Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:59, дипломная работа
Цель дипломного проекта – изучение положения предприятия на рынке супермаркетов города Ставрополя, конкурентной среды, изучение и выявление сильных и слабых сторон предприятия и, наконец, выработка путей совершенствования управления маркетинговой деятельностью.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты данной темы;
изучить конъюнктуру рынка супермаркетов города Ставрополя;
оценить и проанализировать собственные возможности предприятия;
оценить эффективность организации маркетинговой деятельности предприятия в конкурентных условиях
проанализировать основные показатели финансово – хозяйственной деятельности предприятия;
Введение……………………………………………………………….....
1 Теоретические основы управления маркетинговой
деятельностью……………………………………………………………
1.1 Научный подход к управлению маркетинговой
деятельностью……………………………………………………………
1.2 Организация маркетинговой деятельности в рыночных
условиях………………………………………………………………….
1.3 Эффективность организации маркетинговой
деятельности в конкурентных условиях……………….……………....
2 Оценка маркетинговой деятельности торгового
предприятия (ООО «Омега-97»)………………………………….…….
2.1 Общая характеристика торговой деятельности
предприятия……………………………………………………….……..
2.2 Анализ маркетинговой деятельности торгового
предприятия……………………………………………………….……..
2.3 Оценка эффективности маркетинговой деятельности
торгового предприятия…………………………………………….……
3 Пути совершенствования управления маркетинговой
деятельностью торгового предприятия…………………………..……
3.1 Направления повышения эффективности
маркетинговой деятельности………………………………………..…
3.2 Планирование маркетинговой деятельности на предприятии…...
3.3 Эффективность совершенствования маркетинговой
деятельности торгового предприятия………………………….…..….
Заключение…………………………………………………….……..…
Список использованных источников…………………
Выявление степени проявления признаков, характеризующих подготовленность предприятия к использованию принципов и методов стратегического планирования и управления, производилось экспертным путем по методу Дельфи. В качестве экспертов выступали категорийные менеджеры компании, что обеспечивает конфиденциальность мероприятия и не требует привлечения больших ресурсов. Кроме того, указанная методика может неоднократно повторно применяться для контроля действенности проводимых мероприятий, призванных улучшить сложившуюся ситуацию.
Для оценки готовности компании к работе по принципам стратегического управления менеджерам предлагалось оценить степень проявления каждого из перечисленных выше признаков в деятельности предприятия – выставить оценки, соответствующие степени проявления того или иного признака:
Общая оценка степени готовности компании представляет собой средневзвешенный бал:
где – бальная оценка j-го эксперта степени проявления i-го признака;
n – количество экспертов;
m – число рассматриваемых признаков;
– коэффициент важности i-го признака, определяемы по правилу:
=
Для упрощения принято, что все признаки имеет одинаковую важность и k=1.
В оценке участвовало десять экспертов, таким образом n=10, а m=12.
Рассчитаем по формуле 1 следующие пороговые числа:
bмин=0,2 – соответствует случаю полного не проявления всех признаков;
bсл=0,3 – соответствует случаю слабого проявления всех признаков;
bнп=0,4 – соответствует случаю не полного проявления всех признаков;
bмакс=0,5 – соответствует случаю полного проявления всех признаков.
Теперь по формулам:
b1=bмин+0,75(bсл-bмин)
bср=0,5(bмин+bмакс)
b2=bнп+0,25(bмакс-bнп)
рассчитаем пороги b1=0,275, bср=0,35, b2=0,425 и вынесем рассчитанные пороги на рисунок 13.
Степень готовности компании к стратегическому управлению следует оценивать как:
Ниже в таблице приведен результат обобщенной оценки менеджерами компании ООО «Фирма "Омега-97"» готовности к стратегическому управлению по двенадцати перечисленным признакам.
Таблица 9 - Готовность компании ООО «Фирма "Омега-97"» к реализации маркетинговой стратегии
№ пп. |
Проявляющиеся признаки |
Оценка степени проявления признака |
Определенность миссии |
проявляется не полностью | |
Определенность целей и |
проявляется слабо | |
Наличие отлаженного механизма сбора, анализа и обработки маркетинговой информации |
проявляется слабо |
Продолжение таблицы 9
Работа по повышению конкурентоспособност |
проявляется не полностью | |
Адаптируемость предприятия к открывающимся возможностям |
проявляется слабо | |
Ориентированность текущего управления на выполнение стратегических задач предприятия |
не проявляется | |
Организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления |
проявляется слабо | |
Наличие штабных подразделений, осуществляющих внутрифирменное консультирование по вопросам стратегического развития |
не проявляется | |
Приглашение сторонних консультантов для решения неспецифических задач |
проявляется не полностью | |
Постоянное информирование персонала о стратегических целях и планах предприятия |
проявляется слабо | |
Высокий уровень корпоративной культуры |
проявляется не полностью | |
Наличие на предприятии эффективно работающего маркетингового подразделения |
проявляется слабо | |
Итоговый рейтинг |
0,3154 |
Полученный в таблице 8 итоговый рейтинг вынесем на рисунок 13.
Рисунок 13 - Шкала оценки готовности компании к реализации маркетинговой стратегии
На основании полученной оценки степени готовности предприятия можно сделать следующий вывод: компания в целом готова во-первых, к формированию единой службы маркетинга, на которую будут возложены обязанности по подготовке структуры компании и персонала к реализации маркетинговой стратегии, а во-вторых, к реализации самой маркетинговой стратегии.
Нами предлагается четыре пути совершенствования управления маркетинговой деятельностью ООО "Фирма "Омега-97":
Рассмотрим каждое направление более подробно.
Создание единой маркетинговой службы на предприятии
На сегодняшний день управлением
маркетинга на предприятии занимается
один человек. С учетом того, что
объемы продукции, ее номенклатура, количество
поставщиков и лиц
С методологической точки зрения, причиной всех приведенных недостатков и упущений является недопонимание и игнорирование руководством компании роли и места маркетинга и маркетинг-менеджмента в управлении предприятием. Главным и решающим мероприятием по преодолению сложившейся ситуации должно быть формирование единой службы маркетинга, состоящей из специалистов–маркетологов достаточно высокой квалификации.
В процессе подбора специалистов во
вновь формируемую службу маркетинга,
следует обратить достаточно большое
внимание профессиональной подготовке
и универсальности навыков
Следует принять во внимание то факт, что создание единой службы маркетинга на предприятии, достаточно затратное и длительное мероприятие. Если политика руководства компании в этом направлении будет двойственной и непоследовательной, то директору по маркетингу компании придется не раз отстаивать целесообразность и необходимость тех или иных мероприятий. Наверняка, у большинства сотрудников компании доминирующим является стереотип о том, что об эффективности мероприятий можно судить только по их сиюминутной экономической эффективности. Поэтому рекомендуется в качестве первых мероприятий, проводимых новой службой маркетинга, мероприятия по рекламе и стимулированию сбыта.
Приоритет, организация и грамотное проведение мероприятий по рекламе и стимулированию сбыта позволит компании существенно увеличить собственный валовой доход, а службе маркетинга – «оправдать» собственную необходимость и эффективность, и покрыть первичные расходы на собственное формирование и содержание.
Таким образом на наш взгляд, исследуемому предприятию в первую очередь необходимо создать независимую единую службу маркетинга, которая будет самостоятельно формировать, реализовывать, контролировать и корректировать ход выполнения маркетинговой программы. Это позволит более оперативно и эффективно выполнять предприятием маркетинговые функции.
Программа продвижения товара
Задача любой торгового
Применение методики эффективного управления ассортиментом товарной группы как средство увеличения продаж
Один из основных факторов повышения эффективности работы магазина это ассортимент товара. Предлагаемая методика позволяет формировать ассортимент товара в зависимости от покупательского спроса в течении рабочего дня. То есть таким образом формировать ассортимент предлагаемого товара, чтобы наиболее полно охватить весь целевой рынок во всех ценовых категориях.
Применение практических методов разработки и анализа товарной стратегии предприятия на основе внутренней вторичной информации (на основе классической матрицы БКГ)
В данной дипломном проекте будет
использован метод наподобие классической
матрицы Бостон Консалтинг Групп, предложенный
руководителем Консалтинг-центра «Эркон»
г. Харькова Игорем
Рыбальченко [36]. Предлагаемый способ построения стратегической
матрицы (наподобие классической матрицы
Бостон Консалтинг Групп), основан исключительно
на внутренней (т.е. наиболее достоверной
и практически бесплатной) информации
предприятия. Единицей анализа выступает
“группа продукта”, характерными параметрами
- К - удельный вес группы в объеме сбыта
и Т - удельный вес группы в темпе изменения
объемов сбыта (по линейному тренду). Модифицированная
матрица может использоваться в процессе
стратегического анализа и планирования
продуктовой программы (товарного ассортимента),
а также в процессе контроллинга.
3.2 Планирование маркетинговой деятельности на предприятии
Планирование маркетинга - логическая последовательность отдельных видов деятельности и процедур по постановке маркетинговых целей, выбору стратегий маркетинга и разработке мероприятий по их достижению, исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана, то есть это деятельность по разработке планов маркетинга.
План маркетинга - совокупность целей,
стратегий маркетинговой
Различают тактические и стратегические планы маркетинга, которые отличаются по степени проработки отдельных разделов.
Тактический план маркетинга составляется на период от одного года до пяти лет. Особое внимание уделяется оперативным планам, программам действий, координации подразделений службы маркетинга предприятия. Тактический план более детализован в отличие от стратегического. Подробно отражает номенклатуру продуктов, объём их производства, цены, издержки, методы организации товародвижения и продвижения, формы послепродажного обслуживания и т.п.
Стратегический план маркетинга направлен на выявление стратегических целей маркетинговой деятельности и определение в достаточно обобщённом виде стратегий маркетинга. Стратегический план маркетинга разрабатывается в рамках стратегического планирования предприятия на 3 - 5 лет и не является столь детализированным, как тактический план.
Исходя из вышеизложенного, приведем планы реализации каждого из предлагаемых совершенствований.
План создания единой маркетинговой службы на предприятии.