Совершенствование коммуникативной деятельности ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:06, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы изучить организацию коммуникативной деятельности ФГОУ СПО «ППК», разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи:
- рассмотреть понятие, элементы, организацию коммуникативной деятельности на предприятии;
- выявить особенности коммуникативной деятельности на рынке образовательных услуг;
- изучить организационную и технико-экономическую характеристику ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж»;
- изучить организацию коммуникативной деятельности колледжа, анализировать данную информацию;
- дать рекомендации по совершенствованию коммуникативной деятельности колледжа.

Содержание работы

Введение 5
1. Теоретичские основы коммуникативной деятельности 8
1.1. Комплекс маркетинговых коммуникаций: элементы, их формы и содержание 8
1.2. Особенности коммуникативной деятельности на рынке образовательных услуг 21
2. Организация коммуникативной деятельности в ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж» 39
2.1. Характеристика ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж» 39
2.2. Организация коммуникативной деятельности в ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж». 50
3. Совершенствование коммуникативной деятельности ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж» 65
3.1. Исследование потребителей на рынке образовательных услуг средних специальных учебных заведений 65
3.2. Направления совершенствования коммуникативной деятельности ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж» 76
3.3. Медиа-план и бюджет коммуникативной деятельности ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж» 88
Заключение 94
Список использованных источников 10

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ_Пискунова.doc

— 2.78 Мб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

Сфера образовательных услуг на сегодняшний день активно принимает  участие в системе рыночных отношений. Для эффективного ведения своей  деятельности, учебному образовательному учреждению необходимо правильно вести свою маркетинговую политику, одним из важнейших элементов которой является коммуникативная деятельность.

В сфере образовательных услуг  можно с успехом использовать все методы коммуникативной деятельности, такие как: реклама на телевидении, радио, в прессе, в интернете, наружную, печатную рекламу, также использования мероприятий BTL, в сфере образования к которым можно отнести профориентационную деятельность, стимулирование, мерчендайзинг и событийные мероприятия, мероприятия Public Relations и прямой маркетинг.  

В Приморском крае на сегодняшний  день насчитывается  около 52-х учебных  заведений среднего профессионального образования, в которые входят государственные образовательные учреждения, негосударственные,  а также находящиеся в составе высших учебных заведений. К сожалению, у многих из них коммуникативная деятельность сводится только в размещении рекламы учреждения в СМИ. Все это приводит к тому, что потребители не только не принимают решения о поступлении именно в это учебное заведение, но даже не знают о его существовании.

Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что в связи с демографической ситуацией в стране, с каждым годом количество потенциальных потребителей из числа выпускников школ уменьшается. Все труднее выполнить план приема в средние учебные заведения. Происходит конкурентная борьба за каждого  выпускника школы, принявшего решение о получение среднего специального обучения. Возможно, несколько эту ситуацию  исправит введение ЕГЭ с 2009 года,  в связи  с более низким порогом критерия поступления в ссузы, и в связи с тем, что разрешено поступление в ссузы после 9-го класса на основе  вступительных испытаний самого учреждения,  ожидается приток школьников именно в среднее профессиональное образование. Здесь обострение конкурентной  борьбы  между ссузами будет заключаться в специфики предоставления образовательных услуг, наличие дополнительных услуг, оснащенности материально-технической базы, литературой и т.д. А главное, доведение всей этой информации до потребителей, создавая положительный имидж и уметь правильно расставить акценты на отличие от конкурентов и убедить потребителя принять решение в пользу своего учебного заведения. 

Цель выпускной квалификационной работы изучить организацию коммуникативной деятельности  ФГОУ СПО «ППК», разработать рекомендации по ее совершенствованию.

Задачи:

- рассмотреть понятие, элементы, организацию коммуникативной деятельности на предприятии;

- выявить особенности коммуникативной  деятельности на рынке образовательных услуг;

- изучить организационную и  технико-экономическую характеристику  ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж»;

- изучить организацию коммуникативной  деятельности колледжа, анализировать данную информацию;

- дать рекомендации по совершенствованию  коммуникативной деятельности  колледжа.

Предметом исследования является проблема организации коммуникативной деятельности в учреждениях на рынке образовательных услуг.

Объектом исследования является Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования   «Приморский политехнический колледж», предоставляющее образовательные услуги среднего профессионального образования по 11 специальностям на дневном и заочном отделении. Имеет 3 учебных корпуса, находящиеся в г. Владивостоке.

