Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 23:09, курс лекций
Тема 1 Сущность и функции финансов.
Тема 2 Финансовая система государства.
Тема 3 Финансовые ресурсы
Тема 4 Финансовая политика государства
Тема 5 Управление финансами
Тема 6 Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 7 Финансовый контроль
Тема 8 Государственный бюджет
Тема 9 Налоги в системе финансовых отношений
Тема 10 Социальная защита населения и социальное страхование
Тема 11 Государственный кредит
Направления расходования – по решению Президента РБ.
8) Государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения
Основные источники:
1. Отчисления субъектов хозяйствования в размере 35% от фонда оплаты труда.
2. Отчисления физических лиц – 1% от начисленного заработка.
Расходование: выплаты по следующим основным направлениям:
-пенсии (по старости, инвалидности, потере кормильца и т.п.);
-пособия по временной нетрудоспособности;
-финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения;
-пособия семьям, воспитывающим детей.
Тема 9. Налоги в системе финансовых отношений.
1. Налоговая система государства и основные принципы её формирования.
2. Налоги, их функции. Классификация налогов.
3. Характеристика существующей системы налогообложения в РБ. Перечень и краткая характеристика налогов, платежей, сборов в РБ.
4. Недостатки существующей налоговой системы, тенденции и направления реформирования налогообложения в РБ.
Нормативно – правовые акты: Налоговый кодекс РБ. (общая часть). НРПА, 2003г. №4 2/920.
1. Налоговая система государства и основные принципы её формирования.
Природа налогов очень противоречива. С одной стороны, налоги призваны обеспечить достаточное денежное поступление в бюджет, с другой стороны объёмы изъятий налогов должны быть таковы, чтобы не мешать, а способствовать развитию экономики. Это противоречие разрешить довольно трудно и в мировой практике постепенно выработались те основные правила и механизмы, соблюдения которых обеспечит достаточную доходность налоговой системы и одновременно её нейтральность к темпам роста производства, инвестиций, экспорта.
Налоговая система – это совокупность налоговых пошлин, сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Принципы создания налоговых систем:
Классические принципы (А. Смит):
1) Принцип справедливости (равномерности): граждане каждого государства принимают материальное участие в обеспечении производства соразмерно своим доходам (богатые платят больше, бедные - меньше).
2) Принцип определённости: сумма, способ и время платежа налога должны быть точно известны плательщику заранее.
3) Принцип удобства: налог должен взиматься в такое время и таким образом, который наиболее удобен для плательщика (все формальности должны быть максимально упрощены и уплата налога должна быть максимально приближена ко времени получения дохода).
4) Принцип экономичности: – у плательщиков должна оставаться сумма денежных средств для развития и расширения производства, накопления капитала и расходы по сбору налогов должны быть минимальными.
К этим принципам со временем добавились:
1) Принцип однократности обложения одного и того же объекта за один и тот же период.
2) Принцип стабильности налоговой системы – неизменность налоговых ставок и способов обложения в течение более или менее длительного времени.
3) Принцип оптимальности налоговых изъятий – обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц. Здесь подразумевается, что налоговая нагрузка на экономику должна быть оптимальной. Налоговая нагрузка – определяется отношением общей суммы налогов, уплачиваемых в бюджет государства, к объему ВВП.
По мнению большинства экономистов, оптимальный уровень налоговых изъятий находится в пределах 20 - 30%.
2. Налоги, их функции. Классификация налогов.
Налоги – обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно взимаемые государством в форме перераспределения части совокупного общего продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Функции налогов:
1) Фискальная – обеспечивает бесперебойное обеспечение государства финансовыми ресурсами.
2) Распределительная – часть совокупного общественного продукта через налоги перераспределяется на общественные нужды.
3) Регулирующая и стимулирующая – налоги активно влияют на общественное производство, стимулируют или сдерживают его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или сужая платежеспособный спрос.
4) Контрольная – контролируется полнота и своевременность налоговых поступлений в бюджет.
