Лекции по «Теория финансов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 23:09, курс лекций

Описание работы

Тема 1 Сущность и функции финансов.
Тема 2 Финансовая система государства.
Тема 3 Финансовые ресурсы
Тема 4 Финансовая политика государства
Тема 5 Управление финансами
Тема 6 Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 7 Финансовый контроль
Тема 8 Государственный бюджет
Тема 9 Налоги в системе финансовых отношений
Тема 10 Социальная защита населения и социальное страхование
Тема 11 Государственный кредит

Файлы: 1 файл

Теория финансов.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

7. Погашение госдолга

8.Оплата расходов по научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Трансферты населению – средства для финансирования обязательных выплат населению, дополняющие личный доход и необусловленные какими-либо встречными обязательствами (стипендии, пенсии, пособия, компенсации и т. д.)

Право вносить в бюджет поправки называется бюджетной инициативой. Существует 3 вида бюджетной инициативы:

а) правительственная

б) парламентская

в) смешанная (и парламент и правительство имеют право вносить изменения в бюджет).

Утвержденный и подписанный Президентом бюджет принимает силу закона.

3 этап. Исполнение бюджета (с 1 января в течение финансового года).

Кассовое исполнение бюджета может быть проведено двумя способами:

1) Казначейский.

2) Банковский.

В РБ – казначейский: Главное государственное казначейство принимает доходы и производит расходы с единого казначейского счета. Денежные средства перечисляются непосредственно в адрес поставщика товаров и услуг для бюджетного сектора, минуя зачисление на счета распорядителей средств. Механизм исполнения бюджета через систему казначейства позволяет ускорить расчеты, дает возможность широко маневрировать государственными финансовыми ресурсами и контролировать целевое использование средств бюджета.

4 этап. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета (до 1 июня года, следующего за отчетным).

Таким образом, от подготовки проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении проходит не менее 2лет. Этот период называется бюджетным циклом.

 

3. «Закон о государственном бюджете на текущий год».

 

3.1 Общее содержание закона о бюджете.

Перечислим некоторые основные статьи «Закона о бюджете РБ»:

Первая статья Закона утверждает общую сумму расходов и доходов бюджета, а также сумму бюджетного дефицита или профицита.

Далее в «Законе о бюджете» в соответствующих статьях представлена следующая информация:

- Перечень целевых бюджетных фондов.

- Распределение доходов между республиканскими и местными бюджетами и нормативы отчислений в местные бюджеты

- Местные налоги и сборы.

- Перечень защищённых статей

- Доходы и расходы целевых бюджетных фондов

- Размер прироста внутреннего госдолга

- Предельный размер гарантий по кредитам

- Лимит внешнего госдолга

- Права местных органов власти на изменение условий и ставок местных налогов

- Очерёдность включения в отпускные цены налогов и сборов из выручки от реализации продукции.

Подробно содержание этого документа следует изучать по оригинальному тексту «Закона о бюджете».

К закону «О бюджете» даются Приложения, из них основные:

- Источники финансирования дефицита бюджета.

- Доходы бюджета.

- Расходы бюджета по функциональной бюджетной классификации.

- Расходы бюджета по ведомственной бюджетной классификации.

- Перечень государственных программ, финансируемых из средств госбюджета.

- Доходы и расходы целевых бюджетных фондов.

- Перечень кредитных линий по кредитам, обслуживаемых за счет бюджетных средств.

 

3.2 Состав и структура доходов государственного бюджета.

Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь формируются по следующим основным направлениям:

1. Налоговые доходы. Сюда включены:

- налоги на доходы и прибыль;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- экологический налог;

-налог на приобретение автомобильных транспортных средств;

- таможенные сборы и пошлины;

- прочие налоги, сборы, платежи.

2. Взносы на государственное социальное страхование.

3. Неналоговые доходы. К ним относятся:

- доходы от использования государственного имущества (проценты за пользование денежными средствами бюджетов; дивиденды по акциям и доходы от вкладов государства в уставные фонды предприятий);

- доходы от предпринимательской деятельности государства (от сдачи в аренду земельных участков и госимущества, административные сборы и госпошлины и т.п.)

- административные штрафы и экономические санкции.

Особенностью госбюджетов последних лет является присоединение к доходной части средств Фонда социальной защиты населения, доля которых составляет около 30% всех поступлений.

Подавляющая часть доходной части бюджета РБ формируется за счет налоговых поступлений, однако в последние годы наметилась тенденция сокращения доли налоговых и увеличения неналоговых доходов. Причина в том, что общая налоговая нагрузка на экономику РБ и так слишком высока и резервы увеличения доходной части за счет налогов исчерпаны.

 

3.3 Состав и структура расходов государственного бюджета.

Расходы республиканского бюджета РБ в «Законе о бюджете» обычно представлены по двум классификациям: функциональной и отраслевой (в разрезе министерств и ведомств).

Наибольший интерес представляет функциональная классификация, которая предусматривает следующие направления государственных расходов:

- государственное управление (содержание законодательной, исполнительной власти, международная деятельность, государственные резервные фонды и т.п.);

- национальная оборона и правоохранительная деятельность;

- национальная экономика (финансирование отдельных отраслей и предприятий);

- охрана окружающей среды;

- жилищно – коммунальное хозяйство;

- здравоохранение;

- физкультура и спорт;

- культура;

- образование;

- социальная политика.

