Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:06, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы изучить организацию коммуникативной деятельности ФГОУ СПО «ППК», разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи:
- рассмотреть понятие, элементы, организацию коммуникативной деятельности на предприятии;
- выявить особенности коммуникативной деятельности на рынке образовательных услуг;
- изучить организационную и технико-экономическую характеристику ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж»;
- изучить организацию коммуникативной деятельности колледжа, анализировать данную информацию;
- дать рекомендации по совершенствованию коммуникативной деятельности колледжа.
Введение 5
1. Теоретичские основы коммуникативной деятельности 8
1.1. Комплекс маркетинговых коммуникаций: элементы, их формы и содержание 8
1.2. Особенности коммуникативной деятельности на рынке образовательных услуг 21
2. Организация коммуникативной деятельности в ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж» 39
2.1. Характеристика ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж» 39
2.2. Организация коммуникативной деятельности в ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж». 50
3. Совершенствование коммуникативной деятельности ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж» 65
3.1. Исследование потребителей на рынке образовательных услуг средних специальных учебных заведений 65
3.2. Направления совершенствования коммуникативной деятельности ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж» 76
3.3. Медиа-план и бюджет коммуникативной деятельности ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж» 88
Заключение 94
Список использованных источников 10
Студенты колледжа активно участвуют в культурной жизни колледжа. Это такие мероприятия, как: «День знаний», «Посвящение в студенты», «Новый год», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День открытых дверей», «День смеха», «День Победы» и т.д. Все это повышает уровень удовлетворенности студентов не только в учебной программе, но и в культурной жизни, тем самым, обеспечивая доведение положительного образа колледжа для потенциальных потребителей. График проведения мероприятий представлен в прил. 3.
Также студенты
активно участвуют в
Для поддержания имиджа в колледже, в различных мероприятиях участвуют не только студенты и работники, но и сам директор колледжа.
Так например, в 2008 г. директор ППК выиграл во Всероссийском конкурсе ссузов, проводимым в г. Москве Министерством образования и науки, в номинации «Лидер – образования среди ссузов». Благодаря умелому руководству, компетентности директора и внедрению современных технологий в обучение ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж» является ведущим средним специальным учебным заведением на территории Приморского края. В 2007 г. колледж награжден дипломом лауреата конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших ссузов России».
Директор колледжа делится опытом своей работы: в журнале «Аккредитация в образовании» опубликована статья «Модернизация - это инициатива, развитие, перспектива», в местной печати - «С интерьера начинается карьера», «Действуя сообща - не выживаем, а созидаем»; выступает по радио и телевидению.
Спортивная жизнь колледжа очень насыщена. В колледже существуют секции: баскетбол, волейбол, настольный теннис, мини-футбол, легкая атлетика, спортивная аэробика. По спортивной аэробике ППК 5-й год подряд занимает I место в Спартакиаде г. Владивостока и Приморского края. И 3-й год подряд I место во Всероссийском спортивном фестивале студентов ССУЗов и ВУЗов (г. Хабаровск, г. Благовещенск).
Для поддержания спорта на должном уровне руководство колледжа предоставляет несколько спортивных контрактов, т.е. абитуриенты (спортсмены) поступают без экзаменов на бюджетную основу, а за это выступают на всех спортивных мероприятиях.
Все это поднимает имидж колледжа, тем самым укрепляя его на рынке образовательных услуг, также это можно отнести к межличностным коммуникациям между колледжем и потенциальными потребителями.
Кроме основных специальностей, колледж ведет подготовку по дополнительным рабочим специальностям. Все эти специальности можно получить во время обучения на одном из отделений. По всем специальностям выдаются свидетельства государственного образца, присваиваются разряды. Все дополнительные рабочие специальности были разработаны на основе исследования, постоянной связи со службой занятости. Выпускаемым специалистам не хватало получаемых знаний. Так, например бухгалтер не мог найти достойную работу без знания 1С – бухгалтерии, и без свидетельства оператора ЭВ и ВМ. А выпускаемым менеджерам очень помогает в работе знание китайского языка. Помимо этого, в техникуме выдаются права по категории «В», «С», что очень привлекает студентов механических специальностей. Все это освещается в буклетах, брошюрах колледжа.
Также все больше налаживается связь с китайскими партнерами (прохождение практики по специальности «Гостиничный сервис» с языковой практикой), что очень влияет на качество, уровень услуг в колледже и на его имидж.
