Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:58, курс лекций
Тема 1: «Теоретический основы организации финансов предприятий»
Вопросы:
1) Сущность финансов предприятия
2) Взаимоотношения предприятия
3) Финансовый механизм
4) Функции финансов предприятия
5) Принципы организации финансов предприятия
6) Финансовая служба (самостоятельно)
№2 «Планирование выручки»
В зависимости от целей планирования выручка может быть спланирована по горизонту (срочное планирование) или на стратегические цели. Горизонт планирования предприятие определяет самостоятельно, но выручка планируется на 1 год (как и смета). Разбивка зависит от графика предоставления отчетности.
Отдельно планируются следующие виды выручки:
1. От реализации продукции. Это выручка от основного уставного вида деятельности. Для целей планирования должны быть определены единицы планирования (как и в смете). Выручка должна быть очищена от косвенных налогов, экспортных налогов, таможенных пошлин, вознаграждений в форме наценок, скидок или тантьем (вознаграждение финансовому брокеру)
2. Выручка от реализации полуфабрикатов, комплектующих собственного производства. Эта часть возникает, если отсутствуют передельческие процессы на самом предприятии и сделки по реализации являются регулярными
3. Выручка от выполнения работ, оказания услуг:
- Работы или услуги должны иметь производственный характер
- Оказываться на сторону
- Сформирована собственная тарифная политика
- Освобождены от НДС, акцизов, скидок
Поступления, связанные с движением основных фондов и другого имущества, в состав выручки от реализации не включаются. Они учитываются как доход или убыток при формировании финансового результата и балансовой прибыли. Планирование по этим операциям чаще всего оперативное.
Методы, используемые при планировании выручки должны совпадать с методами планирования затрат.
Метод прямого счета.
ВРП = О нач + ТП – О кон
Остатки на начало периода учитываются в фактических ценах реализации отчетного периода, а ТП и Окон в плановых ценах реализации.
В том случае, если отсутствуют данные о фактических ценах реализации, то в расчет принимаются предполагаемые цены с учетом коэффициента пересчета:
К перес = Q продукции (цена)/производственную себестоимость продукции
Остатки на конец года рассчитываются по той же формуле:
О кон = ( ТП 4 квар : 90 )* N
В состав неплановых остатков включается элемент: товары отгруженные, документы по которым не переданы в банк.
Планирование помимо исчисления остатков связано с условиями поставок и формами расчетов.
Чтобы поступление выручки было равномерным, используют:
1. Фьючерсы
2. Варранты (складские долговые расписки)
3. Векселя
4. Бартер: чистый, с частичным использованием денег, рамочный, револьверный
Формы расчетов и качество планирования выручки дает возможность предприятию формировать финансовый результат, определять платежеспособность и ликвидность, размер необходимых оборотных средств и потребность в привлеченных средствах.
Тема 5 «Прибыль предприятия»
Вопросы:
1. Сущность и виды прибыли
2. Состав и порядок формирования балансовой прибыли
3. Распределение и использование прибыли в сметном порядке
4. Фонды формируемые из прибыли
5. Планирование прибыли и показатели рентабельности
№1 «Сущность и виды прибыли»
В 16-17 веках меркантилисты утверждали, что прибыль возникает во внешней торговле. Смит и Рикардо видели источник прибыли в производстве. Смит указывал, что стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается на 2 части: одна идет на оплату их труда, другая на оплату прибыли предпринимателя. Риккардо сформулировал закон, согласно которому величины заработной платы и прибыли находятся в обратном соотношении друг к другу, т.е. прибыль будет высока или низка в соответствии с тем низка или высока заработная плата.
Марксизм рассматривал прибыль как часть стоимости прибавочного продукта, созданного в сфере материального производства или как превращенную форму прибавочной стоимости. Т.е. прибыль это неоплаченный труд наемных рабочих, который является вторичной и трансформированной формой прибавочной стоимости, истинным источником является неоплаченный труд наемных рабочих.
Так же следует отметить теорию «погони и бегства». Здесь труд и бизнес заняты погоней и бегством. Рабочие пытаются посягать на долю предпринимателей (прибыль) путем требований увеличения заработной платы, а предприниматели его избегают путем: повышения цен и переложения издержек на потребителей, повышением производительности труда.
Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Но и в таком понимании нет единства и четкости. В одних случаях прибыль рассматривается как плата за услуги предпринимательской деятельности, в других - как плата за новаторство и талант в управлении фирмой, в третьих - как плата за риск и т.д.
Прибыль трактуется по-разному в Российском законодательстве и Европейском. По европейскому законодательству прибыль – разница между доходом и издержками (с учетом альтернативных).
Формирование прибыли в Российской науке связано с определением К. Маркса. В советское время понятия прибыль не существовало. Предприятия обладали излишним продутом в силу которого финансировалось государство.
Понятие прибыли начало развиваться с принятием закона о кооперации и закона о предпринимателях и предпринимательской деятельности. С 1991 года понятие прибыли закрепил ФЗ «Об основах налоговой системы», с появлением ННП.
Так как прибыль является экономической категорией, то за ней закреплены определенные функции:
1. Воспроизводственная. С помощью прибыли предприятия формируют источники финансирования расширенного воспроизводства.
2. Стимулирующая. Заключается в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом деятельности и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. За счет прибыли предприятие может осуществлять социальные расходы.