Классификация налогов:
1. По способу изъятия:
а) Прямые.
б) Косвенные.
2. По субъектам уплаты:
а) От физических
б) От юридических лиц.
3. По источникам уплаты:
а) Из прибыли.
б) От выручки.
в) Включаемые в себестоимость.
г) Из зарплаты физических лиц.
4. По уровням управления:
а) Республиканские налоги.
б) Местные налоги.
5. По полноте использования налогов:
а) Закреплённые.
б) Регулирующие.
Наибольший интерес представляет деление налогов (по способу изъятия) на прямые и косвенные. Прямые – взимаются с доходов или имущества налогоплательщика (налог на прибыль, доходы, землю, недвижимость). Косвенные – налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу и взимаются в процессе потребления товаров или услуг (платит покупатель). Примеры – НДС, акциз. Косвенные налоги всегда более доходны и легко собираются, но именно они оказывают наиболее сильное искажающее влияние на экономику. Поэтому в развитых странах отчисления косвенных налогов в бюджет не превышают 30%. Напротив, в налоговой системе развивающихся стран с переходной экономикой косвенные налоги доминируют (от 50 до 70% доходов бюджета). Примерно такая ситуация и в РБ. Причём у нас в состав косвенных налогов, кроме общепринятых (НДС, акциз) включено много мелких сборов и отчислений (отчисления в целевые бюджетные фонды – 3%; налог с продаж в розничной торговле; налог на услуги). Их доля составляет более 20% доходов бюджета и примерно 10% общей налоговой нагрузки на экономику. В мировой практике использование таких налогов допускается только по отдельным товарам с предельной ставкой до 1 – 2%. Такие сборы и отчисления оказывают давление на цены, «вымывают» оборотные средства предприятий, подрывают их конкурентоспособность.
2. Характеристика существующей системы налогообложения в РБ. Перечень и краткая характеристика налогов, платежей, сборов в РБ.
Налоговая терминология:
Субъект налогообложения – юридическое или физическое лицо, обязанное платить налоги;
Объект налогообложения – предмет, действие, доход, имущество и т.п., которые облагаются налогом;
Налогооблагаемая база – часть стоимости объекта налогообложения (с учетом всех льгот), используемая для расчета суммы налога
Налоговая ставка - величина налога в расчете на единицу налогообложения (в процентах, твердой сумме и т.д.)
Характеристику существующей налоговой системы РБ удобно провести, воспользовавшись классификацией налогов по источнику уплаты. По состоянию на 2007 год налоговая система РБ включает следующие основные налоги и платежи:
Классификация налогов РБ по источникам уплаты. (по каждому налогу дается краткая характеристика: налогооблагаемая база, основные ставки, направление перечисления платежа)
Налоги с организаций:
1. Налоги и платежи, включаемые в цену и уплачиваемые из выручки от реализации.
В 2007 году Законом о бюджете регламентирован следующий перечень и последовательность включения налогов в отпускную цену:
акциз, отчисления в целевые бюджетные фонды, НДС.
Для предприятий розничной торговли или сферы услуг, сверх этих налогов может включаться местный налог – налог с продаж в розничной торговле или налог на услуги (для предприятий сферы услуг). Исходя из вышесказанного, перечень налогов из выручки будет следующим:
- НДС (налог на добавленную стоимость). НБ - выручка от реализации (оборот по реализации), основные ставки:18%, 10%, 0%. Делится между республиканским и местным бюджетом.
- ЦБФ (Отчисления в целевые бюджетные фонды). НБ = Выручка – НДС. Ставка= 2%, перечисляется в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей.
- А (Акциз). Облагаются только подакцизные товары. Список подакцизных товаров ежегодно пересматривается и утверждается Правительством РБ. Ставки акциза могут быть адвалорными (в процентах от налогооблагаемой базы; тогда НБ = Выручка - НДС – ЦБФ), или твердыми (специфическими), связанными с физическими характеристиками налогооблагаемого товара. Если – по твердым (специфическим) ставкам, то сумма налога определяется, как произведение установленной на данный товар ставки на объем подакцизных товаров в натуральном выражении. Налог в основном направляется в республиканский бюджет (по некоторым товарам – в местные бюджеты).
