Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Содержание работы

Введение стр.3
Глава1.Теоретические аспекты бюджетной системы Российской Федерации стр.6
§1.1. Понятие бюджетной системы Российской Федерации стр.6
§1.2. Уровни бюджетной системы Российской Федерации стр.9
§1.3. Функции и принципы бюджетной системы Российской Федерации стр.14
Глава 2. Практическая часть бюджетной системы Российской Федерации стр.22
§2.1. Анализ основных характеристик федерального бюджета стр.22
§2.2.Оценка и прогноз показателей социально-экономического развития РФ стр.26
Заключение стр.31
Список используемой литературы стр.32

Файлы: 1 файл

Byudzhetnaya_sistema_RF_1.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 Объектом данной курсовой работы является изучение бюджетной системы Российской Федерации, механизм формирования ее доходов и расходов. 
Предметом данного исследования является общественные отношения в сфере бюджетного устройства РФ.

  Бюджет государства является главным звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом. Он - управляющая и управляемая система в масштабах всего общества.

  Актуальность темы  заключается в том, что бюджетная система Российской Федерации играет значительную роль в формировании квалифицированных специалистов в сфере государственного и муниципального управления, обладающих профессиональными знаниями, навыками и умениями, необходимыми для постановки и решения насущных управленческих задач в современных социально - экономических условиях развития общества и государства.

  Роль бюджета в развитии национальной экономики сегодня весьма велика. Бюджет представляет собой мощный регулятор макроэкономики, который влияет на уровень процентных ставок и занятость населения, темпы экономического роста, величину деловой активности, объем инвестиций, объем денежной массы и темпы инфляции. Путем изменения структуры и уровня государственных расходов и налогообложения правительство может воздействовать на объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов) и экономическую конъюнктуру. Бюджет используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, для подъема отстающих в экономическом развитии регионов и отраслей хозяйствования.

Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

  В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

  Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы государства.

  На протяжении последнего десятилетия бюджетная система Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет.

  Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

 

 

  В ходе работы были поставлены следующие задачи:

  • исследовать основные черты бюджетной системы Российской Федерации и ее устройство;
  • раскрыть экономическую сущность консолидированного бюджета;
  • изучить принципы бюджетной системы Российской Федерации;
  • исследовать перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.

 

 

 

Глава1.Теоретические аспекты бюджетной системы Российской Федерации

§1.1. Понятие бюджетной системы Российской Федерации

  Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.

  Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

  Бюджет - это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.

  Государственный бюджет - это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

  В то же время бюджет является категорией, которая свойственна различным отношениям. С зарождение и формированием государства связано возникновение и развитие бюджета. Для государства бюджет - это инструмент обеспечения непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики.

Задачи бюджета:

  1. Перераспределение ВВП;
  2. Финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
  3. Государственное регулирование и стимулирование экономики;
  4. Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

  Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях государственной и территориальной власти проявляется распределительная функция бюджета.

  Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

  Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии:

  1. Образование доходов бюджета.

  В процессе формирования доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

  Доходы бюджета преследуют единственную цель, заключающуюся в формировании доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны обезличенность и денежная форма. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

  Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства или при перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

  1. Использование (расход) бюджетных средств.

  Расходы бюджета  - это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

  Бюджетополучатели  - это организации производственной и непроизводственной сферы, которые могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через бюджетные расходы.

В основном расходы бюджета носят безвозвратный характер.

  За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др.

  Структура расходов бюджета устанавливается в бюджетном плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической и иной ситуации в стране.

  Контрольная функция бюджета действует вместе с распределительной и дает возможность осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

  Бюджетное устройство - организация бюджетной системы страны и принципы ее построения. Основы бюджетного устройства РФ определяются конституцией страны и ее государственным устройством, как федеративной республики.

 §1.2. Уровни бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

  1. Федерального бюджета и бюджета государства внебюджетных фондов Российской Федерации.

  Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Федеральный бюджет формируется в целях финансового обеспечения общегосударственных мероприятий. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами, социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовка высококвалифицированных специалистов.

Федеральный бюджет на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу должен обеспечивать предпосылки для увеличения инвестиций в российскую экономику, созданий условий для ее устойчивого роста и повышения конкурентоспособности.

  Для этого федеральный бюджет должен решать следующие задачи:

  • стимулирование инструментами налоговой политики позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение совокупной налоговой нагрузки на бизнес;
  • достижение стабильно низкого уровня инфляции;
  • реализация приоритетных национальных проектов;
  • обеспечение энергетической безопасности и модернизация энергетической инфраструктуры, технологическая модернизация экономики, развитие инновационной инфраструктуры и повышение конкурентоспособности экономики, прежде всего путем реализации федеральных целевых программ, направленных на развитие научных исследований, разработку и внедрение новых технологий в электронике, авиакосмическом комплексе, в сфере информатики и нанотехнологий;
  • повышение эффективности и результативности государственных расходов;
  • продолжение политики аккумулирования конъюнктурных доходов в Стабилизационном фонде РФ с расширением его функций в качестве фонда будущих поколений.

 

  1. Бюджет субъектов РФ и бюджет территориальных государственных внебюджетных фондов.

  Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет.

  Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

  Бюджеты субъектов РФ предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта РФ. В современных условиях органы государственного управления субъектов РФ играют важную роль в территориальном социально-экономическом развитии, поэтому значимость региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

  Основными направления региональной бюджетной политики является:

  • обеспечение функционирования органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • обеспечение реализации региональных целевых программ;
  • оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  • создание и финансирование системы социальной защиты населения на территории субъекта РФ;
  • предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
  • строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;
  • обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях;
  • организация и поддержка учреждений культуры и искусства;
  • организация обязательного медицинского страхования неработающего населения и оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;
  • материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей;
  • создание, содержание и организация деятельности аварийно спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.

Информация о работе Бюджетная система РФ