Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:59, дипломная работа
Цель дипломного проекта – изучение положения предприятия на рынке супермаркетов города Ставрополя, конкурентной среды, изучение и выявление сильных и слабых сторон предприятия и, наконец, выработка путей совершенствования управления маркетинговой деятельностью.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты данной темы;
изучить конъюнктуру рынка супермаркетов города Ставрополя;
оценить и проанализировать собственные возможности предприятия;
оценить эффективность организации маркетинговой деятельности предприятия в конкурентных условиях
проанализировать основные показатели финансово – хозяйственной деятельности предприятия;
Введение……………………………………………………………….....
1 Теоретические основы управления маркетинговой
деятельностью……………………………………………………………
1.1 Научный подход к управлению маркетинговой
деятельностью……………………………………………………………
1.2 Организация маркетинговой деятельности в рыночных
условиях………………………………………………………………….
1.3 Эффективность организации маркетинговой
деятельности в конкурентных условиях……………….……………....
2 Оценка маркетинговой деятельности торгового
предприятия (ООО «Омега-97»)………………………………….…….
2.1 Общая характеристика торговой деятельности
предприятия……………………………………………………….……..
2.2 Анализ маркетинговой деятельности торгового
предприятия……………………………………………………….……..
2.3 Оценка эффективности маркетинговой деятельности
торгового предприятия…………………………………………….……
3 Пути совершенствования управления маркетинговой
деятельностью торгового предприятия…………………………..……
3.1 Направления повышения эффективности
маркетинговой деятельности………………………………………..…
3.2 Планирование маркетинговой деятельности на предприятии…...
3.3 Эффективность совершенствования маркетинговой
деятельности торгового предприятия………………………….…..….
Заключение…………………………………………………….……..…
Список использованных источников…………………
2.2 Анализ маркетинговой
На изучаемом предприятии как
такового отдела маркетинга не существует,
а все его обязанности
По данным, полученным в ходе непосредственного наблюдения и опроса покупателей в торговом зале и информации полученной от работников исследуемого предприятия мы можем составить заключение об основных категориях покупателей, данные о которых представлены в Приложении К. Основной категорией покупателей являются люди в возрасте от 20 до 25, за ней группа в возрасте от 25 до 30 лет. Две эти группы в общей сумме дают 51%, то есть можно утверждать что основной группой покупателей исследуемого предприятия являются молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет.
Главными конкурентами являются другие крупные гастрономы и супермаркеты города, в частности, гастроном «Пушкинский», гастроном «Флагман», гастроном «Океан», гастроном «Пеликан», гипермаркет «Гармония», сеть магазинов «Магнит», сеть супермаркетов "Привоз". Главный конкурент гастроном «Флагман», находящийся в непосредственной близости к изучаемому предприятию. Более наглядное представление занимаемых долей рынка конкурентов в Ставрополе представлено в Приложении Л, получены из документов исследуемого предприятия, которые показывают что доли всех наиболее значимых супермаркетов города примерно одинаковы. Это объясняется тем, что они расположены друг от друга на таком расстоянии, которое равномерно распределяет количество покупателей между ними. Однако, каждый из конкурентов не останавливается на достигнутом, а стремится расширить сферу своего влияния и увеличить количество покупателей, поэтому конкуренция на данном сегменте рынка сильная.
Таблица 6 - Информационный массив для расчета ИК ООО "Фирма"Омега-97"
Показатель
Предприятие |
Удобство расположения в торговом зале 0,6 |
Удобство расположения ассортимента продукции 0,3 |
Получение полной и точной информации о продукте у продавцов-консультантов 0,2 |
Удобство извлечения продукции с прилавка 0,1 |
Супермаркет «Патерсон» |
6 |
9 |
6 |
9 |
Супермаркет «Флагман» |
6 |
9 |
6 |
9 |
Гастроном «Пушкинский» |
6 |
9 |
5 |
8 |
Гастроном «Океан» |
6 |
8 |
5 |
7 |
Гипермаркет «Гармония» |
7 |
9 |
8 |
9 |
По данным таблицы 6 рассчитаем ИК для исследуемого предприятия и всех его конкурентов:
1. Супермаркет «Патерсон»: 0,6*7+0,3*8+0,2*6+0,1*9=8,7
2. Супермаркет «Флагман»: 0,6*7+0,3*8+0,2*6+0,1*9=8,7
3. Гастроном «Пушкинский»: 0,6*6+0,3*9+0,2*5+0,1*8=8,1
4. Гастроном «Океан»: 0,6*6+0,3*8+0,2*5+0,1*7=7,7
5. Гипермаркет «Гармония»:0,6*7+
Рассчитаем
В таблице 6 приведены данные для расчета интегрального показателя конкурентоспособности исследуемого предприятия и его главных конкурентов. Из таблицы видно что супермаркет «Патерсон» занимает второе место по уровню конкурентоспособности, но супермаркет «Флагман» имеет точно такие же показатели, что говорит об острой конкурентной борьбе, эти данные также подтверждаются тем, что эти конкуренты имеют одинаковую рыночную долю.
