Совершенствование маркетинговой деятельности торгового предриятия в рыночных условиях (на примере ООО «Фирма «Омега-97», г. Ставрополь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:59, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта – изучение положения предприятия на рынке супермаркетов города Ставрополя, конкурентной среды, изучение и выявление сильных и слабых сторон предприятия и, наконец, выработка путей совершенствования управления маркетинговой деятельностью.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты данной темы;
изучить конъюнктуру рынка супермаркетов города Ставрополя;
оценить и проанализировать собственные возможности предприятия;
оценить эффективность организации маркетинговой деятельности предприятия в конкурентных условиях
проанализировать основные показатели финансово – хозяйственной деятельности предприятия;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....
1 Теоретические основы управления маркетинговой
деятельностью……………………………………………………………
1.1 Научный подход к управлению маркетинговой
деятельностью……………………………………………………………
1.2 Организация маркетинговой деятельности в рыночных
условиях………………………………………………………………….
1.3 Эффективность организации маркетинговой
деятельности в конкурентных условиях……………….……………....
2 Оценка маркетинговой деятельности торгового
предприятия (ООО «Омега-97»)………………………………….…….
2.1 Общая характеристика торговой деятельности
предприятия……………………………………………………….……..
2.2 Анализ маркетинговой деятельности торгового
предприятия……………………………………………………….……..
2.3 Оценка эффективности маркетинговой деятельности
торгового предприятия…………………………………………….……
3 Пути совершенствования управления маркетинговой
деятельностью торгового предприятия…………………………..……
3.1 Направления повышения эффективности
маркетинговой деятельности………………………………………..…
3.2 Планирование маркетинговой деятельности на предприятии…...
3.3 Эффективность совершенствования маркетинговой
деятельности торгового предприятия………………………….…..….
Заключение…………………………………………………….……..…
Список использованных источников…………………

Файлы: 29 файлов

Диплом.doc

— 720.50 Кб (Скачать файл)

На рисунке 2 показаны основные сферы  применения маркетинга. В каждой из сфер могут быть выделены ее составляющие — к примеру, маркетинг потребительских  товаров включает как отдельные однородные группы товаров (одежда, обувь, телевизоры, легковые автомобили), которые являются объектом воздействия маркетинга, направленного на постоянное взаимодействие «товар—покупатель», так и «побочные», и смежные области, где создается, производится, продвигается, обеспечивается товар, формируется его имидж.

 

Рисунок 2 - Виды основных моделей (областей применения) маркетинга

 

Типы маркетинга как фактора  воздействия на рыночный спрос и  стоящего за ним покупателя (потребителя) приведены на рисунке 3.

 

Рисунок 3 - Типы маркетинга, используемые при различных состояниях спроса

 

Восемь типов маркетинга практически  раскрывают все главные направления  его воздействия на спрос —  от создания (формирования) спроса до активного противодействия иррациональному спросу, объекты которого в ходе их потребления оказывают разрушающее воздействие на человеческий организм. Разумеется, на практике эти типы маркетинга проявляются не столь последовательно и прямолинейно. Так, в рамках маркетинговой политики, проводимой крупной промышленной фирмой с диверсифицированным производством, могут одновременно проявляться (явно или скрытно) почти все типы маркетинга.

Принципы маркетинга обусловливают  общую направленность целей фирмы в области маркетинга. Задача состоит в четком формулировании этих целей, без чего рыночный успех фирмы сомнителен. Именно четкая постановка целей предопределяет успех хозяйственной деятельности. Однако этой проблеме не придается должного значения. Известно например, что только 12% немецких фирм сформулировали конкретные цели своей деятельности, поддающиеся оценке и измерению, — прибыли этих фирм почти в 1,5 раза выше среднеотраслевой [12].

Цели маркетинга — формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы фирмы (предприятия), а также расширение объемов продаж, рыночной доли и прибылей. Производить то, что продается, а не продавать то, что производится, — основной лозунг маркетингового подхода в управлении научно-технической деятельностью, производством и сбытом для любой фирмы.

Иными словами, прежде чем  производить, фирма должна провести тщательное изучение потребностей конкретных потребителей, в соответствии с полученными  данными доработать и усовершенствовать товар и только затем выходить с этим товаром на рынок. А не наоборот – произвести товар, а потом испытывать серьезные трудности в отношении его продажи. Маркетологи считают: «Червяк должен быть по вкусу рыбе, а не удильщику» [13].

