Анализ динамики структуры и отдельных показателей рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Развитие рынка ценных бумаг России имеет интересную историю и уходит своими корнями вглубь XVIII века. Дискуссия о точной дате возникновения российского фондового рынка до сих пор остается открытой. Одни исследователи полагают, что рынок ценных бумаг возник еще при Петре I, другие считают, что «его институциональное становление произошло через 200 лет после учреждения первой в России товарной биржи в Петербурге в 1703 г.», третьи ведут отсчет времени его основания от 2 апреля 1769г. – дня издания «Рескрипта о выпуске первого русского государственного займа». В определенной степени эти точки зрения имеют как сильные, так и слабые стороны.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы российского рынка ценных бумаг 4
2. Современное состояние рынка ценных бумаг в Российской Федерации 8
2.1. Рынок акций 8
2.2. Долговой рынок 9
3. Анализ рынка ценных бумаг России 13
4. Основные показатели статистики рынка ценных бумаг 17
4.1. Показатели государственных ценных бумаг 17
4.2. Показатели корпоративных ценных бумаг 20
Заключение 23
Список литературы

Файлы: 1 файл

_analiz_dinamiki_struktury_i_otdelnyh_pokazatelei_rynka_cenny.docx

— 91.14 Кб (Скачать файл)

Объём корпоративных облигаций  устойчиво растёт (таблица 1), объём  векселей в обращении остаётся практически  неизменным (имеют в виду,  конечно, векселя, обращающиеся на цивилизованном вексельном рынке и предназначенные  для целей инвестирования). Этот факт, помимо всего прочего, означает, что сложились устойчивые группы инвесторов, которые обеспечивают спрос  на данные бумаги.

Как ни парадоксально, эти  группы часто даже не пересекаются. Покупателями облигаций крупнейших компаний, таких как Газпром, РЖД, ФСК (т.е. потенциальных эмитентов  биржевых облигаций), являются в основном нерезиденты, крупнейшие банки и  инвестдома и частично средние банки, финансовые и инвестиционные компании. Нерезиденты вкладывают средства с минимальным риском, рассчитывая на укрепление рубля в среднесрочной перспективе. Крупнейшие банки, таким образом, пытаются справиться с избыточной ликвидностью.

Остальные причины – требования к структуре активов (пенсионные фонды, страховые компании), диверсификация портфеля, спекулятивные операции.

Облигации «второго эшелона», достаточно ликвидные и немного более доходные (телекомы, крупные предприятия, некоторые банки), находят своих покупателей среди активных инвесторов, преследующих спекулятивные цели и желающих получить доходность хотя бы выше инфляции при приемлемом уровне риска. Это в первую очередь финансовые и инвестиционные компании, фонды коллективных инвестиций, управляющие компании, которые должны показать своим клиентам или пайщикам конкурентную доходность.

Наконец, у облигаций «третьего эшелона» – высокодоходных и абсолютно неликвидных – есть специфические инвесторы в виде либо экзотических фондов «мусорных» облигаций, либо небольших компаний или банков, имеющих дорогие деньги и вынужденных любой ценой зарабатывать высокую доходность, либо банков – организаторов выпуска, для которых проще выкупить весь размещаемый заем (как правило, небольшой) на себя, нежели находить соандеррайтеров или создавать вторичный рынок. Последний вариант представляет собой фактически секъюритизацию кредита и не имеет отношения к долговому рынку.

Купить облигации теперь может не только крупный банк или  инвестиционная компания, но и любой  гражданин, заключив брокерский договор  с компанией, работающей на рынке  облигаций.

Вексельный рынок

Вексельный рынок является полностью внебиржевым. На нём работает довольно узкий круг профессиональных участников, хорошо представляющих специфику  и особенности этого рынка. Среди  них практически нет крупных  банков и инвестиционных домов. В  основном операторы рынка – это  крупные финансовые компании и средние  банки, исторически давно работающие с векселями. Вексельный рынок достаточно концентрирован: на долю небольшого числа  его основных участников приходится значительная часть всех оборотов.

В настоящее время ликвидными являются только векселя крупных  и немногих средних банков, которые  составляют не менее 80% всего рынка. Крупнейшие корпорации – Газпром, ТНК, АЛРОСА давно перестали выпускать  векселя, переключившись на более удобные  и дешевые облигации и евробонды.

В последнее время, после  кризиса лета 2004 г., возобновился процесс выхода на вексельный рынок средних и небольших предприятий. Однако попытки создать ликвидный рынок таких корпоративных векселей пока безуспешны. Причины заключаются как в недоверии или непонимании векселя как инструмента крупными игроками, так и в нежелании этих же игроков анализировать и открывать лимиты на такого рода векселедателей.

