Виды маркетинговой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что в современном мире в условиях жесткой конкуренции на рынке для достижения успеха не представляется возможным обойтись без маркетинговой информации. В процессе анализа, планирования, осуществления и контроля эффективности маркетинговых мероприятий маркетологам и менеджерам требуется разнообразная информация.
Цель проводимого исследования - описать состояние и основные тенденции рынка стирального порошка.

Содержание работы

Введение …..3
Глава I. Маркетинговая информация, её сущность.............................................5
Понятие маркетинговой информации……………………...........................5
Виды маркетинговой информации……………………………………….. 7
Источники получения маркетинговой информации……………….……. .9
1.4. Рынок маркетинговой информации………………………………………..12
Глава II. Анализ общехозяйственной конъюнктуры………………………....17
Глава III. Аргументация выбора рынка……………………………………......40
Глава IV. Анализ и оценка конъюнктуры рынка стиральных порошков города Белгорода……………………………………………………...…………………41
Заключение..…………………..............................................................................66
Список литературы. ......69
Приложение……………………………………………………………………...71

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 829.00 Кб (Скачать файл)

потребления стиральных порошков в РФ, причем 0,25% из них приходится на г. Белгород.

2. Емкость рынка целесообразно определять с точки зрения потребителя

,

где N – число потребителей;

       q – годовой объем потребления на душу населения.

(по Белгородской области).

(по г.Белгород).

3. Потенциал рынка

,

где N – число потребителей;

       q n – потенциальный объём на душу населения.

Согласно данным белгородского  комитета статистики, среднегодовое  потребление стирального порошка по области увеличивалось в период с 2006 по 2008 год.

 

Прогнозирование потребления методом экстраполяции

Таблица 4.1.1

Потребление стирального порошка на душу населения 2006-2008г., кг

 

год

2006

2007

2008

Потребление стирального порошка на душу населения, кг

3,7

4,2

5


 

- средний темп роста 

- средний темп прироста.

qn= 5 * 116,2% = 5,81 кг - прогнозируемое потребление на душу населения в год.

(по Белгородской области).

(по г.Белгород).

Из данных расчётов следует, что потенциал рынка области имеет место к росту, это связано с увеличением потребления стиральных порошков в год на душу населения. Показатели потребления на Белгородчине выше, чем в среднем по стране на 7%.

4. Насыщенность рынка.

 

(по Белгородской области).

(по г.Белгород).

Данные показатели характеризуют  высокую насыщенность рынка стиральных порошков.

5. Степень сбалансированности рынка.

,

где П – объём предложения;

       С  – объём спроса.

На рынке предложение  незначительно превышает спрос т.к. 1,058>1, что в целом характеризует ситуацию как равновесную и сбалансированную.

6. Коэффициент Херфиндаля-Хиршмана.

,

где q2 – квадрат долей всех производителей, действующих на рынке.

 

 
Рис.4.1.3 Доля производителей на рынке стиральных порошков

        Полученное значение позволяет сделать вывод, что на рынке стирального порошка в Белгороде наблюдается умеренная степень концентрации.

7. Степень насыщенности рынка.

Товар является непродовольственной продукцией, степень насыщенности рынка ожидаемо высока. (Согласно данным мониторинга на 1 марта 2009 г., потребителями стирального порошка являются в среднем 9,2 из 10)

8. Степень перспективности рынка.

Мировой рынок стиральных порошков ежегодно увеличивается в среднем на 7%, большая доля потребления приходиться на развивающиеся страны. В России за период с 2004 по 2008 годы  также прослеживается тенденция увеличения потребления. На основании данных факторов рынок является перспективным.

Рассмотрим количественные показатели.

1) Фаза жизненного цикла товара.

Стиральные порошки находятся на стадии роста, это подтверждается следующими тенденциями:

  1. Увеличение объёма продаж.
  2. Увеличение спроса.
  3. Увеличение доли потребления на душу населения в год.
  4. Растет ассортимент товаров на рынке.

