Роль товарной политики в маркетинговой деятельности организации и пути её совершенствования на материалах ОАО ”Клецкий механический за

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 17:20, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов анализа товарной политики в маркетинговой деятельности ОАО ”Клецкий механический завод“, а так же разработка предложений по его совершенствованию. Основными задачами, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:
рассмотрение теоретических основ организации товарной политики в маркетинговой деятельности организации;
проведение анализа товарной политики в маркетинговой деятельности ОАО ”Клецкий механический завод“;
разработка предложений по совершенствованию управления товарной политики в маркетинговой деятельности ОАО ”Клецкий механический завод“.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы организации товарной политики в маркетинговой деятельности организации 8
1.1 Понятие, свойства и классификация товара 8
1.2 Сущность, значение и организация товарной политики предприятия 14
1.3 Стратегия проведения товарной политики 24
2 Анализ товарной политики ОАО ”Клецкий механический завод“ 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО ”Клецкий механический завод“ 30
2.2 Анализ товарного ассортимента ОАО ”Клецкий механический завод“ 37
2.3 Оценка организации товарной политики ОАО ”Клецкий механический завод“ 47
3 Мероприятия по повышению эффективности товарной политики в маркетинговой деятельности ОАО ”Клецкий механический завод“ 57
3.1 Разработка и обоснование мероприятий по развитию товарной политики в маркетинговой деятельности ОАО ”Клецкий механический завод“ 57
3.2 Предложения по развитию и оптимизации ассортиментной политики ОАО ”Клецкий механический завод“ 73
Заключение 85
Список использованных источников 88

Файлы: 1 файл

1,2,3 ГЛАВЫ-товарная политика.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Рисунок 1.7 - Взаимодействие возможностей рынка задачи и ресурсов компании

Примечание - Источник: [6, с. 182]

Сектор А – задача компании и  условия рынка совпадают;

Сектор B - возможности и ресурсы  совпадают;

Сектор C - задачи и ресурсы совпадают;

Сектор D - все факторы совпадают.

Тем не менее, главным ориентиром при формировании товарной стратегии является (при всей значимости остальных категорий) достижение конкурентного преимущества организации в долговременной перспективе [6, с. 182].

Выбрав ту или иную альтернативу товарной стратегии, организация должна ”наполнить“ ее конкретным содержанием - соответствующим товаром или товарным ассортиментом, т.е. группой товаров, тесно связанных между собой хотя бы по одному из признаков: совместное применение, общий сегмент рынка, общий канал распределения, сходный диапазон цен. При выборе стратегии маркетинга возможно обоснование следующих решений: увеличение инвестиций для укрепления позиций на рынке; локализация инвестиций до выявления определенности экономического положения в отрасли; переброска инвестиций с менее выгодных рынков в прибыльные ниши; закрытие производства и ускоренная распродажа основных средств. Для выявления сомнительных и ”стареющих“ товаров могут создаваться группы по анализу рентабельности товара и тенденций конъюнктуры на рынке. После анализа составляются рейтинговые табличные формы по каждому товару с указанием возможных объемов продаж и прибыли. Руководство организации изучает эту информацию и принимает решение [44, с. 126].

Одним из способов повышения эффективности  работы компании является оптимизация ассортимента выпускаемой продукции.  Каждый раз при составлении бюджета продаж у большинства компаний возникает вопрос, каким должен быть ассортимент реализуемой продукции. Процесс оптимизации структуры ассортимента следует начинать с определения целей компании. Такими целями в краткосрочном периоде могут быть необходимость введения новых позиций или, наоборот, сокращения ассортимента, корректировка объемов производства и цен. Руководитель коммерческой службы и финансовый директор нередко имеют противоположное представление об оптимальной структуре ассортимента. Так, в целях максимизации текущих прибылей можно сделать ставку на наиболее прибыльные товарные позиции, но при этом упустить возможность закрепиться на привлекательном рынке, что негативно скажется на будущем финансовом состоянии компании. В процессе оптимизации ассортимента можно выделить три основных этапа  [5, с. 144]:

1 этап. Анализ динамики рынка  и структуры спроса. Подразделение,  ответственное за управление ассортиментом (как правило, это маркетинговая служба), с установленной периодичностью инициирует процесс оптимизации. Маркетинговое подразделение анализирует динамику продаж по товарным группам (отдельным товарам), оценивает перспективы изменения спроса и конкуренции в сегментах, на которых представлена или куда собирается выходить компания со своей продукцией (услугами). На основании полученной информации специалисты по маркетингу готовят варианты решений по изменению структуры ассортимента, направленные на повышение удовлетворенности потребителей, укрепление конкурентной позиции компании и увеличение доли рынка.

2 этап. Финансовый анализ разработанных  предложений. Планово-экономическая  служба анализирует финансовые  показатели по товарным группам или отдельным товарам и выносит свои заключения об изменении структуры ассортимента.