При написании дипломной работы мы использовали работы таких авторов как: Ф. Котлер, Е.П. Голубкова, А.П. Панкрухин, И.Л. Герчиков, И.С. Березин. Также использовались статистические и отчетные данные исследуемого образовательного учреждения, информация Интернет, журналы по маркетингу.

Структура выпускной квалификационной работы  представлена введением, тремя  основными главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.  Общий объем работы составляет 120 страниц, 25 рисунков, 4 таблицы и 8 приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы коммуникативной деятельности

1.1. Комплекс маркетинговых коммуникаций: элементы,                               их формы и содержание

Современный маркетинг требует  гораздо большего, чем создать  товар, удовлетворяющий потребности клиента, назначить на него подходящую цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей. Фирмы должны осуществлять коммуникацию со своими клиентами. При этом в содержании коммуникаций не должно быть ничего случайного, в противном случае, у фирмы уменьшится прибыль из-за больших расходов на осуществление коммуникации и из-за нанесенного ущерба имиджу фирмы.

Понятие «коммуникация», которое в  общем случае трактуется как направленная связь или связь, которая выражается в передаче сигналов, широко используется специалистами в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистики, информатики и экономики, и в том числе маркетинга. Введение термина «маркетинговые коммуникации» обусловлено стремительным ростом роли коммуникаций во всех сферах человеческой деятельности.

Ряд видных зарубежных и отечественных  маркетологов используют понятия «маркетинговые коммуникации» и «продвижение» как равнозначные. Так, например, Ф. Котлер предлагает для повышения эффективности мероприятий продвижения рассматривать маркетинговые коммуникации «как управление процессом движения товара на всех этапах» [20, с.674]. Е.П. Голубков считает «маркетинговые коммуникации» и «методы продвижения продукта» в существенной мере единичными понятиями [11, с.396]. И.В Крылов под маркетинговыми коммуникациями понимает пять составляющих «promotion», т.е. системы продвижения товара на рынке [21, с.15].

На наш взгляд, понятие «маркетинговые коммуникации» является более емким, чем «продвижение». Согласно роли, определенной комплексу маркетинговых коммуникаций в свете концепции маркетинга взаимодействия, предлагаем понимать под маркетинговыми коммуникациями не только совокупность направленных связей для передачи информации о других элементах комплекса маркетинга целевой аудитории, но и совокупность процессов взаимодействия между всеми субъектами маркетинговой среды.

Понятие «коммуникативная деятельность»  имеет также множество трактовок. Так А.П. Панкрухин считает, что под коммуникативной деятельностью понимается совокупность средств и конкретные действия по поиску, анализу, генерации и распространению информации, значимой для субъектов маркетинговых отношений [29, с.307].  А И.Л. Акулич и И.З. Герчиков считают, что коммуникативная деятельность, это политика продвижения товара, посредством использования таких средств коммуникации, как: реклама, личная продажа, стимулирование сбыта и общественные связи [1, с.268]. По мнению Багиева Г.Л., Тарасевич В.М. и Анн Х.  коммуникативная деятельность – это перспективный курс действий предприятия (или его представителей), направленный на планирование и осуществление взаимодействия фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы на основе обоснованной стратегии использования комплекса коммуникативных средств (коммуникативного микса), обеспечивающих стабильное и эффективное формирование спроса и продвижения предложения (товаров и услуг) на рынки с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли [3, с.417].

Мы считаем, что коммуникативная деятельность – это совокупность использования комплекса маркетинговых коммуникаций, для достижения поставленных компанией маркетинговых целей.

Следует отметить, что вопрос о  составе комплекса маркетинговых коммуникаций в современной литературе относится к числу дискуссионных. Так видный американский маркетолог Ф. Котлер включает в коммуникации такие мероприятия, как рекламу (advertising), стимулирование сбыта (sales promotion), связи с общественностью (public relations), личные продажи и прямой маркетинг (direct marketing). С ним солидарно большинство зарубежных и отечественных специалистов [20 с.150].

Некоторые специалисты не склонны  относить к маркетинговым коммуникациям прямой маркетинг, например, Е.П. Голубков причисляет его к методам организации розничной торговли [11, с.14]. Другие авторы пытаются пересмотреть состав коммуникаций в сторону увеличения. Например, Дж. Бернет и С. Мориарти в качестве самостоятельных инструментов коммуникации рассматривают такие как: использование специальных рекламных материалов на месте продаж, упаковку товара, специальные сувениры, спонсорство, предоставление лицензии, сервисное обслуживание [4, с.33]. Другие авторы включают в маркетинговые коммуникации также брендинг, фирменный стиль компании или марки, спортивный маркетинг, участие в выставках и ярмарках, информационное присутствие в Internet [8,10,12].

Все сказанное выше доказывает, что  проблема настолько не разработана  для теоретиков маркетинга, что пока отсутствует не только единая классификация, но и терминология.

В процессе эволюции концепции управления маркетинговой деятельностью, происходило изменение  роли коммуникаций [32 с.1] .

1. Производственная концепция (1860-1920 гг.). Для нее характерно: ориентация на товары, которые широко распространены и продаются по доступным ценам в условиях, когда спрос превышает предложение. Роль коммуникации ограничивается информированием о цене и месте, где можно товар приобрести.

2. Товарная концепция (1920-1930 гг.).  Основные принципы: ориентация на производство качественных товаров и совершенствование потребительских свойств товара. Роль коммуникации ограничивается доказательством того, что данный товар обладает лучшими техническими характеристиками.

3. Сбытовая концепция. Характеристики: агрессивная политика продаж и активное продвижение продукции на рынок, интенсивное развитие сбытовой сети. Роль коммуникации ориентирована на получение эффекта в виде продажи.

4. Классическая, или традиционная  концепция маркетинга (1960-1995 гг.). Для нее характерно: исследование нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами. Основная цель коммуникации, ориентированной на потребителя, - убедить его в том, что данный товар наилучшим образом удовлетворит его потребности.

5. Социально-этическая концепция  (1980-1995 гг.). Характеристики: производство товаров и услуг с учетом нужд потребителей и требований общества, исследование социальных и экологических последствий их производства и потребления. Коммуникация ориентирована на необходимость объяснения потребителю пользы, которую он извлекает из товара, а также раскрытия социальной роли.

6. Коммуникационная концепция (с 1990-х гг. по настоящее время). Основные принципы:  организация эффективной коммуникации на всех этапах деятельности предприятия в условиях полной информатизации общества. Коммуникация становится основным фактором успеха в управлении маркетингом. Взгляд на анализ и управление коммуникациями является комплексным и именно коммуникативная стратегия является ключевым элементом стратегии маркетинга.

Так же  существует концепция «маркетинг взаимодействия» (с 1990-х гг. по настоящее  время), освещенная в учебном пособии Кметь Е.Б. [18. с.8]. Для нее характерно производство товаров и услуг, удовлетворяющих потребителей и партнеров по бизнесу с использованием методов координации, интеграции и сетевого анализа. Роль коммуникации - продвижение информации о всех элементах комплекса маркетинга целевой аудитории и активное взаимодействие со всеми субъектами маркетинговой среды.

По структуре коммуникативная  политика включает два направления, как показано на рис. 1 [3, c.418]. Межличностные  коммуникации – общение и взаимодействие; неличностные коммуникации, рассматриваемые как процесс манипулирования средствами и методами коммуникаций. Оба направления являются неотъемлемой частью коммуникативной программы фирмы.


Рис. 1. Коммуникативная политика в системе

бизнес-взаимодействия

Важность коммуникаций в деятельности предприятия обуславливается тем, что:

- коммуникация является источником  и носителем информации;

- участники коммуникации получают  информацию посредством общения  с коллегами внутри и вне  своих организаций;

- коммуникация выступает в качестве инструмента высокой эффективности при реализации разрабатываемой стратегии предпринимательства.

Эффективная коммуникация характеризуется  тем, что переданная информация должна быть понята в соответствии с ее первоначальным значением. Она заключает двойную ответственность как за передачу, так и за понимание (восприятие) значения информации (см. рис. 2) [3, с.420].

Коммуникации могут носить как  временный, эпизодический, так и  постоянный характер. Распространение информации основано на убеждении. При этом используются такие методы, как:

- риторический, предполагающий обращение  к аудитории, с тем чтобы  использовать свою репутацию  для вызова доверия, возбуждения  желаемых эмоций, доказательства  своей правоты;

- пропагандистский, используемый фирмой для убеждения потребителя в правильности своих взглядов и действий;

- переговоры, эффективность которых  достигается в том случае, если  каждая из сторон считает себя удовлетворенной в рамках поставленных целей.

Выделяют следующие функции  коммуникаций [3, с.423]:

- контроль норм поведения –  как общечеловеческих, так и производственных, в соответствии со структурой организации;

- мотивация работников в соответствии  с целями организации и их  отклика  с помощью обратной связи на поощрение желаемого поведения;

- обеспечение информацией для принятия решений;

- учет эмоционального состояния  работников.

Информация о работе Совершенствование коммуникативной деятельности ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж»