Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:26, курсовая работа
Целью исследования является разработка теоретических и методических подходов к организации маркетинга в коммерческих банках для повышения эффективности их деятельности на региональном уровне, а также изучение и анализ теоретического и практического опыта организации и управления маркетинговой деятельностью коммерческого банка.
Введение…………………………………………………………………………….……..…3
Глава 1. Теоретическая основа банковского маркетинга…………………………………5
1.1 Организация маркетинговой деятельности в банке……………………………………5
1.2 Конкурентные преимущества и позиции банка на рынке…………...……………..…7
1.3Маркетинговые стратегии банка…...…………............................................................…10
1.4 Банковское планирование. Виды и его необходимость………………………………15
Глава 2. Организация маркетинговой деятельности в АО «БТА Банк»….………………21
2.1 Характеристика портфеля банковских услуг АО «БТА Банк» …………………….40
2.2 Использование технологий маркетинга в продвижении банковских услуг на примере АО «БТА Банка»…………………………………………………………………..…………46
Глава 3 Новые тенденции в развитии банковского маркетинга…………………………….
3.1 . Новые тенденции в развитии банковского маркетинга
3.2 Совершенствование организационной структуры маркетинга
Заключение………………………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………………………..
Основой
работы с клиентом должна
Таким образом, мое мнение, решающим аргументом успеха работы с клиентом становится сотрудник банка, а «маркетинг персонала» становится по своему значению на одну ступень с «маркетингом сбыта».
В связи с этим возникла задача заполнить сложившийся пробел между клиентом и подразделениями FRONT OFFICE в многоуровневой и сложной банковской иерархии управления банком посредством создания специальной организационной структуры. На мой взгляд, эта структура должна включать в себя специальные подразделения, целенаправленно работающие по привлечению клиентуры в банк, а для работы с уже обслуживающимися в банке клиентами целесообразно создавать службы Персонального менеджмента.
Принципиальная
схема взаимоотношений между
клиентами банка и
Рисунок 16. Схема
взаимоотношений между
Примечание – схема составлена автором
В рамках конкретного
банка предлагаемая схема взаимоотношений
может быть реализована посредством
формирования, например, следующей
организационной структуры
Но простое формирование специальных организационных структур еще не означает полного решения проблем. Дело в том, что банк больше выигрывает не от одной, пусть даже очень доходной сделки, а прежде всего от долговременного сотрудничества с клиентом. А это предполагает создание маркетинга взаимоотношений, основанного на персональном внимание и индивидуальном подходе к клиенту, нацеленном на высокий уровень удовлетворения его потребностей и нужд в течение длительного периода времени.
Рисунок 17. Предлагаемая организационная структура банка
Примечание - схема составлена автором
Маркетинг взаимоотношений требует совместных усилий от всех подразделений банка в составе единой команды, обслуживающей клиента и включает в себя установление взаимоотношений на многих уровнях.
Естественно, что эффективность усилий банка в целом зависит от того, насколько четко эта деятельность будет скоординирована в отношении каждого клиента.
Миссия службы Персонального менеджмента заключается в процессе создания, поддержания и расширения прочных, полноценных взаимоотношений с клиентом и координации его «все финансовой» деятельности. Стратегия взаимоотношений Персонального менеджера клиента зависит от уровня получаемой прибыли и масштабности клиента. В зависимости от сочетания критериев прибыльности и масштабности клиента, взаимоотношения Персонального менеджера с клиентом могут строиться на следующих уровнях (рисунок 18):
Количество
клиентов
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Активный |
Реагирующий |
Базисный |
Активный |
Активный/Реагирующий |
Базисный |
Партнерский |
Активный |
Базисный |
Рисунок 18. Предлагаемые уровни взаимоотношений
Примечание – составлено автором
Если банк не будет ждать пока сам клиент придет и изложит свои пожелания, а наоборот, первым оценит его потребности и инициативно обратится к нему, то при правильном управлении взаимоотношениями, банк получает возможность управлять своими клиентами в той же мере, как и своими продуктами.
Основные действия по формированию системы взаимоотношений с клиентами могут строиться в следующей последовательности:
Основным критерием для сегментации клиентской базы является доходность клиента для банка. Доходность определяется на основе данных изучения бизнеса клиента, накопленных в процессе привлечения и переданных в Службу Персонального менеджмента в виде досье клиента.
Досье клиента, рекомендации
Дифференциация групп клиентов
соответственно требует различн
- персональные менеджеры - консультанты клиентов, пользующихся набором стандартных услуг. Менеджеры стандартного уровня обслуживания должны: иметь высшее банковское образование; опыт работы; хорошо ориентироваться в банковской среде; понимать внутри банковские связи; знать порядок осуществления технологических операций; уметь оценивать последствия своих действий и в случае необходимости организовывать передачу клиента в подразделения банка с соответственно сформулированными задачами.
Типичными областями работы являются: общая консультационная поддержка крупных, средних и мелких клиентов, продажа услуг, нуждающихся в разъяснении, решение возникающих текущих проблем, эффективная организация взаимодействия банковских подразделений, простое делопроизводство;
- персональные менеджеры-финансисты («все финансовый» консультант). Менеджеры высококвалифицированного уровня обслуживания в обязательном порядке должны иметь высшее экономическое образование, опыт работы в финансовой сфере, ориентироваться в вопросах экономики и банковской деятельности, уметь принимать самостоятельные решения в рамках полученных полномочий. Работают как финансовые консультанты и выступают в роли партнера по всем основным аспектам деятельности наиболее крупных и высоко прибыльных для банка клиентов.
Основные усилия менеджера должны направляться на расширение объемов операций и повышение их качества, для этого он информирует своих коллег и соответствующие структурные подразделения банка, занимается квалифицированным делопроизводством.
Отправной точкой отсчета, помимо прибыльности и масштабности клиента, при определении стратегии и уровня взаимоотношений являются потребности клиентов.
В обобщенном виде основные аспекты работы Персонального менеджера можно представить в виде следующей схемы (рисунок 19):
Рисунок 19. Основные аспекты работы Персонального менеджера
Примечание – схема составлена автором
Уже упомянутые ранее, основополагающие перемены на рынках финансовых услуг отражаются в изменениях задач сотрудников на всех уровнях управления, а также в повышении требований к ним. В банках стран с развитой экономикой постоянно возрастает численность сотрудников непосредственно работающих с клиентами. Сегодня, например, в западной Европе более 2/3 сотрудников от общего количества банковских служащих непосредственно работают с клиентами.
Идея «все финансового» сотрудника, принятая крупнейшими европейскими банками в качестве решающего фактора сбыта банковских услуг, превращает практически всех сотрудников FRONT OFFICE банка в универсальных консультантов клиентов по всему спектру финансовых вопросов и банковских услуг, представленных на нижеприведенной схеме (рисунок 20).
Рисунок 20. Функциональные обязанности сотрудника FRONT OFFICE банка
Примечание – схема составлена автором
В общем, профессионально
– квалификационную модель Персонального
менеджера клиента можно
Рисунок 21. Модель персонального менеджера
Примечание – схема составлена автором
Рассмотрим подробней содержание каждого блока приведенной модели:
Социальная компетентность: