Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:59, дипломная работа
Цель дипломного проекта – изучение положения предприятия на рынке супермаркетов города Ставрополя, конкурентной среды, изучение и выявление сильных и слабых сторон предприятия и, наконец, выработка путей совершенствования управления маркетинговой деятельностью.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты данной темы;
изучить конъюнктуру рынка супермаркетов города Ставрополя;
оценить и проанализировать собственные возможности предприятия;
оценить эффективность организации маркетинговой деятельности предприятия в конкурентных условиях
проанализировать основные показатели финансово – хозяйственной деятельности предприятия;
Введение……………………………………………………………….....
1 Теоретические основы управления маркетинговой
деятельностью……………………………………………………………
1.1 Научный подход к управлению маркетинговой
деятельностью……………………………………………………………
1.2 Организация маркетинговой деятельности в рыночных
условиях………………………………………………………………….
1.3 Эффективность организации маркетинговой
деятельности в конкурентных условиях……………….……………....
2 Оценка маркетинговой деятельности торгового
предприятия (ООО «Омега-97»)………………………………….…….
2.1 Общая характеристика торговой деятельности
предприятия……………………………………………………….……..
2.2 Анализ маркетинговой деятельности торгового
предприятия……………………………………………………….……..
2.3 Оценка эффективности маркетинговой деятельности
торгового предприятия…………………………………………….……
3 Пути совершенствования управления маркетинговой
деятельностью торгового предприятия…………………………..……
3.1 Направления повышения эффективности
маркетинговой деятельности………………………………………..…
3.2 Планирование маркетинговой деятельности на предприятии…...
3.3 Эффективность совершенствования маркетинговой
деятельности торгового предприятия………………………….…..….
Заключение…………………………………………………….……..…
Список использованных источников…………………
Как видно из Приложения Ж, фондоотдача выросла в 2006 по сравнению 2004 годом в 2.9 раза, что говорит о росте прибыли получаемой предприятием, так как в 2004 году на 1 рубль вложенный в ОПФ, предприятие получало 3.05 рубля прибыли, а в 2005 году этот показатель увеличился до 7.07 рублей, причем выручка увеличилась на 93%, а стоимость ОПФ при этом уменьшилась всего на 17%, таким образом можно сделать вывод, что рост показателя фондоотдачи вырос за счет в основном роста показателя выручки. В конце 2006 заметен спад роста фондоотдачи, на это указывает то, что она увеличилась в 2006 году по сравнению с 2005 всего на 44% или 3.13 рублей, что более чем в два раза ниже чем рост с 2004 по 2005 года. Фондоотдача активной части аналогична фондоотдачи в целом, так как предприятие использует все ОПФ, имеющиеся в его распоряжении, и не имеет законсервированных, неиспользуемых и сданных в аренду основных средств. Фондоемкость - величина, обратная фондоотдаче. Она показывает долю стоимости основных производственных фондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции. Фондоотдача должна иметь тенденцию к увеличению, а фондоемкость - к снижению. Из таблицы видно что этот показатель имеет тенденцию к снижению, которая составила 70% в период с 2004 по 2006 года. Данный факт говорит об увеличении объема продаж, а, как следствие, и увеличение выручки. Фондовооруженность труда определяется - степень оснащенности живого труда основными производственными фондами. Из таблицы видно что этот показатель снизился в 2005 году по сравнению с 2004 на 36% за счет снижения среднегодовой стоимости ОПФ с одновременным ростом среднесписочной численности ППП, данный факт говорит об увеличении штата персонала, но не увеличив при этом объем основных средств. В 2006 году показатель фондовооружености снизился на 10% по сравнению с предыдущим годом – это обусловлено снижением среднегодовой стоимости ОПФ, так как численность персонала не изменилась. С учетом роста коэффициента фондоотдачи, данный факт можно считать вполне оправданным, так как на предприятии в период с 2004 по 2005 года наблюдается резкое увеличение объемов продаж, а, как следствие, возникает необходимость в привлечении дополнительных работников (на данном предприятии – в основном продавцов-консультантов), но так как в период с 2005 по 2006 года рост продаж был не велик, то и увеличения количества персонала не было, таким образом снижение этого показателя всецело обусловлено снижением среднегодовой стоимости ОПФ. Показатель фондорентабильности показывает сколько рублей чистой прибыли приходится на 1 рубль стоимости активной части ОПФ, то есть сколько в конечном счете после вычитания из выручки себестоимости продукции, коммерческих и управленческих расходов, предприятие получило прибыль относительно стоимости ОПФ. При благоприятных условиях данный показатель должен увеличиваться. Из таблицы видно, что данный показатель увеличился в период с 2004 по 2005 года на 0,56 рублей, в основном за счет роста прибыли в 72%, чем снижения стоимости среднегодовой стоимости ОПФ в 17%. Но данный показатель в 2005 году был ниже минимально допустимого значения, то есть находится в отрицательном значении. Таким образом, можно сделать заключение, что предприятие в конце 2005 было не рентабельно. Фондорентабельность активной части ОПФ аналогична общей фондорентабельности, так как предприятие использует все ОПФ, имеющиеся в его распоряжении, и не имеет законсервированных, неиспользуемых и сданных в аренду основных средств. Ситуация изменился к лучшему только в 2006 году, когда показатель фондорентабельности возрос на 0,47 рублей по сравнению с прошлым годом и составил 0,19 рублей, то есть на каждый вложенный в ОПФ рубль, предприятие получает 0,19 рублей чистой прибыли.