Особое внимание в условиях развития рыночных отношений уделяется социальной защите незащищенных слоев населения. Бюджет РБ последние несколько лет называют «социально ориентированным». Это выражается в дополнительных расходах государства на мероприятия по повышению уровня минимальной заработной платы, увеличению пособий и различного рода компенсаций. Вместе с тем развитие рыночных отношений в непроизводственной сфере и ограниченные возможности бюджета в условиях бюджетного дефицита требуют привлечения внебюджетных источников для финансирования социально-культурных учреждений на основе расширения сферы платных услуг.

Постепенно сокращается поддержка различных отраслей экономики, однако невозможно полностью отказаться от бюджетного финансирования, так как проблемы стабилизации экономики и поддержки предпринимательства требуют финансовой помощи государства. Ресурсы бюджета должны направляться в приоритетные отрасли экономики через льготные кредиты, бюджетные ссуды и прямое инвестирование, что обеспечит реализацию важнейших государственных программ и повышение эффективности общественного производства.

Более подробную информацию по содержанию и структуре доходной и расходной частей госбюджета найдете в «Приложениях к «Закону о бюджете РБ на текущий год»».

 

4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования.

Если в бюджете доходы равны расходам, то бюджет называют сбалансированным. В реальности расходы могут быть больше доходов, тогда это бюджетный дефицит, либо доходы больше расходов – профицит. Во многих государствах чаще всего бывает дефицит бюджета.

Основные причины дефицита бюджета:

1) Спад общественного производства.

2) Завышенные расходы на социальные программы.

3) Завышение расходов на оборону.

4) Рост теневого сектора экономики и т. д.

Бюджетный дефицит сам по себе не обязательно свидетельствует о чрезвычайном положении экономики. Всё зависит от реальных причин его возникновения. Если финансовые ресурсы, составляющие бюджетный дефицит, направлены на развитие экономики, на финансирование приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и налогов с излишком перекроет затраты. Кроме этого, вследствие вложения денег в крупные государственные проекты обычно возникают новые рабочие места. Таким образом, бюджетный дефицит порождает оживление в экономике. Если же правительство не имеет чёткой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускается с целью залатать финансовые дыры, тогда дефицит неизбежно порождает отрицательные моменты в экономике – рост безработицы, инфляцию и т. п. Самая главная опасность в том, что постоянный и увеличивающийся дефицит бюджета ведёт к увеличению государственного долга.

В РБ последние годы бюджет формируется с дефицитом. В «Законе о бюджете» указываются источники финансирования дефицита бюджета:

1) Внутреннее финансирование.

-Источники, получаемые от Национального банка РБ (эмиссия).

-Источники, получаемые от банков, юридических и физических лиц (выпуск и размещение облигаций и иных ценных бумаг).

-Поступления от реализации принадлежащего государству имущества.

- Заёмные средства, привлекаемые из целевых бюджетных фондов.

2) Внешнее финансирование.

-Кредиты международных организаций и кредиты правительств международных государств.

Внешние кредиты предоставляются Международным валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития, а также правительствами разных государств. С привлечением средств для финансирования дефицита бюджета связано образование государственного долга. «Законом о госбюджете» объёмы государственного долга ограничиваются. Так, в 2007 году по внутреннему долгу прирост не должен превышать 3% от ВВП, а по внешнему долгу установлен лимит в пределах 2 млрд. долларов США.

 

5. Целевые бюджетные фонды: источники образования и направления их использования.

Целевой бюджетный фонд – это фонд денежных средств в составе бюджета, образуемый за счёт доходов целевого назначения и используемый по целевому назначению.

Перечень ЦБФ каждый год меняется. Также меняются условия и нормативы их образования и использования.

В частности, в 2008 году при республиканском бюджете образованы следующие государственные целевые бюджетные фонды:

-республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

-республиканский дорожный фонд;

-республиканский фонд охраны природы;

-фонд национального развития;

-фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья;

-фонд универсального обслуживания;

-инновационные фонды.

К республиканскому бюджету также присоединены средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты РБ.

Рассмотрим подробнее источники образования и направления использования целевых бюджетных фондов бюджета 2008г:

1) Республиканский Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.

Основной источник образования:

1. Отчисления субъектов хозяйствования из выручки от реализации – 2%. Направления расходования: льготные кредиты, дотации и капитальные вложения в сельскохозяйственные предприятия.

2) Республиканский Дорожный фонд

Основной источник образования:

1. Налог на приобретение транспортных средств

2. Плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автодорогам РБ.

3. Плата за проезд автомобилей иностранных государств по дорогам РБ.

Расходование: на строительство, реконструкцию и ремонт дорог.

3) Республиканский фонд охраны природы

Основной источник образования:

1. Экологический налог.

2. Штрафы за нарушение условий природопользования.

Расходование: природоохранные мероприятия, строительство очистных сооружений, содержание заповедников.

4) Инновационные фонды

Источники: Отчисления субъектов хозяйствования в размере 0,25% от себестоимости выпускаемой продукции прошлого месяца. Для отдельных отраслей установлены повышенные нормативы (подробнее смотрите в «Законе о бюджете на текущий год»)

Расходование: капиталовложения в инновационные программы.

5. Государственный фонд универсального обслуживания

6. Фонд национального развития.

Источник – часть прибыли отдельных высокорентабельных предприятий.

Направления расходования – по решению Президента РБ.

7. Фонд организации сбора и использования отходов в качестве вторсырья.

Источники – плата за использование природных ресурсов (экологический налог) в части платежей за производство или импорт стеклянной и бумажной (либо картонной) тары.

Информация о работе Лекции по «Теория финансов»