Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:33, курс лекций
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ). ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
...
ТЕМА 5. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПЕДПРИЯТИЯ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕМА 7. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА 8. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Для поддержания платежеспособности в условиях применения метода начислений и задержек в выплатах со стороны дебиторов, предприятиям следует создавать резервы по сомнительным долгам, которые позволят снизить сумму налога на прибыль в отчетный период.
Затраты предприятия в зависимости от группировочных признаков можно также классифицировать:
Основными называются затраты,
непосредственно связанные с
технологическим процессом
Прямые расходы можно четко связать с производством продукции конкретного вида. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции или деятельностью предприятия в целом и в состав себестоимости конкретного продукта могут быть включены только косвенным методом, т.е. пропорционально какой-либо базе (трудоемкость вида, стоимость используемого оборудования и т.п.).
Переменные затраты в общей сумме изменяются пропорционально изменению объема производства, но в расчете на единицу продукции являются постоянными. В их составе принято выделять две основные группы: прямые материальные затраты и прямые трудовые затраты. Постоянные затраты в общей сумме не изменяются при изменении объема производства, но их величина на единицу продукции при этом изменяется (с ростом объемов – снижается, при уменьшении объемов – растет),
На большинстве предприятий значительную долю в составе затрат составляют смешанные затраты, имеющие как переменную, так и постоянную составляющую. Вычленение этих составляющих можно произвести методом наименьших квадратов.
Набор переменных, постоянных
и смешанных затрат на каждом предприятии
отличен и определяется спецификой
отрасли и организации деятельн
В Положениях сформулированы условия признания доходов и расходов.
Выручка - доходы от обычной деятельности - признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случае, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
г) право собственности (владения, использования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю, или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из перечисленных условии, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.
Для признания в бухгалтерском учете выручки от правообладания активами должны быть соблюдены первые три условия.
Условия признания расходов в бухгалтерском учете:
- расход производится
в соответствии с конкретным
договором, требованием
- сумма расходов может быть определена;
- имеется уверенность
в том, что в результате
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
Отдельно сформулированы требования для признания расходов в отчете о прибылях и убытках. Важнейшим условием признания расходов для отражения в отчете о прибылях и убытках является наличие связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов). Расход признается в отчете о прибылях и убытках после признания дохода, который был получен в результате осуществления расходов. Себестоимость проданной продукции признается в качестве расхода в отчете о прибылях и убытках только после признания дохода – выручки от продажи этой продукции.
По причине сильно влияющего на методологию бухгалтерского учета в экономике России налогового фактора в Положении специально оговорено, что расходы признаются в отчете о прибылях и убытках независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы.
2.2. Планирование затрат и себестоимости продукции
Себестоимость продукции (работ, услуг) – денежное выражение затрат организации, связанных с ее производством и реализацией, стоимостная оценка потребленных в ходе этого процесса трудовых, материальных и иных ресурсов.
Следует четко отличать
себестоимость единицы
В финансовом планировании
применяются две схемы
Вторая схема является более детальной, поэтому остановимся на ней подробнее, а пример первой приведен в кн. Финансы организаций под ред. Колчиной Н.В. – М.: ЮНИТИ, 2004 г.
При планировании необходимо учитывать, что часть расходов относится непосредственно на конкретный продукт, а другая относится ко всей произведенной и реализованной за период продукции, т.н. расходы отчетного периода.
Планирование затрат предприятия производится в следующей последовательности (этапы):
Представим краткую характеристику этапов планирования.
1. Прямые материальные и трудовые затраты носят переменный характер, поэтому их объем рассчитывается обычно исходя из планируемого количества производимой продукции, норм расхода этих затрат по отдельным видам материальных ресурсов и группам производственного персонала (трудоемкость продукции или отдельной операции), а также цен на материалы и тарифных ставок.
Таким образом определяются материальные расходы не только по основным материалам (из которых непосредственно производится продукция), но и по ряду вспомогательных материалов, объем потребления которых также находится в прямой зависимости от объема производства. Однако, большая часть расходов по вспомогательным материалам связана с обслуживанием производственных помещений и оборудования и непосредственно не зависит от объемов производства. Такие расходы включаются в состав общепроизводственных.
2.Общепроизводственные расходы включают затраты, необходимые для обеспечения производства, но не относящиеся к конкретному виду продукции. Они привязаны к конкретному периоду времени и потому имеющие постоянный характер (практически не зависят от изменений объема производства). Кроме расходов на вспомогательные материалы, они также включают оплату труда вспомогательных рабочих (по ремонту оборудования. уборке цеха) и персонала управления производством, амортизацию оборудования, коммунальные платежи и т.п. При этом каждая позиция может иметь свою методику расчета:
3. Поскольку не вся продукция проходит к отчетной дате полный цикл производства. то часть производственных расходов будет приходиться на незавершенное производство. Наоборот, к началу отчетного периода часть расходов уже была осуществлена и находилась в остатках незавершенного производства на начало периода. Поэтому себестоимость произведенной за период продукции рассчитывается:
Плановые производственные затраты (п.1+п.2) + Остаток незавершенного производства на начало периода –
– Остаток незавершенного производства на конец периода.
4.Общехозяйственным расходам свойственно многое из того, что мы отметили в п.2, однако они включают административные расходы, связанные с обеспечением управления на уровне организации в целом, а также налоги, уплачиваемые организацией, за исключением единого социального налога, включаемого в ту же группу, где и расходы на оплату труда, на основании которых он рассчитывается.
Если по окончании месяца общехозяйственные расходы принятии списывать на основное производство, то себестоимость произведенной за период продукции будет рассчитываться:
Плановые производственные затраты (п.1+п.2+п.4) + Остаток незавершенного производства на начало периода –
– Остаток незавершенного производства на конец периода*.
*остатки незавершенного
производства также будут
Если общехозяйственные расходы по итогам месяца списываются сразу на финансовые результаты (соответствует пункту 3), то они включаются в планируемые затраты вместе с коммерческими расходами на последнем этапе.
5. Продукция, реализованная в отчетный период может включать как произведенную в этот период, так и находившуюся к его началу на складе. Наоборот, часть произведенной продукции по итогам конкретного периода может и должна остаться на складе, чтобы обеспечивать ритмичные продажи в следующий период. Поэтому себестоимость проданной за период продукции рассчитывается:
Себестоимость произведенной продукции за период + Остаток готовой продукции на начало периода –
– Остаток готовой продукции на конец периода
6. Коммерческих расходов планируются обычно, исходя из плановых величин объемов продаж по видам продукции (в натуральном или стоимостном выражении) и нормативов таких расходов на единицу продукции, устанавливаемых по данным отчетных периодов с возможными поправками в зависимости от экономической ситуации или установок руководства. При этом часть таких расходов является прямыми, а часть косвенными, поэтому они могут иметь разные схемы формирования. Косвенные коммерческие расходы определяются по предприятию в целом и могут рассчитываться методами, аналогичными приведенным в п.2.