Совершенствование маркетинговой деятельности на ОАО Концерне «Калина»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть состояние дел во внешней среде предприятия, дать представление о тенденциях мирового, российского и регионального рынков продукции, проанализировать внутреннюю среду предприятия, и в качестве вывода предложить рекомендации к совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии.

Содержание работы

Введение
Раздел № 1: Состояние дел во внешней среде предприятия, представление о тенденциях мирового, российского и регионального рынков продукции.
1.1 Сведения о создании и развитии ОАО Концерн “КАЛИНА”……………6
1.2 Краткое описание истории создания и развития ОАО Концерн “КАЛИНА”………………………………………………………………………7
1.3 Контактная информация…………………………………………………….9
1.4 Идентификационный номер налогоплательщика…………………………10
1.5 Основная хозяйственная деятельность ОАО Концерн “КАЛИНА”……...10
1.6 Рынки сбыта продукции ОАО Концерн “Калина”………………………...11
1.7 Возможные факторы, которые могут негативно повлиять
на сбыт ОАО Концерн “КАЛИНА” его продукции
и возможные действия концерна по уменьшению такого влияния……..........14
1.8 Основные конкуренты……………………………………………………….15
1.9 Основные тенденции рынка за 1 кв. 2005 г……………………………….17
1.10 Сравнительные данные, отражающие деятельность ОАО Концерн “КАЛИНА” в отрасли…………………………………………………………...17
Раздел № 2: Анализ внутренней среды концерна
2.1 Численность работников…………………………………………………….20
2.2 Факторы, которые, послужили причиной для изменения численности сотрудников, а также последствия таких изменений для финансово –
хозяйственной деятельности концерна………………………………………...21
2.3 Производство и оборудование………………………………………………23
2.4 Сырье…………………………………………………………………………24
2.5 Основные виды продукции …………………………………………………28
2.6 Информация о структуре продаж компании за пять завершенных финансовых лет………………………………………………………………….29
2.7 Система сбыта за пять завершенных финансовых лет……………………32
2.8 Поставщики концерна……………………………………………………….33
2.9 Прогнозы в отношении доли импорта……………………………………...34
2.10 Оценка емкости рынка и потребностей, удовлетворяемых продукцией предприятия……………………………………………………………………...34
2.11 Анализ динамики цен на часть продукции предприятия, сравнение ее с динамикой цен конкурентов…………………………………………………….35
Раздел № 3: Описание действующей маркетинговой деятельности, набор предлагаемых рекомендаций, их обоснование и описание
3.1 Описание структуры маркетинговой службы и внесение рекомендаций по четкому определению функций сотрудников отдела маркетинга……...…….41
3.2 Сведения отдела маркетинга ОАО Концерна «Калина»
о текущей ситуации на российском рынке …………………………………...49
3.3 Ценообразование……………………………………………………………..50
3.4 Система распределения продукции………………………………………...51
3.5 Анализ системы стимулирования, стимулирование продаж……………...53
3.6 SWOT – анализ конкурентного положения Концерна…………………….
3.7 Рекламный бюджет и его распределение…………………………………..58
3.8 Рекомендации относительно мерчандайзинга……………………………..58
3.9 Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности маркетингового отдела ОАО Концерна «Калина»…………………………….60
Заключение……………………………………………………………………….64
Список использованной литературы и интернет-ресурсов…………………...67

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 190.60 Кб (Скачать файл)

 

Производство цикличное, продукция выпускается большими партиями и сразу же распределяется и доставляется в регионы на консигнационные  склады (место хранения партии товара, доверенной комиссионному лицу с целью продажи.) компаний-дилеров. Находящийся на складе товар является собственностью Концерна «Калина» и только при перемещении со склада становится собственностью компании-дилера или её клиента. Стандартная отсрочка платежа составляет 7 календарных дней с момента перемещения продукции со склада компании-дилера.

Доставка на консигнационные  склады осуществляется за счёт Концерна «Калина» автомобильным и железнодорожным  транспортом. В г.Ростове-на-Дону имеется два консигнационных склада компании. Благодаря взвешенной торговой политике, продукция Концерна «Калина» входит в тройку наиболее рентабельной продукции в России среди всех отечественных и зарубежных компаний производителей, работающих на Российском рынке.

3.5 Анализ системы стимулирования, стимулирование продаж

Возросшая конкуренция вынуждает  предприятие - идти на все большие  уступки потребителям в сбыте  своей продукции с помощью  стимулирования.                  Кроме того, объективным фактором возрастания роли стимулирования для предприятия Концерн «Калина» является то, что эффективность рекламы снижается из-за растущих издержек и рекламной тесноты в средствах массовой информации.

