Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:33, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ). ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
...
ТЕМА 5. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПЕДПРИЯТИЯ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕМА 7. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА 8. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Файлы: 1 файл

Finansi_organizatsiyABiK12.06.doc

— 745.50 Кб (Скачать файл)

*приводят к росту количества и качественных характеристик продукции, уменьшению потерь материальных и трудовых ресурсов  и снижению затрат.

Анализ прибыли (убытка) от продаж является важнейшим элементом контроля над эффективностью деятельности организации. Он может выполняться в соответствии с различными методиками, которые имеют ярко выраженную отраслевую специфику.

Для сферы производства он может осуществляться в следующей  последовательности.

Предварительный этап. Расчет общего изменения прибыли от продаж

D П = П1 – П0 ,       

    где П1 -  прибыль от продаж отчетного периода;

П0 - прибыль предыдущего периода.  

1 этап. Расчет влияния  на прибыль изменений отпускных  цен на реализованную продукцию

D П1 = В1 - В1,0;            

где В1 – выручка от реализации в отчетный период;

В1,0 – выручка от  реализации в отчетный период в ценах прошлого периода.              

2 этап. Расчет влияния  на прибыль изменений в объеме  продукции 

D П2 = П 0К1 - П 0,   где К1 = Р1,0/ Р 0;    

где Р 1,0 – расходы, связанные с производством и реализацией продукции отчетного периода в ценах и тарифах предыдущего периода;

  Р 0 - расходы, связанные с производством и реализацией продукции, прошлого периода.

3 этап. Расчет влияния  на прибыль изменений в структуре  продукции

D П 3 = П 0 2 1),  где К 2 = В1,0/ В0;;                 

где В0 – выручка от реализации в предыдущем периоде.

4 этап. Расчет влияния  на прибыль изменения себестоимости единицы продукции

D П 4 = Р 1,0 - Р 1,        

где Р1 - расходы, связанные с производством и реализацией продукции, отчетного периода.

5 этап. Расчет влияния  на прибыль изменений в расходах  за счет структурных сдвигов

D П 5 = Р 0К2 - Р 1,0

6 этап. Влияние прочих  факторов на прибыль от продаж

D П пр =D П - S(D П 1¸D П 5) . 

3.4. Рентабельность и ее виды

В экономике используется большое количество разнообразных  показателей рентабельности. При  этом все они имеют единую методическую основу, характеризуя относительную  доходность деятельности предприятия.

Универсальная формула показателя рентабельности могла бы выглядеть так:

;

 

К показателя доходов  можно отнести:

  • прибыль от продаж
  • бухгалтерскую прибыль
  • чистую прибыль
  • нераспределенную прибыль
  • маржинальный доход
  • чистый денежный поток и т.п.

 

К величинам, включаемым в знаменатель показателя рентабельности,  можно было бы отнести:

  • активы (имущество) по балансу
  • чистые активы (активы за вычетом обязательств)
  • основные средства
  • собственный капитал
  • акционерный капитал
  • выручка от продаж или товарооборот
  • расходы, связанные с производством и реализацией продукции и т.п.

К наиболее важным и часто  используемым относят показателям  рентабельности:

  • активов

                            Чистая (или бухгалтерская) прибыль  / активы  

  • собственного капитала

              Чистая (или бухгалтерская) прибыль / собственный капитал

  • продаж

                            Прибыль от продаж (или чистая прибыль) / выручка-нетто

  • текущих расходов

                            Прибыль от продаж / расходы, связанные  с производством и реализацией продукции

Разновидностью рентабельности текущих затрат является рентабельность продукции (услуги):

                           (Цена продукции - себестоимость единицы продукции ) / себестоимость единицы продукции

 

3.5. Планирование прибыли

Планирование прибыли осуществляется на основе глубокого экономического анализа хозяйственных и финансовых показателей за период, предшествующий планируемому.

В условиях стабильно развивающейся экономики планирование прибыли возможно на период от одного до пяти лет (при относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования). При нестабильной экономической ситуации планирование возможно на кратковременный период - квартал, полугодие.

Наиболее важным этапом планирования прибыли является расчет плановой суммы балансовой прибыли, после чего планируется ее распределение по основным направлениям. Планирование балансовой прибыли осуществляется по ее составным элементам: прибыль от продажи продукции (работ, услуг), операционные и внереализационные результаты.

В первую очередь определяется плановая сумма прибыли от продаж, исходя из выручки от продажи продукции и расходов, связанных с ее производством и реализацией (полной себестоимости проданной продукции). Основой расчетов прибыли является прогнозируемый объем продаж, от которого зависит производственная программа (безусловно, с учетом имеющихся производственных мощностей).

Прибыль от продаж может быть определена тремя методами;

1) методом прямого  (поассортиментного) расчета;

2) методом операционного (CVP: cost-value-profit) анализа;

2) аналитическим методом.

Метод прямого расчета применяется при небольшом ассортименте продукции и при условии планирования себестоимости продукции по каждому виду. Для определения плановой суммы прибыли методом прямого расчета необходимо знать плановый объем продаж, себестоимость единицы изделия и цену реализации.

При планировании в системе CVP решается ряд задач:

- определение объема продажи продукции, обеспечивающего безубыточную деятельность организацией (определение «точки безубыточности»);

- определение плановой  суммы прибыли от продажи продукции  при заданных плановых значениях  объема продаж и расходов организации;

- определение необходимого натурального объема продаж при заданной плановой сумме прибыли от продажи продукции.

Аналитический метод  планирования прибыли применим при  отсутствии инфляционного роста  цен и себестоимости. При использовании  аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая себестоимость и объем выпуска.

Расчет плановой суммы  прибыли аналитическим методом  ведется в определенной последовательности. При этом методе большое значение имеет правильное определение базовой рентабельности, Для этого надо правильно оценить ожидаемую прибыль за текущий год, которая складывается из фактической прибыли по последнему бухгалтерскому отчету и плановой прибыли в оставшемся до конца года периоде, скорректированной на возможные отклонения (+ или -).

С помощью базовой  рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем реализации продукции планируемого года, но по базовой себе стоимости. Затем рассчитывается изменение (+, -) себестоимости продукции в планируемом году, влияние изменений ассортимента, качества, сортности продукции и роста или снижения цен на реализуемую продукцию в планируемом году. Расчеты влияния каждого из этих факторов выполняются с помощью специальных таблиц на основе базисных и плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности и ценах.

Влияние всех перечисленных  факторов суммируется и, исходя из суммы  прибыли, исчисленной на первом этапе, определяется плановая прибыль от продажи сравнимой продукции в планируемом году. Затем рассчитывается плановая сумма прибыли от реализации несравнимой продукции, исходя из объема реализации, договорных цен и плановой себестоимости.

Плановая сумма прибыли  от реализации работ и услуг непромышленного  характера рассчитывается в том же порядке, что и по реализации товарной продукции, то есть исходя из объема реализации работ и услуг, их себестоимости, отпускных цен и тарифов.

В рыночных условиях значительно  расширился состав внереализационных  доходов и расходов. Они планируются  и учитываются в общей сумме балансовой прибыли организации.

В процессе экономического анализа и планирования прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается.

Основными факторами, влияющими  на размер прибыли организации, являются: объем реализации товарной продукции, уровень цен, себестоимость. В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционного процесса, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и увеличивать прибыль посредством этого фактора. В результате актуальным становится фактор снижения затрат (себестоимости продукции). В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новому методу управления затратами - управленческому учету. С его помощью осуществляется контроль за расходами организации по так называемым центрам ответственности, которые несут ответственность за утвержденную им величину расходов и должны выполнение запланированных показателей. Учет по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования. Бюджет - количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением. Методическое обеспечение бюджетирования осуществляется набором инструкций, в которых говорится о том, что нужно делать, когда, как и в какой форме.

Одним из важных факторов роста прибыли является обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Прибыль в рыночных условиях - движущая сила обновления, как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Общеизвестно, что любая продукция проходит стадии жизненного цикла от ее проектирования, освоения, запуска в производство, серийного выпуска до полного насыщения рынка этой продукцией, морального старения, сокращения или полного прекращения выпуска.

Учитывая этот фактор, организации должны приступать к  освоению нового вида продукции на этапе роста прибыли выпускаемой продукции с тем, чтобы к моменту начала снижения рентабельности старой продукции выпуск новой продукции достиг точки безубыточности.

Повышение качества продукции, дизайна, технические усовершенствования и другие приемы поддержания спроса на продукцию требуют дополнительных затрат и поэтому также должны применяться задолго до того, как уровень рентабельности начнет снижаться. На гребне спроса улучшение предлагаемого товара может повлечь и повышение цены на нее и, соответственно, увеличение прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 4. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала

 

4.1. Экономическое содержание основного капитала, его состав и структура

Осуществление коммерческой деятельности связано с использованием различных средств труда, необходимых для производства и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг. Совокупность материальных активов в форме средств труда, которые многократно участвуют в процессе производственно-коммерческой деятельности, образует основные фонды (в стоимостном выражении - основные средства) организации.

Кроме основных средств  в состав основного капитала включается стоимость т.н. нематериальных активов, т.е. активов, не имеющих вещественной формы. К этой группе активов относятся исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, а также деловая репутация организации и организационные расходы, учитываемые как часть вкладов в уставный капитал в момент ее образования.

Главными отличительными особенностями основных средств являются: во-первых, функционирование в качестве средств труда, многократное использование в процессе предпринимательской деятельности; во-вторых, перенесение их стоимости на изготовленную продукцию (в торговле - на издержки обращения) частями в виде амортизационных отчислений. Следует отметить, что определение основных средств сегодня нормативно не определено, а лишь отмечены обязательные признаки основных средств, которые обобщенно можно представить как использование длительное время в предпринимательской деятельности для получения экономической выгоды, но не в форме средств от их продажи (ПБУ06/01).

В составе основных средств  можно выделить следующие группы:

  1. Земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы)*
  2. Здания
  3. Сооружения
  4. Рабочие и силовые машины и оборудование
  5. Измерительные приборы и устройства
  6. Вычислительная техника
  7. Инструмент
  8. Транспортные средства
  9. Производственный и хозяйственный инвентарь

а также ряд специфических  отраслевых групп  (рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, библиотечные фонды, капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), капитальные вложения в арендованные объекты основных средств* и т.д.).

Информация о работе Лекции по "Финансам"