Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:06, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы изучить организацию коммуникативной деятельности ФГОУ СПО «ППК», разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи:
- рассмотреть понятие, элементы, организацию коммуникативной деятельности на предприятии;
- выявить особенности коммуникативной деятельности на рынке образовательных услуг;
- изучить организационную и технико-экономическую характеристику ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж»;
- изучить организацию коммуникативной деятельности колледжа, анализировать данную информацию;
- дать рекомендации по совершенствованию коммуникативной деятельности колледжа.
Введение 5
1. Теоретичские основы коммуникативной деятельности 8
1.1. Комплекс маркетинговых коммуникаций: элементы, их формы и содержание 8
1.2. Особенности коммуникативной деятельности на рынке образовательных услуг 21
2. Организация коммуникативной деятельности в ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж» 39
2.1. Характеристика ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж» 39
2.2. Организация коммуникативной деятельности в ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж». 50
3. Совершенствование коммуникативной деятельности ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж» 65
3.1. Исследование потребителей на рынке образовательных услуг средних специальных учебных заведений 65
3.2. Направления совершенствования коммуникативной деятельности ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж» 76
3.3. Медиа-план и бюджет коммуникативной деятельности ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж» 88
Заключение 94
Список использованных источников 10
Продолжение табл. 4
№ |
Мероприятия |
Период проведения |
Затраты (руб.) |
6 |
Реклама в интернете |
10 000 | |
6.1 |
Поддержка сайта колледжа |
В течение года |
10 000 |
7 |
Мероприятия BTL |
123 000 | |
7.1 |
Стимулирование |
- | |
7.1.1 |
Поощрение персонала за активное участие в профориентационной работе, анкетировании школьников, в жизни колледжа |
В течение года |
из статьи з/п |
7.1.2 |
Поощрение студентов за активное участие в профориентационной работе, анкетировании школьников, помощь в работе приемной комиссии |
В течение года |
из статьи «стипендия» |
7.2 |
Профориентационная работа |
85 000 | |
7.2.1 |
Заказ автобусов для школьников, для участия в экскурсии по колледжу, для поездок агитбригад по школам |
В течение года |
40 000 |
7.2.2 |
Проведение мероприятия «День открытых дверей» (изготовление информационных материалов, подготовка актового зала) |
февраль, апрель |
15 000 |
7.2.3 |
Проведение экскурсий по колледжу |
В течение года |
- |
7.2.4 |
Анкетирование потребителей |
В конце проведенных мероприятий |
- |
7.2.5 |
Выездные мероприятия по Приморскому краю «Ярмарки учебных мест (ГСМ, материалы, командировочные, проживание) |
В течение года |
30 000 |
7.3 |
Мерчендайзинг |
19 000 | |
7.3.1 |
Изготовление стендов для приемной комиссии |
До января 2009 года |
10 000 |
7.3.2 |
Изготовление информационных материалов (плакатов) |
До марта 2009 года |
2 000 |
7.3.3 |
Оформление кабинета приемной комиссии (канцелярия, папки, указатели и т.д.) |
С марта по сентябрь 2010 года |
7 000 |
7.4 |
Прямой маркетинг |
19 000 | |
7.4.1 |
Рассылка буклетов старшеклассникам и выпускникам училищ, школам по почте |
В течение года |
19 000 |
8 |
Мероприятия PR, изготовление носителя фирменного стиля |
12 000 | |
8.1 |
Изготовление календарей настольных, календариков карманных 500 шт. + 500 шт. |
1 раз в год |
12 000 |
8.2 |
Изготовление значков |
Остались с прошлого заказа |
- |
8.3 |
Изготовление флажков, вымпелов |
Остались с прошлого заказа |
- |
8.4 |
Изготовление футболок |
Остались с прошлого заказа |
- |
9 |
Событийный маркетинг |
68 000 |
Окончание табл. 4
№ |
Мероприятия |
Период проведения |
Затраты (руб.) |
9.1 |
Проведение мероприятий в колледже и освещение результатов в СМИ, например в профессиональные праздники «День строителя», «День автомобилиста». |
В течение года |
30 000 |
9.2 |
Проведение мероприятия «Фестиваль танца» с приглашением коллективов школ г. Владивостока |
декабрь 2010 года |
20 000 |
9.3 |
Проведение «Дня встречи выпускников» в день создания колледжа Объявление в газете «Антенна», «Телевизор» о проведении мероприятия (4 раза в мес.) |
февраль 2010 года за месяц до мероприятия |
18 000 |
ИТОГО: |
510 000 |
Мы определили бюджет в 510 000 рублей, но при необходимости, в связи с нашим расчетным диапазоном бюджета коммуникативной деятельности от 454 091 руб. до 572 240 рублей, его возможно или уменьшить, или увеличить. Предполагается, что в этом диапазоне средства, потраченные на коммуникативную деятельность, будут оправданы.