Таблица 4 - Эффективность использования оборотных средств на предприятии на предприятии ООО «Фирма «Омега-97»
Наименование показателя |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2006г. к 2004г., в % |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за минусом НДС, акциза, тыс. руб. |
299 190,00 |
578 630,00 |
694 350,00 |
232 |
Среднегодовой остаток оборотных средств, тыс. руб. |
73 190,50 |
139 720,00 |
154 780,00 |
211 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
4,09 |
4,14 |
4,48 |
110 |
Коэффициент закрепления оборотных средств, % |
24,40 |
24,10 |
22,30 |
91 |
Продолжительность одного оборота в днях |
88 |
87 |
80 |
91 |
Однодневный оборот от реализации продукции, тыс. руб. |
831,00 |
1 607,00 |
1 929,00 |
232 |
Как видно из таблицы 4, выручка
увеличилась на 232%, то есть более
чем в двое. Также видно, что
среднегодовой остаток
Таблица 5 - Движение кредиторской задолженности в 2004-2006гг. в разрезе кредиторов на предприятии ООО «Фирма «Омега-97»
Наименование кредитора |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2006г. к 2004г., % | |||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
||
Аркадьева Н. В. ИПБОЮЛ |
51,2 |
1 |
1 242,9 |
9 |
1 416,9 |
7 |
2 767 |
Беляков А. П. ИПБОЮЛ |
0 |
0 |
2 771,8 |
18 |
3 159,8 |
20 |
0 |
Былинин С. Ю. ИПБОЮЛ |
0 |
0 |
932,9 |
6 |
1 063,5 |
6 |
0 |
Дионис (33/т-ВИНО-ВОДОЧНЫЕ |
2 199,5 |
72 |
5 682,8 |
35 |
6 478,3 |
34 |
294 |
Зимин К.О. ИПБОЮЛ |
735,2 |
23 |
1 550,8 |
9 |
1 767,9 |
9 |
240 |
Маркин С. А. ИПБОЮЛ |
0 |
0 |
1 723,5 |
12 |
1 964,7 |
13 |
0 |
Молочный комбинат «Ставропольский» |
104,0 |
3,2 |
389,7 |
2 |
444,2 |
2 |
427 |
Петелино ТД ООО |
0 |
0 |
889,5 |
5 |
1 014 |
6 |
0 |
Черкизовский ТК АПК |
24,5 |
0,8 |
767 |
4 |
874,3 |
3 |
3 568 |
Итого |
3 114,6 |
100 |
15 951,2 |
100 |
18 184,3 |
100 |
583 |
Из таблицы 5 видно, что в конце 2004 года кредиторская задолженность была небольшой. Это связанно с тем, что предприятие только открылось, и в этот период не было еще налажено связей с поставщиками. Мало кто давал вновь открывшемуся предприятию продукцию в долг. Предприятие в начале приобретало наиболее ходовую продукцию в целях привлечения внимания потенциальных потребителей и проверки рынка. Этим объясняется полное погашение задолженностей перед некоторыми кредиторами на конец 2004 года. Продукция, полученная этих поставщиков была приобретена малыми партиями и была вся продана. К концу 2006 года кредиторская задолженность возросла более чем в 5 раз. Данных факт говорит о том, что предприятию поставщики стали больше доверять и поставлять в кредит больше продукции. В результате этого выручка увеличилась на 232%. Необходимо заметить, что среди рассматриваемых поставщиков лидирующее место занимает Дионис, занимающийся поставками алкогольной продукции предприятию. В 2004 году его удельный вес составлял 72%, а в 2005 – 34%. Дебиторской задолженности у предприятия не имеется, так как предприятие отпускает продукцию либо за наличные деньги или банковским переводом, то есть не работает в кредит.