Целью всех мероприятий стимулирования продаж является временное повышение  интереса покупателей к товарам. Мероприятия стимулирования продаж, осуществляемые предприятием носят краткосрочный характер и ни в коем случае не заменяют собой регулярную работу по сбыту в обычных условиях.

Основной целью в ходе разработки и реализации мероприятий  по стимулированию продаж на предприятии  является временное повышение интереса покупателей к товарам, то есть стимулирование продаж главным образом направлено на потребителя.

При помощи мероприятий по стимулированию продаж предприятие  в основную цель стимулирования включает такие специфические цели как:

- побудить совершить первую  покупку своих товаров потребителями

- побудить совершить повторную  покупку;

- привлечь в магазин  дополнительные группы покупателей;

- представить новый товар;

- распродать неликвидный  товар;

 

В соответствии с выбранными целями предприятие осуществляет проведения комплекса стимулирования продаж посредством  использования следующих средств. Итак, с целью побуждения совершить  повторную покупку потребителем предприятие через свои фирменные  магазины применяет ценовое стимулирование. Одним из приемов ценового стимулирования является применение в магазине мгновенных распродаж, то есть на очень короткое время (примерно 10 - 20 минут) на какую -либо группу товаров снижается цена, об этом в магазине либо объявляет продавец, либо, если товар предприятия продается через фирменную секцию в каком-нибудь крупном магазине, о мгновенной распродаже объявляется по внутримагазинной радиосети.

Также в 2004 году предприятие  Концерн «Калина» использовала такое  средство ценового стимулирования в  своих фирменных магазинах, как  «скидки по поводу». Товар реализовывался потребителям со скидкой в 30% по случаю 15 -летия работы предприятия на рынке.

Также в фирменных магазинах  предприятия прибегают к такому средству стимулирования как - купоны. Предприятие прибегало к решению об использовании купонов, когда необходимо было расширить круг потребителей по приобретению краски для волос «Калина-Колор», а также укрепить свои позиции в отношении потребителей, в связи с возникшими на рынке конкурентами. Купоны размещались на упаковке товара, и содержали информацию о размере скидки, в данном случае при дополнительной покупке к краске «Калина - Колор» бальзама для волос производителя «Калина» скидка составляла 10%.

Также, время от времени  предприятие использует такой инструмент как премии. Так при покупке  свыше 50 000 рублей товара покупателям предлагалось выбрать самому товар из коробки, которая находилась рядом с кассой. Кроме этого, некоторые товары концерна «Калина» выпускает в упаковке, которая пригодна для дальнейшего использования, например, некоторые средства для волос в упаковке с дезатором (кондиционер для волос «Экспресс-блеск), что позволяет потребителям неоднократно использовать эту упаковку в качестве упаковки, например для разливного лака.

Довольно часто, предприятие  в качестве стимулирования использует бесплатные образцы товаров (пробники), как показывает практика их использования, этот инструмент является одним из самых эффективных, особенно при  выведении нового товара на рынок. Так, в настоящее время предприятие  пользуется этим инструментом стимулирования в отношении таких товаров  как: шампуни, гели для душа, средства по уходу за кожей лица, а также  в отношении новых товаров  линии «Интим», а также средства по уходу за волосами и телом «Цитрусовая  свежесть».

Часто предприятие организует в своих фирменных магазинах сэмплинг, то есть в определенные дни осуществляется бесплатная раздача пробников.

Предприятие также практикует вкладывание в упаковку основного  товара бесплатный пробник какого-либо другого товара предприятия. Например, эту идею воплотили в отношении  краски для волос «Калина- Колор», упаковку данного товара дополняли пробником бальзама для волос.

В комплекс средств по стимулированию продаж концерн «Калина» также включает использование рекламных сувениров, в качестве таковых используются рекламные календари, с товарным знаком и реквизитами предприятия  и выдаются покупателям бесплатно.

Кроме этого в фирменных магазинах и секциях предприятия покупатели при необходимости имеют возможности получить квалифицированную консультацию, а также приобрести бесплатно буклет предприятия и различные рекламные материалы. Эти бесплатные рекламные материалы позволяют обеспечить предприятию напоминание о себе.

Кроме этого, в 2004 году предприятие  проводило конкурс на самый лучший слоган, характеризующий деятельность предприятия, и основную цель его работы на рынке. При проведении конкурса организатору участники присылали различные варианты и идеи. Призом был полный набор косметики предприятий концерна «Черный жемчуг», «Миа» в оригинально оформленном лукошке.