Во время прохождения практики было сделан ряд выводов. Изучаемая организация представляет собой рыночного претендента. Также необходимо заметить что на рынке розничной продажи продуктов питания нет явно выраженного рыночного лидера – вследствие этого все конкуренты представляют собой рыночных претендентов в той или иной степени опережая и или отставая друг от друга. Таким образом, можно сделать заключение, что конкуренция на этом рынке довольна острая. Появление на рынке товаров-заменителей не может кардинальным образом повлиять на положение дел на рынке, так как все предприятия-конкуренты торгуют примерно одинаковыми товарами, и появление товара-заменителя может изменить ситуацию лишь на какое то время, пока этим же товаром не начнут торговать другие предприятия. Появление новых конкурентов может вызвать изменение в сложившейся ситуации на рынке, но только если появление нового конкурента будет правильно продуманным и реализованным. В противном же случая на благоприятный исход дела надеяться не приходится. Одним из ключевых моментов в конкурентной борьбе являются взаимоотношения и взаимозависимость предприятия и его поставщиков. Чем более предприятие зависит от поставщиков, тем более трудным и дорогостоящим будет отказ от их услуг. Исследуемое предприятие имеет большое количество поставщиков даже одной и той же продукции. Это дает большие гарантии отсутствия перебоев в снабжении товаром, нежели в случае с одним поставщиком. Также это дает возможность найти наиболее подходящего поставщика с наиболее выгодными условиями поставки. Исследуемое нами предприятие функционирует на рынке несовершенной конкуренции. Можно также сделать вывод что на рынке присутствуют все три вида конкуренции – функциональная, так как предприятия-конкуренты продают товары удовлетворяющие одни и теже потребности (потребность в питье можно удовлетворить соком, нектаром, обычной водой, сиропом, пивом и т.д.); видовая, так как на рынке присутствует соперничество между различными товарами удовлетворяющими одну и туже потребность (пиво различных марок); предметная, так как предприятия-конкуренты продают идентичные товары (товары, которые пользуются особенно повышенным спросом). В конкурентной борьбе на рынке доминирует неценовая политика, так как запас резерва понижения цены у продавцов-конкурентов или исчерпан или на грани исчерпания. Такое положение дел характерно для современного рынка, так как в большинстве случаев покупатель ориентируется на цену товара, а затем на все остальное. Поэтому изучаемое предприятие к снижению цен, как к методу конкуренции, прибегает нечасто, а в основном пользуется неценовыми методами. Сильнейшим оружием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы изучаемое предприятие не только доносит до покупателей информацию о потребительских свойствах своих товаров, но и формирует доверие к своей отварной, ценовой, сбытовой политике. Элементов незаконной конкуренции во время прохождения практики обнаружено не было.
Потребители реализуемого товара на
рынке ведут себя адекватно сложившейся
ситуации. В связи с тем, что
на рынке розничной продажи
Ценовая политика – система принципов и методов управления деятельностью по установлению цен в процессе достижения целей предприятия. Ценовая политика – важное средство конкурентной борьбы. Ценовая политика исследуемого предприятия определяется стремлением уменьшить количество промежуточных звеньев между производителем и сетью универсамов "Патэрсон". Это особенно актуально для формирования единого ассортимента во всех без исключения универсамах "Патэрсон", где бы они не находились. В большинстве случаев ценовые предпочтения поставщиков, обслуживающих столичные сети, сильно отличаются от условий работы, предлагаемых поставщиками в регионах. Компания "Патэрсон" заинтересована в таких поставщиках, которые могут предложить одинаковые условия поставки товаров на всей территории России. Нельзя точно утверждать, что предприятие ориентируется при формировании ценовой политики в основном на спрос и возможности потенциальных покупателей или в основном на условия конкуренции. Будет правильнее утверждать что оно в равной степени уделяет вниманию и первому и второму подходу. Так как оно функционирует на олигополистическом рынке, где цеповая политика ориентируется на уровень крупных конкурентов, то необходимо учитывать как спрос на данную продукцию, так и на цены устанавливаемые на этот продукт конкурентами. Например, по стечению обстоятельств начался резкий рост спроса на столовую соль, соответственно можно увеличить ее стоимость, это будет характерно для подхода, ориентирующегося на спрос и возможности покупателей, но если конкуренты оставят цены на прежнем уровне, то покупатели естественно будут приобретать продукт у них, и усилия предприятия окажутся напрасными, чтобы этого избежать – необходимо ориентироваться и на конкурентов. На данном предприятии преобладает ценообразование на основе себестоимости. Головной офис рассчитывает и присылает планируемую выручку, достижение которой должно обеспечить предприятие – это признак расчета цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Коммерческий директор разрабатывает коэффициенты, на которые необходимо умножать первоначальную стоимость получаемого товара, для каждого категорийного менеджера – это признак расчета цен по методу «средние издержки плюс прибыль». Ценовая стратегия – комплекс решений и мероприятий в области ценообразования, который характеризует линию поведения цены на протяжении жизненного цикла товара. На изучаемом предприятии преобладают стратегия прочного внедрения на рынок, стратегия установления цены в рамках товарного ассортимента, а также все три стратегии относящиеся к группе стратегий корректирования цен.
