Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:33, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ). ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
...
ТЕМА 5. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПЕДПРИЯТИЯ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕМА 7. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА 8. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Файлы: 1 файл

Finansi_organizatsiyABiK12.06.doc

— 745.50 Кб (Скачать файл)


ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ).

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Сущность роль и функции финансов организации (предприятий)

Финансы организаций (предприятий) функционируют в рамках единой финансовой системы государства, включающей:

1) государственные и  муниципальные финансы (бюджетная  система, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит);

2) финансы хозяйствующих субъектов  (коммерческих и некоммерческих  организаций).

Материальной основой  финансовых отношений является движение денежных средств. Движением денежных средств сопровождается формирование уставного капитала организации, кругооборот средств организации, формирование и использование денежных фондов различного назначения.

Финансы коммерческих организаций представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе учреждения этих организаций, в ходе производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, формирования оборотных и внеоборотных активов, финансирования текущих затрат и инвестиций.

Сферу финансовых отношений организации  образуют денежные отношения, возникающие:

- между организацией  и ее учредителями;

- между организацией и ее  деловыми партнерами;

- между организацией  и кредитными учреждениями;

- между организацией  и финансовыми органами;

- между организацией  и страховыми компаниями;

- между организацией  и ее работниками;

- между организацией  и ее подразделениями;

- между организацией  и объединениями, членом которых она является (финансово-промышленная группа, холдинг, союз, ассоциация и т. п.).

Финансы организаций (финансы  микроуровня) являются основой финансовой системы государства. Государственные  финансы (финансы макроуровня) опираются  на финансовый потенциал хозяйствующих  субъектов. В то же время финансы организаций являются объектом регулирования со стороны государственных и муниципальных органов власти и управления.

Наиболее полно сущность финансов организаций проявляется в их функциях. Среди экономистов нет единства по вопросу о количестве и содержании функций финансов организаций. Представляется более правильной позиция ученых и практиков, которые считают, что финансы хозяйствующих субъектов выполняют те же функции, что и государственные финансы: распределительную и контрольную. При этом круг деятельности финансов организаций значительно шире круга деятельности государственных финансов. Государственные финансы осуществляют свои функции в основном на стадии распределения и перераспределения национального дохода в процессе формирования и исполнения государственного бюджета. Финансы организаций осуществляют свои функции как на стадии образования национального дохода, так и на стадии его распределения и перераспределения.

Распределительная функция  заключается в распределении финансовых ресурсов организации в целях выполнения денежных обязательств перед ее контрагентами, банками, бюджетом, внебюджетными фондами, трудовым коллективом, владельцами.

Содержание финансов предприятий можно уяснить, рассмотрев формирование и использование доходов и денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП). Доходы субъектов экономических отношений образуются:

  • у организаций – в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);
  • у работников (домохозяйств) – в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда бюджетников, выплат из внебюджетных фондов социального назначения;
  • у государства – в форме доходов организаций, перераспределенных в бюджет и внебюджетные фонды.

 

Произведенный за год совокупный общественный продукт

                             
   

Промежуточное потребление (возмещение материальных затрат)

   
                             

Валовой внутренний продукт  на стадии образования первичных  доходов субъектов экономических  отношений

Валовой доход экономики

Налоги и сборы

Оплата труда с отчислениями

Амортизация

Прибыль экономики

Налоги на продукт

Другие налоги на производство

Оплата труда

Социальные отчисления

                             

Налоги и сборы

                     

Налоги и отчисления

                     
                             

Чистая прибыль организаций

 

Бюджетная система

 

Внебюджетные социальные фонды

 

Чистая оплата труда

 

Выплата дивидендов и долей прибыли участникам

 

Оплата труда в бюджетной  сфере

Прочие выплаты

 

Страховые выплаты

Социальные выплаты

   
     

Доходы домашних хозяйств

 

Рис. 1.1.  Схема образования  доходов и денежных фондов в процессе распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта


 

Часть фондов образуется на стадии создания ВВП (первичного распределения). Выручка от продаж должна быть в  первую очередь направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Затем за счет полученной выручки организации накапливают денежные средства в виде амортизационных отчислений. Эти средства предназначаются для приобретения нового долгосрочного имущества, но до его покупки находятся в обороте организации. За счет выручки от продаж образуются денежные резервы для предстоящих расходов и платежей, например ремонтный фонд.

Распределение заканчивается  перераспределением. Так, при выплате  заработной платы в бюджет и внебюджетные фонды удерживается налог на доходы физических лиц и единый социальный налог. Получая выручку, организация извлекает доход в форме прибыли, часть из которой перераспределяется в государственные фонды в виде налога на прибыль. Оставшаяся чистая прибыль может быть на нужды развития, поощрение и социальные нужды коллектива, на выплаты учредителям.

Таким образом, основными объектами распределительной функции финансов являются выручка от реализации продукции и прибыль организации.

Государство жестко регулирует и регламентирует как процесс  распределения. При создании совокупного  общественного продукта и валового внутреннего продукта на уровне конкретной организации государство регламентирует:

  • состав доходов и расходов организации;
  • размер расходов по отдельным видам, используемый при определении налогооблагаемой прибыли;
  • методы начисления амортизации и сроки полезного использования амортизируемого имущества;
  • методы оценки стоимости активов и обязательств;
  • нормы отчислений в фонды социального назначения;
  • объекты и ставки налогообложения;
  • сроки и порядок списания с баланса активов  и обязательств и пр.

Важность процесса распределения ВВП для экономики в целом и для каждого субъекта хозяйствования, наличие противоречий интересов государства и предпринимательства, собственников и работников внутри организации являются объективными причинами осуществления контрольной функции. Контрольная функция финансов реализуется на двух уровнях.

1. Контроль за исполнением финансового законодательства, собираемостью налогов, отслеживание денежных потоков, их достаточности и эффективности использования на уровне страны со стороны государства. Основой для такого контроля является система бухгалтерского учета и публичной финансовой отчетности.

2. Контроль за финансовым положением внутри организации, эффективностью формирования и использования ее финансовых ресурсов. Он опирается на систему норм и нормативов, планово-отчетных документов, принятых в организации, а также анализ абсолютных и относительных финансовые показатели. Этот вид контроля выполняется специалистами самой организации, ее партнерами, а также специально привлекаемыми субъектами (аудиторами, консультантами).

Обе функции финансов (распределительная, контрольная) взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

В научной литературе встречается как более широкий, так и совсем иной перечень функций.

 

1.2. Принципы организации  финансов хозяйствующих субъектов

Организация финансов хозяйствующих  субъектов строится на принципах  хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной ответственности, заинтересованности в результатах деятельности, формирования финансовых резервов.

Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что организация независимо от организационно-правовой формы самостоятельно определят свою хозяйственную деятельность, направления вложений денежных средств в целях получения прибыли.

В условиях рыночных отношений государство не вмешивается в хозяйственно-финансовую деятельность организаций. Главный субъект принятия важнейших финансовых решений - собственник организации.

Однако хозяйственная  самостоятельность не означает вседозволенность. Государство осуществляет жесткую регламентацию финансовой деятельности.

Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на текущую хозяйственную деятельность и инвестиции за счет собственных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Обеспечение самофинансирования - непременное условие жизнеспособности организации. В условиях рыночных отношений убыточность недопустима, самоокупаемость недостаточна, требуется прибыльная работа. Отдельные организации, которые по объективным причинам не могут обеспечить рентабельную деятельность, но выпускают общественно необходимую продукцию, получают ассигнования из бюджетов разных уровней и на разных условиях. Однако это редкое исключение из общего правила работы на принципе самофинансирования. Финансы организаций имеют четкую целевую ориентацию на прибыльную предпринимательскую деятельность.

Принцип материальной ответственности  означает четкую систему ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Для занятия определенными видами деятельности требуется государственная лицензия, отсутствие которой наказывается штрафом. За нарушения договорных обязательств, расчетной дисциплины, налогового законодательства организации уплачивают штрафы, пени, неустойки. В случае неэффективной деятельности организация может быть признана в судебном порядке несостоятельной (банкротом). К руководителям и отдельным работникам организаций могут быть применены различные виды наказаний (штрафы, лишения премий, административные взыскания вплоть до увольнений с работы) за нарушения установленных законодательством правил работы организаций, трудовой и производственной дисциплины.

Принцип заинтересованности в результатах деятельности определяется основной целью хозяйственной деятельности - получением предпринимательского дохода. В результатах деятельности организации должны быть заинтересованы как собственники организации, ее работники и государство. Для собственников важен размер, дохода, соизмеримый с вложенным капиталом и предпринимательскими запросами. Для работников должна быть обеспечена достойная оплата труда за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат, а также выплат процентов по облигациям и дивидендов по акциям организации, приобретенным ее работниками. Интересы государства обеспечиваются рентабельной работой организации, уплатой всех налогов и обязательных взносов.

Принцип формирования финансовых резервов связан с рисковым характером предпринимательской деятельности вследствие колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике последствия многочисленных рисков ложатся непосредственно на хозяйствующие субъекты. Финансовые резервы создаются из чистой прибыли организации.

Указанные выше принципы наиболее часто встречаются в  отечественной литературе. Зарубежные авторы приводят другой состав принципов организации финансов:

  • плановость – объем продаж должен соответствовать объему издержек, объем инвестиций – потребностям рынка, конъюнктуре, платежеспособному спросу;
  • соотнесение сроков поступления средств и сроков платежей – разрыв во времени между получением и использованием средств должен быть минимальным, особенно в условиях инфляции и изменения курсов валют;
  • взаимозависимости финансовых показателей и изменений действующего законодательства, которое регулирует предпринимательскую деятельность, налогообложение, бухгалтерский учет и отчетность;
  • маневрирования и оптимизации объемов и затрат – следует предусматривать возможности корректировки курса в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат;
  • минимизации финансовых издержек – инвестиции и текущие затраты должны финансироваться самым дешевым способом;
  • рациональности вложения капитала – с позиции обеспечения высокой эффективности и минимальных рисков;
  • финансовой устойчивости – в любых ситуациях организация должна обеспечивать финансовую независимость и способность погашать краткосрочные обязательства.

Информация о работе Лекции по "Финансам"