Вместе с этим руководство  предприятия понимает необходимость  стимулирования собственного торгового  персонала фирменных магазинов. В отношении торгового персонала  предприятие предоставляет дополнительные дни отпуска, организует поездки  за счет предприятия. Актуальны также  моральные поощрения, например, на предприятии  организуются поздравления персонала  администрацией предприятия по праздникам и личным торжествам.

На предприятии в целях  измерения эффективности проведенных  мероприятий по стимулированию продаж, применяются различные методы, в  зависимости от выбранного средства стимулирования. Данному процессу на предприятии предают повышенное внимание.

Конечно же, чаще используют метод сравнения показателей  продаж до, в ходе и после проведения стимулирования. В целях получения дополнительной информации проводится опрос потребителей, для того чтобы выяснить многим ли из них запомнилась кампания по стимулированию, какое мнение о ней сложилось в момент проведения, многие ли воспользовались предложенными льготами, повлияли ли мероприятия на их выбор и т.д.

 

3.6 SWOT – анализ конкурентного положения Концерна

Ежегодно отдел маркетинга анализирует деятельность концерна по принципу SWOT анализа, который включает в себя анализ по 4 основным аспектам : сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Ниже приведенный анализ базируется на 2005 году. На основании этого анализа отдел формулирует основные направления в улучшении характеристик товара, его продажи и т.д.

 

Сильные стороны

1.       Лидер по доле рынка (в натуральном выражении) в средствах по уходу за кожей    

2.       Высокая лояльность партнеров концерна

3.       Хорошо сбалансированный портфель брендов

4.       Привлекательное для потребителя соотношение «Цена-Качество»

5.      Широкая и высоко эффективная дистрибьюторская сеть

6.      Управление маркетингом путем управления брендами, а не товарными группами

7.      Высокая знание и лояльность потребителей к маркам Концерна

Слабые стороны

1.       Слабые позиции в средствах по уходу за волосами, парфюмерии, декоративной косметике и бытовой химии (Концентрация усилий только на косметической продукции при высокой привлекательности рынка бытовой химии)

2.      Догоняющая позиция в части выпуска новинок, нет инноваций (Срок разработки новинки не соответствует западным меркам)

3. Представленность ассортимента Концерна   в сетях ниже представленности на рынке

Возможности

Занять долю рынка освобождающуюся по мере вытеснения с него более слабых российских конкурентов

Добиться преимущества над  российскими конкурентами на Украине, в Казахстане и в Узбекистане, на рынках других стран СНГ

Создать сильные бренды в  сегментах декоративной косметики, мужской косметики, бытовой химии

Развивать контрактное производство

Угрозы

1.       Экспансия мультинациональных компаний в среднеценовой сегмент рынка

2.       Продолжающаяся тенденция к слиянию MNC, увеличение влияния MNC на ситуацию

3.       Снижение цен на продукцию MNC в связи с производством ГП на территории России

4.      Рост доли влияния розничных сетей на способ продвижения, упаковки и выкладки товара

5.      Увеличение рекламных бюджетов MNC

6.      Рост лояльности к импортным маркам в средствах по уходу за кожей


 

 

 

3.7 Рекламный бюджет и его распределение

 

Общий рекламный бюджет марки «Чёрный жемчуг» на 2004г. составляет 2,2 млн долларов США. Основная доля рекламы серии «Чёрный жемчуг» приходится на шесть центральных телевизионных каналов: ОРТ, РТР, НТВ, Рен-ТВ, СТС, ТНТ. Так в 2003 г. рекламные ролики продолжительностью 15 и 30 секунд транслировались ежемесячно с небольшим перерывом, за исключением января месяца. В ноябре - декабре марка стала спонсором Песни года. Традиционно спонсорство Новогодних передач. В марте-апреле проводился ТВ - спецпроект в г.Москве и Санкт-Петербурге. Но большая часть рекламного бюджета серии «Чёрный жемчуг» пришлась на рекламу в прессе: «Cosmopolitan», «Burda», «Лиза», «Она», Shape», «Домашний очаг», «7 Дней», «Караван Историй», «Лиза-Добрые советы». Формат 1/3, 1/1.