Надо отметить, что организаторы вексельных займов – те же профессиональные участники, такие как ИК “Регион”, ФК “ Русский Инвестиционный клуб”, Промсвязьбанк и др., много сделали  для того, чтобы снизить риски  инвесторов. Это касается и организации  займов, и инфраструктуры, и информационной открытости. Медленно, но верно доля корпоративных заёмщиков на вексельном рынке увеличивается, и, по – видимому, это естественный процесс развития рынка.

 

3. Анализ рынка ценных бумаг России

Современный российский рынок  ценных бумаг по своим размерам и  роли в экономике страны характеризуется  специалистами как типичный периферийный рынок, подверженный сильному влиянию  со стороны мирового финансового  рынка.

 Одной из важнейших  задач развития российского фондового  рынка является задача расширения  его масштабов. Ее решение обусловлено  укреплением системы обеспечения  прав собственности, что привело  бы к снижению стимулов для  учредителей удерживать крупные  пакеты акций в целях сохранения  своего положения влиятельных  собственников, увеличению доли  капитала во владении мелких  акционеров и соответственно - к  росту их доли, представленной  на фондовом рынке. В свою  очередь, продвижение российского  рынка к более высокому уровню  зрелости привело бы к повышению  его роли в качестве источника  аккумулирования финансовых ресурсов  для российских компаний путем  эмиссии акций и публичной  подписки.

 Анализ поведения российского  фондового рынка за последние  годы позволяет сделать вывод,  что к 2011 г. по таким показателям, как величина капитализации и объем торгов, он достиг пиковых величин и приобрел собственные движущие силы развития. Если в 2001 г. капитализация рынка составляла 60-65 млрд. долл., то в 2011 г. она превысила 200 млрд. долл. В июле 2011 г. дневной оборот фондового рынка ММВБ достиг максимума за время существования биржи и составил 91 млрд. руб. Рост объема торгов, свидетельствующий о развитии российского фондового рынка, должен сопровождаться активными мерами по повышению уровня его организации и государственного регулирования.

Наряду с благоприятными изменениями на российском фондовом рынке произошли изменения, свидетельствующие  о недостаточной зрелости этого  рынка. Так, количество торгуемых акций, включенных в котировальные листы, сократилось в 2011 г. до 50-60 (2001 = 100-120), в то время как их число вне котировальных листов выросло до 300 по сравнению с 160-180 в 2001 г. Это свидетельствует о том, что акции небольшого числа российских компаний соответствуют требованиям листинга биржевой торговли.

Одним из главных признаков  незрелости российского фондового  рынка является концентрация операций на узком круге акций. В принципе высокая концентрация характерна для  фондовых рынков развитых стран, за исключением  США. Однако по сравнению с этими  рынками концентрация в России очень  высока. Сделки с 4-5 акциями составляли в 2011 г. в РТС 80-90% оборотов рынка, сделки с 2-3 акциями (РАО EC, ЛУКОЙЛ) – 50-60% оборота. Подавляющая часть оборота организованного рынка (90% рынков РТС и ММВБ) приходится на ограниченное число акций. Концентрация операций на российском фондовом рынке на чрезмерно узком круге акций приводит к снижению значения рынка в качестве источника информации о стоимости компаний. Капитализация фондового рынка России, составляющая по современным расчетам порядка 20% ВВП, превращается в этой ситуации в условное понятие, которое мало связано с действительным положением дел в российских компаниях.

Для обеспечения развития российского фондового рынка  важное значение отводится сотрудничеству российских финансовых институтов и государственных органов с международными финансовыми институтами, в особенности в деле введения в России единых мировых стандартов и требований к финансовой деятельности.

Применительно к задачам  развития российского фондового  рынка большое значение имеет  сотрудничество России с Международной  организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO). Такое сотрудничество позволило  бы повысить роль Федерального агентства  в качестве организатора и стимулятора  развития российского фондового  рынка, что диктуется современным  состоянием этого рынка. Для этого  необходима стратегическая программа  развития российского фондового  рынка, которая в настоящее время  отсутствует. В России нет другого  органа, кроме ФСФР (ранее ФКЦБ), который  взял бы на себя инициативу разработки такой программы для участников рынка в качестве ориентира в  их развитии.

Преобразования российского  рынка ценных бумаг должны быть направлены на устранение целого ряда недостатков, препятствующих его развитию. К их числу относятся:

- незначительность доли акционерного капитала, представленного на рынке; массовая невыплата компаниями дивидендов;

- низкая ликвидность большинства акций или полное ее отсутствие, делающая невозможным выявить их рыночную стоимость и получить выгоду от ее изменений;

- невозможность повлиять на решения менеджмента компаний; недостаточность или недостоверность информации о положении дел в компании, позволяющей акционеру принять обоснованное решение;

- низкий уровень правовой защищенности акционеров и т.д.