2) Тип рынка.

Тип рынка со спадом рыночной активности, для него характерны следующие  особенности:

  1. Увеличение объёма продаж ниже показателей предыдущих лет (2004-2008г.).
  2. Низкая доступность новых производителей
  3. Потенциал прибыли ниже 25%.
  4. Рынок закрытый.

3) Вид рынка.

Вид рынка – рынок  в период замедления роста, наблюдаются  следующие характерные тенденции:

1.Снижается процентное  соотношение покупательского спроса  в сравнении с предыдущими  периодами. (2004-2008г.).

2. Усиливается конкурентная борьба за доли рынка (налаживание долгосрочного сотрудничества с представителями розничной торговли).

3. Увеличивается цена.

4. Чувствительность клиентов  к качеству спроса растёт.

5. Повышается индекс  концентрации производства.

4) Вид доступности рынка.

Вид доступности рынка средний, это связано с тем, что 40-50% рынка занимают 2 крупнейших производителя.

5) Конкуренция.

Рис.4.1.5Модель конкуренции на рынке стиральных порошков по М.Портеру.

Тип конкуренции – олигополия, на рынке действуют 2 крупных производителя, занимающих доли в 25% и 18% рынка.

 

Таблица 4.1.2

Конкурентная карта  рынка, 2009г.

 

год

2009

место на рынке

Procter & Gamble

25%

Лидер

Henkel

18%

Последователь

"Аист", "Концерн  "Калина", "Нэфис косметикс", "Сода", "Косметическая фирма "Весна"

15%

Последователи

Другие 

42%

Нишевики


 

 

 

 

 

4.2. Анализ поведения потребителей

Проблема исследования: Данное исследование позволило изучить рынок стирального порошка жителей города Белгорода с целью определения предпочтений респондентов: марки товара, размеров упаковки, производителей продукции, приемлемой цены и др. В ходе проведенного исследования планировалось изучить степень известности и частоту использования стиральных порошков в городе Белгороде.  С помощью опроса среди респондентов города была собрана первичная информация о содержательных, информационных, имиджевых, эстетических предпочтениях потребителей в области потребления стирального порошка.

Цель исследования заключается  в том, чтобы охарактеризовать и оценить рынок стиральных порошков, выявить марки и количество приобретаемой потребителями продукции. 

Объектом данного  исследования являются жители города Белгорода, а именно перспективная часть респондентов - женщины в возрасте от 36 до 45 лет.

Предмет исследования: СМС – стиральный порошок: производители, выбор, цена, ассортимент, покупательский спрос.

Основные задачи, которые решаются в ходе проведенного исследования следующие:

1.Выявить какие марки  стирального порошка пользуются  спросом у потребителей;

2.Определить места  приобретения респондентами стирального  порошка;

3.Выявить какие характеристики  являются наиболее важными при  выборе стирального порошка; 

4. Выяснить каким упаковкам  отдают предпочтения белгородцы;

5.Определить степень  влияния социально – демографических характеристик покупателей на предпочтения в сфере потребления стирального порошка.

Гипотеза: Жители города Белгорода имеют потребность в приобретении синтетических моющих средств, в данном случае стиральный порошок. Но до настоящего времени не проводились изучения предпочтений населения в зависимости от пола, возраста, социального и материального положений.

Наиболее перспективной  частью респондентов являются женщины  в возрасте от 36 до 45 лет с доходами от 3000 до 10000 рублей на одного члена семьи.

Методы и  инструменты: В проводимом исследовании использовалась случайная выборочная совокупность, параметры выборки контролировались по полу, возрасту, образованию.

