Лекции по «Теория финансов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 23:09, курс лекций

Описание работы

Тема 1 Сущность и функции финансов.
Тема 2 Финансовая система государства.
Тема 3 Финансовые ресурсы
Тема 4 Финансовая политика государства
Тема 5 Управление финансами
Тема 6 Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 7 Финансовый контроль
Тема 8 Государственный бюджет
Тема 9 Налоги в системе финансовых отношений
Тема 10 Социальная защита населения и социальное страхование
Тема 11 Государственный кредит

Файлы: 1 файл

Теория финансов.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

3. Классификация государственных займов.

4. Государственный кредит как инструмент регулирования экономики.

5. Государственный долг. Управление государственным долгом.

 

1. Государственный кредит как экономическая категория, сходство и различия с банковским кредитом и налогами.

Государственный кредит – одна из форм мобилизации государством временно свободных денежных ресурсов предприятий, организаций и населения.

Необходимость использования возникает тогда, когда растущие потребности общества не могут быть удовлетворены за счёт доходов бюджета.

Таким образом, государственный кредит является основным источником покрытия дефицита бюджета.

Государственный кредит – система экономических отношений между государством (в лице его органов власти и управления) с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой, где государство может выступать в виде:

- заёмщика;

- кредитора;

- гаранта.

Наиболее распространена деятельность государства как заёмщика средств, наиболее используемая форма государственного кредита – внутренние займы у юридических и физических лиц.

В качестве кредитора государство обычно выступает в сфере международных отношений. Кроме этого, предоставляются льготные кредиты юридическим и физическим лицам (обычно в размере 50% ставки рефинансирования).

Деятельность государства в качестве гаранта проявляется в том, что оно берёт на себя ответственность за погашение займов, взятых юридическими и физическими лицами. Этот вид кредита называется условным, т.к. государственные (бюджетные) средства привлекаются лишь в том случае, если заёмщик не может вернуть долг. Государство ежегодно выделяет из бюджета запланированный объём денежных ресурсов для использования в качестве государственных гарантий.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке 2-х видов денежных отношений - финансов и кредита - и имеет черты того и другого.

Как звено финансовой системы, государственный кредит участвует в формировании денежных фондов государства, с другой стороны он имеет и черты кредита.

Сравнение государственного кредита и банковского.

1. Цель государственного кредита – покрыть дефицит бюджета, т.е. государство прибегает к нему при финансовых затруднениях.

Банковский кредит субъекты хозяйствования используют для поддержания бесперебойной работы, расширения производства и т.п.

2. Банковский кредит используется производительно, деньги привлекаются в оборот, создаётся прибавочная стоимость, и появляются средства для выплаты этого кредита и процентов по нему.

Источником погашения государственного кредита является бюджет, т.е. налоги.

3. Обеспечением в банковском кредите являются конкретные ценности: товары недвижимость.

При государственном кредите обеспечение – вся государственная собственность.

4. Экономические интересы кредитора и заёмщика при банковском кредите совпадают.

При государственном кредите эти интересы обособлены, т.е. государству приходится заинтересовывать своих кредиторов в добровольной передаче средств.

5. Денежный оборот: банковский кредит создаёт деньги – при непродуманной кредитной политике может привести к появлению излишней денежной массы и инфляции.

Государственный кредит всегда сокращает деньги в обороте.

Государственный кредит – это не доход государства, но служит той же цели, что и доходы – покрытию расходов государства, также, как и налоги. Однако займы и налоги существенно различаются:

1. Займы носят возвратный характер.

Налоги уплачиваются безвозвратно.

2. Заём предоставляется государству добровольно.

Налоги носят принудительный характер.

3. Налог – одностороннее движение денег.

В случае займа государство выдаёт встречные финансовые обязательства, которые обращаются на фондовом рынке.

4. Налог – доход государства.

Заём подлежит возврату, поэтому это не доход. К тому же заём обычно требует дополнительных расходов в будущем и увеличивает государственный долг.

 

2. Формы государственного кредита и механизм их реализации.

Государственный кредит по источникам происхождения может быть внутренним и внешним. Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, то преимущественно применяется внутренний кредит.

Внутренний кредит может выступать в виде:

- государственных займов (государство – заёмщик);

- обращения части вкладов населения в сберегательных банках в государственные займы;

- казначейских ссуд (государство – кредитор);

- гарантированных займов (государство – гарант).

Государственные займы привлекаются путём выпуска и реализации государственных ценных бумаг (чаще всего – облигаций).

Облигация – государственное долговое обязательство, дающее право её владельцу по истечении определённого срока получить обратно сумму долга и доход.

Номинальная стоимость облигации – денежная сумма, которую владелец облигации предоставляет государству, и, которая выплачивается владельцу в момент погашения. На неё же начисляются проценты.

Однако реальная стоимость облигации может быть больше или меньше номинала, т.к. облигации продаются по курсовой цене. Это отклонение от номинала называется курсовая разница и зависит от:

- величины номинального процента по облигациям;

- насыщенности рынка ценными бумагами;

- доверия населения правительству.

Обращение части вкладов населения в сберегательных банках в государственные займы осуществляется через специальные ценные бумаги (пример: казначейские сберегательные сертификаты) или путём оформления договоров (безоблигационный заём).

Казначейские ссуды – оказание помощи предприятиям и организациям за счёт бюджетных средств на принципах срочности, платности и возвратности, но на льготных условиях (Закон «О бюджете» предусматривает механизм выделения бюджетных ссуд за счёт средств, предусмотренных в бюджете; обычный уровень льготы – 0,5 ставки рефинансирования НБ РБ).

