Лекции по «Финансы предприятий»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:58, курс лекций

Описание работы

Тема 1: «Теоретический основы организации финансов предприятий»
Вопросы:
1) Сущность финансов предприятия
2) Взаимоотношения предприятия
3) Финансовый механизм
4) Функции финансов предприятия
5) Принципы организации финансов предприятия
6) Финансовая служба (самостоятельно)

Файлы: 1 файл

Лекции ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 493.50 Кб (Скачать файл)

 

№5 Принципы организации финансов предприятий

 

Существуют 5 принципов:

1)     принцип самостоятельности: определяется волейзъявлением собственника, выбором ОПФ, контрагентов, определение фин рез-та. Использование прибыли

2)     принцип коммерческого расчета: заключается в соблюдении соотношения максимизации прибыли при минимизации затрат. Необходима полная информированность о работниках для предупреждения аффилированных сделок.

3)     Материальная заинтересованность и ответственность:

Уровни мат заинтересованности: собственник, само п/п, поставщики и потребители, работники. Уровни ответственности: регулируемая локальными нормативными актами, административная ответственность, экономическая, уголовная.

4)     принцип резервности. Резервы м б обязательными (их размер определяется законами) и добровольные (фонды самострахования): объем, кол-во и качество резервов определяется самостоятельно.

5)     Принцип плановости любой хоз субъект должен иметь программу действий, которая подкреплена планом. Фин план п/п представляет собой систему последовательных действий или операций по финансированию. Он должен содержать в себе статьи:

                            -аккумуляции ден рес

                            -распределения ден рес

Фин планы различают по целевому назначению:

-стратегический: нацеленные на достижение конкретных целей (бизнес-план)

-срочный: обеспечивающие источниками финансирования деятельность предприятия на период

Правила составления планов:

1.      сбалансированность д=р

2.      ограниченность расходов

3.      соотношение сроков

4.      п/п всегда сам-но выбирает форму планирования

                                         

 

 


Тема №2: «Создание предприятия»

 

Вопросы:

1)     Порядок организации предприятия. Выбор ОПФ.

2)     Регистрация и лицензирование предприятия (самостоятельно)

3)     Особые (сложные) формы предпринимательской деятельности

4)     Формирование собственных финансовых ресурсов предприятия

5)     Управление УК

 

№1 Порядок организации предприятия. Выбор ОПФ

 

Чтобы создать предприятие надо пройти следующие этапы:

1)     Возникновение идеи: процесс оформление товара или услуги в конкретное предложение (имеющее цену и могущее продаваться)

2)     Изучение и определение возможностей использования технологий, средств и предметов труда

3)     Изучение рынка на котором будет работать предприятие

4)     Подбор информантов, поставщиков

5)     Подбор соучредителей (дееспособные граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, ин. граждане и лица без гражданства, ин. юр лица и международные организации, добровольные объединения граждан, фонды, органы исполнительной власти и гос. управления (т. ОАО))

6)     Определение источников финансирования:

              Формирования УК

              Источники производственно-хозяйственной деятельности (нет менее 5 ответов на вопрос «а что, если»)

7)     Разработка учредительных документов и бизнес-плана.

8)     Организация (регистрация и лицензирование)

9)     Начало работы созданного предприятия

 

 

№3  Особые (сложные) формы организации предпринимательской деятельности

 

              Холдинг – предприятие независимо от его ОПФ, цель деятельности которого – содействие кооперации и в состав активов которого входят контрольные пакеты акции других предприятий с целью управления их деятельностью.

Блокирующий пакет – пакет дающий право вето

Механизм блок-пакета дает возможность проводить сбалансированную фин политику и соблюдать интересы миноров

 

Миноры – держатели пакетов при консолидации которых возможно формирование блок-пакета

 

Холдинги формируются на основании волеизъявления собственника при одобрении ГКАП (государственного комитета по антимонопольной политике). В РФ холдинг не может создаваться с теми предприятиями доля государственной собственности в которых больше 25%.

 

Преимущества Холдингов:

1)     Формирование собственной системы валютного контроля

2)     Консолидация дочерних предприятий

3)     Содействие кооперации (возможность реализовать эффект масштаба)

4)     Централизация участия

 

Существуют два вида холдингов:

Чистый холдинг – неторговая компания, имеющая целью своей деятельности владение капиталом

Смешанный холдинг – осуществляет все виды предпринимательской деятельности, имея на своем балансе помимо акций движимое и недвижимое имущество.

 

По законодательству РФ холдинг создается в форме ОАО.

 

Холдинг имеет право на формирование дочерних предприятий (холдингов второго порядка)

 

Дочерние предприятия, в свою очередь, вне зависимости от размера его УК не может быть владельцем акций самого холдинга и не может ими распоряжаться.

 

Финансовый холдинг должен иметь в составе активов не менее 50% в акциях других предприятий, остальные 50% могут быть в имуществе, необходимом для функционирования холдинга.

 

Разновидности работы холдингов формируют системы участия:

 

1.      Участие промышленного капитала в финансово-кредитной сфере. Имеет несколько уровней: 1 – формирование смешанного холдинга (карманные кэптивные холдинги могут формировать холдинги второго порядка и 2 – страховые кампании и другие финансовые участники необходимые для обеспечения хеджирования

2.      Кредитно-финансовая система формирует участие в промышленном капитале (ФПГ)

3.      Одновременная инициация холдинга со стороны предприятия и финансово-кредитного учреждения. Цель: расширение рынка, расширение клиентской базы, региональное решение проблемы обучения и переподготовки кадров, развитие НИОКР и т.д.

