Лекции по «Теория финансов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 23:09, курс лекций

Описание работы

Тема 1 Сущность и функции финансов.
Тема 2 Финансовая система государства.
Тема 3 Финансовые ресурсы
Тема 4 Финансовая политика государства
Тема 5 Управление финансами
Тема 6 Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 7 Финансовый контроль
Тема 8 Государственный бюджет
Тема 9 Налоги в системе финансовых отношений
Тема 10 Социальная защита населения и социальное страхование
Тема 11 Государственный кредит

Файлы: 1 файл

Теория финансов.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

Банкротство является, как правило, следствием совместного действия внутренних и внешних факторов. В развитых странах с рыночной экономикой, устойчивой экономической и политической системой разорение субъектов хозяйствования на 1/3 связано с внешними факторами и на 2/3 - с внутренними.

Сам факт банкротства или его угроза побуждают субъекты хозяйствования к активным мерам по поддержанию своего финансового состояния на должном уровне. Поэтому институт банкротства можно рассматривать как эффективный инструмент оздоровления экономики.

 

2. Характеристика национальной системы банкротства.

В переходной экономике любого государства неизбежно возникают кризисные ситуации. В РБ к 2000 году в промышленности около 50% предприятий, а в сельском хозяйстве до 70% предприятий были убыточными. Объёмы просроченной задолженности постоянно возрастали, предприятия превращались в хронических должников, становились обузой для экономики. Ситуация требовала государственного вмешательства путём введения национальной системы банкротства.

Элементы национальной системы банкротства РБ:

1. Законодательная база - закон РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000г. № 423-З (с изменениями и дополнениями);

2. Судебная система, специализирующаяся на ведении дел о банкротстве – хозяйственные суды, действующие на основе Хозяйственного процессуального кодекса РБ;

3. Институт специалистов по реализации банкротства – антикризисные управляющие, временные управляющие и органы государственного управления по делам о банкротстве – Департамент по санации (оздоровлению) и банкротству Министерства экономики РБ.

Характерные черты системы банкротства РБ:

1. Система банкротства основана на стремлении удовлетворить интересы кредиторов преимущественно через оздоровительные, а не ликвидационные процедуры;

2. Предприятиям оказывается серьёзная государственная поддержка.

Мировая практика банкротства выработала систему признаков кризисного состояния:

- наличие у субъекта хозяйствования просроченной задолженности перед бюджетом, банками и прочими кредиторами;

- неспособность предприятия погасить краткосрочные обязательства за счёт оборотных активов;

- превышение общей суммы задолженности над суммой всех активов (невозможно рассчитаться, даже реализовав все активы).

Основные правовые термины

Указ президента РБ от 12 ноября 2003г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)» приводит характеристику основных правовых терминов системы банкротства РБ:

Неплатёжеспособность – неспособность предприятия удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам, по обязательствам, связанным с трудовыми отношениями и по обязательным платежам.

Экономическая несостоятельность – это неплатёжеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом, но имеющая перспективы преодоления посредством санации.

Банкротство – устойчивая неплатёжеспособность, признанная хозяйственным судом, имеющая или приобретающая масштабы, исключающие санацию и преодолеваемая только ликвидацией должника.

Указ предусматривает широкое использование в качестве основных мер по предупреждению экономической несостоятельности следующие досудебные оздоровительные мероприятия:

1. Изменение структуры и состава органов управления юридических лиц;

2. Взыскание дебиторской задолженности;

3. Принятие мер по выделению предприятию бюджетных средств для погашения задолженности, заключения кредитных договоров и погашения кредиторской задолженности за счёт других источников;

4. Привлечение инвестиций (в том числе иностранных);

5. Содействие достижению соглашений с кредиторами о реструктуризации кредиторской задолженности (в том числе путём предоставления государственных гарантий);

6. Погашение задолженности по государственному заказу, реструктуризация задолженности по обязательным платежам за энергоресурсы;

7. Изменение сроков уплаты налогов и сборов путём отсрочки, либо рассрочки (выплата частями), либо предоставление налогового кредита;

8. Реорганизация юридических лиц.

Важно подчеркнуть, что Указ вменяет в обязанность собственникам, руководителям предприятий своевременно отслеживать финансовое состояние предприятий и заранее принимать меры финансового оздоровления с целью предупредить возможное банкротство.

 

Тема 16. Финансы в системе международных экономических отношений. Роль финансов в международном интеграционном процессе.

1. Финансы в системе международных экономических отношений.

2. Международные организации, координирующие международные финансовые отношения, и их функции.

3. Роль финансов в международном интеграционном процессе.

 

1. Финансы в системе международных экономических отношений.

Мировая экономика претерпевает процесс глобализации. Глобализация - это процесс, в рамках которого между национальными финансовыми системами устанавливается все более тесная взаимозависимость. В результате происходит новое международное разделение труда, при котором создание национальных богатств все более зависит от экономических субъектов других стран.

В современных условиях существуют следующие основные формы международных экономических отношений:

- внешняя и мировая торговля;

- денежно – кредитные отношения, функционирование денежных и финансовых рынков;

- миграция и вывоз капитала;

- международная миграция трудовых ресурсов;

- научно – техническое и производственное сотрудничество;

- создание сети транснациональных корпораций и финансово-кредитных институтов;

- межгосударственное регулирование международных экономических отношений.

Процессы глобализации в первую очередь изменили финансовые отношения, опосредующие международную торговлю, движение международных финансовых потоков, регулирование международных экономических отношений. Для этой цели созданы специальные финансово-кредитные институты.

Развитие финансов в сфере международной торговли определяется возрастанием роли международных организаций (прежде всего ВТО) в определении и регулировании таможенных пошлин, налогов и цен.

