Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:58, курс лекций
Тема 1: «Теоретический основы организации финансов предприятий»
Вопросы:
1) Сущность финансов предприятия
2) Взаимоотношения предприятия
3) Финансовый механизм
4) Функции финансов предприятия
5) Принципы организации финансов предприятия
6) Финансовая служба (самостоятельно)
Формирование капитала возможно за счет внешних и внутренних источников. Внутренние: через присоединение к УК части прибыли, увеличение стоимости имущества. Механизм увеличения УК за счет внутренних источников формируется предприятием самостоятельно и должен включать следующие элементы:
1. срок
2. права и обязанности собственника
3. права и обязанности эмитента
4. виды и формы ценных бумаг
5. работа с казначейскими акциями
Уменьшение капитала может быть проведено:
1. через уменьшение номинальной стоимости ценных бумаг в обращении (не влияет на курсовую стоимость, т.к. она складывается на рынке)
2. через сокращение количества ценных бумаг в том случае если сокращение проводится путем неразмещения выпущенных бумаг, такие бумаги переходят в разряд казначейских акций с обязательным гашением в течение года.
3. через гашение части размещенных ценных бумаг, тогда бумаги выкупаются у акционеров по цене, удовлетворяющей обе стороны.
При гашении ценных бумаг должны соблюдаться правила:
1. номинальная стоимость голосующих ценных бумаг не должна быть меньше 75% от УК
2. необходимо четко определить срок, отведенный для приобретения ценных бумаг (30 календарных дней)
3. АО обязано выкупить ценные бумаги привилегированных акционеров проголосовавших против
4. необходимо гасить ценные бумаги, приобретенные по решению Совета Директоров (не д. находиться на балансе более 1г.)
5. если по окончании двух и последующих лет работа общества с момента его создания в соответствии с годовым бухгалтерским балансом стоимость чистых активов меньше стоимости УК, УК необходимо привести в соответствие с размером чистых активов.
При уменьшении УК на рынке не могут быть приобретены акции, размещенные организованно в размере более 10% от выпуска. Это правило действует и в случае, если имеются акции типа «б» - это акции, держателем которых является «Госкомимущество»
Решения по увеличению или уменьшению УК проводятся для:
1. выполнения взятых на себя обязательств прерд собственниками или третьими лицами
2. спекулятивная игра на рынке, доля изымаемая или выпускаемая называется BETS
3. для выплаты дивидендов акциями
4. для введения собственных котировок
5. для предотвращения операций реорганизации:
6. для вовлечения менеджмента в состав собственников
7. для изменения структуры капитала
Тема 3 «Затраты предприятия»
Вопросы:
1. Сущность затрат
2. Управление затратами
3. Состав затрат (сами по 25 гл НК)
4. Смета затрат хоз. субъекта
5. Планирование затрат
№1 «Сущность затрат»
Дадим определения базовым понятиям, используемым во всех системах и методах калькуляции.
Объекты затрат (cost objects) – это элементы, являющиеся результатами деятельности компании. Объектами затрат могут быть как производимые продукты/услуги, так и обслуживаемые покупатели.
Существуют различные уровни объектов затрат. Так, для объектов типа "производимый продукт" возможны уровни: единицы продукции, партии продукции, уровень товара и уровень ассортиментной группы. Для объектов типа "покупатель" возможны уровни: заказ, клиент, группа клиентов, канал сбыта. При формировании системы калькуляции необходимо выбрать точку отсчета (уровень объекта затрат), относительно которой будет проводиться анализ.
Затраты (costs) - это экономические элементы, используемые в процессе осуществления деятельности.
Затраты дают ответ на вопрос на что тратятся деньги. Статьи затрат для целей калькуляции себестоимости формируются по центрам ответственности.
Затраты предприятия классифицируются следующим образом:
в зависимости от способов отнесения на себестоимость:
прямые – связанные с производством отдельного вида продукции;
косвенные – служат для общего процесса производства и не могут быть отнесены на себестоимость отдельного вида продукции;
по степени однородности затрат:
элементные – те, которые могут быть признаны однородными. Имеют единое экономическое содержание и позволяют сформулировать налогооблагаемую прибыль;
комплексные – относятся к разнородным затратам, т.е. включают несколько элементов. На основе элементного состава затрат составляется смета и осуществляется планирование;
в зависимости от связи с объемом производства:
условно-постоянные – общая величина которых существенно не меняется с изменением объема производства, соответственно изменяется их удельный вес в себестоимости отдельного вида продукции;
условно-переменные – изменяются пропорционально изменению объема производства;
по калькуляции:
сырье, материалы
возвратные отходы
покупные изделия, полуфабрикаты,
топливо, энергия,
заработная плата,
ЕСН,
освоение и подготовка производства,
общепроизводственные расходы,
общехозяйственные расходы,
потери от брака,
прочие производственные расходы,
коммерческие расходы;
по периодичности возникновения:
текущие,
единовременные;
по участию в производственном процессе:
производственные,
коммерческие;
по эффективности расходования средств:
производительные,
непроизводительные.
Классификация технологического цикла: затраты объединены в группы по стадиям производственного процесса:
1. затраты на освоение и подготовку продукции (некапитальные затраты)
затраты по использованию природного сырья
затраты, направленные на повышение качества продукции
затраты, связанные с изобретением и рационализаторством
2. затраты на обслуживание производственного процесса:
затраты по технике безопасности
затраты по обслуживанию основных фондов
затраты на содержание и эксплуатацию природных объектов, непосредственно участвующих в производственном процессе
затраты по управлению процессом производства
3. затраты, связанные с улучшением производственного процесса:
на подготовку и переподготовку кадров
отчисления страховщикам на управление рисками
затраты на инновацию
Денежные затраты предприятия могут быть объединены в следующие группы:
1. затраты на основные фонды и оборотные средства. В ходе кругооборота данная группа затрат возмещается в течении последующих производственных циклов. Источниками финансирования данной группы затрат являются внутренние источники (прибыль, средства в обороте) и привлеченные источники.
2. операционные расходы. Направлены на научно-исследовательскую деятельность, оценку и переоценку имущества, геолого-разведочные и землеустроительные работы, приобретение ценных бумаг, выдача кредитов и займов и т.д. это конечное использование вновь созданной стоимости с последующим изъятием из оборота (финансируется за счет прибыл и привлеченных источников)
3. затраты на производство и реализацию продукции. Сущность затрат определяется статьями калькуляции самого предприятия, с точки зрения возмещения данная группа затрат является авансированной суммой. Ресурсы: собственные и привлеченные, кроме прибыли.
4. расходы на социально-культурные мероприятия: подготовка и переподготовка кадров, улучшение жилищных условий работников, содержание объектов непроизводственной сферы. Форма конечного потребления добавочного продукта. Финансируется за счет прибыли или целевых источников.
№2 «Управление затратами»
Строится на том, что затраты бывают ординарными (обычными) и альтернативными. Альтернативные затраты возникают при организации выплат рабочим и служащим, инвесторам или владельцам природных ресурсов. Все виды альтернативных затрат направлены на привлечение факторов производства. Сюда же относятся расходы по оплате промежуточного цикла производства, деловых услуг. Все альтернативные издержки делятся на явные и неявные (имплицитные).
Явные – альтернативные издержки принимающие форму прямых денежных накоплений (з/п)
Неявные – издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцу предприятия. Данные издержки не являются следствием контрактов, обязательств и представляют собой недополучение возможного дохода.
Альтернативные издержки могут иметь характер вмененных издержек: это издержки которые по мнению государства организация должна понести. Всегда формируются на определенном временном горизонте по конкретному производственному решению.
Все альтернативные издержки так же делятся на постоянные и переменные.
Постоянные издержки предполагают длительную корректировку стоимости без нарушения общности.
Переменные издержки требуют относительно частой корректировки без права отчуждения
Совокупность фиксированных и переменных издержек дает общие (валовые) издержки.
Понятие фиксированных и переменных издержек может быть изменено с точки зрения временных горизонтов, т.е. переменные обслуживают один производственный процесс, решения по данным издержкам относятся к краткосрочным (до первого финансового результата)
Постоянные (фиксированные) - долгосрочные сочетают в себе цель предприятия и методы ее достижения.
Выделение альтернативных издержек необходимо для анализа деятельности предприятия имеющего нестабильные оюъемы сбыта (реализации), несвоевременность выполнения обязательств, а так же определенный критический объем реализации.
№4 «Смета затрат»
Смета затрат – обобщающий плановый документ, представляющий собой полный перечень затрат на планируемую к выпуску продукцию.
Смета составляется сроком на 1 год с поквартальной разбивкой.
Строится по экономически однородным элементам и каждый элемент включает всю сумму расходов данного вида вне зависимости от места их возникновения. На предприятии может составляться производственная смета и расширенная.
1. Материальные затраты, за вычетом возвратных отходов
2. Затраты на оплату труда, с учетом оплаты по договорам гражданско-правового характера
3. Единый социальный налог
4. Амортизационные отчисления
5. Прочие затраты
6. Итого затрат на производство (сумма 1-5)
7. Списано на непроизводственные счета: суммы, которые ошибочно были включены в себестоимость и т.д.
8. Прирост или уменьшение остатков незавершенного производства
9. Прирост или уменьшение остатков расходов будущих периодов
10. Производственная себестоимость (6-7±(8,9))
11. Непроизводственные расходы
12. Полная себестоимость товарной продукции (10+11)
Смета как производственная так и расширенная является основой для формирования финансового плана.
На основании сметы проводятся аналитические процедуры:
1. Анализ совокупных затрат отчетного периода и темпы изменения по отношению к плановым заданиям (анализ CVP)
2. Оценка структуры затрат производится на основании вертикального анализа
3. сравнение факторов производства и полной себестоимости по основным видам продукции и по их совокупности по отношению к плановому заданию. (осн. явл. факторный анализ)