Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 23:09, курс лекций
Тема 1 Сущность и функции финансов.
Тема 2 Финансовая система государства.
Тема 3 Финансовые ресурсы
Тема 4 Финансовая политика государства
Тема 5 Управление финансами
Тема 6 Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 7 Финансовый контроль
Тема 8 Государственный бюджет
Тема 9 Налоги в системе финансовых отношений
Тема 10 Социальная защита населения и социальное страхование
Тема 11 Государственный кредит
Для населения услуги непроизводственной сферы могут быть:
1. бесплатными (в этом случае финансирует их государство),
2. платными (полностью или частично).
Актуально в условиях бюджетного дефицита по возможности развивать платные услуги.
Исходя из особенностей финансов, предприятия непроизводственной сферы можно объединить в 3 группы:
I. Предприятия и организации, близкие к материальному производству: они действуют на условиях самофинансирования, предоставляя услуги за плату. Источник покрытия затрат – выручка от реализации услуг. Поэтому финансы таких предприятий схожи с финансами предприятий сферы материального производства (пример: платные медицинские услуги, парикмахерские, ремонт обуви и т.п.).
II. Предприятия и организации, имеющие некоторые доходы + получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (ЖКХ, общественный транспорт).
III. Организации и учреждения, которые полностью содержатся за счёт бюджета: для потребителей их услуги бесплатны, источник финансирования – бюджет (начальная и средняя школа, публичные библиотеки, основная часть медицинских учреждений).
Как видим, подавляющее большинство организаций непроизводственной сферы не может функционировать без государственного финансирования.
Финансы непроизводственной сферы – это совокупность экономических отношений, возникающих в результате перераспределения стоимости созданного в сфере материального производства общественного продукта и национального дохода с целью создания нематериальных благ и услуг.
Особенности финансов непроизводственной сферы:
1. Так как в непроизводственной сфере не создаётся национальный доход, то её финансы охватывают только перераспределительные отношения.
2. Источником покрытия затрат является национальный доход, созданный в сфере материального производства (та доля национального дохода, которая направляется на потребление).
3. Основной источник финансирования – госбюджет; поэтому финансовые отношения в основном возникают между предприятием и государством.
4. Большинство предприятий непроизводственной сферы находится в подчинении местных органов власти (школы, детские сады, ЖКХ).
5. В структуре затрат учреждений непроизводственной сферы наибольший удельный вес занимает зарплата с отчислениями.
2. Финансы отраслей социальной сферы.
Социальная сфера – отрасли, участвующие в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан. Сюда относятся объекты хозяйственной сферы и социальные объекты, формирующие в целом социальную инфраструктуру.
В настоящее время в РБ ряд отраслей социальной сферы, которые должны работать на условиях самоокупаемости, финансируются из бюджета: ЖКХ, дорожное хозяйство, связь. Эти отрасли получают дотации на покрытие расходов по ремонту жилищного фонда, благоустройству городов, содержанию общественного транспорта. Сегодня примерно 60% услуг ЖКХ оплачивают жители, 70% стоимости проезда оплачивают пассажиры; остальное – бюджетные дотации.
Мировой опыт развитых государств: бюджетное финансирование в этих сферах очень ограничено. Поэтому в перспективе в нашей стране - постепенный переход от бюджетного финансирования этих отраслей к самофинансированию на основе своих доходов. Сложность перехода состоит в том, что для обеспечения безубыточности этих отраслей надо увеличить стоимость их услуг до уровня реальных цен за счёт потребителей, что потребует приведения зарплаты и других доходов в соответствие с ценами. Вместе с тем, сократив финансирование предприятий социальной сферы, государство сможет направить освободившиеся ресурсы в те отрасли, которые представляют нерыночные секторы экономики (образование, культура, здравоохранение и т.д.).
В период перехода к рыночным отношениям возрастает роль указанных отраслей в обеспечении социальной защиты граждан, поддержании жизненного уровня. Безусловно, государство должно обеспечить гражданам конституционно гарантированные права на образование, охрану здоровья, социальное обеспечение. Однако, в силу законов рынка, эти услуги непроизводственной сферы не могут оставаться полностью бесплатными, и населению придётся частично взять на себя их финансирование. Здесь должен быть дифференцированный подход: для малообеспеченных граждан – освобождение от платы, либо компенсация.
В рамках рыночных преобразований бюджетным учреждениям дано право оказывать платные услуги по профилю своей деятельности, и теперь в доходах этих организаций сочетаются бюджетные и внебюджетные средства. Эти организации получили возможность создавать стимулирующие фонды (например, Фонд материального поощрения). Особенностью доходов, полученных бюджетными организациями от видов деятельности, является то, что обычно они расходуются строго по целевому назначению (на расширение и улучшение материальной базы).
При решении вопроса о видах и объёмах услуг, оказываемых за плату, надо учесть, что жизненно важные услуги должны быть бесплатными и финансироваться из бюджета. Для остальных услуг следует предусмотреть механизм компенсаций для малообеспеченных граждан.