Для определения количества опрашиваемых в нашем случае, когда по ходу опроса делается попытка узнать долю потребителей тех или иных видов стирального порошка, может быть применена следующая формула:

,

где t – коэффициент доверия, который зависит от вероятности, с которой гарантируется, что предельная ошибка не превысит t-кратную среднюю ошибку (при вероятности 0,999 t=3,28, при вероятности 0,990 t=3, при вероятности 0,954 t=2). В маркетинговых исследованиях достаточно принимать t=2.

p – вероятное число опрашиваемых с ответом «да» (вероятная доля тех, кого должно выявить исследование);

q – вероятное число опрашиваемых с ответом «нет»;

Δ – предельная (задаваемая) ошибка выборки, максимальная погрешность;

  N – численность населения г. Белгорода.

Поскольку раньше исследования на данную тематику в регионе не проводились (по крайней мере данных об этом нет), то p и q оцениваются максимально – 50% на 50%.

Иными словами, размер выборки, рассчитанный по приведенной формуле, составляет 400 единиц.

Основным инструментом опроса является анкета (Приложение).

Организационная составляющая опроса: Опрос проводился в течение октября – ноября 2007 г. Опрошено 400 человек с применением квотной выборки.

Опрос произведен был в следующих местах:

- ул. Королева, около гипермаркета  «Линия»;

- Соборная площадь,  около Администрации Белгородской  области;

- у кинотеатра «Русич»;

- у универмага «Маяк»;

- ул. Победы – проспект  Б.Хмельницкого, около гипермаркета  «Вестер-Гипер»;

- у универмага «Белгород»;

- от памятника Чернышевскому  до остановки «Стадион»;

Анализ данных исследования

В данном исследовании приняли  участие 400 человек в возрасте от 18 и старше 55 лет. Выборка репрезентативна. Были заданы квоты по выборке, с учетом социального состава и демографии города Белгорода. Опрос производился путем самостоятельного заполнения анкет.                      Социальный состав опрошенных выглядит так:

Таблица 2.2.1

Распределение численности респондентов по социальному  статусу

Варианты ответов

Количество (чел.)

Проценты (%)

11.

 

Студент, учащийся

74

18,5

22.

 

Служащий

110

27,5

33.

 

Рабочий

93

23,3

44.

 

Предприниматель

57

14,3

55.

 

Пенсионер

31

7,8

66.

 

Домохозяйка,

21

5,3

77.

 

Временно не работаю

14

3,3

 

ИТОГО:

400

100


Большинство  опрошенных   являются   служащими  (27,5%),  вторая   по

величине категория опрошенных – рабочие (23,3%). Именно эти категории являются  наиболее перспективными  потребителями стирального порошка.

Таблица 2.2.2

Распределение респондентов по возрасту

 

Варианты ответов

Количество (чел.)

Проценты (%)

11.

до 18лет 

15

3,6

22.

 

18-25 лет 

98

24,5

33.

от 26 до 35

78

19,5

44.

 

от 36 до 45

123

30,8

55.

 

от 46 до 55

61

15,3

66.

 

старше 55лет 

25

6,3

 

ИТОГО:

400

100


 

Большинство опрошенных  (30,8%)  люди в возрасте от 36 до 45 лет  и только 3,6% респондентов – младше 18 лет и 6,3% – старше 55 лет.

В данном опросе участвовало 400 человек, из них 72% женщин и 28% мужчин, т. к. женщины являются более активными  покупателями стирального порошка, чем мужчины.

Рис.2.2.3 Распределение  респондентов по половому признаку

(в % выражении)

Таблица 2.2.3

Распределение респондентов по уровню дохода на 1 члена  семьи в месяц

Варианты ответов

Количество (чел.)

Проценты (%)

11.

До 3000 тыс. руб.

21

5,2

22.

От 3001 до 6000 руб.

103

25,8

33.

От 6001 до 10000 руб.

215

53,8

44.

Свыше 10001

61

15,2

 

ИТОГО:

400

100


В настоящее время  примерный доход на 1 члена семьи  у большинства 

жителей города Белгорода (53,8%) составляет от 6001 до 10000 рублей и     5,2% - до 3000 рублей.

Информация о работе Виды маркетинговой информации