Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:27, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение кредитной деятельности банков с государственным участием и разработка предложений по совершенствованию кредитованию клиентов.
Для дocтижeния пocтaвлeннoй цели исследования в работе ставятся cлeдующиe зaдaчи:
- изучить теоретические аспекты кредитования;
- изучить состояние кредитования в банковском секторе стране;
- проанализировать деятельность банков с государственным участием в сфере кредитования юридических и физических лиц;
- провести анализ состава и структуры кредитного портфеля и кредитной политики банков с государственным участием;
1 Введение………………………………………………………………………..7
2 Кредитные операции коммерческого банка………………………………….9
2.1 Сущность, структура и элементы банковского кредитования………9
2.2 Понятие и сущность кредитного риска……………………………...12
2.3 Способы минимизации кредитного риска……………………….....17
3 Роль и место банков с государственным
участием в достижении успехов развития банковской системы страны…………………………………………………………………………….22
3.1 Состояние кредитования в банковском секторе страны…………...22
3.2 Роль банков с государственным участием в экономическом развитии страны………………………………………………………. 24
4 Анализ кредитных операций в банках с государственным участием…..….28
4.1 Характеристика « Сбербанка России (ОАО)», « ВТБ», «Газпромбанк», «Россельхозбанк»……………………………………....28
4.2 Анализ кредитного портфеля ВТБ………………………………..….35
4.3 Анализ кредитного портфеля Газпромбанка……………………..…48
4.4 Анализ кредитного портфеля ОАО «Россельхозбанк»…………..…51
5 Сравнительный анализ операций по кредитованию клиентов в четырех банках с государственным участием………………...........................................59
5.1 Результаты анализа кредитного портфеля банков страны………...59
5.2 Анализ просроченной задолженности по кредитам……………..….63
5.3 Проблемы, направления совершенствования кредитования
и пути снижения кредитных рисков……………………………………..69
6 Заключение……………………………………………………………………..75
Список использованных источников…………………………………………...78
Приложении А…………………………………………………………………...81
Приложение Б……………………………………………………………………82
Приложение В……………………………………………………………………83
Данные таблицы показывают, что в банках с госучастием уровень просрочки были ниже, чем в целом по банковскому сектору за 2009-2010 годы и стал выше в 2011 году на 2,3 п.п.
В Сбербанке удельный вес просроченной задолженности в совокупном кредитном портфеле снизился в 2011 году по сравнению с 2010 годом с 5,7% до 3,6%. Более высокий уровень просроченной задолженности наблюдался в корпоративном кредитном портфеле, но и он снизился за 2009 –2011 гг. на 2.1 п.п. Это было обеспечено благодаря внедрению новых бизнес-процессов на начальной стадии возникновения проблемной ситуации. В результате в 2011 году произошло следующее:
–возврат проблемных активов денежными средствами составил 120,5 млрд. руб.;
–погашено просроченных кредитов, пеней, неустоек на сумму 25,7 млрд. руб.;
– переведено из категории проблемных в категорию непроблемных ссуд на сумму 79,8 млрд. руб.;
– резерв на возможные потери по ссудам по проблемным кредитам восстановлен на сумму 148,5 млрд. руб.
Увеличение роста просрочки затронуло и ВТБ 24, ее прирост в первые месяцы 2012 года выше показателей год назад. Вместе с тем, банк, опираясь на принципы контрциклической системы управления рисками, предпринял в 2011 году меры для снижения риска просрочки по вновь выдаваемым кредитам, что сказалась на уровне просрочки.
Доля просроченной задолженности в корпоративном кредитном портфеле Россельхозбанка имела тенденцию к снижению: с 6,0% общего портфеля в 2009 году до 4,6% в 2011 году, сокращение составило 1,6 п.п.
Анализ показал, что снижение абсолютной доли просрочки не происходит, что отражает факт: проблемные долги, полученные банками в кризис, уходят с их балансов очень медленно, однако по кредитам, выданным позднее, накопления проблемной задолженности обычно не происходит.
Далее проведем анализ просроченной задолженности в розничном кредитном портфеле (таблица 5.5).
Таблица 5.5 – Уровень просроченной задолженности в розничном кредитном портфеле в четырех банках страны за 2009-2011 гг.