3. Бюджетное финансирование социальной сферы.
В Республике Беларусь планирование расходов бюджета на социально-культурные мероприятия осуществляется в двух направлениях:
а) «по горизонтали» - планируется объём расходов отдельных учреждений (школ, больниц) и затем определяется общая сумма расходов в целом на образование, здравоохранение и т.д.
б) «по вертикали» - планируются отчисления местным бюджетам различных уровней.
Расходы планируют в расчете на одну единицу:
- учреждения (больница, школа);
- обслуживаемого контингента (учащийся, больной).
Для этих расчетов необходимо установить «нормативы бюджетной обеспеченности» в непроизводственной сфере на одного жителя, которые должны выдерживаться при выделении средств из бюджета.
Для защиты социальных гарантий в ряде стран, в том числе и в РБ, сейчас установлены социальные стандарты, которые включают:
1. единый уровень прожиточного минимума,
2. объём и качество услуг социальной сферы,
3. уровень бытового обслуживания, развития ЖКХ, коммуникаций, транспорта, связи и т.д.
Если бюджетных средств определённого региона недостаточно, выделяют субсидии и трансферты регионам (смотрите соответствующие статьи закона «О государственном бюджете») для доведения обеспеченности финансовыми ресурсами регионов до «норматива бюджетной обеспеченности» на 1 жителя в непроизводственной сфере.
Финансирование организаций непроизводственной сферы.
А. сметно-бюджетное – это финансирование непроизводственной сферы исключительно из бюджета. Организации такого вида составляют «Смету расходов организаций, финансируемых из бюджета» (см. Приложение 1 к Постановлению МИНФИНа РБ от 12.04.2002г. №59). В ней указывается:
I объём бюджетных ассигнований на год и с разбивкой по кварталам
II распределение этих ассигнований по статьям расходов:
- текущие расходы (закупка товаров, оплата услуг, зарплата, командировочные расходы, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные платежи)
- капитальные расходы (строительство, приобретение оборудования, капремонт жилищного фонда и др. объектов и т.д.)
Принципы бюджетного финансирования:
I Расходы финансируют по строго целевому назначению (этому способствует казначейский способ освоения бюджетных средств)
II Средства предоставляются в минимально необходимых размерах (в соответствие с установленными нормами и нормативами)
III Финансирование производится по мере выполнения плана по производственным и другим показателям (при невыполнении плана размер бюджетного финансирования автоматически сокращается).
Б. Внебюджетное финансирование. Его источники – доходы от платных услуг по профилю основной деятельности, другой коммерческой деятельности, плата за сдачу в аренду помещений, взносы и пожертвования юридических и физических лиц.
Если в организации есть такие доходы, то их планируют в отдельной «Смете доходов и расходов внебюджетных средств организаций, финансируемых из бюджета» (см. Приложение 3 к Постановлению МИНФИНа РБ от 12.04.2002г. №59). Эта смета представляет собой «Баланс доходов и расходов» (аналогично финансовому плану предприятий сферы материального производства). В ней перечислены:
- Доходы
- Расходы, налоги
- Превышение доходов над расходами, в том числе: часть доходов, остающаяся в распоряжении бюджетной организации. Эта оставшаяся часть дохода направляется в Фонд материального поощрения (40%) и в Фонд производственного и социального развития (60%).
Тема 15. Современные формы финансового оздоровления экономики в переходный период
1. Суть института банкротства. Причины банкротства предприятий.
2. Характеристика национальной системы банкротства.
Нормативно-правовые акты: 1)Закон РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000г. № 423-З с изменениями и дополнениями. 2) Указ Президента РБ от 12 ноября 2003г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)»
1. Суть института банкротства. Причины банкротства предприятий
Цель любого государства – обеспечение устойчивости экономической системы. Устойчивость всей системы определяется платёжеспособностью хозяйствующих субъектов (кризис неплатежей приводит к финансовой несостоятельности отдельных предприятий и дестабилизирует всю систему).
Суть института банкротства составляют процедуры восстановления платёжеспособности должника либо ликвидации неэффективно функционирующих субъектов хозяйствования.
В экономических словарях термин «банкротство» характеризуется как «неспособность должника расплатиться по долгам и обязательствам». При этом важно, чтобы сумма задолженности намного превышала стоимость имущества должника.
Предпосылки банкротства многообразны - это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Их можно классифицировать следующим образом.
Внутренние факторы:
1. Дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики.
2. Низкий уровень техники, технологии и организации производства.
3. Снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и как следствие высокий уровень себестоимости, убытки, "проедание" собственного капитала.
4. Создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства, незавер-шенного производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной его банкротства.
5. Плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство.
6. Отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики.
7. Привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию.
8. Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые текущие активы (собственный оборотный капитал). В результате предприятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства.
Внутренние факторы снижения платежеспособности подразделяются на производственные, инвестиционные и финансовые.
К внешним факторам относятся:
1. Экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад произ-водства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия.
2. Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства.
3. Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса.
4. Демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.