Контрольная работа по «Финансы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 05:59, контрольная работа

Описание работы

1. Государственный контроль, его сущность, формы и методы проведения.
2. Региональные и муниципальные финансы. Их функции и роль в развитии экономики страны.
3. Подберите статистические данные о количестве страховых компаний, действующих на региональном рынке, их деятельности, предоставляемым услугам за 3–4 года. Проследите динамику, сделайте вывод.

Файлы: 1 файл

финансы готовы.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Сибирский университет  потребительской кооперации

Контрольная работа

по дисциплине «финансы»

Выполнила студентка  
экономического факультета 
Вассер А.Н. 
Номер зачетной книжки

Омск 2014

Задания контрольной  работы:

1. Государственный  контроль, его сущность, формы и  методы проведения.

2. Региональные и муниципальные финансы. Их функции и роль в развитии экономики страны.

3. Подберите  статистические данные о количестве страховых компаний, действующих на региональном рынке, их деятельности, предоставляемым услугам за 3–4 года. Проследите динамику, сделайте вывод.

 

1.Государственный контроль, его сущность, формы и методы проведения.

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой управленческой деятельности. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.[1] Его значение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции  финансов. Она определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений общества. Так, расширение хозяйственных прав предприятия, их самостоятельности в осуществлении финансовой деятельности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательства значительно обогащает содержание финансового контроля.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических  форм и методов его организации. [2] Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Система финансового контроля в  развитых западных государствах в целом  однотипна и включает следующие элементы:

– ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением  непосредственно парламенту или  президенту страны. Главная цель этого  ведомства – общий контроль за расходованием государственных  средств;

– налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству или министерству финансов, контролирующее поступление в казну налоговых доходов;

– контролирующие структуры в составе  государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

– негосударственные службы контроля, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

– службы внутреннего контроля, основная задача которых – снижение издержек, оптимизация финансовых потоков  и увеличение прибыли.

В государствах тоталитарного типа формы организации и цели финансового  контроля подчинены интересам правящей администрации. Государственный контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует часто фискальные цели. В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит Украина, экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно создают правовую основу для организации финансового контроля:

К органам осуществляющим финансовый контроль в Украине относятся:

– Счетная палата;

– Контрольно-ревизионная служба;

– Государственное Казначейство;

– Государственная налоговая администрация;

– Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;

– Комитет по надзору за страховой деятельностью;

– Аудиторская палата и аудиторские  фирмы.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового  контроля. К ним относятся такие  универсальные принципы как независимость и объективность, компетентность и гласность. Финансовый контроль как область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. [1] Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налоги, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые  с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).

Перед финансовым контролем стоят  следующие задачи:

– содействие сбалансированности между  потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов  и фондов народного хозяйства;

– обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

– выявление  внутрипроизводственных резервов роста  финансовых ресурсов, в том числе  по снижению себестоимости и повышению  рентабельности;

– содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

– обеспечение  соблюдения действующего законодательства и нормативных актов и другие.

Формы проведения финансового контроля. 

По формам проведения финансовый контроль в зависимости от времени его  осуществления подразделяется на:

– предварительный;

– текущий;

– последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов хозорганов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов. [3]

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины.

Последующий финансовый контроль осуществляется путем  анализа и ревизии бухгалтерской  финансовой отчетности по окончании  отчетного периода. Предназначен для  оценки результатов хозяйственной  деятельности и эффективности осуществления финансовой стратегии. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующемся на нем.

Методы проведения финансового контроля

По методам  проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

Проверка проводится по отдельным  вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

Обследование охватывает отдельные  стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие  от проверок – по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

Анализ как метод финансового  контроля должен быть системным и  пофакторным. Он проводится по периодической  или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

Ревизия выступает одним из важнейших  методов финансового контроля и  представляет собой проверку финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций  за отчетный период. В зависимости  от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов. По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре). По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков. [3]

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Наблюдение – постоянный контроль со стороны кредитных организаций  за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия – клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Региональные и муниципальные финансы. Их функции и роль в развитии экономики страны.

Государственные финансы - денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) по поводу формирования и использования государственных денежных фондов, предназначенных для финансирования расходов, необходимых для выполнения государством своих функций. [2] 

Задачи государственных финансов:

- распределение и перераспределение  национального дохода между секторами экономики

- организация и осуществление  контроля при таком распределении;

- финансирование выполнения функций,  возложенных на государство. 

С точки зрения структуры государственной  власти можно выделить 2 сферы государственных  финансов: финансы федеральных органов государственной власти (федеральные финансы); финансы органов государственной власти субъектов Российской Федерации (региональные финансы). 

В структуру федеральных финансов включены следующие звенья: Федеральный  бюджет и бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов (ПФ РФ, ФОМС, ФСС); Государственный кредит; Финансы государственных унитарных предприятий и государственных корпораций.

В структуру региональных финансов включаются: Бюджеты субъектов РФ; Территориальные фонды медицинского страхования. 

Федеральными финансами распоряжаются  государственные органы власти федерального значения, определяющие стратегические направления расходования государственных финансов и осуществляющие контроль за целевым и эффективным использованием государственных финансов. [2]  

Одной из важнейших составных  частей финансовой системы государства  являются региональные финансы, которые  охватывают региональные бюджеты административно-территориальных  единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Таким образом, региональные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.

В последние десятилетия во многих государствам наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства. 
Через региональные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

Информация о работе Контрольная работа по «Финансы»