Из данных Приложения И видно, что выручка в среднем в период с конца 2004 по конец 2006 года выросла на 232%, то есть более чем в два раза или на 39516000 рублей в абсолютном значении. Необходимо отметить рост выручки от изделий салатного цеха, который составил 261%, то есть в более чем 2 раза увеличилась выручка. Данный факт имеет место быть в связи с тем, что в 2006 году значительно увеличивается ассортимент предлагаемых салатов, а также становится более серьезной работа по изучению покупательского спроса на эти продукты. Так же за этот период наблюдается увеличение выручки от реализации кондитерских изделий на 83%. Это связанно прежде всего с тем, что предприятие начинает сотрудничать напрямую с кондитерскими предприятиями, отказываясь от услуг посредников, что позволило снизить цены продукции. Изучаемое предприятие подписывает договора поставок с таким производителями как, Молочный Комбинат «Ставропольский», ООО «Малыш», ООО «Шоколадница» и рядом представителей крупных кондитерских предприятий. На ряду с этим, наблюдается снижение выручки по группе чай, кофе, какао. Это связанно с неправильной закупочной политикой менеджера, отвечающего за эту продукцию. Он хотел начать реализовывать элитные сорта чая, то есть по более дорогой цене, чем обычный пакетированный чай. Но, так как место для выкладки строго ограничено, то перед ним стоял выбор – или продолжать реализовывать имеющийся чай и кофе или начать реализовывать более дорогой. Менеджер выбрал второй вариант. Но, так как не продумал до конца свою политику, то есть не дал задание маркетологу провести какое-либо исследование или разработать рекламную программу, то его решение было не обоснованно, что в итоге и привело к резкому снижению выручки от реализации этой продукции. В последствии его решение было отменено, и к этому вопросу подошли более разумно.
Себестоимость в среднем выросла на 221%, что вполне нормально. Необходимо отметить, что наибольшее увеличение себестоимости наблюдалось на следующие виды продукции: алкогольные напитки, гастрономия из птицы и кондитерские изделия. Себестоимость на алкогольные напитки и на кондитерские изделия возросла в связи с увеличением объема закупки этих товаров.
Валовая прибыль на предприятии за 2004 составила 5685000 рублей, а в 2005 уже 15632000 рублей, рост при этом составил 274%, то есть увеличился более чем в 2 раза. Но в 2004 и в 2005 годах, ее не хватило для покрытия коммерческих и управленческих расходов, и, в итоге, прибыль от продаж оказалась отрицательной, так в 2004 году она составила – 8232000 рублей, а в 2005 году – 2290800 рублей. Ситуация изменилась к лучшему только в 2006 году, когда рост валовой прибыли составил всего 6%, и она остановилась на отметке 15970000 рублей, но в результате резкого сокращения всех видов расходов, предприятие получило чистую прибыль в размере 1294100 рублей. При этом прибыль на одного сотрудника составила 24400 рублей.
В производство на данном предприятии входит изделия салатного цеха и собственное производство. Так, рентабельность производства в 2004 году составляла 40%, но к 2006 году этот показатель снизился на 3%.
Из наиболее рентабельных видов продукции в 2004 году можно выделить следующие: консервы (41,2); салаты от поставщиков (44,1); изделия салатного цеха (117,6). В 2006 году можно выделить следующие: кондитерские изделия (42); сухие завтраки, мысли, чипсы (43); изделия салатного цеха (231); салаты от поставщиков (55); товары для дома (49). Наибольший рост рентабельности наблюдался по гастрономии рыбной (180% соответственно), диетические и диабетические продукты (164%), корм и сопутствующие товары для животных (164%), бакалея (140%), средства гигиены (146%), изделия салатного цеха (282%), но также наметился и спад рентабельности по таким видам продукции, как: детское питание (36%), консервы (12%), хлеб и хлебобулочные изделия (13%), собственное производство (16%), чай, кофе, какао (3%).
Валовой объем производства увеличился всего на 39%. Это объясняется тем, что главный профиль предприятие не производство продукции, а реализация, поэтому столь малый рост производства не играет существенной роли в хозяйственной жизни предприятия.
Коэффициент рентабельности продаж отражает доход компании на каждый заработанный рубль. В 2004 году рентабельность продаж составляла -28%, но к концу 2005 положение немного улучшилось и этот показатель составил -4.3%. Это говорит о том, что в 2004 году компания с каждого вложенного в себестоимость реализуемой продукции рубля теряла 28% или 28 копеек, а в 2005 году этот показатель снизился до 4,3%, но уже в 2006 году предприятие становится рентабельным и с каждого вложенного рубля в себестоимость, оно получало 2% или 0,02 рубля в натуральном выражении. Пока этот показатель совсем мал, но учитывая то, что предприятие предыдущие два года вообще не приносило прибыли, он является существенным достижением руководства компании.