Здесь также хочется отметить, что это информация не доведена до потребителя. Не многие средние специальные учебные заведения предоставляют языковую и производственную практику за границей, что так необходимо студенту, изучающего иностранный язык. Это очень выгодно отличает колледж от конкурентов, ставит его на ступень выше по подготовке специалистов именно по этой специальности, но колледж не пользуется этой выгодой при составлении рекламного обращения к потребителю.
К мероприятиям PR в колледже также относятся изготовление значков, вымпелов, календариков, футболок с символикой колледжа (см. прил.4).
К мероприятиям BTL в колледже относятся: профоиентационная деятельность, стимулирование продаж и мерчендайзинг.
Три раза в год (декабрь, февраль, апрель) Колледж проводит «День открытых дверей». На данном мероприятии любой желающий может получить самую полную информацию о колледже.
В этот день для выпускников школ и их родителей проводится программа в актовом зале, в которую входит: речь директора колледжа, выступления зам. директора по учебной работе и по воспитательной работе, которые кратко знакомят о специальностях колледжа, выступление агитационной бригады. Программа заканчивается концертными выступлениями студентов колледжа. Далее, агитационная группа колледжа проводит экскурсию по колледжу, знакомя с аудиториями колледжа, учебно-производственными мастерскими и т.д. Примерный сценарий «Дня открытых дверей» приводится в прил.5.
В колледже стали уделять внимание студентам колледжа как при их обучении в учреждении (всевозможные спортивные, развлекательные мероприятия, культурная жизнь колледжа), при их выпуске (трудоустройство), так и после выпуска (организация «Дней встречи») для поддержания «обратной связи» с потребителями. Мероприятие «День встречи» освещается на сайте колледжа с информацией о проведенном мероприятии, с показателями трудоустройства выпускников, значимых лиц и т.д. Все эти мероприятия можно объединить под одним понятием – «маркетинг отношений».
Модель маркетинга отношений можно представить в виде последовательности: «коммуникация — полезность — персонализация — стиль».
Формирование первого уровня — «коммуникации» — предполагает, прежде всего, огромную организационную работу по сбору информации приемной комиссией, воспитательной службой колледжа. Это и отслеживание, и анализ динамики потребностей студентов в процессе обучения, и сбор информации о выпускниках. Причем речь идет не об одноразовой акции, а о постоянной системе связи с участниками отношений.
Говоря о втором уровне — «полезность», можно отметить, что студенты приходят в учебное заведение не только за получением образовательной информации. Студенчество — это особый стиль жизни. Многие образовательные учреждения это хорошо осознают: не случайно в рекламах мелькают сообщения о спортивных секциях учреждения, богатой культурной жизни и т.д. В создании условий для получения такого уровня ценностей и состоит смысл второго уровня маркетинга отношений.
Третий уровень предполагает индивидуализацию жизни студента, как в образовательном плане (индивидуальный учебный план), так и в частностях. Речь идет не только о психолого-педагогической необходимости, например, построения индивидуального плана, но о создании такой атмосферы, когда каждый клиент ощущал бы себя индивидуумом, а не «одним из всех» не только в аудитории, но и в библиотеке, и в спортивном зале, и в столовой.
Последний уровень - организация встреч выпускников. Однако все это носит, как правило, разовый характер. Четвертый уровень должен явиться суммой усилий, предпринятых на предыдущих уровнях и распространиться на жизнь выпускника после его выпуска.
Образовательные услуги — специфический
товар, значение и качество которого
проявляются и реально оцениваю
На наш взгляд, эти мероприятия имеют очень важную роль в коммуникативной деятельности колледжа. Ведь как показали исследования, приведенные в III главе нашего проекта, около 50 % потребителей узнали о колледже от знакомых, друзей, что в принципе присуще услугам, наибольшая половина которых, является бывшими выпускниками колледжа. Очень важно, чтобы эта информация несла положительные эмоции.
Для продвижения своего товара (услуг) воспитательная служба колледжа занимается профориентационной работой. Начиная с февраля месяца агитационная компания, состоящая из студентов и работников колледжа, посещает школы и училища города, района. В их программу входит ознакомить потребителей со специальностями колледжа, ответить на все интересующие их вопросы поставить небольшие занимательные концертные номера. Их задача - постараться убедить, что именно в этом колледже им нужно продолжить свое обучение.