3. Фискальная. Пополнение казны
4. Контрольная. Т.к. прибыль является результатом деятельности предприятия.
Таким образом функции прибыли отражают ее сущность.
Прибыль – цель предпринимательской деятельности; чистый доход, фонд и стимул.
На прибыль оказывают влияние ряд факторов:
1. Направление деятельности. Предполагает выбор: продукция пользующаяся спросом, не пользующаяся спросом (пользующаяся, но цена регулируется государством.
2. Конкурсные условия предложения товара: цена, срок поставки, сервис.
3. Объем производства
4. Ассортимент и количество объектов затрат
Виды прибыли:
1. Общая величина прибыли отчетного периода - балансовая прибыль предприятия. Является официально признанной, поэтому все обязательства предприятия зависят от ее величины
2. Прибыли от реализации – составная часть балансовой прибыли от основной уставной деятельности
3. Прибыль или доход от финансовых операций. Если у предприятия есть лицензия на исключительное совершение финансовых операций, то это есть прибыль от операций финансовой деятельности. Если предприятие занимается финансовой деятельностью в рамках разрешенных государством операций, то прибыль формируется обособленно с особенностями определения финансового результата.
4. Прибыль (доход) от внереализационных операций (уменьшенный на величину внереализационных издержек).
5. Налогооблагаемая прибыль формируется предприятием на основании норм и правил налогового учета. На величину ее влияют льготы, перенос убытков прошлых лет (налоговый кодекс) и другие факторы.
6. Чистая прибыль – величина, остающаяся в распоряжении предприятия после выполнения обязательств перед внешними субъектами. Является объектом распределения.
7. сверхприбыль. Величина реализации предприятием своих первичных конкурентных преимуществ.
8. Монопольная сверхприбыль. Формируется в отраслях находящихся под контролем антимонопольного комитета.
9. Нераспределенная прибыль. Появилась в 1992г.
№2 «Состав балансовой прибыли»
Формируется через систему данных бухгалтерского учета. Адаптированных для целей налогообложения.
Балансовая прибыль включает в себя:
1. Чистый доход предприятия – прибыль (убыток) от основной деятельности предприятия
При реализации продукции материальной формы (имеет остатки) прибыль определяется исходя из выручки в действительных ценах реализации. Затрат на создание продукции и остатков нереализованной продукции. В состав выручки не вкл. НДС, торговые наценки и скидки. При реализации продукции нематериальной формы формирование результата зависит от характера продукции, применяемых форм и методов расчетов. В отраслях не создающих материального продукта (торговля) прибыль определяется на основании показателя валового дохода. В отраслях связи, на транспорте показатель прибыли формируется на основании тарифной политики.
2. Перераспределение ранее созданных доходов. Они делятся на 2 группы:
1. Результат от операций с имуществом. Оно может быть продано, списано, передано и ликвидировано. По группам имущества определяется продажная стоимость, скраповая (ликвидационная) стоимость, стоимость передачи. Отдельно выделяются расходы по операциям. На основании этого результат от операций с имуществом определяется так: Продажная стоимость (скраповая, передачи) – остаточная (балансовая) – расходы по операциям. Расходы по операциям выделяются отдельно, если данные виды расходов не относятся к ординарным, и не включаются в себестоимость производимой продукции. Данный вид доходов выделяется в отдельную группу, если он не является основной деятельностью.
2. Внереализационные. (НК + не учитываемые при налогообложении доходы)
№3 «Использование прибыли в сметном порядке»
Распределению подлежит показатель чистой прибыли, остающийся в распоряжении после выполнения обязательств перед третьими лицами. Суть этого процесса состоит в максимальном удовлетворении требований государства, собственника и третьих лиц. Процесс распределения относится к регулируемым и определяется: законодательными нормами, локальными нормотворческими актами, договорами, контрактами. Чтобы процесс распределения прибыли был эффективным необходимо определить норму экономической прибыли для данного собственника.
Распределение прибыли есть элемент внутрифирменного планирования на основании чего фиксируется в уставе предприятия и определяется отдельным положением. Разработкой политики распределения и использования прибыли занимается финансовый отдел (фин. менеджер), которые несут ответственность за использование прибыли наравне с главным бухгалтером. Для хоз субъекта нет четких указаний каким методом использовать прибыль. Одним из методов является составление смет расходов, финансируемых за счет чистой прибыли. Данная смета составляется в произвольной форме и может содержать следующие разделы:
1) расходы на развитие производства:
расходы на НИОКР (разработка)
разработка и освоение новых видов продукции и технологии
совершенствование технологий и организации производства
модернизация оборудования
техническое перевооружение и реконструкция действующих производств
расширение предприятия
погашение долгосрочных ссуд банков и процентов по ним
затраты на природоохранные мероприятия
расходы на участие в капитале других предприятий
перечисление сумм вышестоящим организациям на формирование централизованного фонда
2) расходы на социальные нужды:
расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов на балансе
расходы на строительство объектов непроизводственого назначения
расходы на организацию и развитие подсобного хозяйства
проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий
4) благотворительность: перечисление средств организациям, финансируемым из бюджета, религиозным, гражданам имеющим особый статус.
5) затраты на поощрение трудового коллектива (помимо гл. 25):
затраты на единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий