Сущность и значение имиджа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить влияние имиджа руководителя на организацию, которую он возглавляет.
В соответствии с данной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
Дать определение понятию и сущности имиджа.
Изучить факторы, которые влияют на его формирование.
Изучить составные части имиджа.
Изучить имидж, сформированный на практике руководителем фирмы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по психологии.docx

— 75.54 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          В последние годы значение имиджа для развития мира в целом все более возрастает. Понятие имиджа очень широко. Под имиджем может пониматься имидж компании, имидж товара, имидж политика и т.д. Развитие науки об имидже началось с возникновением так называемого маркетингового мышления. В мире бизнеса получило широкое распространение понятие имиджа.

          Имидж - это представление других о личности и деятельности какого-либо человека. Как правило, понятие «имидж» чаще всего применяют к личности.

          Имиджу уделяется внимание во многих сферах деятельности человека.         Наибольшее значение имеет имидж для политиков. Личность большинства политиков скрыта от широкой аудитории, основой формирования представлений о них служит имидж, искусственно создаваемый с помощью наемных специалистов и средств массовой информации. В последнее время возрастает значение имиджа в бизнесе. Конкуренция способствует усилению этого процесса. Получила широкое распространение имиджевая реклама, Т.е. реклама, не содержащая названия конкретного товара, а направленная на поддержание престижа фирмы.

          Актуальность моей работы состоит в том, что личность руководителя играет в бизнесе очень важную роль. Часто именно по личности судят о компании в целом. Поэтому проблема формирования имиджа становится для руководителей все более актуальной.

        Объект исследования: имидж директора МОУ СОШ №28.

          Предмет исследования: структура формирования имиджа руководителя.

          Цель исследования - изучить влияние имиджа руководителя на организацию, которую он возглавляет.

          В соответствии с данной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

  1. Дать определение понятию и  сущности имиджа.
  2. Изучить факторы, которые влияют на его формирование.
  3. Изучить составные части имиджа.
  4. Изучить имидж, сформированный на практике руководителем фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИМИДЖА

 

 

1.1. Понятие об имидже

        

 

        Имидж - это комплексное образование, складывающееся из многих составляющих. Хорошую репутацию приобрести трудно, на это уходят годы, а утратить ее можно мгновенно, и зачастую из-за пустяка: не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность в любой форме.

         Для привлекательного имиджа важно все — и культура речи, и манера одеваться, и интерьер офиса.

         Индивиду, имеющему дурной вкус, трудно рассчитывать на благоприятное впечатление. Самоуверенность и стереотипное поведение негативно влияют на восприятие другими людьми личности, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе отношении. Во всех странах кодекс поведения хорошо воспитанного человека включает по меньшей мере четыре основных правила: вежливость, естественность, достоинство, такт.

Бизнесмены  всего мира практически единодушны относительно трех наиболее предпочитаемых свойств возможного делового партнера — это компетентность, порядочность и надежность.

          Именно эти качества обеспечивают главное в деловых отношениях — их предсказуемость, возможность опереться на партнера, уверенность в его обязательности. Они высоко ценятся повсюду в мире, поскольку являются незаменимым условием успешных, плодотворных деловых отношений — взаимного доверия.

          Как правило, симпатии людей приобретаются не только благодаря врожденным качествам, но и умению себя преподнести.

          Деловой имидж все чаще специально проектируется в интересах человека или фирмы с учетом особенностей деятельности, внутренних достоинств, качеств и характеристик носителя имиджа.

         Во многих случаях имидж — это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, правильного выбора модели поведения.

         Выбор модели поведения — это воспроизводство таких вариантов поведения, которые при повседневном общении помогают личности стать привлекательной. Среди множества моделей имеются такие, которые становятся предметом специального изучения. В первую очередь это этикетные модели (этикет).

          Взаимодействие людей, в том числе и деловое, в различных ситуациях издавна регулировалось и упорядочивалось нормами и правилами этикета.

          Этикет — это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду). Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой и неофициальный.

          Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей.

         Неофициальный (светский) этикет упорядочивает общение в сфере досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей (при приеме пищи, подборе элементов одежды, организации торжеств, посещении театральных спектаклей, концертов, спортивных зрелищ и т. п.).