Условный государственный кредит – государство выступает гарантом займов, которые предоставляют резидентам РБ внешние источники (нерезиденты). Предоставление государственных гарантий регламентировано законами «О внутреннем государственном долге», «О внешнем государственном долге» и «О государственном бюджете», а также инструкцией «О государственных гарантиях».

Внешний кредит – совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заёмщика, кредитора или гаранта. Предоставление займов осуществляется за счёт государственного бюджета государства или специальных правительственных фондов. Основными кредиторами являются развитые страны и международные финансовые организации – Международный Валютный Фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Лондонский клуб, Парижский клуб.

 

3. Классификация государственных займов.

Виды облигаций:

А. по месту размещения:

- внутреннего займа;

- внешнего займа;

Б. по срокам погашения:

- краткосрочные (до 1 года);

- среднесрочные (до 5 лет);

- долгосрочные (свыше 5 лет);

В. по форме выплаты доходов:

- выигрышные: выплата доходов производится на основании тиража выигрыша – доходы выплачиваются по тем облигациям, чьи номера выиграли, одновременно погашается и сумма облигации; оставшиеся облигации участвуют в следующем тираже;

- процентные: выплата годовых процентов производится по каждой облигации отдельно путём срезания купонов, на которых обозначены суммы и срок выплаты;

- с нулевым купоном (дисконтные): продаются по цене ниже номинала, а выкупаются по номиналу; обычно применяются при краткосрочных займах;

Г. по наличию ценной бумаги:

- облигационные;

- безоблигационные.

В настоящее время в РБ облигационные займы представлены в основном государственными краткосрочными облигациями (ГКО) и государственными долгосрочными облигациями (ГДО). Облигации выпускаются Министерством финансов, размещаются для физических и юридических лиц на дисконтной основе, т.е. первичное размещение производится по цене ниже номинала на аукционе. Далее облигации могут обращаться на рынке ценных бумаг, и правительство РБ несёт обязательства погасить эти облигации по истечении срока обращения по номинальной стоимости.

Финансирование расходов капитального характера за счёт займов в определённых пределах имеет положительное значение: растяжение источника финансирования во времени путём выпуска займов позволяет переложить платежи по государственному кредиту на последующие поколения, которые будут пользоваться объектами, построенными за счёт государственного кредита. Таким образом, налоговое бремя распределяется справедливо.

Поскольку налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов по обслуживанию и погашению государственного кредита, то важное значение имеет, на что используется заем. Если построили что-то, приносящее прибыль, то заем погашается за счёт доходов, которые приносит этот объект. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов средств (военные, соц. расходы), единственный источник погашения – налоги или новый заем.

Выпуск и размещение новых займов для погашения старых – называется рефинансированием государственного долга.

 

4. Государственный кредит как инструмент регулирования экономики.

Государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики:

1). Регулирование денежного обращения: размещая займы среди разных групп инвесторов, государство изымает «лишние» деньги, и таким образом снижает платёжеспособный спрос. Если за счёт займа профинансированы инвестиции, то сокращается денежная масса в обращении. Если средства использованы для выдачи зарплаты бюджетникам, то денежная масса остается неизменной, происходит просто перераспределение денежных средств.

2). Выступая на финансовом рынке в качестве заёмщика, государство увеличивает спрос на заёмные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем больше спрос государства, тем выше уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Это вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции в сферу производства, и в то же время накапливать средства в виде ценных бумаг, погашение которых осуществляется за счёт налогов (а они сокращаются, т.к. деньги не вкладываются в производство), либо за счёт выпуска новых займов. Так создаются финансовые пирамиды, которые могут привести к дефолту (Россия – август 1998 года).

3). Государство регулирует хозяйственную деятельность предприятий через выдачу льготных кредитов (особенно малому предпринимательству), решает социальные вопросы через льготные кредиты населению, привлекает инвестиции через государственные гарантии.

 

5. Государственный долг. Управление государственным долгом.

С понятием государственного кредита тесно связано понятие государственного долга.

Государственный долг – это сумма задолженности (включая проценты) по обязательствам государства перед юридическими лицами – резидентами РБ, физическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Различают:

1. внутренний и

2. внешний государственный долг.

С точки зрения объёмов платежей различают:

1. капитальный государственный долг (вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств, включая проценты);

2. текущий государственный долг (расходы по выплате доходов кредиторам и исполнению обязательств, сроки оплаты которых уже наступили).

Выплаты текущего государственного долга (обслуживание государственного долга) осуществляется за счёт средств государственного бюджета.

Активность государства в качестве заёмщика служит индикатором его финансов: чем больше заимствований, чем тем хуже обстоит дело с государственным долгом, и тем глубже финансовый кризис государства. Нарастание государственного долга приводит к возрастанию расходов по его обслуживания даже без новых заимствований. При определённой величине государственного долга расходы по его обслуживанию могут превысить «красную черту» (25% от валютных поступлений), при этом вся выручка от экспорта в СКВ будет направляться на погашение кредитов и процентов по ним.

Ежегодно в РБ законодательно ограничиваются размеры государственного долга: в 2008г. лимит внешнего государственного долга установлен в размере 6 млрд. долл. США, а прирост внутреннего государственного долга не должен быть выше 3% от ВВП.

Управление государственным долгом

Для уменьшения государственного долга самым важным способом является уменьшение самой потребности в государственных займах: сокращение расходов на управление, оборону, поддержку отстающих отраслей и предприятий.

Уже существующая сумма государственного долга управляется с помощью следующих методов:

- рефинансирование государственного долга (выпуск и размещение новых займов для погашения старых);

- новация: соглашение между заёмщиком и кредитором по замене действующих обязательств на новые. При этом могут изменяться условия займа.

Информация о работе Лекции по «Теория финансов»