденции в развитии банковского маркетинга…………………………….
3.1 . Новые тенденции в развитии банковского маркетинга
3.2 Совершенствование организационной структуры маркетинга
Заключение………………………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………………………..
Очень эффективны пресс-релизы – краткая насыщенная информация о конкретной проблеме. Действенна также организация посещения банка, его филиалов репортерами; использование возможностей печати. Опыт убеждает, что при рассылке проспектов банка каждые пакет должен выглядеть так, будто бы его направили только одному адресату; создание фирменного стиля. Некоторые крупные банки уже используют подобный способ. Например, АО «БТА Банк», группа БТА и филиалы в различных городах оформляет одинаково: фисташково-алый логотип банка. Это позволяет безошибочно определить принадлежность филиала. Даже страница банка в Интернете придерживается того же стиля.
Устная пропаганда – яркие, лаконичные, впечатляющие выступления руководителей банка на различных форумах, семинарах, конференциях.
Реклама престижа – информация о вкладе банка в улучшение экономики страны, повышение благосостояния людей. Все должны знать, какую пользу он приносит обществу.
Исследования общественного
Создание форменного стиля. Некоторые крупные банки уже используют подобный способ.
Таким образом, работа с общественностью или Public Relations – это совокупность усилий банка по созданию благоприятного климата для своей деятельности путем взаимодействия со всеми секторами внешней среды. Причем, формирование общественного мнения не есть прерогатива какого-то одного банковского должностного лица, оно осуществляется при участии всех сотрудников банка – от членов правления до простых служащих.
4. Реклама – это средство
информации о банке или
Реклама, занимая особое место в
коммуникационной политике, призвана
решать наиболее сложную задачу: формировать
и стимулировать спрос. Ее можно рассматривать
как форму коммуникации, которая имеет
цель – перевести качества предоставляемых
банком услуг на язык нужд и запросов клиента.
Сфера деятельности рекламы включает в себя: исследование особенностей рынка, который предстоит освоить; изучение потребительских услуг, которые предстоит рекламировать; стратегическое планирование, включающее в себя постановку целей; определение границ рынка, обеспечение ассигнований и разработки творческого подхода и планирования использования средств рекламы; принятие тактических решений по смете расходов при выборе средств рекламы, разработке графиков публикаций и трансляции объявлений; сопоставление рекламных объявлений, включая подготовку текста, художественное оформление и производство.
Таким образом, рекламные объявления
выступают конечными продуктами
целого ряда исследований, изучений, стратегических
планов, тактических решений и
конкретных действий, которые в своей
совокупности и составляют процесс
рекламы. [30, с.126]
Говоря о рекламе, нужно отметить, что банковская реклама может быть разных видов в зависимости от характера и особенностей рекламного материала, стадий жизненного цикла банковских продуктов и задач, которые ставятся перед рекламой на конкретном этапе.
Так, реклама подразделяется следующим образом:
1) Информативная реклама –
2) Увещевательная реклама – приобретает особую значимость на этапе расширения рынка, клиентуры, когда перед банком встает задача формирования нового рынка сбыта. В этом случае средства рекламы нацелены на доказательства преимущества условий и качества конкретной услуги, оказываемой банком за счет ее сравнения с аналогичной практикой других кредитно-финансовых институтов.
3) Напоминающая реклама –
4) Подкрепляющая реклама – также важна, ее цель – укрепить уверенность клиентов в правильности сделанного ими выбора.
Некоторые банки также используют превентивную рекламу в своей рекламной практике. Это, когда на рекламу расходуется больше средств, чем могло бы при оптимальном рассмотрении. Такая реклама проводится, как правило, с целью подорвать, ослабить позиции конкурентов, которые, например, не в состоянии тратить такие большие суммы на рекламные цели. Но ясно, что такую политику могут проводить не все банки. Иногда разновидностью рекламы выступает и так называемая антиреклама, которая показывает недостатки рекламируемого продукта. Этот вид рекламы применяется, когда маркетинговой программой поставлена цель снизить спрос на определенный вид услуг, а антиреклама в данном случае подчеркивает некоторые негативные последствия использования такой услуги.
Далее в зависимости от формы подачи рекламной информации различают непосредственную и косвенную рекламу. Непосредственная реклама прямо выполняет рекламную функцию по отношению к конкретной услуге банка или к самому банку. Она осуществляется на коммерческих началах и прямо указывает рекламодателя. Косвенная же реклама выполняет рекламную функцию в завуалированной форме. При этом рекламодатель непосредственно не указывается и не используются прямые каналы распространения рекламы.
Также основными видами банковской рекламы являются товарная и престижная (имиджевая). Товарная реклама информирует потребителя об особенностях и достоинствах услуг, побуждает интерес к ним. Постепенно потребитель превращается из потенциального клиента в реального.
Престижная реклама
Итак, мы завершили рассмотрение огромного компонента маркетинговой деятельности банка – использование технологий маркетинга в продвижении банковских услуг «АО БТА Банк». Результатом такого планирования является набор разработанных стратегий, соответствующих отдельным элементам комплекса маркетинга: продуктовая стратегия, ценовая стратегия, стратегия в области систем доставки и коммуникационная стратегия, которые в свою очередь содержат конкретизирующие их стратегии, например, в области развития продуктового ряда, стимулирования сбыта, рекламы.
