Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:33, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ). ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
...
ТЕМА 5. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПЕДПРИЯТИЯ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕМА 7. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА 8. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Файлы: 1 файл

Finansi_organizatsiyABiK12.06.doc

— 745.50 Кб (Скачать файл)

Для поддержания платежеспособности в условиях применения метода начислений и задержек в выплатах со стороны  дебиторов, предприятиям следует создавать резервы по сомнительным долгам, которые позволят снизить сумму налога на прибыль в отчетный период.

Затраты предприятия  в зависимости от группировочных признаков можно также  классифицировать:

  • по направлениям хозяйственной деятельности – на производственные, управленческие, коммерческие;
  • по экономической роли в процессе производства – на основные и накладные;
  • по способу включения в себестоимость продукции – на прямые и косвенные;
  • по отношению к объему производства – на переменные и постоянные;
  • по периодичности возникновения – постоянные и единовременные;
  • по степени регулирования государством – нормируемые и ненормируемые.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с  технологическим процессом производства. Накладные расходы образуются в  связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им.

Прямые расходы можно четко связать с производством продукции конкретного вида. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции или деятельностью предприятия в целом и в состав себестоимости конкретного продукта могут быть включены только косвенным методом, т.е. пропорционально какой-либо базе (трудоемкость вида, стоимость используемого оборудования и т.п.).

Переменные затраты  в общей сумме изменяются пропорционально  изменению объема производства, но в расчете на единицу продукции  являются постоянными. В их составе принято выделять две основные группы: прямые материальные затраты и прямые трудовые затраты. Постоянные затраты в общей сумме не изменяются при изменении объема производства, но их величина на единицу продукции при этом изменяется (с ростом объемов – снижается, при уменьшении объемов – растет),

На большинстве предприятий  значительную долю в составе затрат составляют смешанные затраты, имеющие  как переменную, так и постоянную составляющую. Вычленение этих составляющих можно произвести методом наименьших квадратов.

Набор переменных, постоянных и смешанных затрат на каждом предприятии  отличен и определяется спецификой отрасли и организации деятельности на предприятии.

В Положениях сформулированы условия признания доходов и расходов.

Выручка - доходы от обычной деятельности - признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет  право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное соответствующим  образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность  в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических  выгод организации. Такая уверенность  имеется в случае, когда организация  получила в оплату актив, либо отсутствует  неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, использования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации  к покупателю, или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены  или будут произведены с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении  денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из перечисленных  условии, то в бухгалтерском учете  организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Для признания в бухгалтерском  учете выручки от правообладания активами должны быть соблюдены первые три условия.

Условия признания  расходов в бухгалтерском учете:

- расход производится  в соответствии с конкретным  договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расходов может  быть определена;

- имеется уверенность  в том, что в результате конкретной  операции произойдет уменьшение  экономических выгод организации.  Такая уверенность имеется в  случае, когда организация передала активы, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи активов.

Если в отношении  любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных  условий, то в бухгалтерском учете  организации признается дебиторская задолженность.

Отдельно сформулированы требования для признания расходов в отчете о прибылях и убытках. Важнейшим условием признания расходов для отражения в отчете о прибылях и убытках является наличие связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов). Расход признается в отчете о прибылях и убытках после признания дохода, который был получен в результате осуществления расходов. Себестоимость проданной продукции признается в качестве расхода в отчете о прибылях и убытках только после признания дохода – выручки от продажи этой продукции.

По причине сильно влияющего на методологию бухгалтерского учета в экономике России налогового фактора в Положении специально оговорено, что расходы признаются в отчете о прибылях и убытках независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы.

 

2.2. Планирование затрат  и себестоимости продукции

Себестоимость продукции (работ, услуг) – денежное выражение затрат организации, связанных с ее производством и реализацией, стоимостная оценка потребленных в ходе этого процесса трудовых, материальных и иных ресурсов.

Следует четко отличать себестоимость единицы продукции  и себестоимость всего объема продукции, произведенной за конкретный период. В текущей деятельность первоначально формируется второй показатель, а первый рассчитывается на его основе в ходе анализа. В ряде методов планирования используется обратная последовательность: за основу принимается себестоимость единицы продукции (например, по данным прошлого периода), себестоимость всего объема рассчитывается путем ее умножения на натуральный объем производства.

В финансовом планировании применяются две схемы формирования плановой себестоимости – по элементам затрат и по калькуляционным статьям. В первом случае затраты организации группируются по принципу однородности, независимо от места их возникновения и назначения. Например, элемент материальные расходы должен включать сумму всех расходов как на основные, так и на вспомогательные материалы, как используемые в производстве, так и в управлении, на этапе реализации. Во втором случае, затраты группируются по центрам ответственности (производство конкретного продукта, управление производством в целом, управление организацией, управление продажами), а внутри – по статьям затрат. Например, общехозяйственные расходы могут включать статью вспомогательные материалы и т.п.

Вторая схема является более детальной, поэтому остановимся  на ней подробнее, а пример первой приведен в кн. Финансы организаций под ред. Колчиной Н.В. – М.: ЮНИТИ, 2004 г.

При планировании необходимо учитывать, что часть расходов относится  непосредственно на конкретный продукт, а другая относится ко всей произведенной  и реализованной за период продукции, т.н. расходы отчетного периода.

Планирование затрат предприятия производится в следующей последовательности (этапы):

    1. Определение прямых материальных и трудовых затрат (приходящихся на всю произведенную в периоде продукцию);
    2. Определение общепроизводственных расходов
    3. Определение себестоимости произведенной продукции с учетом остатков незавершенного производства;
    4. Определение общехозяйственных расходов
    5. Определение себестоимости проданной продукции с учетом остатков готовой продукции на складе.
    6. Определение коммерческих расходов.
    7. Определение полной себестоимости проданной продукции.

Представим краткую  характеристику этапов планирования.

1. Прямые материальные и трудовые затраты носят переменный характер, поэтому их объем рассчитывается обычно исходя из планируемого количества производимой  продукции, норм расхода этих затрат по отдельным видам материальных ресурсов и группам производственного персонала (трудоемкость продукции или отдельной операции), а также цен на материалы и тарифных ставок.

Таким образом определяются материальные расходы не только по основным материалам (из которых непосредственно производится продукция), но и по ряду вспомогательных материалов, объем потребления которых также находится в прямой зависимости от объема производства. Однако, большая часть расходов по вспомогательным материалам связана с обслуживанием производственных помещений и оборудования и непосредственно не зависит от объемов производства. Такие расходы включаются в состав общепроизводственных.

2.Общепроизводственные расходы включают затраты, необходимые для обеспечения производства, но не относящиеся к конкретному виду продукции. Они привязаны к конкретному периоду времени и потому имеющие постоянный характер (практически не зависят от изменений объема производства). Кроме расходов на вспомогательные материалы, они также включают оплату труда вспомогательных рабочих (по ремонту оборудования. уборке цеха) и персонала управления производством, амортизацию оборудования, коммунальные платежи и т.п. При этом каждая позиция может иметь свою методику расчета:

  • по вспомогательным материалам – через норматив таких расходов на единицу натурального или стоимостного показателя прямых затрат, например, на 1 кг основного материала или 1 час работы оборудования;
  • по ремонтным работникам – исходя из количества единиц оборудования, норм ремонтных работ на единицу оборудования и на 1 рабочего, разряда работ и тарифных ставок;
  • по уборщикам – исходя из размера производственных площадей, норм уборки на 1 работника, разряда и тарифных ставок;
  • по управленческому персоналу – исходя из штатной численности и штатного оклада, которые могут пересматриваться с учетом изменения норм управляемости и с учетом эффективности управления производством;
  • по амортизации – исходя из стоимости имущества и норм амортизации;
  • по коммунальным платежам – исходя из количества и мощности осветительных и иных приборов, размера площадей и тарифов на электроэнергию и отопление.

3. Поскольку не вся продукция проходит к отчетной дате полный цикл производства. то часть производственных расходов будет приходиться на незавершенное производство. Наоборот, к началу отчетного периода часть расходов уже была осуществлена и находилась в остатках незавершенного производства на начало периода. Поэтому себестоимость произведенной за период продукции рассчитывается:

Плановые производственные затраты (п.1+п.2) + Остаток незавершенного производства на начало периода –

– Остаток незавершенного производства на конец периода.

4.Общехозяйственным расходам свойственно многое из того, что мы отметили в п.2, однако они включают административные расходы, связанные с обеспечением управления на уровне организации в целом, а также налоги, уплачиваемые организацией, за исключением единого социального налога, включаемого в ту же группу, где и расходы на оплату труда, на основании которых он рассчитывается.

Если по окончании месяца общехозяйственные расходы принятии списывать на основное производство, то себестоимость произведенной за период продукции будет рассчитываться:

Плановые производственные затраты (п.1+п.2+п.4) + Остаток незавершенного производства на начало периода –

– Остаток незавершенного производства на конец периода*.

*остатки незавершенного  производства также будут включать  часть приходящихся на них общехозяйственных расходов.

Если общехозяйственные  расходы по итогам месяца списываются сразу на финансовые результаты (соответствует пункту 3), то они включаются в планируемые затраты вместе с коммерческими расходами на последнем этапе.

5. Продукция, реализованная в отчетный период может включать как произведенную в этот период, так и находившуюся к его началу на складе. Наоборот, часть произведенной продукции по итогам конкретного периода может и должна остаться на складе, чтобы обеспечивать ритмичные продажи в следующий период. Поэтому себестоимость проданной за период продукции рассчитывается:

Себестоимость произведенной продукции за период + Остаток готовой продукции на начало периода  –

– Остаток готовой продукции на конец периода

6. Коммерческих расходов планируются обычно, исходя из плановых величин объемов продаж по видам продукции (в натуральном или стоимостном выражении) и нормативов таких расходов на единицу продукции, устанавливаемых по данным отчетных периодов с возможными поправками в зависимости от экономической ситуации или установок руководства. При этом часть таких расходов является прямыми, а часть косвенными, поэтому они могут иметь разные схемы формирования. Косвенные коммерческие расходы определяются по предприятию в целом и могут рассчитываться методами, аналогичными приведенным в п.2.

  1. Полная себестоимость проданной продукции определяется как сумма себестоимости проданной продукции, рассчитанной на 5-м этапе и величины коммерческих и общехозяйственных расходов (или только коммерческих, если общехозяйственные уже включены в затраты на производство) .

Информация о работе Лекции по "Финансам"