Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:33, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ). ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
...
ТЕМА 5. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПЕДПРИЯТИЯ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕМА 7. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА 8. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Файлы: 1 файл

Finansi_organizatsiyABiK12.06.doc

— 745.50 Кб (Скачать файл)

Вкас = ДбЗн.п + В – ДбЗк.п.

где Вкас- выручка, планируемая к поступлению в периоде с учетом сроков оплаты счетов дебиторов.

ДбЗн.п и ДбЗк.п –  остатки непогашенной дебиторской  задолженности на начало и конец планируемого периода.

Планируемые сроки оплаты счетов дебиторов могут быть установлены  из условий договоров поставки и  купли-продажи или на основании  ретроспективных данных о среднем коэффициенте инкассации долгов.

*рассчитанная методом начислений

При планировании выручки  предприятию необходимо считаться  с данными операционного анализа, который дает информацию о пороговых значениях натуральных объемов продаж и цен на конкретную продукцию (точке безубыточности).

 

ТЕМА 3. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 

3.1. Экономическая сущность  и функции прибыли. Виды прибыли.

В условиях рыночной экономики получение прибыли является основным мотивом предпринимательской деятельности, движущей силой развития и финансовой гарантией обновления коммерческой организации.

Прибыль организации - это  превышение доходов предприятия  над его расходами. Обратное положение (превышение расходов над доходами) называется убытком.

Экономическая сущность прибыли состоит в том, что  она является денежным выражением части стоимости прибавочного продукта и формирует денежные накопления. Каждая организация всегда ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее получает.

Прибыль представляет собой весьма сложную экономическую категорию, поэтому существуют различные ее определения, понятия, концепции. Методология исчисления прибыли за отчетный период также может существенно отличаться. Это обусловлено противоположностью интересов предпринимателей, налоговых органов и других сторон, заинтересованных в деятельности организации, каждая из которых может использовать свой подход к исчислению прибыли. Но экономическая сущность прибыли от этого не меняется.

Прибыль как макроэкономическая категория - это часть денежных накоплений общества и в тоже время важнейшая составляющая собственного капитала организации. Прибыль как рыночная категория выполняет ряд функций.

Во-первых, она является критерием и показателем эффективности деятельности организации. Сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной предпринимательской деятельности.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Прибыль организации - основной фактор ее экономического и социального развития, основной источник прироста собственного капитала, источник доходов собственников организации и социальных благ для членов ее трудового коллектива.

В-третьих, прибыль коммерческих организаций является одним из основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней.

Определенную роль играют и возможные убытки организации. Они указывают на ошибки и просчеты в организации производства и сбыта продукции, в направлениях использования финансовых ресурсов.

В хозяйственной практике употребляются следующие показатели прибыли: прибыль от продаж, балансовая прибыль; бухгалтерская прибыль, налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль, нераспределенная прибыль, маржинальная прибыль.

Не все определения нормативно закреплены и употребляются в самых различных контекстах. Официально определен только объект налогообложения по налогу на прибыль организации.

Согласно гл. 25 НК РФ (ст. 247), прибылью в целях налогообложения организации признается «полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определенных в соответствии с настоящей главой».

Такое определение ни теоретически, ни практически никого, кроме фискальных органов, не устраивает. Но это законодательное определение для целей налогообложения и оно распространяется на все организации занимающиеся предпринимательской деятельностью.


Наиболее полные сведения о прибыли и ее компонентах содержатся в «Отчете о прибылях и убытках» (форма №2).

Прибыль от продаж рассчитывается как выручка от продаж за вычетом расходов по обычным видам деятельности, включая расходы на производство продукции, приобретение товаров (в отчетности – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг), их реализации (коммерческие расходы) и административные расходы (управленческие).

В хозяйственной практике прибыль, которая является результатом финансово-хозяйственной деятельности и содержится в отчете о прибылях и убытках, принято называть балансовой прибылью. Такая терминология спорна, т.к. в «Бухгалтерском балансе» (форма № 1) отражается только нераспределенная прибыль.

Балансовая  прибыль - это общая сумма прибыли организации. Ее аналогом в отчетности является прибыль до налогообложения, рассчитанная по стандартам бухгалтерского учета и потому получившая в последнее время название бухгалтерской прибыли.

Бухгалтерская (балансовая) прибыль формируется как сумма  прибыли от продаж (прибыли по обычным видам деятельности) и прочих результатов хозяйственной деятельности (сальдо прочих доходов и расходов).

Чистая прибыль обычно характеризуется как прибыль после уплаты всех налогов и обязательных платежей, однако в связи с различиями в бухгалтерском и налоговом учете и необходимостью их отражения в форме 2, чистая прибыль точнее должна определяться как:

Прибыль до налогообложения* – (Текущий налог на прибыль** – Отложенные налоговые активы*** + Отложенные налоговые обязательства***)

*прибыль, рассчитанная по стандартам бухгалтерского учета;

**налог, рассчитанный в соответствии с требованиями налогового учета;

***«переплаченная» и «недоплаченная» в сравнении с бухгалтерским законодательством в отчетный период сумма налога на прибыль (в указанной скобке образуется сумма налога на прибыль, рассчитанная исходя из стандартов бухгалтерского учета);

или

Прибыль до налогообложения * (1 – 0,24) – Постоянные налоговые  обязательства

Нераспределенная  прибыль рассчитывается как чистая прибыль, уменьшенная на величину дивидендов и отчислений в резервный фонд. Накопленная за прошлые и отчетный периоды нераспределенная прибыль является частью собственного капитала организации и отражается в ф. № 1.

Маржинальная прибыль – это расчетный показатель, разность между суммой выручки от продажи продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат. Маржинальная прибыль организации служит мерой оценки ее способности покрывать постоянные затраты и формировать необходимую балансовую прибыль. При равенстве маржинальной прибыли и постоянных затрат достигается точка безубыточности организации. При превышении постоянных затрат над маржинальной прибылью основная деятельность организации будет убыточной. Маржинальная прибыль – основной показатель операционного анализа.

 

3.2. Распределение прибыли.  Налог на прибыль

Прибыль, полученная организацией, распределяется между государством, собственниками организации и самой организацией. Пропорции этого распределения в значительной мере предопределяют эффективность деятельности организации как позитивно, так и негативно.

Взаимоотношения организаций и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. При этом налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности, а налогооблагаемая прибыль, исчисляемая налогоплательщиками по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Распределение бухгалтерской  прибыли можно считать первым этапом формирования чистой и нераспределенной прибыли, поэтому деление на формирование и распределение прибыли без указания на название показателя достаточно условно.

Налогооблагаемая прибыль - это совокупная прибыль организации  за отчетный период, которая рассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ и служит налоговой базой для определения суммы налога на прибыль, подлежащей перечислению в бюджет. Отличия в ее формировании в сравнении с бухгалтерской прибылью связаны (прежде всего) с ограничением государством части расходов путем установления предельных норм и лимитов, а также с несовпадением сроков признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

Разница между бухгалтерской  и налогооблагаемой прибылью состоит  из постоянных и временных разниц.

Сумма налога, начисленная  исходя из налогооблагаемой прибыли и подлежащая перечислению в бюджет называется в бухгалтерском учете текущим налогом на прибыль и отражается в форме № 2. Сумма, рассчитанная через ставку налога на прибыль и бухгалтерскую прибыль называется условным расходом по налогу на прибыль. Он больше текущего налога на прибыль на величину постоянных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов, но меньше его на величину отложенных налоговых обязательств.

Постоянные разницы  – это доходы и расходы, включаемые в формирование бухгалтерской прибыли, но не учитываемые при формировании налогооблагаемой ни в отчетный, ни в будущий период (например, командировочные и представительские расходы сверх норм). Временные разницы – это доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль в одном периоде, а налогооблагаемую - в другом. Различают вычитаемые и налогооблагаемые временные разницы. Первые приводят к уменьшении, а вторые – к увеличению суммы уплачиваемого налога в будущем, (например, разницы в суммах начисленной амортизации). На основе разниц, путем умножения их на ставку налога, рассчитываются постоянные налоговые обязательства, отложенные налоговые активы и обязательства. Это суммы переплаченного или недоплаченного в сравнении с бухгалтерским законодательством налога на прибыль. Причем переплата в части постоянных налоговых обязательств никогда не будет возмещена.


Расчет налога на прибыль  ведется по следующим основным ставкам:

    • 24% , в том числе 6,5% - в ФБ, 17,5 ÷13,5% в БСРФ – по всем доходам, кроме:
    • 15% по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами;
    • 9% по доходам в виде дивидендов.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении организации (чистой прибыли) регламентируется внутренними документами (уставом и учетной политикой организации). В соответствии с уставом или решением распорядительного органа могут создаваться специальные фонды: фонд накопления, потребления, резервные фонды. Если фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды, материальное стимулирование работников, благотворительные цели.

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, разделяется на капитализируемую часть и потребляемую часть.

Капитализируемая часть направляется на инвестирование производственного развития, формирование резервного и других страховых фондов. Могут быть и другие формы капитализации прибыли - взносы в уставные капиталы других организаций, краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения и т. п.

Потребляемая часть прибыли направляется на выплату доходов владельцам имущества (дивидендов акционерам и учредителям), на материальное стимулирование персонала, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, содержание действующих и строительство новых социально-бытовых объектов и т. п.

Если прибыль не расходуется  на потребление, то она числится в балансе организации как нераспределенная прибыль, являясь частью собственного капитала.

Отношение суммы прибыли, направленной на развитие производства, к общей сумме чистой прибыли показывает коэффициент  реинвестирования прибыли.

Чем выше этот показатель, тем больше у организации возможностей осуществлять свое дальнейшее стратегическое развитие, тем выше ожидаемые темпы роста ее рыночной стоимости.

 

3.3. Факторы, влияющие на величину прибыли

Факторы, оказывающие  влияние на  бухгалтерскую прибыль  можно сгруппировать таким образом:

    • отпускные цены на реализованную продукцию
    • объем произведенной и реализованной продукции
    • структуре реализованной продукции (ассортимент, доля высококачественной продукции)
    • себестоимости единицы продукции
    • структура расходов по экономическим элементам  (их зависимость от изменения объема)
    • прочие факторы, влияющие на прибыль от продаж
    • операционных результаты*
    • внереализационные результаты*.

*комплексные статьи, на величине которых сказывается большое количество факторов второго уровня (например, размер ставок по кредитам).

В состав факторов, оказывающих  влияние на чистую прибыль, кроме выше перечисленных добавляется изменение суммы налога на прибыль и ее доли в бухгалтерской прибыли.

Рост прибыли можно  обеспечить за счет следующих мероприятий:

  • Активная политика в области маркетинга (реклама, бонусы потребителям, постоянное обновление ассортимента с учетом ситуации на рынке)
  • Обновление техники и технологий, используемых в производстве*
  • Улучшение организации труда и производства (нормирование и стимулирование труда, эффективные схемы снабжения и обслуживания производства, улучшение условий труда и сокращение лишнего персонала и т.д.)*
  • Оптимизация налогообложения (учетная и договорная политика)
  • Использование таких резервов роста «прочих» финансовых результатов как продажа и сдача в аренду неиспользуемого имущества, предоставление свободных средств в заем, взыскание штрафных санкций с должников и исключение выплат штрафов самим и т.д.

Информация о работе Лекции по "Финансам"