3 этап. Утверждение окончательного  варианта структуры ассортимента. Рабочая группа, в которую входят  специалисты маркетингового, экономического и других подразделений (производство, закупки, логистика), разрабатывает и согласовывает окончательный вариант решения по оптимизации ассортимента продукции компании.

Таким образом, товарная политика определяет определенный курс действий товаропроизводителя или торгового посредника на основе наличия у него четко сформулированной программы действий на рынке. Товарная номенклатура — совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом. Товарную номенклатуру организации можно описать с точки зрения ее широты, насыщенности, глубины и гармоничности.Товарная политика предприятия призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш, разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ  ОАО ”КЛЕЦКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД“

2.1 Организационно-экономическая  характеристика  ОАО ”Клецкий механический завод“

Открытое акционерное общество ”Клецкий механический завод“ является предприятием со средним техническим уровнем производства, которое специализируется на выпуске, как товаров народного потребления, так и деталей к потребительским товарам различного назначения и бытовых электрических приборов, выпуске сельскохозяйственной техники,  на производстве узлов и деталей к автомобилям. Завод был основан в 1969 году как филиал имени В.И. Ленина. Производственный корпус разместился в здании бывшей церкви, рядом были построены столовая и административное здание, в настоящее время, функционирующее как общежитие для работников завода. С 1969 года по 2001 год завод дважды был переименован, а с 2001 года носил название – Унитарное предприятие ”Клецкий механический завод“ Открытого акционерного общества ”Минский приборостроительный завод“. Постановлением Совета Министров РБ и приказом Министерства промышленности РБ № 816 от 27 ноября 2007 года предприятие выведено из состава Открытого акционерного общества ”Минский приборостроительный завод“, преобразовано в Республиканское производственное унитарное предприятие ”Клецкий механический завод“ (кратко – Государственное предприятие ”Клецкий механический завод“) и включено в состав производственного объединения ”БелавтоМАЗ“. В 2008 году согласно Постановлению Совета Министров от 14 .07. 2008 г №1021 предприятие подлежало приватизации. В начале 2009 года РПУП ”Клецкий механический завод“ реорганизовано путем преобразования в Открытое акционерное общество. Предприятие является одним из крупнейших заводов в городе Клецке по численности работающих. Количество работников составляет 340 человек.

 ОАО ”Клецкий механический  завод“ является юридическим лицом, зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 690630508 (свидетельство о регистрации № 3-р от  16.01.2009 года).

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международным соглашениям, к которым присоединилась Республика Беларусь и Уставом.

 ОАО ”Клецкий механический  завод“ не имеет филиалов и отделений. Согласно Уставу предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения с правом открытия соответствующих счетов по  согласованию с ОАО ”Минский автомобильный завод“.

Основными видами деятельности являются: производство изделий методом механообработки; производство бытовых электрических машин и приборов; производство сельскохозяйственных машин; производство узлов и деталей к автомобилям. Также предприятие осуществляет следующие виды деятельности: оптовая торговля бытовыми электротоварами, сельскохозяйственными машинами; предоставление услуг столовыми при предприятиях и учреждениях; сдача в наем собственного недвижимого имущества; предоставление услуг прочими местами для проживания.  Основными направлениями деятельности являются:

  • Электрокипятильники погружные мощностью 0,5 и 1,2 кВт. Предназначены для нагрева воды в бытовых условиях.
  • Электроутюги для сухого глажения всех видов тканей.
  • Бытовые быстродействующие проточные электрические нагреватели в течение нескольких секунд способные обеспечить подогрев воды до температуры не менее 40°С.
  • ТЭНы. Трубчатые электронагревательные элементы, преобразующие электрическую энергию в тепловую, находят широкое применение как комплектующие изделия в промышленных установках для нагрева различных сред, также используются и в быту.

Номенклатура изделий, выпускаемых на предприятии, и освоение новых изделий ориентируется на существующие технологии, применяемые на предприятии. Динамика производства продукции за 2010 – 2012 гг. по ОАО ”Клецкий механический завод“ представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Динамика производства продукции по ОАО ”Клецкий механический завод“ в период 2010-2012г.

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

Темп роста 2012/2010гг., %

1. Объем производства  продукции, млн р.:

10641

29156

84489

в 7,9 раз

Из общего объема продукции:

       

1.1. Сертифицированная продукция, млн р.

10247

28427

83391

в 8,1 раз

Удельный вес к общему объему, %

96,3

97,5

98,7

2,40

1.2. Новая продукция,  млн р.

894

2828

8787

в 8,8 раз

Удельный вес к общему объему, %

8,4

9,7

10,4

2,00

1.3. Продукция, поставленная  на экспорт, млн р.