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Изменение, п.п. |
СБ РФ |
4,2 |
3,5 |
2,7 |
-1,5 |
ВТБ 24 |
2,6 |
5,2 |
4,9 |
2,5 |
ГПБ |
4,6 |
4,9 |
4,2 |
-0,2 |
Россельхозбанк |
6,3 |
6,9 |
5,2 |
-1,1 |
Банковский сектор страны |
6,8 |
6,9 |
5,2 |
-1,6 |
В целом по банковскому сектору
происходит снижение уровня просроченной
задолженности в розничном
Рисунок 5.4 - Уровень просроченной задолженности в розничном кредитном портфеле в четырех банках страны за 2009-2011 гг., (%)
Объем просроченной задолженности по физическим лицам в Сбербанке вырос на 2,3 млрд. руб., а доля просроченной задолженности снизилась с 4,2% в 2009 году до 2,7% в 2011 году благодаря кропотливой работе с должниками.
Для снижения просрочки и взыскания просроченной задолженности физических лиц в Сбербанке внедрена автоматизированная система управления рисками «Tallyman», которая реализует «клиентский подход» и обладает набором стратегий и инструментов с должниками.
В Газпромбанке также произошло снижение доли просроченной задолженности (свыше 90 дней) в выданных физическим лицам кредитам до 4,2% на 01.01.2012 г. от объема розничного кредитного портфеля физических лиц против 4,9% на 01.01. 2011 г., что является следствием установленных и реализуемых в Группе ГПБ процедур анализа и контроля риска и проведения квалифицированного андеррайтинга.
Доля просроченной задолженности в розничном кредитном портфеле Россельхозбанка в целом за 2009-2011 гг. снизилась на 1,1 п.п., однако в 2010 году по сравнению с 2009 г. объем просроченной задолженности вырос, и доля была выше, чем в 2009 году.
Более полные данные имеются по просрочке в рамках потребительского кредитования (таблица 5.6 и рисунок 5.4)
Таблица 5.6 – Уровень просроченной задолженности по потребительским кредитам в четырех банках страны за 2009-2011 гг.[21].
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Изменение, п.п. |
СБ РФ |
3,4 |
3,5 |
2,7 |
-0,7 |
ВТБ |
2,6 |
5,2 |
0,6 |
-2,0 |
ГПБ |
0,7 |
4,8 |
0,6 |
-0,1 |
Россельхозбанк |
1,0 |
1,5 |
1,2 |
+0,2 |
Банковский сектор страны |
6,8 |
6,9 |
5,2 |
-1,6 |
Как видно из таблицы по трем банкам, а именно в Сбербанке РФ, ВТБ, Газпромбанке произошло снижение просрочки по потребительским кредитам благодаря развитой системе расчета и мониторинга риска, четкой иерархии принятия решения по кредитам, современным математическим моделям оценки сложных инструментов, позволяющим грамотно управлять кредитным портфелем. В Россельхозбанка за три года произошло незначительное повышение доли просрочки на 0,2 п.п.
Рисунок 5.5 - Уровень просроченной задолженности по потребительским кредитам в четырех банках страны за 2009-2011 гг., (%)
Рост объема просроченной задолженности привел к формированию резервов на возможные потери по ссудам. Как известно, резервы на возможные потери по ссудам формируются кредитной организацией на случай возможного обесценения ссуды из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком своих обязательств. С помощью формирования резерва банком закладывается риск невозврата. Размер резервов зависит от качества ссуд, которые делятся на пять категорий в соответствии с нормативными актами ЦБ РФ:
– на ссуды первой категории качества банк создает 0% резервов;
– на ссуды второй — до 20% от суммы основного долга;
– на ссуды третьей — от 21% до 50%;
–на ссуды четвертой — от 51% до 100%;
–на пятой (безнадежные ссуды) — все 100%.
Банк классифицирует ссуды и относит их в ту или иную категорию качества, исходя из оценки риска.
Проанализируем ситуацию с резервами в Газпромбанке и ВТБ, используя данные таблицы 5.7.
Таблица 5.7 – Уровень резервов на возможные потери по ссудам к размеру кредитного портфеля в ГПБ и ВТБ за 2009-2011 гг.
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Изменение, п.п. |
Газпромбанк | ||||
Отношение необслуживаемой задолженности к размеру кредитного портфеля, % |
3,9 |
2,1 |
1,4 |
-2,5 |
Отношение резервов на возможные потери по ссудам к размеру кредитного портфеля |
6,9 |
4,7 |
4,0 |
-2,9 |
ВТБ | ||||
Отношение необслуживаемой задолженности к размеру кредитного портфеля, % |
- |
- |
5,4 |
- |
Отношение резервов на возможные потери по ссудам к размеру кредитного портфеля |
- |
- |
6,3 |
- |
Как видно из таблицы расходы на создание резервов под обесценение кредитов по итогам 2011 года снизились во всех банках по сравнению с 2009 годом, кроме Россельхозбанка, где происходил рост просроченной задолженности. Формирование резервов всегда сказывается на величине прибыли и ее снижении прибыли при росте просрочки и проблемных кредитов. Например, в 2009 году в Газпромбанке 80% полученной прибыли было направлено на резервы под ссуды, в 2010 – 26%, в 2011 всего 10%.
