Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 23:09, курс лекций
Тема 1 Сущность и функции финансов.
Тема 2 Финансовая система государства.
Тема 3 Финансовые ресурсы
Тема 4 Финансовая политика государства
Тема 5 Управление финансами
Тема 6 Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 7 Финансовый контроль
Тема 8 Государственный бюджет
Тема 9 Налоги в системе финансовых отношений
Тема 10 Социальная защита населения и социальное страхование
Тема 11 Государственный кредит
7. Погашение госдолга
8.Оплата расходов по научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Трансферты населению – средства для финансирования обязательных выплат населению, дополняющие личный доход и необусловленные какими-либо встречными обязательствами (стипендии, пенсии, пособия, компенсации и т. д.)
Право вносить в бюджет поправки называется бюджетной инициативой. Существует 3 вида бюджетной инициативы:
а) правительственная
б) парламентская
в) смешанная (и парламент и правительство имеют право вносить изменения в бюджет).
Утвержденный и подписанный Президентом бюджет принимает силу закона.
3 этап. Исполнение бюджета (с 1 января в течение финансового года).
Кассовое исполнение бюджета может быть проведено двумя способами:
1) Казначейский.
2) Банковский.
В РБ – казначейский: Главное государственное казначейство принимает доходы и производит расходы с единого казначейского счета. Денежные средства перечисляются непосредственно в адрес поставщика товаров и услуг для бюджетного сектора, минуя зачисление на счета распорядителей средств. Механизм исполнения бюджета через систему казначейства позволяет ускорить расчеты, дает возможность широко маневрировать государственными финансовыми ресурсами и контролировать целевое использование средств бюджета.
4 этап. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета (до 1 июня года, следующего за отчетным).
Таким образом, от подготовки проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении проходит не менее 2лет. Этот период называется бюджетным циклом.
3. «Закон о государственном бюджете на текущий год».
3.1 Общее содержание закона о бюджете.
Перечислим некоторые основные статьи «Закона о бюджете РБ»:
Первая статья Закона утверждает общую сумму расходов и доходов бюджета, а также сумму бюджетного дефицита или профицита.
Далее в «Законе о бюджете» в соответствующих статьях представлена следующая информация:
- Перечень целевых бюджетных фондов.
- Распределение доходов между республиканскими и местными бюджетами и нормативы отчислений в местные бюджеты
- Местные налоги и сборы.
- Перечень защищённых статей
- Доходы и расходы целевых бюджетных фондов
- Размер прироста внутреннего госдолга
- Предельный размер гарантий по кредитам
- Лимит внешнего госдолга
- Права местных органов власти на изменение условий и ставок местных налогов
- Очерёдность включения в отпускные цены налогов и сборов из выручки от реализации продукции.
Подробно содержание этого документа следует изучать по оригинальному тексту «Закона о бюджете».
К закону «О бюджете» даются Приложения, из них основные:
- Источники финансирования дефицита бюджета.
- Доходы бюджета.
- Расходы бюджета по функциональной бюджетной классификации.
- Расходы бюджета по ведомственной бюджетной классификации.
- Перечень государственных программ, финансируемых из средств госбюджета.
- Доходы и расходы целевых бюджетных фондов.
- Перечень кредитных линий по кредитам, обслуживаемых за счет бюджетных средств.
3.2 Состав и структура доходов государственного бюджета.
Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь формируются по следующим основным направлениям:
1. Налоговые доходы. Сюда включены:
- налоги на доходы и прибыль;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- экологический налог;
-налог на приобретение автомобильных транспортных средств;
- таможенные сборы и пошлины;
- прочие налоги, сборы, платежи.
2. Взносы на государственное социальное страхование.
3. Неналоговые доходы. К ним относятся:
- доходы от использования государственного имущества (проценты за пользование денежными средствами бюджетов; дивиденды по акциям и доходы от вкладов государства в уставные фонды предприятий);
- доходы от предпринимательской деятельности государства (от сдачи в аренду земельных участков и госимущества, административные сборы и госпошлины и т.п.)
- административные штрафы и экономические санкции.
Особенностью госбюджетов последних лет является присоединение к доходной части средств Фонда социальной защиты населения, доля которых составляет около 30% всех поступлений.
Подавляющая часть доходной части бюджета РБ формируется за счет налоговых поступлений, однако в последние годы наметилась тенденция сокращения доли налоговых и увеличения неналоговых доходов. Причина в том, что общая налоговая нагрузка на экономику РБ и так слишком высока и резервы увеличения доходной части за счет налогов исчерпаны.
3.3 Состав и структура расходов государственного бюджета.
Расходы республиканского бюджета РБ в «Законе о бюджете» обычно представлены по двум классификациям: функциональной и отраслевой (в разрезе министерств и ведомств).