Все эти стратегии составляют важнейший
компонент общей стратегии
В банковском маркетинге при проведении исследований основными, как правило, являются три направления:
исследование рынка;
исследование потребителей;
исследование конкурентов.
В результате их применения банк выбирает целевой рынок для продвижения своего продукта, уровень взаимоотношений с клиентами и способы создания конкурентных преимуществ банковского продукта. [17, с.16]
Как уже упоминалось, существует три основных направления маркетинговых исследований на рынке банковских продуктов. Рассмотрим каждое из них.
Изучение рынка банковских продуктов и услуг частично затрагивает и остальные направления. Оно предполагает получение следующих данных (полностью или частично):
определение общих тенденций развития рынка;
определение характеристик банковских продуктов, выпуск которых
наиболее целесообразен;
выявление клиентов банка (наиболее общий анализ клиентуры);
выявление приоритетного направления развития деятельности банка;
конкурентная ситуация на рынке;
действие экономических, политических, технологических, культурных
и других факторов, влияющих на рынок банковских продуктов и услуг;
маркетинговая инфраструктура рынка, то есть наличие в достаточном
количестве посредников для
банка в различных регионах и т.п.;
средний уровень цен на банковские услуги.
Для получения этих сведений используются различные методы исследований. В некоторых случаях необходим опрос потребителей (в основном при анализе клиентуры), но чаще рынок изучается по различным публикациям, документам и т.п. Банк может обращаться за информацией в специальные организации, изучающие и анализирующие финансовые процессы на банковском рынке. Немаловажную роль также играет самостоятельное наблюдение за поведением потребителей, банков- конкурентов и протеканием рыночных процессов.[28, с.94]
На основе полученной информации руководство банка оценивает привлекательность рассматриваемого рынка исходя из его размеров, темпов
роста, наличия входных барьеров и других критериев. В результате принимается или не принимается решение о внедрении на этот рынок.
Исследование потребителей частично пересекается с изучением рынка в
общем, конкретизируя его. Оно включает:
более подробный анализ клиентуры
и ее сегментирование по
географическому,
поведенческому признакам;
изучение стимулов, заставляющих покупателей приобретать продукт,
производимый рассматриваемым банком. При этом учитывается
удобство его приобретения, цена, предоставление дополнительных
услуг и т.п.;
изучение возможностей воздействия на клиентов и их информирования путем использования рекламы, публикаций в СМИ, участия в выставках и т.п.;
изучение реакции потребителей на выпускаемые товары и тенденций
развития спроса.
Для получения такой информации наиболее эффективным является личный опрос клиентов; могут использоваться и другие формы опросов. Применяется также метод наблюдения (например, при сегментировании потребителей в пределах микрорайона с учетом наличия общественного транспорта, интенсивности дорожного движения и т.п.).
В результате банк определяет профиль своего сегмента потребителей и,
ориентируясь на него, выстраивает свою дальнейшую маркетинговую стратегию, стараясь сохранить прежних клиентов и привлечь новых.
Несколько в стороне при изучении клиентуры находится анализ кредитоспособности физических лиц. При этом используются способы и методы маркетинговых исследований, хотя этот анализ относится скорее к финансовой стороне деятельности банка. Сбор, обработку и анализ информации о финансовом состоянии заемщика осуществляет кредитный отдел банка. Как правило, заемщики - физические лица оцениваются по нескольким критериям, после чего каждому из них присваивается рейтинг. Ниже приведены критерии, используемые для анализа кредитоспособности заемщиков западными банками.
Род занятий. Максимальный балл присваивается заемщикам- бизнесменам, врачам-дантистам, преподавателям; минимальный- таксистам.
Стаж работы. Полученный рейтинг находится в прямой зависимости от количества лет, отработанных на одном месте.
Жилищные условия. Максимальный балл получают владельцы собственного дома, минимальный - лица, арендующие комнату.
Длительность проживания в данном месте. Чем она больше, тем выше получаемый балл.
Семейное положение. Наибольший рейтинг присваивается лицам, состоящим в браке, наименьший - разведенным мужчинам.
Месячный заработок. Предпочтение отдается клиентам с более высокой заработной платой.
Вид банковского счета. Максимальный балл получают владельцы и текущего, и накопительного счетов, далее следуют владельцы только накопительного счета и наименьший балл получают владельцы только текущего счета.
Кредитные гарантии. Используется следующая градация по убыванию рейтинга: гарантии с места работы, залог имущества, поручительство двух физических лиц.
Очевидно, что при личном опросе клиенты могут искажать данные о своем финансовом положении, чтобы повысить свой рейтинг. Поэтому необходимо использовать и другие методы сбора информации- запросы в официальные учреждения и по месту работы клиента, получение информации из неофициальных источников и другие.
В казахстанских банках такая практика еще недостаточно развита. Это связано, прежде всего, с дороговизной исследования, бюрократическими затруднениями и невозможностью полного подтверждения правильности полученных данных.
Исследование конкурентов включает в себя несколько задач: