Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:58, курс лекций
Тема 1: «Теоретический основы организации финансов предприятий»
Вопросы:
1) Сущность финансов предприятия
2) Взаимоотношения предприятия
3) Финансовый механизм
4) Функции финансов предприятия
5) Принципы организации финансов предприятия
6) Финансовая служба (самостоятельно)
№5 Принципы организации финансов предприятий
Существуют 5 принципов:
1) принцип самостоятельности: определяется волейзъявлением собственника, выбором ОПФ, контрагентов, определение фин рез-та. Использование прибыли
2) принцип коммерческого расчета: заключается в соблюдении соотношения максимизации прибыли при минимизации затрат. Необходима полная информированность о работниках для предупреждения аффилированных сделок.
3) Материальная заинтересованность и ответственность:
Уровни мат заинтересованности: собственник, само п/п, поставщики и потребители, работники. Уровни ответственности: регулируемая локальными нормативными актами, административная ответственность, экономическая, уголовная.
4) принцип резервности. Резервы м б обязательными (их размер определяется законами) и добровольные (фонды самострахования): объем, кол-во и качество резервов определяется самостоятельно.
5) Принцип плановости любой хоз субъект должен иметь программу действий, которая подкреплена планом. Фин план п/п представляет собой систему последовательных действий или операций по финансированию. Он должен содержать в себе статьи:
-аккумуляции ден рес
-распределения ден рес
Фин планы различают по целевому назначению:
-стратегический: нацеленные на достижение конкретных целей (бизнес-план)
-срочный: обеспечивающие источниками финансирования деятельность предприятия на период
Правила составления планов:
1. сбалансированность д=р
2. ограниченность расходов
3. соотношение сроков
4. п/п всегда сам-но выбирает форму планирования
Тема №2: «Создание предприятия»
Вопросы:
1) Порядок организации предприятия. Выбор ОПФ.
2) Регистрация и лицензирование предприятия (самостоятельно)
3) Особые (сложные) формы предпринимательской деятельности
4) Формирование собственных финансовых ресурсов предприятия
5) Управление УК
№1 Порядок организации предприятия. Выбор ОПФ
Чтобы создать предприятие надо пройти следующие этапы:
1) Возникновение идеи: процесс оформление товара или услуги в конкретное предложение (имеющее цену и могущее продаваться)
2) Изучение и определение возможностей использования технологий, средств и предметов труда
3) Изучение рынка на котором будет работать предприятие
4) Подбор информантов, поставщиков
5) Подбор соучредителей (дееспособные граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, ин. граждане и лица без гражданства, ин. юр лица и международные организации, добровольные объединения граждан, фонды, органы исполнительной власти и гос. управления (т. ОАО))
6) Определение источников финансирования:
Формирования УК
Источники производственно-хозяйственной деятельности (нет менее 5 ответов на вопрос «а что, если»)
7) Разработка учредительных документов и бизнес-плана.
8) Организация (регистрация и лицензирование)
9) Начало работы созданного предприятия
№3 Особые (сложные) формы организации предпринимательской деятельности
Холдинг – предприятие независимо от его ОПФ, цель деятельности которого – содействие кооперации и в состав активов которого входят контрольные пакеты акции других предприятий с целью управления их деятельностью.
Блокирующий пакет – пакет дающий право вето
Механизм блок-пакета дает возможность проводить сбалансированную фин политику и соблюдать интересы миноров
Миноры – держатели пакетов при консолидации которых возможно формирование блок-пакета
Холдинги формируются на основании волеизъявления собственника при одобрении ГКАП (государственного комитета по антимонопольной политике). В РФ холдинг не может создаваться с теми предприятиями доля государственной собственности в которых больше 25%.
Преимущества Холдингов:
1) Формирование собственной системы валютного контроля
2) Консолидация дочерних предприятий
3) Содействие кооперации (возможность реализовать эффект масштаба)
4) Централизация участия
Существуют два вида холдингов:
Чистый холдинг – неторговая компания, имеющая целью своей деятельности владение капиталом
Смешанный холдинг – осуществляет все виды предпринимательской деятельности, имея на своем балансе помимо акций движимое и недвижимое имущество.
По законодательству РФ холдинг создается в форме ОАО.
Холдинг имеет право на формирование дочерних предприятий (холдингов второго порядка)
Дочерние предприятия, в свою очередь, вне зависимости от размера его УК не может быть владельцем акций самого холдинга и не может ими распоряжаться.
Финансовый холдинг должен иметь в составе активов не менее 50% в акциях других предприятий, остальные 50% могут быть в имуществе, необходимом для функционирования холдинга.
Разновидности работы холдингов формируют системы участия:
1. Участие промышленного капитала в финансово-кредитной сфере. Имеет несколько уровней: 1 – формирование смешанного холдинга (карманные кэптивные холдинги могут формировать холдинги второго порядка и 2 – страховые кампании и другие финансовые участники необходимые для обеспечения хеджирования
2. Кредитно-финансовая система формирует участие в промышленном капитале (ФПГ)
3. Одновременная инициация холдинга со стороны предприятия и финансово-кредитного учреждения. Цель: расширение рынка, расширение клиентской базы, региональное решение проблемы обучения и переподготовки кадров, развитие НИОКР и т.д.
№4 Формирование собственных финансовых ресурсов предприятия
Ресурсы следует отличать от капитала. Ресурсы – совокупность доходов, поступлений, неоплаченных обязательств и внутреннего потенциала хозяйствующего субъекта.
Ресурсы предприятия в ходе формирования проходят несколько стадий:
1. Первоначальная (ст. создания п/п) здесь среди возможных источников ресурсов выделяют 2: потенциал предприятия (неопределен) и капитализированная стоимость (УК)
2. Стадия работы предприятия (все возможные источники): капитал, доходы, неоплаченные обязательства, потенциал
3. Несостоятельность (банкротство) – объем ресурсов недостаточен. Возможно использовать возмещения (страховые выплаты, гос. заказ и т.д.)
Структура ресурсов и источников может быть разделена на 4 блока:
1. Ресурсы образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств: поступления и доходы
2. Средства, мобилизуемые на финансовом рынке: п/п покупает деньги за акции, облигации и т.д.
3. Средства, поступающие в порядке перераспределения: дивиденды полученные, доходы от пая, страховое возмещение, перераспределение ресурсов нижестоящих организаций и т.д.
4. Кредиторская задолженность предприятия: по обязательным платежам, задолженность хоз. субъектам, устойчивые пассивы (з/п)
7 вопрос
Чтобы сформировать первичный капитал п/п (АО) должно пройти процедуру IPO
Initial Public Offering - первичное публичное предложение
Для его прохождения компания должна действовать как ОАО не менее 2 лет на открытом конкурентном рынке. При инициации IPO необходимо:
1. Собрать общее собрание акционеров на котором Совет директоров или исполнительный директор заявит о решении пройти IPO не позже чем за 6 недель до публичного объявления об IPO. Если собрание акционеров одобряет, то сделка регистрируется в комитете по ценным бумагам.
2. Продажа сделки. Для этого необходимо сформировать бизнес-проект и проспект (подается в ГКЦБ вместе с заявлением на регистрацию) Проспект должен содержать информацию, которая позволит рынку оценить компанию.
3. Период молчания – полная информационная блокада в течении 25 дней торговых сессий на рынке ценных бумаг.
Действия рынка (инвестора) для оценки IPO:
1. Работа с проспектом:
Проспект должен иметь направленность на повышение (бычья, агрессивная политика) или понижение (медвежья консервативная политика) курса акции.
Проспект должен содержать информацию о банке, где будет обслуживаться сам хоз. субъект по IPO и сама сделка по IPO. Возможно включение банков второго порядка – это банки. Выполняющие технико-экономическое обоснование и имеющие инвестиционную направленность, входящие в IPO на правах равноправного участника и гаранта средств.
Раздел последние результаты: это статистическая бухгалтерская отчетность за последние периоды и наиболее значимые результаты, которых достигло п/п.
Обязательно в проспекте эмиссии должна быть информация как поступают с акционерами, продающими свою долю акций до окончания периода молчания (по той причине, что его не устраивают условия сделки, банк, и др.). Возможно отдать его долю сразу, не отдавать его долю вообще, отдавать частями, продукцией и др.
Основные направления работы с финансовыми потоками: валовым доходом, выручкой, прибылью, дивидендами, позиция предприятия по отношению к активам предприятия и т.д.
2. Инвестор (собственник) не должен быть единственным, т.е. единственный инвестор порождает ситуацию морального риска, неопределенности (moral hazard):
Слишком маленький пирог (инвесторов много и сделка может не состояться)
Переоценка – предприятие переоценивает свои акции ( до 15% норма)
Снижение цены предложения. 2 причины: позиция старых собственников, разводнение – включение лиц имеющих косвенное отношение к деятельности предприятия.
В ходе IPO инвестор может ознакомиться с будущим объектом инвестирования путем гастролей проходящих в течении 6 недель после принятия решения о IPO. После завершения гастролей инвестор получает информацию о том как будет размещаться IPO: открыто или через депозитарные расписки (ADR – американские расписки GDR – германские или глобальные расписки). Депозитарные расписки означают что кто-то с очень известным именем гарантирует что IPO пройдет удачно. Российские кампании обычно работают с BoNY (Bank of N-Y) Первыми вышли Би-лайн на самый низкий уровень – 3.
Далее необходимо избежать ситуации необъяснимого сброса акции (Flipping)
№5 «Управление уставным капиталом»
Выделяют два направления: 1. Управление формированием УК
2. Управление уменьшением УК
Все предприятия должны соблюдать действующее законодательство. Соответственно должны выполняться следующие условия:
1. Соблюдение формы оплаты УК, а именно УК может быть оплачен:
Денежными средствами в иностранной и национальной валюте наличным и безналичным расчетом
Имуществом, находящимся в собственности у акционера
Ценными бумагами (д. иметь ценность и быть отчуждаемыми)
НМА: стандартными (стоимость которых заранее известна)
индивидуальными (стоимость м. быть определена по соглашению сторон или по заключению эксперта), например: торговые марки, знаки, goodwill
2. Соблюдение соответствия рыночной цены и рыночной стоимости (НК сами)
Рыночная стоимость – есть определенная по соглашению сторон стоимость, когда продавец имеет полную информацию о товаре и не имеет обязательств его продать, а покупатель имея полную информацию о товаре и не имея обязательств его купить – покупает.
Если размер взноса составляет больше 500000 р. Необходима экспертная оценка стоимости вклада (за искл. вкладов в денежной форме). В России существует российское общество оценщиков (11 стандартов) и международное BSV – североамериканское – 9 стандартов.