Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:13, шпаргалка
Маркетинг рассматривается как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена.
Маркетинг — это совокупность технических приемов изучения рынка, разработки товара, стимулирования спроса.
Горизонтальные маркетинговые системы. Их появление связано с тем, что многие предприятия готовы объединять на договорной основе усилия в совместном освоении открывающихся маркетинговых возможностей. У отдельной фирмы не хватает капитала или технических знаний и производственных мощностей или других ресурсов для действий в одиночку; либо она боится рисковать, либо видит в объединении усилий с другими компаниями выгоды для себя.
Многоканальные маркетинговые системы. Эти системы все чаще используются в сфере маркетинга для охвата одних и тех же или разных рынков фирмы. Например, американская корпорация "Дженерал электрик" продает крупные электробытовые приборы как через посредство независимых дилеров, торгующих в розницу, так и напрямую крупным подрядчикам, занимающимся жилищным строительством.
Между участниками одного канала, а также между разными каналами может устанавливаться разная степень сотрудничества, но могут возникать и конфликты, и конкуренция. Управление каналами в любой системе должно обеспечить успешное сотрудничество ее участников.
69. Цели товародвижения
Цели товародвижения устанавливаются на основе компромисса между требованием минимума издержек и созданием системы, обеспечивающей максимальный сервис для клиентов. Максимальный сервис для клиентов подразумевает поддержание больших товарно-материальных запасов, безупречную систему транспортировки и наличие множества складов, что способствует росту издержек распределения. Предприятие должно найти соответствующий компромисс и сформулировать цели, которыми можно руководствоваться при планировании. Например, корпорация "Кока-кола" в системе товародвижения формулирует главную цель так: "приблизить кока-колу на расстояние вытянутой руки от вашего желания". Разработав комплекс целей товародвижения, можно приступить к формированию такой системы товародвижения, которая обеспечит достижение этих целей. Надо решать следующие основные вопросы: 1) как следует работать с заказчиками, обрабатывать заказы; 2) где хранить, складировать товарно-материальные запасы; 3) какой должен быть минимальный размер товарно-материальных запасов; 4) каким образом следует отгружать и транспортировать товары?
70. Сущность оптовой и розничной торговли
Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.
Важнейшая задача оптовой торговли
– планомерно регулировать товарное
предложение в соответствии со спросом.
Объективная возможность
Оптовая торговля как никакое другое звено,
связанное с реализацией товаров, способна
активно регулировать региональные и
отраслевые рынки за счёт накопления и
перемещения товаров. Это направление
работы и должно занять определяющее место
во всей её деятельности. Оптовые предприятия
призваны совершенствовать звенность
товародвижения, развивать централизованную
поставку и кольцевой завоз товаров. В
настоящее время наряду с положительным
в деятельности оптовых предприятий имеются
существенные недостатки. Нередко не соблюдаются
сроки поставки товаров, нарушаются договорные
обязательства по объёму, ассортименту
и качеству поставляемых товаров
Розничная торговля — это деятельность по продаже товаров конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.
Функции предприятий розничной торговли можно условно разделить на две группы.
Первая группа включает функции, выполняемые розничными организациями по отношению к поставщикам (предприятиям оптовой торговли). Среди этих функций можно выделить следующие:
•предоставление информации о рынке
(о структуре и
динамике спроса, потребностях потребителей
и т. д.);
• обеспечение оптовикам сбыта их товара;
• осуществление закупок товаров в объемах, удобных для оптовика;
• осуществление мер по стимулированию сбыта и рек ламе товаров;
• принятие риска в связи с возможным хищением, пор чей или устареванием товара;
• маркировка товара;
• транспортировка товара;
• финансирование (в частности, покупка на условиях предоплаты).
Вторая группа включает функции по отношению к покупателям — частным лицам и домохозяйствам:
• демонстрацию товара, предоставление информации, помощь в выборе товара, консультирование по эксплуатации;
• разбивку крупных и средних партий товара на единичные экземпляры;
• формирование товарного ассортимента;
• складирование, хранение, упаковку товара;
• доставку крупногабаритных товаров;
• кредитование (продажу в кредит);
• создание
комфортных условий для осуществления
71. Организационные формы оптовой торговли
Всех участников рынка оптовой торговлиможно разделить на четыре группы:
1)оптовики-купцы;
2)брокеры;
3)оптовые
отделения и конторы
4)разные специализированные оптовики.
Оптовики-купцы – это независимые коммерческие предприятия, приобретающие право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. В разных сферах деятельности их называют по-разному – оптовые фирмы, оптовые дистрибьюторы. Это самая большая группа оптовых торговцев, на долю которой приходятся примерно 50% объема товарооборота и численности предприятий. Оптовики-купцы подразделяются на две группы – оптовиков с полным циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслуживания.
Брокеры и агентыне берут на себя право собственности на товар и выполняют лишь ограниченное число функций. Основная их функция – содействие купле-продаже. За свои услуги они получают комиссионное вознаграждение в размере от 2 до 6% продажной цены товара. Подобно оптовикам-купцам, они специализируются либо по типу предлагаемого товарного ассортимента, либо по типу обслуживаемых ими клиентов. На долю брокеров и агентов приходятся 10% торгового оборота.
Основная функция брокера – свести покупателей с продавцами и помочь им договориться. Брокеру платит тот, кто его привлек. Брокер не держит товарных запасов, не принимает участия в финансировании сделок и не принимает на себя никакого риска.
Агентпредставляет интересы покупателя или продавца на долговременной основе.
Оптовые отделения и конторы производителей.Производители нередко обзаводятся собственными сбытовыми отделениями и конторами, чтобы держать под более жестким контролем деятельность по управлению товарными запасами, сбыту и стимулированию. Сбытовые отделения хранят товарные запасы и встречаются в таких отраслях, как лесная промышленность, производство автомотооборудования и деталей. Сбытовые конторы не хранят товарных запасов и наиболее часто встречаются в сфере текстильных и галантерейных товаров. На долю сбытовых отделений и контор приходятся около 11% общего числа оптовых фирм и 36% общего торгового оборота.
Закупочные конторыиграют примерно ту же роль, что и брокеры или агенты, но являются структурными подразделениями организации покупателя.
Разные специализированные оптовикисоставляют 4% участников
рынка оптовой торговли. Оптовики
– скупщики сельхозпродуктов скупают продукцию
у фермеров и собирают ее в крупные партии
для отгрузки предприятиям пищевой промышленности,
хлебозаводам, пекарням и покупателям
от имени государственных учреждений.Оптовые нефтебазы продают и доставляют
нефтепродукты автозаправочным станциям. Оптовики-акционисты
72. Особенности маркетинговых решений розничных торговцев
Розничная торговля представляет собой производственную
деятельность по продаже товаров или услуг
конечному потребителю для их личного
некоммерческого использования. Розничная
торговля имеет ряд функций:
• за счет большого числа предприятий
розничной торговли происходит удовлетворение
потребности конечного покупателя по
месту его жительства или работы. При этом,
большие объемы поставок от поставщика
делятся на мелкие порции товара, соответствующие
желаниям и потребностям конечного покупателя;
• через розничную торговлю производитель
получает информацию о спросе на товар,
являясь наиболее чувствительным индикатором
регулирования объемов производства;
• через розничную торговлю происходит
освоение новых рынков и осуществляется
продвижение новых товаров;
• розничная торговля выполняет рекламные
функции товара производителя.
Одно из первых и наиважнейших решений,
которое приходится принимать розничному
торговцу - это определение целевого рынка.
На какую аудиторию будет ориентирована
марка магазина: с высоким, средним, низким
уровнем доходов? Нужна ли покупателям
широта и глубина ассортимента или узко
специфичная товарная группа? Пока не
будет определен и охарактеризован целевой
рынок, розничному торговцу будет сложно
принимать обоснованные решения по эффективному
ведению своего хозяйства: ассортиментной
политике, распределению рекламных средств,
уровню цен, классу обслуживания, уровню
развития мерчендайзинга и т.д. Если этот
этап становления бизнеса будет игнорирован
торговцем, тогда он не сможет наиболее
полно (в нужное время и в нужном месте)
обслуживать потребности аудитории, что
в конечном счете может пагубно повлиять
на восприятие розничной марки торговца
и уходе клиентов к конкурирующим маркам
магазинов. Но, даже определив свою целевую
аудиторию, розничные торговцы должны
периодически проводить маркетинговые
исследования (мониторинг покупателей,
составление психологического портрета,
мотивацию совершения покупок, составление
клиентской базы данных) с целью наиболее
глубокого удовлетворения постоянно меняющихся
вкусов покупателей .
Товарный ассортимент компании, занимающейся
розничной торговлей, должен соответствовать
ожиданиям и представлениям целевой аудитории.
Этот важный элемент маркетинговой политики
розничной марки все чаще становится ключевым
инструментом борьбы с конкурирующими
организациями. В рамках ассортиментной
политики важно принять решение о:
- широте (количество продуктовых линий)
товарного ассортимента;
- его глубине (количество изделий в одной
продуктовой линии);
- совместимости (между различными продуктовыми
линиями);
- высоте (средняя цена в продуктовой линии);
- качестве (покупатель заинтересован
в качестве не меньше, чем в количестве
предоставляемых товаров).
Одной из целей марка - менеджера в розничной
торговле является формирования «оптимального»
ассортиментного ряда товаров, который
давал бы максимальную прибыльность (зачастую
для оценки прибыльности ассортимента
применяют показатель прибыли товарной
категории на кв. метр в определенный период
времени) и максимально удовлетворял потребности
покупателей. Каждую неделю производители
предлагают сотни новых товаров, из которых
более половины отклоняются магазинами.
Приобретая одно новое наименование, розничный
торговец должен отказаться от продажи
какого-то другого (например, товар с плохой
динамикой продаж или большим количеством
поступивших на него рекламаций), поскольку
торговые площади магазина не безграничны,
и каждый дополнительный метр обходится
слишком дорого. Наиважнейшими критериями
выбора марок производителей для розничного
торговца являются доказательства потенциальной
прибыльности товара, дальнейших планов
рекламной поддержки и стимулирования
сбыта, а также того, что товар примет потребитель.
В целом можно сказать, что розничные торговцы
постоянно совершенствуют свои ассортиментные
или закупочные навыки. Они используют
различные способы прогнозирования спроса,
отбора марок производителей, контроля
над запасами, использования торговых
и складских помещений, представления
и демонстрации товаров, что позволяет
им максимально гибко адаптироваться
под постоянно изменяющиеся нужды покупателей.
Принятие маркетинговых решений в области
установления цен на товары/услуги представляет
сложную задачу для розничного торговца.
Цены - это ключевой фактор в позиционировании
розничной марки. Определение розничных
цен должно проводиться в соответствии
с характеристиками целевого рынка, набором
предлагаемых товаров и услуг и уровнем
конкуренции.
73. Маркетинговые решения оптовых торговцев
Оптовые торговцы должны -принимать ряд маркетинговых решений, основные т которых касаются выбора целевого рынка, формирования товарного ассортимента и комплекса услуг, ценообразования, стимулирования и выбора места размещения предприятие?.
РЕШЕНИЕ О ЦЕЛЕВОМ РЫНКЕ. Подобно розничным торговцам, оптовикам необходимо определить свой целевой рынок, а не пытаться обслужить сразу всех. Оптовик может выбрать целевую группу клиентов по признакам их размеров (например, только крупные розничные торговцы), их вида (например, только магазины продовольственных товаров), остроты их заинтересованности в услуге (например, клиенты, нуждающиеся в кредитовании) и на основании прочих критериев. В рамках целевой группы оптовик может выделить наиболее выгодных для себя клиентов, разработать для них заманчивые предложения и установить с ними более тесные отношения. Он может предложить таким клиентам систему автоматической выдачи повторных, заказов, организовать курсы для обучения руководства и консультационную службу и даже выступить в качестве спонсора добровольной сети. Одновременно оптовик может отвадить от себя менее выгодных клиентов, установив более высокие объемы минимальных заказов или надбавки к цене за заказы небольшого объема.
РЕШЕНИЕ О ТОВАРНОМ АССОРТИМЕНТЕ И КОМПЛЕКСЕ УСЛУГ. «Товаром» оптовика является предлагаемый им ассортимент. На оптовиков оказывают сильное давление, чтобы они предлагали полный ассортимент и поддерживали достаточные запасы товаров для немедленной поставки. Но это может отрицательно сказаться на прибылях. И сегодня оптовики вновь задумываются над тем, каким количеством ассортиментных групп товаров заниматься, и отбирают только наиболее выгодные для себя товарные группы.
Одновременно оптовики снова задумываются над тем, какие именно услуги помогают добиваться наиболее тесных отношений с клиентами, а от каких услуг следует отказаться или сделать их платными. Основное-сформировать четко, выраженный комплекс услуг, наиболее ценных с точки зрения клиентов.
РЕШЕНИЕ О ЦЕНАХ. Для покрытия своих издержек оптовики
обычно производят определенную наценку, скажем 20%, на перво
начальную стоимость товаров. Издержки могут достигать 17%
суммы валовой прибыли, и тогда чистая прибыль оптового тор
говца составит всего около 3%. В оптовой торговле бакалейно-гаст
рономическими товарами чистая прибыль часто не достигает и 2%.
Оптовые торговцы начинают экспериментировать с новыми подхо
дами к проблемам ценообразования, Они, например, могут сокра
тить размеры чистой прибыли на какие-то товары, чтобы завоевать
себе больше нужных клиентов. Они могут обратиться к поставщику
с предложением установить низкую льготную цену, если у них есть
возможность добиться благодаря этому увеличения общего объема
сбыта товаров этого поставщика.
РЕШЕНИЕ О МЕТОДАХ СТИМУЛИРОВАНИЯ. Большинство оптовых торговцев не слишком задумываются о стимулировании. Использование ими .рекламы на сферу торговли, стимулирования сбыта, пропаганды и методов личной продажи носит в основном случайный характер. Особенно отстает, у них техника личной продажи, поскольку оптовики до сих пор рассматривают сбыт как neptroBopbi одного коммивояжера с одним клиентом, а не как коллективные усилия по обеспечению продаж основным клиентам, укреплению отношений с этими клиентами и удовлетворению их потребностей в услугах. Кроме того, оптовикам необходимо взять на вооружение и некоторые приемы неличного стимулирования, применяемые розничными торговцами! Оптовикам необходимо разработать всеобъемлющую стратегию стимулирования. Им следует шире пользоваться в своих интересах материалами и программами стимулирования, которыми пользуются поставщики. РЕШЕНИЕ О МЕСТЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. Оптовые торговцы обычно размещают свои предприятия в районах с низкой арендной платой и низким налогообложением и тратят минимум средств на благоустройство территории и оборудование помещений. Нередко применяемые ими методы грузообработки и прохождения заказов отстают от уровня современной техники и технологии. Для борьбы с растущими издержками передовые оптовики разрабатывают новые методы и приемы деятельности. Одной из таких разработок стало создание автоматизированных складов с записью поступающих заказов на перфокарты, которые затем вводятся в ЭВМ. Товары извлекаются из мест хранения с помощью механических устройств и подаются транспортером на отгрузочную платформу, где происходит комплектование заказа. Складская механизация, равно как и механизация многих конторских работ, развивается очень высокими темпами. Многие оптовые торговцы обращаются к компьютерам и текстовым процессорам, используя их для бухгалтерских операций, выставления счетов, управления товарно-материальными запасами и прогнозирования.
74. Планирование и организация товародвижения
Под товародвижением в маркетинге подразумевается система обеспе