Таким образом, сформированные резервы обеспечивали кредитным организациям более стабильные условия финансовой деятельности и позволяли избегать колебаний величины прибыли, связанной со списанием потерь по ссудам.
5.3 Проблемы, направления совершенствования кредитования и пути снижения кредитных рисков
Проведенный анализ активов и пассивов, позволяет сделать следующие выводы.
1 Банки с государственным
2 Государственное участие в
банковском секторе позволяет
решить проблему нехватки
3 Влияние действия банков с государственным участием сказывается на снижении ставок по кредитам, поскольку эти банки устанавливают более низкие ставки по депозитам физических лиц, полагаясь на доверии населения к ним.
4 Ситуация с объемом плохих долгов в банках с государственным участием не хуже, чем в других банках. Проблема просроченной задолженности сама по себе не представляет сейчас большой угрозы. Относительно хорошим индикатором уровня проблемной задолженности может быть уровень проблемных кредитов в балансе Сбербанка. Доля просроченной задолженности Сбербанка в кредитном портфеле клиентов за первый квартал 2012 год снизилась до 3,34% против 3,36% на начало года. Как говорят эксперты, отсутствие серьезного снижения обусловлено тем, что проблемные долги, полученные банком в кризис, уходят с их балансов очень медленно, однако по кредитам, выданным позднее, накопления проблемной задолженности обычно не происходит.
На улучшение ситуации, как в банковском секторе, так и в банках с госучастием повлияли два фактора:
Несмотря на снижение просрочки в 2011 году, особого внимания заслуживают пролонгированные в кризис кредиты.
Можно отметить, что уровень просрочки по отношению к портфелю в целом в 2012 году не растет, что вызвано быстрым наращиванием портфелей банками. Однако скорость прироста просроченной задолженности несколько возросла по сравнению с началом 2011 года. Обусловлено это увеличением объемов кредитования.
5 По-прежнему пристальное внимание руководства банков направлено на объемы резервов, которые влияют на размеры прибыли, идущей на внутренние нужды.
6 Важной проблемой сегодня является достаточность капитала банков. Государственные банки и крупные не испытывают этой проблемы, но остальные банки при росте активов банки нуждаются в дополнительном капитале. К тому же, дополнительное давление на капитал оказывают новые требования ЦБ РФ к резервированию, а также к расчету норматива достаточности/взвешиванию активов по уровню рисков. Эти требования в 2012 году ужесточаются, поэтому ряду банков может не хватить капитала [22].
Несмотря на успешное развитие государственных банков существует мнение, что их существование приводит к вытеснению государственными банками частных финансовых ресурсов, приводящих к распределению аккумулированных сбережений на неэффективные проекты. Согласно утверждениям экспертов рабочей группы Института современного развития (ИНСОР) рост масштабов государственного участия в банковском секторе в определенное время может и замедлять экономический рост страны. Это точка зрения находит поддержку и в высших кругах руководства Россией. Президент России Д. Медведев в конце 2011 г. дал распоряжение правительству и Центробанку по снижению доля государства в госбанках, которая должна снизиться и стать менее 50%. Эксперты такое решение приветствуют, поскольку оно создаст здоровую конкуренцию в секторе и это увязывается с требованиями, которые предъявляет ВТО к России.
Следует отметить, что исходя из плана приватизации на 2011—2015 годы, утвержденного в ноябре 2010 года, государство не намеревалось терять контроль в государственных кредитных учреждениях. Так, по существующему плану доля государства в Сбербанке должна сократиться с 57,58% до 50% плюс одна акция. Продажа пакета была запланирована на апрель 2012 года.
Доля государства в ВТБ должна была сократиться с 85,5% в 2011 году до 50% плюс одна акция в 2012 г. Процесс этот уже пошел: в 2011 году было продано 10% акций. Аналогичный пакет планируется реализовать в октябре 2012 года. ВТБ намерен совместить размещение с допэмиссией для пополнения капитала, снижение которого вызвано покупкой испытывающего проблемы Банка Москвы и обратным выкупом акций у участников «народного IPO».