Лекции по «Теория финансов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 23:09, курс лекций

Описание работы

Тема 1 Сущность и функции финансов.
Тема 2 Финансовая система государства.
Тема 3 Финансовые ресурсы
Тема 4 Финансовая политика государства
Тема 5 Управление финансами
Тема 6 Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 7 Финансовый контроль
Тема 8 Государственный бюджет
Тема 9 Налоги в системе финансовых отношений
Тема 10 Социальная защита населения и социальное страхование
Тема 11 Государственный кредит

Файлы: 1 файл

Теория финансов.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

• Проверка (Исследование отдельных вопросов финансовой деятельности предприятия).

• Ревизия (Детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности с целью выявления нарушений законности, целесообразности и эффективности финансовой деятельности).

• Анализ (выявление причин нарушений финансовой дисциплины).

Проверки и ревизии – самые действенные методы финансового контроля (разница – в охвате проверяемых вопросов).

В процессе проведения проверок и ревизий используют различные приемы документального и фактического контроля.

Основные приемы документального контроля:

Формальная проверка (контроль правильности заполнения документов).

Арифметическая проверка (контроль правильности вычислений, таксировок, подсчетов итогов и т.п.)

Экспертная проверка (выявление подделок в документах).

Логическая проверка (сопоставление хозяйственной операции, отраженной в документе, с различными показателями, отражающими, была ли объективная возможность совершения этой операции).

Нормативно-правовая проверка (устанавливают соответствие совершенной операции законодательным актам).

Экономическая проверка (изучают экономическую целесообразность совершенной операции – был ли получен экономический эффект от нее).

Встречная проверка (проверяют, нет ли расхождений в документах проверяемого объекта и его партнеров).

Обратная калькуляция (обратный счет: используется при проверке размера необоснованного списания на производство при выпуске изделий: здесь по фактическому выпуску готовых изделий исчисляют расход сырья, исходя их норм расхода).

Аналитическая (счетная) проверка (проверяют согласованность показателей в балансе и аналитическом и синтетическом учете, в регистрах бухучета и первичных документах).

Основные приемы фактического контроля

Инвентаризация.

Контрольный обмер (организуется для определения фактически выполненного объема работ в строительстве, расчетов с другими предприятиями за выполненные работы и услуги).

Контрольный запуск сырья в производство.

Лабораторный анализ.

Контрольные проверки и др.

При проведении ревизий и аудита обычно используют целый комплекс методов и приемов финансового контроля.

 

Тема 8. Государственный бюджет и бюджетное устройство.

1. Сущность и роль бюджета государства в социально-экономическом развитии общества.

2. Бюджетное устройство и бюджетная система государства.

2.1 Категории и понятия бюджетного устройства.

2.2 Принципы построения бюджетной системы РБ.

2.3 Бюджетный процесс.

3. «Закон о государственном бюджете на текущий год».

3.1 Общее содержание закона о бюджете.

3.2 Состав и структура доходов государственного бюджета.

3.3 Состав и структура расходов государственного бюджета.

4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования.

5. Целевые бюджетные фонды: источники образования и направления их использования.

 

Нормативно-правовые акты: 1. « Закон о бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах» (Ведомости Национального собрания 1998г. №34). 2. «Закон о государственном бюджете на текущий год».

 

1. Сущность и роль бюджета государства в социально-экономическом развитии общества.

По своей внешней форме госбюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы и движение основной части централизованных финансовых ресурсов. Через госбюджет перераспределяется около половины национального дохода государства и около 75% денежных средств многих стран, это позволяет государству не только удовлетворить общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества. В процессе реализации финансового права в госбюджете собираются денежные ресурсы предприятий, населения и организаций в виде налогов и сборов. Таким образом, бюджет становится централизованным фондом денежных средств.

Госбюджет- это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.

Госбюджет, как финансовый план выполняет следующие функции:

1) Перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта (реализуется через перераспределение финансовых ресурсов между отраслями или территориями)

2) Государственное регулирование и стимулирование экономики (реализуется через налоговую политику)

3) Финансовое обеспечение социальной политики (обеспечиваются основные приоритеты социальной политики государства, поддержание социально-незащищённых слоёв населения)

4) Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Роль госбюджета в социально-экономическом развитии общества.

Госбюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, перераспределяя национальный доход, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику. В качестве средств прямого воздействия применяется субсидирование предприятий и организаций, государственные инвестиции в приоритетные отрасли и т. п. Косвенное воздействие осуществляется посредством маневрирования доходами бюджета - в основном через налоги (установлением ставок и льгот по налогообложению)- государство влияет на различные стороны хозяйствования, стимулирует или сдерживает развитие тех или иных отраслей. Государственное воздействие на социальное развитие осуществляется через финансирование здравоохранения, образования, социального обеспечения. Таким образом, через госбюджет осуществляются социальные программы, смягчающие имущественное неравенство, поддерживающие социально незащищённые слои населения. Разрабатывается и реализуется госбюджет через принятую государством на этот период бюджетную политику.

 

2. Бюджетное устройство и бюджетная система государства.

 

2.1 Категории и понятия бюджетного устройства

Бюджетное устройство государства подразумевает следующие элементы:

1) Бюджетную систему государства и принципы ее построения.

2) Бюджетный процесс.

3) Бюджетные права участников бюджетного процесса.

Основу бюджетного устройства составляет бюджетная система государства.

Бюджетная система – это основанная на государственном устройстве страны и правовых нормах бюджете страны совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований.

В разных государствах бюджетное устройство разное и зависит оно от государственного устройства, в основном выделяют два типа государственного устройства:

1) Двухуровневый тип - в унитарных государствах (Япония, Италия, Англия, Польша, Республика Беларусь). Ему соответствует двухуровневая бюджетная система:

а) Госбюджет.

б) Местные бюджеты.

2) Трёхуровневый тип – присущ федеративным государствам (Россия, США, Канада, Германия). Ему соответствует трёхуровневая бюджетная система:

а) Федеральный бюджет.

б) Бюджеты членов федерации.

в) Местные бюджеты.

Таким образом, бюджетная система Республики Беларусь включает:

1) Республиканский бюджет

2) Местные бюджеты:

а) областного уровня (областные города)

б) базового уровня (районные, городские городов областного подчинения)

в) первичного уровня (сельские, поселковые, городские городов районного подчинения)

Консолидированный бюджет – это совокупность бюджета соответствующего административного уровня и нижестоящих к этому уровню бюджетов. Например: консолидированный республиканский бюджет – это сам республиканский бюджет + бюджеты областей и города Минска (приравнен к областному).

 

2.2 Принципы построения бюджетной системы РБ

1) Единство бюджетной системы:

Бюджетная система строится на основании единой финансовой политики, единых законов, единых формах бюджетной документации и отчётности, на основании единой бюджетной классификации. Бюджетная классификация – это систематизированная группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета с присвоением кодов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджета, необходимую для объединения бюджетов разных уровней, анализа выполнения бюджета, а также даёт возможность использовать компьютерные технологии.

2) Самостоятельность бюджетов:

Республиканские и местные бюджеты всех уровней обеспечиваются каждый своими доходами и правом их распределения. Каждый уровень власти самостоятельно разрабатывает свой бюджет, утверждает и исполняет его. В законодательстве чётко оговорены права местных бюджетов в формировании доходной части и использовании средств бюджета на свои цели. Например: Закон о бюджете устанавливает перечень местных налогов и ограничивает верхний уровень ставок, а местные органы власти выбирают из этого перечня те налоги, которые они устанавливают на своей территории (в рамках установленных пределов тарифов).

3) Реальность бюджета – означает, что показатели бюджета должны рассчитываться с учётом обоснованных норм и быть реальными для выполнения.

4) Полнота бюджетов – бюджеты должны содержать все необходимые источники доходов и расходов.

5) Гласность – реализуется через принятие законов и постановлений по бюджетам и публикацию в печати. Проекты бюджетов обсуждаются в органах государственного управления, комиссиях, широко обсуждаются в средствах массовой информации.

 

2.3 Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это регламентированная деятельность государственных органов по:

1) составлению,

2) рассмотрению,

3) утверждению,

4) исполнению госбюджета.

Бюджетный период – это срок, на который составляется бюджет. Обычно - это год, причем бюджетный год не всегда совпадает с календарным: В США он начинается с 1 октября, в Японии и Германии - с 1 апреля. В РБ бюджетный год совпадает с календарным.

Рассмотрим этапы бюджетного процесса в РБ:

1 этап. Составление проекта бюджета (в срок до 1 октября предшествующего года). Непосредственное участие принимает Министерство финансов и местные финансовые органы. Исходные данные для составления проекта бюджета:

а) Параметры прогноза социально-экономического развития (должны быть подготовлены до 1 августа текущего года)

б) Результаты выполнения бюджета текущего года.

в) Направления бюджетно-финансовой политики государства.

При работе над доходной и расходной частью бюджета используют следующие методы:

- Автоматический – итоги выполнения бюджета прошлого года по доходам и расходам переносятся в новый бюджет.

- Мажорации и минорации – делается статистическая обработка данных за несколько лет, определяется тенденция ряда (тренд) и по нему корректируются статьи в сторону увеличения или уменьшения.

- Непосредственной оценки – базируется на изучении реальной конъюнктуры. Заканчивается этот этап разработкой проекта консолидированного бюджета, в котором увязаны показатели бюджетов различных уровней. В процессе разработки консолидированного бюджета возникает необходимость в регулировании бюджетов.

Регулирование бюджетов – это перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами с целью достижения их сбалансированности.

Регулирование местных бюджетов достигается через:

1) Регулирующие доходы – это республиканские налоги, часть которых распределяется между республиканским и местными бюджетами по нормативам, установленным Законом о бюджете.

2) Дотации – это безвозмездная передача доходов в твёрдой сумме из вышестоящего бюджета к нижестоящему, если регулирующих налогов недостаточно.

3) Субвенции – средства, выделяемые вышестоящими бюджетами на конкретные цели (долевое участие вышестоящего бюджета в расходах нижестоящего). Указываются конкретные суммы и сроки.

4) Субсидии – это выделение денежных средств для выравнивания уровня социально - экономического развития соответствующего региона.

Подготовленный Министерством финансов проект бюджета передается на рассмотрение Правительства РБ. Одобренный Правительством проект бюджета представляется на рассмотрение Президента. На этом этапе может возникнуть необходимость в изменении некоторых законодательных актов (чаще всего в налоговом законодательстве). В этом случае проекты соответствующих законов до внесения проекта Закона о бюджете или вместе с ним направляются на рассмотрение Национального собрания РБ.

2 этап. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета Национальным собранием (должно пройти до 1 января). При обсуждении проекта бюджета в комиссиях Национального собрания могут вноситься различные поправки. Например, если в проекте бюджета заложен дефицит, при обсуждении его выдвигаются предложения по увеличению доходов и уменьшению расходной части бюджета. При необходимости прибегают к секвестру. Секвестр – это пропорциональное сокращение расходов по незащищённым статьям бюджета. Защищённые статьи – это статьи расходов бюджета, по которым запрещается сокращение запланированных сумм. В частности, в «Законе о бюджете РБ» защищенными обычно объявляются статьи расходов:

1. Зарплата.

2. Начисления на зарплату.

3. Трансферты населению.

4. Продукты питания.

5. Медикаменты и перевязочные средства.

6. Проценты по госдолгу.

Информация о работе Лекции по «Теория финансов»