Заключение
Одним из важнейших элементов маркетинговой политики учреждения является коммуникативная деятельность, и образовательное учреждение здесь не исключение. Умение правильно планировать, организовывать, анализировать коммуникативную деятельность приводит к повышению спроса и укрепление позиций учебного заведения на рынке образовательных услуг, где в силу сложной демографической ситуации, наличие конкурентов и других факторов среднему специальному учебному заведению все сложнее привлекать потребителей и занимать более высокую долю на рынке образовательных услуг.
В выпускной квалификационной работе проведен анализ коммуникативной деятельности Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Приморский политехнический колледж» и разработаны пути ее совершенствования.
Для решения поставленных в выпускной квалификационной работе задач рассмотрены теоретические аспекты формирования коммуникативной деятельности предприятий, которые представляют собой комплекс мероприятий, разработанных в соответствии с программой маркетинга, объединенных единой целью и направленных на определенный сегмент рынка.
Коммуникативная деятельность – это совокупность использования комплекса маркетинговых коммуникаций, для достижения поставленных компанией маркетинговых целей. Коммуникативная политика определяет дальнейший план действий предприятия, разработанный на основе стратегии комплекса маркетинговых коммуникаций для достижения поставленных целей.
Образовательные услуги имеют ряд специфических особенностей, присуще только им. Это такие, как: невозможность их непосредственного денежного измерения; образовательные услуги оказываются в комплексе с созданием духовных ценностей, преобразованием и развитием личности обучающихся; находятся под пристальным общественным вниманием и внерыночным давление; сезонность; высокая стоимость; относительно длительное оказание услуги; отсроченность выявления результативности; зависимость результатов от условии будущей работы и жизни обучившегося; невозможность перепродажи; конкурсный характер; относительно молодой возраст потребителей и т.д. Кроме того, отличительная особенность рынка образовательных услуг заключается в значительной роли государства и его органов управления. Все это влияет на организацию коммуникативной деятельности, отличая ее тем самым от других сфер деятельности.
Для учреждений, предоставляющих свои услуги на рынке образовательных услуг, структура комплекса коммуникаций, направленная на потребителя, представляет следующую последовательность: реклама, BTL, в том числе: профориентационная деятельность, прямой маркетинг, формой которого стали личные продажи, событийный маркетинг, стимулирование сбыта, мерчендайзинг; связи с общественностью.
Главной составляющей комплекса маркетинговых коммуникаций является реклама, которая доводит до адресатов информацию, с помощью различных средств массовой информации: телевидения, рекламы в прессе, на радио, в Интернет, в местах продаж и др., выбор которых определяется приверженностью целевой аудитории к определенным средствам массовой информации.
Образовательными учреждениями чаще всего используется печатная реклама. В рекламе образовательных услуг наблюдается ситуация, когда информативность, как правило, резко преобладает над эмоциональной стороной. Сейчас как никогда нужно уметь соблюдать оптимум, баланс в соотношении двух важнейших сторон, аспектов рекламы: информативности и эмоциональности.
На рынке образовательных
Коммуникативная политика в образовательных учреждениях, даже тщательно разработанная, должна постоянно дорабатываться и обновляться с учетом изменения предпочтений потребителей и с учетом растущего многообразия рынка коммуникаций.
Проанализировав деятельность ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж» можно сделать вывод, что колледж является одним из лидеров на рынке средних специальных образовательных услуг. Занимаемая доля колледжа составляет около 8,3%. У колледжа имеются 3 главных конкурента, которые значительно отстают по уровню продаж. Однако, как выяснилось, что коммуникативная деятельность колледжа хоть и затрагивает почти все элементы комплекса маркетинговых коммуникаций, но организовывалась без какого-либо планирования и оценки. Все методы были выбраны без каких-либо исследований предпочтений потребителей, бюджет коммуникативной деятельности не рассчитывался, не контролировался. Оценка проведенных мероприятий не проводилась.
В нашей работе мы структурировали
организацию коммуникативной де
Также были выявлены некоторые особенности предоставления услуг колледжем, что выгодно отличает его от конкурентов. Это контракты с высшими учебными заведениями, позволяющие продолжить обучения по сокращенным срокам; предоставление, вместе с приобретаемой профессией, рабочих специальностей, адаптированных к запросам рынка труда, без которых трудоустройство выпускников невозможно; предоставление дополнительных услуг в процессе обучения; прохождение языковой и производственной практики в Китае и т.д. Вся эта информация прошла незамеченной среди потребителей, поэтому обязательно нужно ее размещать в рекламных обращениях.
В процессе разработки путей совершенствования коммуникативной политики колледжа, были разработаны два вида анкет, для опроса старшеклассников, абитуриентов, и их родителей. Также был проведен опрос старшеклассников и родителей, на основе которых были выявлены предпочитаемые медиа-каналы, и дана оценка проводимых мероприятий колледжем. На основе этих данных был составлен план коммуникативной деятельности на 2009-2010 учебный год.
Также были даны рекомендации по созданию маркетингового центра в колледже. Предложена его структура. Был предложен процесс планирования коммуникативной деятельности колледжа, который включает в себя:
- определение коммуникативных целей, задач;
- определение предмета
- определение общих целей и задач;
- исследование потребителей;
- определение целевой аудитории воздействия;
- исследование медиа
- исследование эффективности
- определение желаемой ответной реакции;
- составление плана
- расчет общего бюджета и распределение по составляющим;
- разработка плана мероприятий, совмещенного со сметой затрат;
- организация и контроль за проведенными мероприятиями;
- анализ эффективности
Определены 3 целевые группы воздействия для колледжа, включающие в себя: учащихся 9-11 классов; взрослых, желающих совмещать учебу и работу в возрасте от 20 до 40 лет; родители и знакомые, не являющиеся потребителями образовательных услуг, но оказывающие влияние на решение о покупке, в возрасте от 22 до 45 лет. Все группы имеют доход низкий или средний.
Определены цели и задачи коммуникативной деятельности колледжа. Определен предмет продвижения, определена желаемая ответная реакция (увеличение студентов коммерческих групп на 5%, охват информированности потребителей на 10%, укрепление положительного имиджа колледжа).
Составлен план мероприятий. Рассчитан бюджет коммуникативной деятельности колледжа двумя методами: методом определения объема рекламного бюджета в процентах к объему сбыта и по модели Видаля-Вольфа. Были определены минимальная и максимальная границы бюджета, которые составили от 454 091 рубля до 572 240 рублей. Разработан план мероприятий, совмещенный со сметой затрат, по нашему мнению, отвечающий всем предпочтениям потребителей и дающий полную информацию о колледже. Также предложена система показателей оценки эффективности проведенных мероприятий, разработанная автором Е.Б. Кметь в своей диссертации. По нашему мнению эти показатели полностью отражают эффективность проведенных мероприятий, основой этих показателей является коэффициент результативности, экономический смысл которого трактуется как прирост количества новых потребителей в расчете на единицу прироста коммуникативных затрат.
Для совершенствования
- содействие в трудоустройстве выпущенных студентов, принимать участие в их жизни и держать с ними связь; предоставлять благоприятные условия для работы сотрудникам колледжа и стимулировать их за проявленную инициативу в мероприятиях коммуникативной деятельности колледжа, так как две эти группы являются прямыми носителями информации о колледже, и имея воздействие на потенциальных потребителей;