Бюджет на продвижение марок есть и у регионального представителя Концерна в Ростовской области, в совокупности он составляет ежемесячно 2 тысячи долларов США. Используется на рекламу на местных каналах ТВ(показ рекламных роликов местными телекомпаниями в рекламных блоках главных ТВ каналов), радио, щитовую рекламу, печатную рекламу(буклеты, листовки, флаеры, стикеры и т.п.), сувенирную продукцию (ручки, кружки, еженедельники, календари, блокноты, надувные шары, пакеты и т.п. ). Основная доля местного бюджета расходуется на проведение PR-акций в рознице городов и изготовление торгового оборудования для розницы.

На мой взгляд, необходимо увеличить рекламный бюджет на телевидении, чтобы закреплять позицию каждого  бренда и создать ощущение престижности и необходимости в товаре у  потребителя, делая акцент на социальном статусе, хорошем качестве и доступной  цене. С помощью медиа рекламы дать представление потребителю о высоком качестве, тем самым разрушить стереотип что за высокое качество необходимо переплачивать.

 

3.8 Рекомендации относительно мерчандайзинга.

 

Мерчандайзинг  (от англ. merchandising) — часть процесса маркетинга, определяющая методику продажи товара в магазине, призван определять набор продаваемых в розничном магазине товаров, способы выкладки товаров, снабжение их рекламными материалами, цены, причиной возникновения которого послужила нехватка квалифицированных продавцов.

Основными требованиями для  применения являются:

  • предприятие должно всегда иметь в наличии полный ассортимент товара;
  • необходимо специальное оформление: организация торговых залов, включая специальные холодильные установки, стеллажи, витрины с подогревом и т. д.; расстановка оборудования по залу, звуковая атмосфера торгового зала, окраска стен, освещение;
  • внутри предприятия должны быть созданы небольшие торговые точки, как правило, с более дорогими и качественными товарами;
  • выкладка товаров должна осуществляться таким образом, чтобы заставить потребителя как можно дольше ходить по торговым залам предприятия, практически не прибегая к помощи продавцов.

 

 В Концерне «Калина» имеется понимание, того, что продавец, стоящий за прилавком, должен быть максимально заинтересован в реализации, именно, продукции Концерна «Калина. Поэтому сотрудники Концерна проводят обучение продавцов торговых точек по продукции и стандартам мерчендайзинга, проводят для продавцов стимулирующие акции. Но этого не достаточно.

Не смотря на то, что у  Концерна «Калина» имеются инструкции по стандартам размещения продукции  в торговых точках – стандарты  мерчендайзинга, эти стандарты необходимо развить до уровня, который присутствует у конкурентов(как правило зарубежных). Основные понятия и положения необходимо конкретизировать и расширить.

Мои рекомендации разработаны и базируются на основе требований мерчендайзинга конкурента, а в частности Beiersdorf AG.

Требования к мерчендайзингу на примере линии продукции «Черный жемчуг» :

  • в торговой точке должен присутствовать максимально возможный ассортимент серии. В данной ситуации преимущество имеет серия «Чёрный жемчуг» имеющая в составе 32.
  • при размещении продукции должно выдерживаться правило приоритетного места. Приоритетное место – место в торговом зале, расположенное напротив входа в магазин. Основные и дополнительные точки продажи должны располагаться по направлению движения потока покупателей.
  • продукция, а в частности каждая брендовая линия должна сопровождаться цветовым оформлением стеллажа, на которой она выставлена, что будет привлекать внимание, но цвета необходимо выбирать в соответствие с психологическим обоснованием реакции на них.
  • продукция должна быть выложена единой серией в наиболее выигрышных местах: на уровне глаз в зоне  оптимального обзора и доступа к продукции, ряды отдельных позиций должны иметь чёткие границы.
  • продукцию необходимо размещать рядом с серией конкурентом, лицом к покупателю. При отсутствии какого-либо продукта серии необходимо увеличить число «фэйсингов» (Это единица продукции, видимая в магазинах покупателю, таким образом, каждая ассортиментная позиция может занимать несколько фэйсингов на месте продажи) продуктов наиболее продаваемого наименования.
  • необходимо следить за чистотой прилавка, витрины и продукции. Упаковка изделий в торговом зале должна иметь товарный вид.
  • товары с меньшими сроками хранения должны быть доступны покупателям в первую очередь.
  • ценники должны размещаться, таким образом, чтобы не закрывать вид продукта и его названия
  • нужно максимально эффективно использовать Р.О.S. материалы (рекламные материалы в точках продаж), которые усиливают импульс покупки товара.
  • продукция должна быть представлена в оптимальном запасе,  с не меньшим количеством фэйсингов, чем у конкурентов.
  • периодическая ротация продукции – перемещение с одного места на другое с целью поиска оптимального места продажи.

Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности на ОАО Концерне «Калина»