В последнее время финансовые рынки ведущих промышленно развитых стран объединились в глобальную финансовую систему, что позволяет направлять капитал помимо собственной экономики в экономику других стран – развивающихся и находящихся на переходном этапе.

Регулирование денежно – кредитной и валютной политики обусловлено тем, что глобальная финансовая интеграция выявила не только преимущества мобильности мирового капитала, но и существенные риски, вызванные финансовыми кризисами, периодически возникающими в денежно – кредитной сфере. Для стран с переходной экономикой особенно важна стабильность банковской системы, В целях снижения риска банковского кризиса требуется жесткая система банковского регулирования (пример – Базельские соглашения).

 

2. Международные организации, координирующие международные финансовые отношения, и их функции.

Международные организации призваны оказывать помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой в обеспечении финансовой стабильности и привлечении инвестиций. Они выполняют функции международных финансово – кредитных учреждений, а также отслеживают экономические показатели, координируют работу по оказанию помощи в преодолении финансового кризиса.

Главную роль в международных экономических отношениях играют учреждения системы ООН:

- ПРООН – Программа развития ООН;

- ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию;

- ВТО – Всемирная торговая организация и т.д.

Эти организации разрабатывают положения и процедуры международных соглашений по предоставлению финансово – экономических преференций развивающимся странам, способствуют либерализации внешнеэкономических связей и их расширению. Под эгидой ООН промышленно развитые страны должны: разрабатывать программы недискриминационных тарифных соглашений для развивающихся стран, избегать мер, отрицательно влияющих на развитие их национальных экономик и т.д.

Так, целями ПРООН, как важнейшего финансирующего органа ООН, являются создание условий для устойчивости процессов жизнеобеспечения и развития человека содействие развивающимся странам в накоплении экономического потенциала для перехода к рыночным отношениям.

ЮНКТАД является постоянным межправительственным и координационным центром Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли, финансов, инвестиций и развития. Цель его деятельности – содействие развивающимся странам в решении задач, связанных с интеграцией в мировую экономику на справедливой основе.

ВТО – устанавливает принципы, правовые нормы, а также правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран – участниц. Основными принципами деятельности ВТО являются:

- обеспечение режима наибольшего благоприятствования внешнеторговым операциям посредством установления соответствующих таможенных пошлин и сборов;

- использование преимущественно тарифных средств защиты национальных рынков, отказ от импортных квот и иных подобных ограничений;

- снижение таможенных тарифов на основе проведения многосторонних переговоров;

- предоставление преференций в торговле с развивающимися станами;

- разрешение торговых споров.

МВФ – межправительственная организация, в функции которой входит регулирование валютно-кредитных отношений и оказание финансовой помощи странам – членам при возникновении валютных затруднений в связи с нарушением равновесия платежных балансов. МВФ предоставляет кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность временных платежей, не прибегая к ограничительным мерам в области внешней торговли.

 

3. Роль финансов в международном интеграционном процессе

Международный интеграционный процесс приводит к созданию различных видов региональных интеграционных объединений государств с различной степенью экономической взаимозависимости и взаимопроникновения национальных экономик:

- зона свободной торговли – простейшая форма экономической интеграции, которую отличает отсутствие таможенных барьеров во взаимной торговле;

- таможенный союз – предполагает создание единого таможенного пространства с единым таможенным тарифом по отношению к третьим странам;

- общий рынок - более сложное объединение, предусматривает единое экономическое пространство для движения товаров и перемещения рабочей силы, услуг и капитала, а также – ведение согласованной экономической политики;

- экономический союз – наиболее сложная форма экономической интеграции, ей свойственны проведение единой экономической и валютно – финансовой политики, координация в разработке национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер;

- политический союз – высшая степень интеграции, на которой единое экономическое пространство превращается в целостное экономическое и политическое образование.

Примером региональной интеграции является Европейский Союз (ЕС). Это образование имеет общее экономическое пространство, свой бюджет и налоговые отношения.

Налоговая система ЕС представляет собой совокупность обязательных платежей налогового характера, взимаемых в общий бюджет. Основные налоги:

- сельскохозяйственные налоги, взимаемые в ЕС;

- таможенные пошлины, взимаемые на внешних границах ЕС;

- процентные отчисления от НДС, собираемых государствами-членами ЕС;

- подоходный налог с физических лиц, работающих в аппарате ЕС.

Финансовые ресурсы бюджета ЕС используются на административные нужды различных институтов объединения; определенная часть расходов направляется в специальные фонды: ориентации и развития сельского хозяйства, социальный и региональный. За счет средств бюджета ЕС финансируются программы в области исследований, технологии, культуры, энергетики, промышленности, транспорта, охраны окружающей среды.

В Европейском союзе уровни экономического и социального развития государств–членов существенно различаются, что определяется расхождением в уровнях доходов в регионах и проблемами масштабной безработицы. Поэтому актуальным является добиваться финансового равновесия между регионами с высоким уровнем развития и отстающими.

На постсоветском пространстве усилиями новых независимых государств сформировано множество региональных экономических группировок, имеющих свои цели и приоритеты развития. Механизм создания интегрированных финансов и финансовых потоков может быть представлен на примере совместного бюджета Союза Беларуси и России. Он был впервые сформирован в 1998 году за счет отчислений стран – участниц. В бюджете около 90% средств предусматривается направлять на финансирование совместных программ, проектов и мероприятий в областях таможенного, военного, научно – технического сотрудничества, создания единого информационного пространства, охраны окружающей среды и т.п.

Информация о работе Лекции по «Теория финансов»