713

3120

13687

1919,81

Удельный вес к общему объему, %

6,7

10,7

16,2

9,50


Примечание – Источник: собственная разработка на основании данный предприятия

 

Объем произведенной продукции  в период 2010-2012 г. на ОАО ”Клецкий механический завод“ возрос и составил к 2012г. 84489 млн. руб. Сертифицированная продукция в 2012 г. составила 98,7% или 83391 млн.руб., продукция поставляемая на экспорт в 2012 г. составила 16,2% или 13687 млн. руб., что свидетельствует о инновационном развитии предприятия.

Выпускаемые предприятием товары народного  потребления (ТНП) в настоящее время реализуются в основном на рынке Беларуси, хотя еще лет 5-7 назад электрокипятильник ЭП-0.5/220 хорошо продавался в Российской Федерации, но из-за повышения мировых цен на цветной металлопрокат данная продукция стала неконкурентоспособной на российском рынке. В то же время из отечественных предприятий ОАО ”Клецкий механический завод“ является единственным в Республике Беларусь производителем высококачественных электрокипятильников погружных мощностью 0,5 и 1,2 кВт, а также электрозажигалок ЭЗ-10М для розжига бытовых газовых плит.

Построение системы управления на ОАО ”Клецкий механический завод“ является частью процесса создания управляющей подсистемы на предприятии. От рационального состава подразделений органов управления на ОАО ”Клецкий механический завод“, их связи между собой и взаимодействия с производственными подразделениями в значительной степени зависит эффективность работы системы управления и функционирования всей производственной системы. Состав и структура трудовых ресурсов  ОАО ”Клецкий механический завод“ за 2010 – 2012гг. представлена в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Состав и структура трудовых ресурсов по ОАО ”Клецкий механический завод“ в период 2010-2012г.

Категории

персонала

2010г.

2011г.

2012г.

Отклонение за 2012/2010гг., +, -

Темп роста 2012/2010гг., %

чел.

уд.вес, %

чел.

уд.вес, %

чел.

уд.вес, %

1. Промышленно-производственный  персонал

268

100

249

100

331

100

63

123,51

В том числе:

               

Рабочие

189

70,7

178

71,35

236

71,39

47

124,70

Руководители

34

12,7

33

13,24

43

13,06

9

127,21

Специалисты

44

16,3

38

15,41

51

15,56

8

117,59

2. Персонал неосновной деятельности

26

х

25

х

24

Х

-2

92,31

3. Всего 

294

х

274

х

355

Х

61

120,75


Примечание – Источник: собственная разработка на основании данный предприятия

 

Среднесписочная  численность  работников  ОАО ”Клецкий механический завод“  в период 2010-2012г. возросла на 63 чел. и в 2012г. общая численность персонала предприятия составила 331 чел. Численность  рабочих  в 2012г. составляет  236  человек или 71,5% в общей структуре трудовых ресурсов предприятия и в период 2010-2012г возросла на 47 чел., данный рост связан в основном с ростом объемов производства по предприятию.

Динамика производительности труда  за 2010-2012гг. по ОАО ”Клецкий механический завод“ представлена в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Динамика производительности труда по ОАО ”Клецкий механический завод“ в период 2010-2012г.

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

Темп роста 2012/2010гг., %

1. Объем продукции,  млн р.:

10641

29156

84489

793,99

2. Среднесписочная численность  промышленно-производственного персонала

268

249

331

123,51

3. Среднегодовая выработка  на одного работающего, тыс.  р.:

39,71

117,09

255,25

642,87


Примечание – Источник: собственная разработка на основании  данный предприятия 

 

Среднегодовая выработка по ОАО ”Клецкий механический завод“ на одного работающего в 2012г. составила 255,25млн.руб/чел. Также отметим рост данного показателя в период 2010-2012 гг., что связанно с увеличением выручки от реализации в период 2010-2012гг.

Структура основных средств  ОАО ”Клецкий механический завод“ за 2010-2012гг. представлена в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 - Структура основных средств по ОАО ”Клецкий механический завод“ в период 2010-2012г.

Виды основных средств

2010г.

2011г.

2012г.

Темп роста 2012/2010гг., %

млн.р.

доля, %

млн.р.

доля, %

млн.р.

доля, %

Основные средства –  всего

12610

100,00

20948

100,00

31215

100,00

247,5

в том числе:

             

  здания и сооружения                                                                                                                                                              

5 739

45,51

10920

52,13

17854

57,20

311,1

  передаточные устройства                                                                                                                                                          

270

2,14

589

2,81

645

2,07

238,9

  машины и оборудование                                                                                                                                                            

6 421

50,92

9 166

43,76

12325

39,48

191,9

  транспортные средства                                                                                                                                                            

164

1,30

260

1,24

369

1,18

225,0

  инструмент, инвентарь  и принадлежности                                                                                                                                           

16

0,13

13

0,06

22

0,07

137,5

Информация о работе Роль товарной политики в маркетинговой деятельности организации и пути её совершенствования на материалах ОАО ”Клецкий механический за