Также каждому из заведующих отделениями и педагогов – организаторов, поручена часть района города, или населенный пункт Приморского края. В течение года они посещают родительские собрания этих районов с целью доведения информации о колледже, и пропагандируя поступление в колледж.
С 2008-2009 учебного года в колледже действует следующая программа. 1 раз в две недели, колледж заказывает автобус, предварительно договорившись с одной из школ города, и привозит выпускников школы (9-11 классов) в колледж. С ними проводится экскурсия по колледжу, ознакомление с материально-учебной базой, специальностями и т.д. Так, в течение всего года, были охвачены все школы города. Также выделяется автобус и 1 раз в месяц, агитационная группа выезжает в районы Приморского края для профориентационной работы в школах.
К стимулированию продаж относятся:
- скидки по оплате за обучение студентам, обучающимся на 5.
- скидки по оплате за обучение студентам, активно участвующих в спортивных, культурно-массовых мероприятиях;
- дополнительные стипендии
- почетные грамоты,
- скидки за обучение детям сотрудников колледжа;
- скидки на дополнительные
Также в течение года ведутся курсы по подготовке студентов для поступления. До введения ЕГЭ, при условии удачной сдачи экзаменов по окончанию курсов, давался сертификат, позволяющий поступление в колледж без экзаменов.
В системе работы по созданию коммуникационной среды методическая служба колледжа создает необходимые условия преподавателям для непрерывного образования, компенсирует недостающие знания, помогает адаптироваться к новым условиям в развитии системы образования, экспериментальной и инновационной деятельности, способствует формированию и развитию профессиональной, информационной культуры педагогов.
Существенное значение в формировании и развитии коммуникационного пространства имеет изучение информационных потребностей участников образовательной системы Колледжа.
В практике работы методистов используются разнообразные методы изучения информационных и профессиональных потребностей педагогов: анкетный опрос, наблюдение, интервьюирование, собеседование, изучение спроса на литературу, анализ тематики индивидуальных консультаций, результатов диагностики (в области научных знаний, образовательных технологий, научно-методического обеспечения образовательной деятельности, воспитательной работы).
Значительное место в системе методической работы продолжают занимать стимулирование самообразования, индивидуальные консультации, организация стажировок, анализ учебных занятий, результатов обучения, воспитания и развития учащихся, различные формы групповой, массовой методической работы (методические объединения, семинары, лекции, творческие группы, педагогические мастерские и др.).
Для мотивации преподавателей каждый год в колледже проходит конкурс «Учитель года». Победителям конкурса выделяется грант (денежная премия). Также премии назначаются преподавателям, занимающим призовые места в мероприятиях среди учебных заведений Приморского края. Обычно такие мероприятия проводятся методическими объединениями Совета директоров ссузов Приморского края.
Также премии и поощрения выдаются преподавателям, активно участвующим в региональным олимпиадах и профориентационной деятельности.
На наш взгляд, очень важно стимулировать персонал, и не оставлять его без внимания, так как он является одним из основных носителем информации о колледже. Его впечатления о работе, культурной жизни, уровне образования в колледже. Все это может очень повлиять на решение потребителя в выборе учебного заведения.
К мерчендайзингу в колледже относится:
Оформление кабинета приемной комиссии. Стоят стенды с полной информацией о колледже, POS-материалы: вывески, разложены буклеты и брошюры на столах. По телевизору все время транслируется ролик, продолжительностью 40 мин. с рассказом о колледже, специальностях и т.д.
Так же выставлены работы студентов - дизайнеров, кубки, за достижение в спортивной деятельности.
На наш взгляд, оформление кабинета приемной комиссии следует доработать. Информация размещена в хаотичном порядке, потребителю очень сложно сконцентрироваться на интересующих его вопросах. Упускаются те самые отличительные особенности предоставления образовательных услуг, которые отличают колледж от конкурентов. В июне и июле месяцах, в кабинете приемной комиссии собирается множество абитуриентов с родителями, и из-за нехватки секретарей приемных комиссий внимание уделяется только тем, кто непосредственно пришел сдавать документы. А те несколько процентов потребителей, которые пришли за информацией, которые еще не остановили свой выбор на каком-либо конкретном учебном заведении, уходят. Тем самым колледж теряет этот процент потребителей, и оставляет негативное впечатление потребителей о колледже.