 

 

№4 Формирование собственных финансовых ресурсов предприятия

 

Ресурсы следует отличать от капитала. Ресурсы – совокупность доходов, поступлений, неоплаченных обязательств и внутреннего потенциала хозяйствующего субъекта.

 

Ресурсы предприятия в ходе формирования проходят несколько стадий:

 

1.      Первоначальная (ст. создания п/п) здесь среди возможных источников ресурсов выделяют 2: потенциал предприятия (неопределен) и капитализированная стоимость (УК)

2.      Стадия работы предприятия (все возможные источники): капитал, доходы, неоплаченные обязательства, потенциал

3.      Несостоятельность (банкротство) – объем ресурсов недостаточен. Возможно использовать возмещения (страховые выплаты, гос. заказ и т.д.)

 

Структура ресурсов и источников может быть разделена на 4 блока:

1.      Ресурсы образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств: поступления и доходы

2.      Средства, мобилизуемые на финансовом рынке: п/п покупает деньги за акции, облигации и т.д.

3.      Средства, поступающие в порядке перераспределения: дивиденды полученные, доходы от пая, страховое возмещение, перераспределение ресурсов нижестоящих организаций и т.д.

4.      Кредиторская задолженность предприятия: по обязательным платежам, задолженность хоз. субъектам, устойчивые пассивы (з/п)

7 вопрос

Чтобы сформировать первичный капитал п/п (АО) должно пройти процедуру IPO

Initial Public Offering - первичное публичное предложение

              Для его прохождения компания должна действовать как ОАО не менее 2 лет на открытом конкурентном рынке. При инициации IPO необходимо:

1.      Собрать общее собрание акционеров на котором Совет директоров или исполнительный директор заявит о решении пройти IPO не позже чем за 6 недель до публичного объявления об IPO. Если собрание акционеров одобряет, то сделка регистрируется в комитете по ценным бумагам.

2.      Продажа сделки. Для этого необходимо сформировать бизнес-проект и проспект (подается в ГКЦБ вместе с заявлением на регистрацию) Проспект должен содержать информацию, которая позволит рынку оценить компанию.

3.      Период молчания – полная информационная блокада в течении 25 дней торговых сессий на рынке ценных бумаг.

Действия рынка (инвестора) для оценки IPO:

1.      Работа с проспектом:

      Проспект должен иметь направленность на повышение (бычья, агрессивная политика) или понижение (медвежья консервативная политика) курса акции.

      Проспект должен содержать информацию о банке, где будет обслуживаться сам хоз. субъект по IPO и сама сделка по IPO. Возможно включение банков второго порядка – это банки. Выполняющие технико-экономическое обоснование и имеющие инвестиционную направленность, входящие в IPO на правах равноправного участника и гаранта средств.

      Раздел последние результаты: это статистическая бухгалтерская отчетность за последние периоды и наиболее значимые результаты, которых достигло п/п.

      Обязательно в проспекте эмиссии должна быть информация как поступают с акционерами, продающими свою долю акций до окончания периода молчания (по той причине, что его не устраивают условия сделки, банк, и др.). Возможно отдать его долю сразу, не отдавать его долю вообще, отдавать частями, продукцией и др.

      Основные направления работы с финансовыми потоками: валовым доходом, выручкой, прибылью, дивидендами, позиция предприятия по отношению к активам предприятия и т.д.

 

 

2.      Инвестор (собственник) не должен быть единственным, т.е. единственный инвестор порождает ситуацию морального риска, неопределенности (moral hazard):

      Слишком маленький пирог (инвесторов много и сделка может не состояться)

      Переоценка – предприятие переоценивает свои акции ( до 15% норма)

      Снижение цены предложения. 2 причины: позиция старых собственников, разводнение – включение лиц имеющих косвенное отношение к деятельности предприятия.

 

В ходе IPO инвестор может ознакомиться с будущим объектом инвестирования путем гастролей проходящих в течении 6 недель после принятия решения о IPO. После завершения гастролей инвестор получает информацию о том как будет размещаться IPO: открыто или через депозитарные расписки (ADR – американские расписки GDR – германские или глобальные расписки). Депозитарные расписки означают что кто-то с очень известным именем гарантирует что IPO пройдет удачно. Российские кампании обычно работают с BoNY (Bank of N-Y) Первыми вышли Би-лайн на самый низкий уровень – 3.

 

Далее необходимо избежать ситуации необъяснимого сброса акции (Flipping)

№5 «Управление уставным капиталом»

Выделяют два направления:  1. Управление формированием УК

                                                                                    2. Управление уменьшением УК

 

Все предприятия должны соблюдать действующее законодательство. Соответственно должны выполняться следующие условия:

1.      Соблюдение формы оплаты УК, а именно УК может быть оплачен:

      Денежными средствами в иностранной и национальной валюте наличным и безналичным расчетом

      Имуществом, находящимся в собственности у акционера

      Ценными бумагами (д. иметь ценность и быть отчуждаемыми)

      НМА: стандартными (стоимость которых заранее известна)

                            индивидуальными (стоимость м. быть определена по соглашению сторон или по заключению эксперта), например: торговые марки, знаки, goodwill

2.      Соблюдение соответствия рыночной цены и рыночной стоимости (НК сами)

             

              Рыночная стоимость – есть определенная по соглашению сторон стоимость, когда продавец имеет полную информацию о товаре и не имеет обязательств его продать, а покупатель имея полную информацию о товаре и не имея обязательств его купить – покупает.

 

Если размер взноса составляет больше 500000 р. Необходима экспертная оценка стоимости вклада (за искл. вкладов в денежной форме). В России существует российское общество оценщиков (11 стандартов) и международное BSV – североамериканское – 9 стандартов.

 

Информация о работе Лекции по «Финансы предприятий»