По ряду направлений процесс  укрупнения действующих на российском фондовом рынке институтов происходит в сотрудничестве с крупными иностранными, в том числе и американскими финансовыми институтами. Ярким примером могут служить процессы в среде компаний-регистраторов, системное значение которых на фондовом рынке очень велико. За последние годы их число сократилось с 400 до 100 в 2011 г. в основном за счет вымывания неэффективных компаний, поскольку средние размеры последних остались практически прежними. В этой обстановке важным событием стало создание «Национальной регистрационной компании» (НРК) с участием структур крупнейшей в мире компании Computershare (30%), которая выкупила этот пакет у структур Bank оf New York, Росбанка (20%), инвестиционной компании "НИКойл" (15%), МБРР (15%) и члена его группы - МФК (15%). С объемом услуг в 6 млн. долл. (четверть рынка) НРК обслуживает более 3 млн. счетов 360 эмитентов и может пользоваться опытом Computershare, которая обслуживает 68 млн. счетов для 7500 компаний.

В обеспечении развития российского  финансового рынка и его адаптации  к мировым требованиям большое  значение имеет, и ряд других мер ФСФР. В частности, для нормального развития российского фондового рынка и всей системы финансовых отношений в стране имеет культивирование современных норм корпоративного поведения. Введение в 2002 г. Кодекса корпоративного поведения, разработанного ФКЦБ с учетом мировых критериев, стало знаменательным шагом в распространении в России мировых стандартов в этой области. Исключительное значение в дальнейшем распространении принципов Кодекса и выработки практики его применения, по мнению ФКЦ, принадлежит российским биржам, участие которых в процессе становления всей системы корпоративного поведения выступает. В качестве одного из важных условий повышения доверия инвесторов к российским компаниям. Организуя торги ценными бумагами, биржи находятся в постоянном контакте с эмитентами ценных бумаг, которые допущены к обращению на торговых площадках. Через процедуру листинга и последующий контроль соблюдения его требований они берут на себя функцию влиятельного регулятора фондового рынка, обязуясь контролировать соблюдение эмитентами норм Кодекса корпоративного поведения.

Расширение масштабов  деятельности российских финансовых институтов, их укрепление и превращение во влиятельных  институциональных инвесторов выступает  одной из важных задач, решение которой  облегчается для России за счет ее участия в реформе международной  финансовой системы. За период реформ в России сформировались финансовые институты, способные в ходе дальнейшего  развития экономики и финансовой системы страны стать влиятельными институциональными инвесторами. Это  страховые компании, паевые инвестиционные и пенсионные фонды.

Рост пенсионных накоплений и долгосрочный характер этих ресурсов требуют гораздо более широкого рынка облигаций. По имеющимся данным, основная часть государственных  облигаций находится в портфеле Сбербанка около 60% ГКО-ОФЗ. Выход  на этот рынок растущего массива  пенсионных накоплений приведет к росту  спроса на госбумаги: повышению их рыночной стоимости и как следствие - удорожанию обслуживания государственного долга. Это противоречит интересам государства и требует от него активных действий в данной области. Положение может исправить намерение Минфина выпустить долгосрочные государственные облигации – на 10 лет и более. Это создало бы массив для инвестиций пенсионных накоплений и позволило избежать нежелательного роста стоимости обслуживания государственного долга.

Для эффективного функционирования пенсионных фондов, как показал опыт США, необходимо, чтобы в структуре  их портфеля присутствовали ценные бумаги различной срочности: краткосрочные  активы обеспечивают ликвидность фонда, в то время как среднесрочные  и долгосрочные обеспечивают его  доходность.

Предпочтение государственным  ценным бумагам в качестве нормативного требования к инвестированию пенсионных средств, приведет к тому, что пенсионные накопления превратятся в средство финансирования государственного долга. В этом есть своя позитивная сторона. Если исключить возможность дефолта правительства, то вложения в госбумаги гарантируют сохранность пенсионных накоплений, хотя и не обязательно обеспечивают их достаточную доходность. Но, в конечном счете, это означает принятие на себя государством ответственности за финансирование накопительных пенсий из бюджета, что может привести к его перегрузке в долговременном плане и обесценить саму идею создания накопительной пенсионной системы.

Происходящая пенсионная реформа на данный момент не решила проблему использования накоплений для финансирования экономического роста. Акцент на инвестирование пенсионных накоплений в госбумаги означает сокращение возможностей их использования для финансирования реального сектора экономики. Для привлечения пенсионных ресурсов российскими компаниями нужно не только развитие рынка корпоративных ценных бумаг, но и обеспечение динамичного роста экономики. В этом случае ценные бумаги корпораций станут более привлекательными по доходности, но окажутся подвержены более высокому риску, что потребует опыта инвестирования финансовых институтов и более детального регулирования их деятельности.

Информация о работе Анализ динамики структуры и отдельных показателей рынка ценных бумаг в Российской Федерации