          В связи с присутствием в программе официальных мероприятий деловых приемов, выступлений артистов четко разделить деловой и неофициальный этикет бывает затруднительно.

          Упорядоченностью и строгостью отличаются дипломатический протокол и этикет.

         Деловой протокол и этикет в целом, ориентированные на широкий круг деловых людей, отличаются большей гибкостью и меньшей формализацией.

Во все  времена были и есть люди с разным отношением к этикету. Это отношение  зависело и зависит от воспитанности, образования и развития моральных  потребностей личности, которые предполагают наличие желания нравственного  отношения к себе со стороны окружающих и такого же желания нравственно  относиться к людям. Хорошее знание и выполнение норм этикета является одной из составляющих привлекательного имиджа.

         Отношение к этикету у нарождающегося нового слоя деловых людей, деятельность которых связана с частным бизнесом и предпринимательством, пока оставляет желать лучшего. Между тем переход от первоначальных (часто криминальных или полукриминальных) форм рыночных отношений к цивилизованным будет все более актуализировать значение и выполнение норм и делового, и светского этикета, во многом благодаря развивающимся международным контактам.

          Психология западного бизнесмена запрограммирована на партнера, который вызывает доверие тем, как он одет, причесан, на какой машине ездит, пунктуален ли он. Затем уже оцениваются другие параметры — верность своим обязательствам, квалификация, умение вести дела.

         За рубежом не существует каких-либо сомнений в необходимости создания имиджа фирмы или делового человека, а игнорирование правил этикета деловыми людьми в культурной деловой среде вызывает негативное отношение. Чтобы международные контакты превратились в устойчивые связи, деловым людям необходимо принимать и соблюдать установленные "правила игры", основанные на деловом этикете.

 

 

1.2. Самоимидж.  Факторы, влияющие на формирование имиджа

 

 

Образ, представляемый человеком окружающему  миру, нередко воспринимается другими  людьми как отражение уровня его  самооценки. Проявление интереса к  самосовершенствованию, выражающееся в желании получить ясное представление  о собственной психологии или  стремлении подкорректировать свою самопрезентацию показывает, что  человек достиг определенного уровня самоуважения, состоялся как личность и имеет потенциал для роста  и совершенствования.

Умение  подать себя включает в себя умение по достоинству оценивать свои положительные  стороны и понимать, в чем заключаются  слабые места. То, что конкретный человек  может ощущать как недостаток, вовсе не обязательно является таковым  для окружающих. Например, если встречаются  два застенчивых человека, их робость  помогает им проникнуться симпатией  друг к другу. Человек может иметь  лишний вес и стесняться своих  размеров. Но полный человек, принимающий  свои комплексы как должное, здоровый и бодрый, одевающийся со вкусом и осознающий, что любит общаться, может иметь вполне привлекательный  имидж.

Самоимидж подвержен всевозможным видам влияния, и наиболее сильное влияние на него оказывают родители и воспитание. Ребенка в значительной степени  формируют родители, обеспечивая  ему определенный взгляд на самого себя. Если человека недостаточно поощряли в детстве родители и воспитатели, у него может развиться тенденция  к излишней самокритичности. Такой  человек будет устанавливать  для себя и для окружающих слишком  высокие стандарты поведения, и  огорчаться из-за невозможности их достижения.

Другим  фактором, влияющим на формирование представления  человека о самом себе, является жизненный опыт. Многие люди, всего  лишь однажды испытав неприятное переживание при выступлении  перед аудиторией, считают себя совершенно непригодными для публичных выступлений. Неодобрительные замечания окружающих только укрепляют их в этом мнении. Если изо дня в день человек  познает на собственном опыте  и по реакции окружающих, что его  не ценят, то самооценка может быть для него слишком тяжелой. Противовесом этому может быть только достаточный  запас самоуважения и осознания  своих достижений.

При слишком  низкой самооценке улучшение «внешнего» имиджа даст лишь ограниченный эффект. В этом случае проблему следует решать с помощью профессионального  консультанта, психотерапевта или психоаналитика.

Уровень самоуважения можно повысить, поработав  над представлением имиджа в целом. Например, если человек научился преодолевать нервозность во время выступления  на публике, окружающие заметят его  уверенность и начнут реагировать  соответственно. Аудитория будет  с нетерпением ждать, что он скажет дальше. Если человек заботится о  своей внешности, окружающие делают вывод о том, что он уважает  и ценит себя как индивидуума, а поэтому способен ценить других.

В основе оценки людьми внешности, высказываний и поведения других людей лежат  две основных потребности – отождествление и выражение индивидуальности. Люди нуждаются в сопричастности и отождествлении с себе подобными, и вместе с тем, они ощущают потребность в утверждении своей индивидуальности. Всем людям присущи обе эти потребности. Они оказывают определяющее влияние на стремление человека подать себя и его взаимодействие с окружающими.

Сопричастность и отождествление с другими людьми человек может выражать следующими способами:

  • внешним видом. Одежда может сигнализировать, что человек стремится слиться с определенной группой людей, что он – член какого-либо клана;
  • осанкой и языком телодвижений. Представителям одной и той же социальной группы присущи сходные манеры;
  • манерой говорить. Человеку свойственно подражать в этом представителям привлекательных для него социальных групп;
  • языком. Многие социальные группы имеют собственный сленг, непонятный для представителей других групп;
  • аксессуарами. На принадлежность к определенной социальной группе могут указывать мобильный телефон, определенного фасона галстук;
  • своим окружением. Новейший дизайн интерьера дома или офиса может указывать на то, что его владелец причисляет себя к избранной группе лидеров в области следования моде;

Индивидуальность можно выразить с помощью тех же средств, но применяя их несколько иначе:

    • Внешним видом. Одеждой вызывающего характера и необычной стрижкой человек обособляется от других, особенно если на работе он занимается каким-либо традиционным бизнесом;
    • Осанкой и языком телодвижений. В ситуации, когда человек находится в разладе с окружающими, языком тела (мимикой, жестами, позой) он может показать, что думает иначе, чем остальные представители группы;
    • Голосом и речью. Чтобы отстоять свою индивидуальность в какой-либо группе, можно намеренно выделить свой акцент. Человек может привлечь к себе внимание в общественном месте, разговаривая громче окружающих;
    • Языком. Чтобы установить превосходство над окружающими, некоторые вводят в речь сложные языковые конструкции;
    • Аксессуарами. Бриллиантовые подвески, вручную расписанные шарфы, антикварные карманные часы и прочие безделушки отражают успехи и демонстрируют уровень общественного и финансового положения;
    • Своим окружением. Индивидуальность иногда выражают с помощью интересных произведений искусства, необычной мебели;

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОСТАВНЫЕ  ЧАСТИ ИМИДЖА

 

 

  2.1. Внешний вид

 

 

           Одежда и прическа играют весьма существенную роль в создании имиджа. Каждый человек, как бы уподобляясь производителям товаров, стремится «подать» себя в определенной «упаковке», чтобы привлечь внимание к себе, к своему внутреннему миру и способностям. Известно, что внешнему виду сознательно уделяется больше внимания, чем другим компонентам имиджа. Мода, индустрия косметики и здоровья дают большое количество информации и предлагают колоссальное количество разнообразных товаров и услуг, которые помогают улучшить внешний вид. Журналы и газеты полны советами, посвященными одежде и прическе, косметики и т.п.

В наши дни  большинство людей понимает, насколько  важен внешний вид. В противоположность  существовавшему раньше мнению, ум, способности и хороший внешний  вид совместимы друг с другом. Некоторые  люди склонны думать «Я слишком занят, чтобы уделять внимание своему внешнему виду» или «Забота о внешнем  виде угрожает моей мужественности». Но критичный наблюдатель скорее подумает о них «Он выглядит неряшливо» или даже «Он себя не уважает», «Этот  человек оскорбляет чувства присутствующих неподходящей одеждой».

Многие  люди настолько заняты своей семьей и работой, что у них не остается времени, чтобы заняться своим внешним  видом. Им рекомендуется использовать утилитарный подход, который заключается  в том, чтобы оценивать значение внешнего вида с точки зрения важности в конкретной ситуации. Сформулировав  основные принципы и выработав определенные привычки, для этих людей станет возможно уделять внимание и другим вещам. Если уделить некоторое время  размышлениям о том, что вам лучше  идет, не понадобится тратить много  времени на достижение желаемого  результата.

Информация о работе Сущность и значение имиджа