2. Налоги и платежи, включаемые в себестоимость.
- ФСЗН (отчисления в фонд соцзащиты населения) Основная ставка 35% от фонда оплаты труда (ФОТ – это налогооблагаемая база).
- ЗН (Земельный налог). НБ - площадь земельного участка. В соответствии с кадастровой оценкой предприятие получает информацию о стоимости 1 гектара земельного участка, на котором оно располагается. Налог рассчитывается как произведение площади участка на тариф в соответствии с кадастровой оценкой. Налог направляется в местные бюджеты.
-ЭН (Экологический налог). Это комплексный налог, включающий в основном:
- платежи за использование природных ресурсов,
- плату за выбросы вредных веществ в окружающую среду.
Особенность налога в том, что для каждого предприятия установлен лимит добычи природных ресурсов и лимит выброса вредных веществ конкретного вида. В пределах лимита предприятию установлена ставка налога за единицу добычи или выброса. Если организацией лимит превышен, тогда ставка налога резко увеличивается (по существующему положению: по добыче - в 10 раз, а по выбросам - в 15 раз). Организация не имеет права включать сумму превышения в себестоимость, а платит из чистой прибыли. Экологический налог служит основным источником пополнения республиканского целевого бюджетного фонда охраны природы.
-ИФ (Отчисления в инновационные фонды). Ставка 0,25% от себестоимости продукции прошлого месяца (для некоторых министерств установлены повышенные ставки).
3. Налоги из прибыли:
- НН (Налог на недвижимость). НБ – остаточная стоимость основных средств предприятия. Основная ставка 1%, направляется в местные бюджеты.
- НП (Налог на прибыль). НБ = прибыль отчётного периода минус налог на недвижимость, минус прибыль льготируемая. Ставка – 24%, делится между республиканским и местным бюджетом.
Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты указанных налогов, организация платит местные налоги, основными из которых являются
- ЦС (целевые сборы, включают обычно сбор на инфраструктуру города плюс транспортный сбор). Основная ставка 3%.
Налоги с физических лиц.
• ПН (Подоходный налог). НБ – все виды доходов физических лиц. Ставка – прогрессивная, от 9 до 25%. НБ рассчитывается, как сумма начисленной зарплаты нарастающим итогом с начала года. Направляется в местный бюджет.
• Отчисления в ФСЗН (Пенсионный фонд) – 1% от начисленной зарплаты.
• НН (Налог на недвижимость). НБ – остаточная стоимость недвижимости. Ставка – около 0,1%. Направляется в местный бюджет.
• НЗ (Налог на землю). Определяется согласно кадастровой оценке (так же, как и у предприятий). Идет в местный бюджет.
4. Недостатки существующей налоговой системы, тенденции и направления реформирования налогообложения в РБ.
Современная система налогообложения в нашей стране создавалась в условиях экономического кризиса, перехода от командно – административной к рыночной системе хозяйствования, в условиях обособления экономики РБ. Поэтому существовали объективные трудности, с которыми столкнулись ее разработчики:
1.Она формировалась при слабом развитии налоговых отношений, которые охватывали в основном физических лиц.
2.В стране не было четкой налоговой политики, зато имелись нестабильность экономики и высокая инфляция.
3.Отсутствовала своя научная школа в области налогообложения. Не было специалистов.
4.Субъекты хозяйствования крайне отрицательно воспринимали введение тех или иных налогов. Поэтому требовалось обеспечить строгий учет и контроль.
В результате существующая налоговая система имеет следующие недостатки:
1. Налоги носят в основном фискальный характер (при решении вопроса о налогах главным выступает доходность бюджета, не придается значения регулирующей и стимулирующей функциям, а именно они способствуют экономическому росту государства).