Таблица 7 - Ценовая карта товаров предприятия по районам города на 12.05.07г.
Предприятие
Товар |
Супермаркет «Патерсон» |
Гастроном «Океан» |
Гастроном «Пушкинский» |
Гастроном «Пеликан» |
Супермаркет «Триумф» |
Гастроном «Привоз» |
Гастроном «Флагман» |
Майонез «Calve» 250 мл. |
28 |
29 |
27,6 |
29,4 |
30 |
27 |
31 |
Напиток «Кока-Кола» 2 л. |
35 |
34,5 |
34,6 |
36,6 |
34 |
34,5 |
35,8 |
Сахар-песок 800 гр. |
35 |
34 |
36,5 |
34 |
34,6 |
34,2 |
33 |
Продолжение таблицы 7
Предприятие
Товар |
Супермаркет «Патерсон» |
Гастроном «Океан» |
Гастроном «Пушкинский» |
Гастроном «Пеликан» |
Супермаркет «Триумф» |
Гастроном «Привоз» |
Гастроном «Флагман» |
Рыбное филе |
98 |
95 |
101 |
95 |
101 |
105 |
96,4 |
Хлеб для тостов; хлебозавод №5 |
8,4 |
9 |
9,2 |
8 |
9,1 |
10 |
9,5 |
Хлеб белый; формовой |
11 |
11 |
11,1 |
10,9 |
10,9 |
11,1 |
10,9 |
Икра особая из кабачков; ж/б 360г. ОАО «КРЫМСКИЙ консервный завод» |
10 |
9,5 |
9,2 |
9,2 |
8,2 |
11,5 |
11,2 |
Молоко пастеризованное 2.5% жирности. 1 л. Молочный комбинат «Ставропольский» |
10,5 |
10,3 |
11,2 |
11,3 |
9,8 |
10 |
11,5 |
Средняя цена стоимости товаров |
29,49 |
29,04 |
30,05 |
29,30 |
29,70 |
30,41 |
29,91 |
Из таблицы 7 видно, что ценовая разница на представленный продукты невелика – от 0,1 копейки на хлеб формовой, так как цены на данный вид продукции устанавливает государство, и предприятие не может сильно ее изменять, до 7 рублей по рыбному филе. В целом цены исследуемого предприятия и цены конкурентов отличаются не намного, так как предприятия такого профиля имеют целью получение прибыли не за счет максимального увеличения разницы цены закупки и цены продажи, а максимального объема реализации товара. Цена может изменяться на несколько процентов, но с учетом объема реализации, разница может быть очень ощутима. Данное предприятие и предприятия-конкуренты часто прибегают к поставкам одного и того же поставщика, что делает цены еще более схожими. Если брать во внимание среднюю цену стоимости рассматриваемых товаров, то видно, что данное предприятие занимает 3 из 5 возможных мест, то есть нельзя сказать, что оно среди лидеров рынка розничной продажи продуктов питания и сопутствующих товаром, но также не верно утверждение, что предприятие находится в числе отстающих. Можно смело утверждать, что данное предприятие находится в середине конкурентной таблицы.
Если рассматривать систему сбыта, то можно смело утверждать, что на предприятии присутствует прямой сбыт – непосредственная реализация продукции продавца конкретному потребителю.
Поставка товара осуществляется на
основании заключенных
Сбытовая деятельность предполагает наличие торговой коммуникации предприятия, т.е. передачу торговой информации от одного потребителя к другим. Торговая коммуникация должна включать все формы воздействия, обеспечивать целенаправленную передачу коммерческих сведений заинтересованным лицам. Ее цель — передача информации о продукте по всем каналам его продвижения для формирования благоприятного отношения к предприятию, его производящему.