Один из ведущих теоретиков по проблемам  управления, Петер Друккер, говорит  об этом так: «Цель маркетинга - сделать  усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами». Это вовсе не означает, что усилия по сбыту и его стимулированию теряют свое значение. Речь скорее идет о том, что они становятся частью более масштабного «комплекса маркетинга», т.е. набора маркетинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок [14].

Таким образом, определим  более конкретно цели маркетинга:

    1. Максимизация потребления, максимизирующая производство, уровень занятости, а следовательно, и благосостояние общества.
    2. Максимизация степени удовлетворения потребителей. Здесь более важным является не увеличение потребления, а достижение роста степени удовлетворенности потребителей.
    3. Следуя максимизации выбора потребителей, необходимо обеспечить такое разнообразие товаров, чтобы потребители могли иметь возможность найти: товары, в точности удовлетворяющие их потребности.
    4. Максимизация качества жизни. Согласно этой цели, маркетинг должен обеспечить не только количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также качество культурной и физической среды обитания людей.

По мнению профессора П. С. Завьялова цели маркетинга можно  объединить в следующие группы:

      • рыночные, т.е. ориентированные на достижение рыночных результатов (увеличение доли рынка, освоение новых рынков, ослабление рыночных позиций конкурентов и др.);
      • собственно маркетинговые (формирование благоприятного имиджа фирмы, достижение высокой удовлетворенности потребителей, увеличение прибыльности маркетинговой деятельности и др.);
      • структурно-управленческие (придание организационной структуре большей гибкости и адаптивности, нацеленность на достижение новых, более сложных стратегических целей и др.);
      • обеспечивающие (стимулирующая, ценовая, сервисная политика и др.);
      • контролирующие (контроль текущей, стратегической, финансовой деятельности).

Эти цели должны быть:

  • достижимыми;
  • измеримыми, понятными (усвояемыми);
  • поддающимися ранжированию;
  • мобилизующими;
  • направленность.

Кроме того, цели маркетинга должны:

  • согласовываться с общефирменными целями и задачами;
  • контролироваться должностными лицами, ответственными за их достижение;
  • быть «привязаны» к определенным, точно обозначенным срокам;
  • предусматривать моральные и материальные стимулы за их достижение.

Основные субъекты маркетинга, которые прямо или косвенно участвуют в формировании маркетинговых целей и задач фирмы:

    1. Производитель;
    2. Организация-потребители;
    3. Специалисты по маркетингу;
    4. Розничная торговля;
    5. Оптовая торговля;
    6. Конечный потребитель (индивидуум) [15].

Являясь генеральной  хозяйственной функцией многих фирм, маркетинг, в свою очередь, выполняет ряд функций, раскрывающих его созидательный потенциал (Приложение А).

Комплекс из пяти приведенных  функций в логической последовательности и причинно обусловленной взаимосвязи  позволяет получить развернутое представление о «технологии» и направлениях маркетинговой деятельности.

Аналитическая функция маркетинга — это изучение и оценка внешней среды (в первую очередь рыночной) и внутренней среды фирмы.

Продуктово-производственная (созидательная) функция — это создание новых товаров, которые бы наиболее полно соответствовали требованиям потребителя. Маркетинг воздействует на производство, пытаясь сделать его достаточно гибким, способным производить конкурентоспобные товары, соответствующие технико-экономическим параметрам с относительно низкими издержками.

Сбытовая функция распространяется на три завершающих звена в цепи «производство—потребление» — «распределение—обмен—потребление»..

Формирующая функция (функция убеждения и стимулирования) тесно связана с собственно сбытовой деятельностью, но имеет свою специфику. Целевая направленность этой функции — формирование спроса, его расширение и поддержание на высоком уровне, а также создание стимулирующего спроса у потребителей и заинтересованности в повышении результатов работы у посредников.

Функция управления и контроля — это сосредоточение всего комплекса взаимосвязанных вопросов маркетинговой политики и практики в руках одного из высших должностных лиц фирмы.

Подфункция планирования — одна из важнейших в маркетинге. Главная задача управленческого аппарата при планировании — это уменьшение степени неопределенности и риска в деятельности фирмы и концентрация ресурсов на намеченных приоритетных направлениях ее развития.

Контроль — это  форма целенаправленного воздействия на деятельность фирмы, конечным результатом которого является выработка корректирующих воздействий на управляемые факторы и рекомендации по приспособлению деятельности фирмы к неконтролируемым факторам [16].

