Финансовая среда предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:44, лекция

Описание работы

Анализ среды организации – это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей. Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности фирмы: - с точки зрения стратегического планирования улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущее; - с точки зрения политики фирмы помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление; - с точки зрения текущей деятельности обеспечивает информацией, необходимой для наилучшего выполнения рабочих функций.

Содержание работы

Дайте определение анализа среды организации.
Что представляют собой критические точки организационной среды?
Из каких блоков состоит внутренняя среда организации?
Охарактеризуйте составляющие макросреды финансовой деятельности организации.
Какие факторы влияют на определение пределов анализа среды?
Как влияют размеры организации на установление значимых факторов?
Какими способами можно осуществить формирование базы данных о внутренней и внешней среде организации?
Какие существуют типы систем получения информации?
С помощью каких методов оценивается информация о внутренней и внешней среде?

Файлы: 1 файл

Семинарские вопросы к теме 1.docx

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Семинарские вопросы к теме 1. Финансовая среда  предпринимательства

 

  1. Дайте определение анализа среды организации.
  2. Что представляют собой критические точки организационной среды?
  3. Из каких блоков состоит внутренняя среда организации?
  4. Охарактеризуйте составляющие макросреды финансовой деятельности организации.
  5. Какие факторы влияют на определение пределов анализа среды?
  6. Как влияют размеры организации на установление значимых факторов?
  7. Какими способами можно осуществить формирование базы данных о внутренней и внешней среде организации?
  8. Какие существуют типы систем получения информации?
  9. С помощью каких методов оценивается информация о внутренней и внешней среде?

Тема 1. Финансовая среда предпринимательства

1.Общая характеристика анализа среды финансовой деятельности организации.

Анализ среды организации –  это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей.

Анализ среды  выполняет ряд важных функций  в деятельности фирмы:

- с точки  зрения стратегического планирования  улучшает учет наиболее важных  факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущее;

- с точки  зрения политики фирмы помогает  ей создать о себе наиболее  благоприятное впечатление;

- с точки  зрения текущей деятельности  обеспечивает информацией, необходимой  для наилучшего выполнения рабочих функций.

Процесс анализа  организационной среды начинается с определения основных элементов  внутреннего и внешнего пространства фирмы. После того, как эти элементы определены, фирма должна выделить те из них, которые являются для нее наиболее важными: их называют «критическими точками». Затем фирма собирает необходимую информацию о критических точках.

 

2. Составляющие микросреды финансовой деятельности организации.

Среду любой  организации можно определить как  совокупность трех сфер – внутренней среды, рабочей среды, общей среды.

Внутренняя  среда организаций включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура.

Вот примерный  перечень признаков для характеристики внутренней среды.

1. Производство:

- размеры  и мощности;

- тип и  возраст оборудования;

- источники  поставок;

- тенденции  производительности;

- инновационные  возможности;

- нормирование  работ;

- уровень  брака.

2. Маркетинг:

  • номенклатура продукции;
  • качество продуктов;
  • размеры и доля рынка;
  • качество маркетинговых исследований;
  • эффективность применения рекламы;
  • организация продаж и сервиса.

3. Финансы:

- активы;

- валовые  накопления;

- доходность;

- источники  денежных поступлений;

- показатели  баланса.

4. Управление персоналом:

- программы  обучения;

- процедуры  привлечения и отбора кадров;

- анализ трудовых  операций;

- содержательность  работы;

- система  вознаграждений.

5. Организационная структура. Власть и лидерство:

- характер  дилегирования полномочий;

- тип организационной  структуры;

- отношения  между менеджерами и рабочими;

- характер  власти;

- эффективность  менеджмента.

Описание  внутренней среды дает представление  о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.

 

3.Составляющие макросреды финансовой деятельности организации.

Два пространства составляют внешнюю среду фирмы.

Рабочая среда  – это среда непосредственных контактов с фирмой, она включает тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения, или которые оказывают прямое воздействие на фирму. Это, во-первых, поставщики экономических ресурсов, необходимых фирме (сырье, финансовый капитал, производительный капитал), отдельно выделяют поставщиков труда – наемных работников, затем клиенты – потребители продукции фирмы, посредники – финансовые, торговые, маркетинговые, государственные экономические структуры (например, налоговая инспекция). Во-вторых, к элементам рабочей среды относят конкурирующие фирмы и так называемые контактные аудитории – средства массовой информации, общества потребителей и т. п., - которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или неблагоприятного облика фирмы.

Общая среда  состоит из элементов, которые не связаны с фирмой напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. С этой точки зрения общую среду бизнеса иногда называют «экологией фирмы». Общая среда – это среда косвенных контактов фирмы. Выделяют 4 основных элемента общей среды – экономические, технологические, политические, социальные факторы. Каждый из них, в свою очередь, тесно связан с остальными факторами и воздействует на них.

Так, изменения  в технологии могут привести к  новой расстановке конкурентных сил. Знаменитая ИБМ (IBM) потеряла значительную часть своего рынка в связи с созданием принципиально новой микропроцессорной технологии и появлением на рынке компактных и простых в обращении персональных компьютеров, которые потеснили «большие» ЭВМ, выпускавшиеся ИБМ.

Изменения в  социальной структуре российского  общества предопределили ухудшение  экономической конъюнктуры и, кроме того, снизили возможность новых инвестиций в передовые технологии, а также привели к кризису власти.

4.Определение критических точек организационной среды

Ознакомившись с общим строением организационной  среды, фирма должна выделить из совокупности ее элементов те, которые являются для нее наиболее важными. Другими словами, уже на начальном этапе фирма должна определить пределы анализа среды.

На установление таких пределов влияют 3 основных фактора:

- число и  характер критических точек, то  есть наиболее значимых элементов  среды, изменяются от организации к организации;

- анализ среды  ограничен временными рамками:  в коротком периоде фирма во  многих случаях может сосредоточиться только на тех элементах, которые критически воздействуют на ее текущее функционирование, то есть на элементах рабочей среды, в длительном периоде у фирмы появляется возможность исследовать общий характер внешней среды;

- плодотворный  анализ возможен только в том  случае, если фирма сумела определить  специфику элемента, его уникальный  характер.

Как показывает первый фактор, у каждой организации есть свой комплекс критических  точек. Он зависит от размеров организации, характера ее деятельности, выбранных ею целей, географических, исторических и прочих особенностей.

 

5.Влияние размеров организации на установление значимых факторов.

Размеры организации  неоднозначно влияют на установление круга значимых факторов внешней среды.

С одной стороны, крупная организация имеет возможность  большего контроля над окружающей средой, чем небольшая. Влияние крупной фирмы на окружающую среду может, в определенной степени, нейтрализовать воздействие внешнего мира на ее деятельность. Поэтому целый ряд элементов внешней среды представляются крупной организации менее значимыми, чем мелкой (например, у нее, как правило, стабильные, хорошо налаженные контакты с поставщиками, она менее уязвима перед конкурентами, имеет серьезные финансовые преимущества в плане освоения новых технологий и т. д.).

С другой стороны, крупные фирмы, во-первых, менее подвижны и гибки, чем небольшие, а потому должны хорошо ориентироваться в окружающей среде, для того чтобы суметь заранее приспособиться к будущим изменениям. Крупные фирмы несут большую социальную ответственность перед внутренними участниками, потребителями, обществом в целом; во-вторых, крупные фирмы могут расширить анализ внешней среды по сравнению с мелкими в связи с наличием у них серьезного экономического потенциала. Крупной фирме уже в текущем, коротком периоде становится под силу провести анализ не только рабочей, но и общей. Этот фактор отражен в таблице 1.

 

Таблица 1 –  Значение анализа элементов организационной  среды для организаций различных  размеров

Размер организации

Степень значимости уровней в коротком периоде

высокая

средняя

низкая

1

2

3

4

Очень большая (мультинациональная компания)

Внутренняя

Рабочая

Общая

__

__

Большой (национальный гигант)

Внутренняя

Рабочая

Общая

__

__

Средняя

Внутренняя

Рабочая

Общая

 

Маленькая

Внутренняя

Рабочая

__

Общая

Очень маленькая

Внутренняя

Рабочая

__

Общая


 

Характер  деятельности фирмы также в большей степени влияет на оценку факторов среды и выбор критических точек. В таблице 2 показано, как реагируют две крупные фирмы различного профиля на одни и те же факторы внешней среды.

Цели деятельности фирмы, в свою очередь, определяют специфику критических точек организационной среды. Если общим направлением деятельности выбрано развитие, фирма должна хорошо знать положение дел в отрасли, куда она собирается внедриться с новыми товарами, своих будущих конкурентов и покупателей, динамику технологических изменений и пр. Если же фирма стремится к выживанию за счет отказа от выпуска неконкурентоспособных товаров, ей следует лучше ознакомиться с юридическими аспектами проблемы, формами регулирования отношений с «трудом» - наемными работниками и т. п.

Таблица 2 –  Значение факторов внешней среды  для фирм с различными производственными  профилями

Факторы внешней среды

Значение фактора для определения  стратегических позиций

Крупный производитель телефонного оборудования

Крупная нефтяная компания

1

2

3

Уровень валового внутреннего продукта

среднее

высокое

Величина  государственных капиталовложений

очень высокое

высокое

Технологические изменения

очень высокое

ниже  среднего (за исключением электромобилей)_

Социальные  изменения

высокое (навыки телефонного общения)

высокое (наличие личных автомобилей)

Загрязнение окружающей среды

низкое

высокое

Политические  риски (в странах Ближнего Востока)

низкое

высокое


 

 

6.Особенности анализа внешней среды на современном этапе.

Исторический  период по-своему расставляет акценты  в характере внутренних и внешних  приоритетов фирмы.

В течение 19 и первой половины 20 века фирмы работали в условиях стабильных и почти  неподверженных изменениям рынков. Все, что происходило во внешней среде, не представлялось важным и сколько-нибудь существенным для фирмы. Поэтому экономические организации действовали как замкнутые на себе, закрытые системы, которые были озабочены только своими внутренними проблемами. Приспособление к внешним условиям воспринималось фирмой как излишняя роскошь – ведь рынки были недостаточно насыщены товарами, существовали большие возможности для роста, проблемы конкурентной борьбы не стояли так остро, как в нынешних условиях.

В последние  десятилетия бизнес вынужден сочетать анализ внутренних проблем с особо  внимательным подходом к внешним аспектам своей деятельности. Большинство современных рынков перенасыщены товарами, конкуренция в предложении продуктов и услуг достигла особой остроты, правилом стало быстрое обновление товарных рынок и связанные и с ним технологические изменения. Неотъемлемым элементом сегодняшней хозяйственной деятельности становится глобализация бизнеса, приобретение им международного характера. Особое значение для деятельности фирмы приобретает социально-политическая динамика.

Информация о работе Финансовая среда предпринимательства