 

 

1.2 Организация маркетинговой  деятельности в рыночных условиях

 

Очевидно, что маркетинговая  деятельность организации должна осуществляться в рамках какой-то единой концепции  маркетинга. Ф. Котлер выделяет пять основных концепций управления маркетингом: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга.

Один из самых старых подходов, которым руководствуются  продавцы, - это концепция совершенствования  производства. Данная концепция утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.

Другим основополагающим подходом является концепция совершенствования  товара. Она в свою очередь утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее  качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на совершенствовании товара.

Концепции интенсификации коммерческих усилий придерживаются многие производители товаров. Основным постулатом данной концепции является утверждение  о том, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

Сравнительно новым  подходом к предпринимательской  деятельности является концепция маркетинга, которая утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Концепция маркетинга - это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организации.

Социально-этичный маркетинг - явление самого последнего времени. Эта концепция утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом [17].

Стратегический план компании определяет направления деятельности, которые  будет развивать компания, и задачи, связанные с каждым из них. Затем  каждое направление деятельности следует  распланировать более детально. Для достижения стратегических целей основные хозяйственные единицы компании должны работать слаженно во всех областях – в маркетинге, финансовой политике, бухгалтерском учете, снабжении, производстве, подборе кадров и т.д.

Каждая хозяйственная единица обращается к разным источникам для получения ресурсов, необходимых для работы, – в частности денежных средств, рабочей силы, сырья, исследовательских технологий и технологий производства. Так, отдел продаж приносит доход, заключая договора о поставках с покупателями. Финансовый отдел договаривается с кредиторами и акционерами с целью получения денежных средств. Таким образом, чтобы получить необходимые средства, отделу продаж и финансовому отделу следует работать сообща. Аналогично, отдел кадров подбирает рабочую силу, а отдел снабжения получает материалы, необходимые для производства и ведения хозяйственной деятельности [18].

Общая стратегия компании и ее маркетинговая  стратегия во многом совпадают. Маркетинг  заботится о нуждах потребителя и о способности компании удовлетворить их; эти же факторы определяются миссией и задачами компании. В стратегическом планировании компании используются многие понятия маркетинга – доля рынка, развитие рынка; порой бывает сложно отделить маркетинговое планирование от стратегического. На практике некоторые компании называют свое стратегическое планирование «стратегическим маркетинговым планированием».

Маркетинг играет ключевую роль в  нескольких областях стратегического  планирования компании. Во-первых, обеспечивает руководящие методологические принципы – маркетинговую концепцию, которая предполагает ориентацию стратегии компании на нужды важнейших групп потребителей. Во-вторых, маркетинг предоставляет исходные данные для разработчиков стратегического плана, помогая выявить привлекательные возможности рынка и позволяя оценить потенциал фирмы. В-третьих, в рамках каждого отдельного подразделения компании маркетинг помогает разрабатывать стратегию выполнения задач [19].

Служба маркетинга должна определить лучший способ достижения стратегических целей для каждого подразделения компании. Целью менеджеров по маркетингу не всегда является обеспечение роста продаж. Их целью может быть поддержание существующего объема продаж при одновременном сокращении расходов на рекламу и продвижение товаров на рынке или даже снижение спроса. Другими словами, служба маркетинга должна поддерживать спрос на уровне, определенном в стратегических планах высшего руководства. Служба маркетинга помогает компании оценить потенциал каждой хозяйственной единицы компании, установить цели для каждой из них и затем успешно достичь этих целей [20].

Доклад.doc

— 51.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ЗАДАНИЕ.doc

— 71.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Последний лист.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Рецензия.doc

— 53.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

С П Р А В К А.DOC

— 48.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Титульный - аналитический.doc

— 51.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Титульный- диплом.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ФОРМА ЗАКАЗА НА ЦЕЛЕВУЮ ПОДГОТОВКУ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.DOC

— 51.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Презентация.ppt

— 849.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение А.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Б В Г.doc

— 49.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Д.doc

— 57.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Е.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Ж.doc

— 57.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Титул.doc

— 19.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение И.doc

— 95.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение К.doc

— 65.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Л.doc

— 43.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение М.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Н.doc

— 43.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение П.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Р.doc

— 30.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение С.doc

— 87.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Т.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение У.doc

— 93.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Раздаточный материал.doc

— 415.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Содержание.doc

— 22.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

справка о внедрении.DOC

— 305.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности торгового предриятия в рыночных условиях (на примере ООО «Фирма «Омега-97», г. Ставрополь)