Наибольший интерес представляет функциональная классификация, которая предусматривает следующие направления государственных расходов:
- государственное управление (содержание законодательной, исполнительной власти, международная деятельность, государственные резервные фонды и т.п.);
- национальная оборона и правоохранительная деятельность;
- национальная экономика (финансирование отдельных отраслей и предприятий);
- охрана окружающей среды;
- жилищно – коммунальное хозяйство;
- здравоохранение;
- физкультура и спорт;
- культура;
- образование;
- социальная политика.
Особое внимание в условиях развития рыночных отношений уделяется социальной защите незащищенных слоев населения. Бюджет РБ последние несколько лет называют «социально ориентированным». Это выражается в дополнительных расходах государства на мероприятия по повышению уровня минимальной заработной платы, увеличению пособий и различного рода компенсаций. Вместе с тем развитие рыночных отношений в непроизводственной сфере и ограниченные возможности бюджета в условиях бюджетного дефицита требуют привлечения внебюджетных источников для финансирования социально-культурных учреждений на основе расширения сферы платных услуг.
Постепенно сокращается поддержка различных отраслей экономики, однако невозможно полностью отказаться от бюджетного финансирования, так как проблемы стабилизации экономики и поддержки предпринимательства требуют финансовой помощи государства. Ресурсы бюджета должны направляться в приоритетные отрасли экономики через льготные кредиты, бюджетные ссуды и прямое инвестирование, что обеспечит реализацию важнейших государственных программ и повышение эффективности общественного производства.
Более подробную информацию по содержанию и структуре доходной и расходной частей госбюджета найдете в «Приложениях к «Закону о бюджете РБ на текущий год»».
4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования.
Если в бюджете доходы равны расходам, то бюджет называют сбалансированным. В реальности расходы могут быть больше доходов, тогда это бюджетный дефицит, либо доходы больше расходов – профицит. Во многих государствах чаще всего бывает дефицит бюджета.
Основные причины дефицита бюджета:
1) Спад общественного производства.
2) Завышенные расходы на социальные программы.
3) Завышение расходов на оборону.
4) Рост теневого сектора экономики и т. д.
Бюджетный дефицит сам по себе не обязательно свидетельствует о чрезвычайном положении экономики. Всё зависит от реальных причин его возникновения. Если финансовые ресурсы, составляющие бюджетный дефицит, направлены на развитие экономики, на финансирование приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и налогов с излишком перекроет затраты. Кроме этого, вследствие вложения денег в крупные государственные проекты обычно возникают новые рабочие места. Таким образом, бюджетный дефицит порождает оживление в экономике. Если же правительство не имеет чёткой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускается с целью залатать финансовые дыры, тогда дефицит неизбежно порождает отрицательные моменты в экономике – рост безработицы, инфляцию и т. п. Самая главная опасность в том, что постоянный и увеличивающийся дефицит бюджета ведёт к увеличению государственного долга.
В РБ последние годы бюджет формируется с дефицитом. В «Законе о бюджете» указываются источники финансирования дефицита бюджета:
1) Внутреннее финансирование.
-Источники, получаемые от Национального банка РБ (эмиссия).
-Источники, получаемые от банков, юридических и физических лиц (выпуск и размещение облигаций и иных ценных бумаг).
-Поступления от реализации принадлежащего государству имущества.
- Заёмные средства, привлекаемые из целевых бюджетных фондов.
2) Внешнее финансирование.
-Кредиты международных организаций и кредиты правительств международных государств.
Внешние кредиты предоставляются Международным валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития, а также правительствами разных государств. С привлечением средств для финансирования дефицита бюджета связано образование государственного долга. «Законом о госбюджете» объёмы государственного долга ограничиваются. Так, в 2007 году по внутреннему долгу прирост не должен превышать 3% от ВВП, а по внешнему долгу установлен лимит в пределах 2 млрд. долларов США.
5. Целевые бюджетные фонды: источники образования и направления их использования.
Целевой бюджетный фонд – это фонд денежных средств в составе бюджета, образуемый за счёт доходов целевого назначения и используемый по целевому назначению.
Перечень ЦБФ каждый год меняется. Также меняются условия и нормативы их образования и использования.
В частности, в 2008 году при республиканском бюджете образованы следующие государственные целевые бюджетные фонды:
-республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
-республиканский дорожный фонд;
-республиканский фонд охраны природы;
-фонд национального развития;
-фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья;
-фонд универсального обслуживания;
-инновационные фонды.
К республиканскому бюджету также присоединены средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты РБ.
Рассмотрим подробнее источники образования и направления использования целевых бюджетных фондов бюджета 2008г:
1) Республиканский Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.
Основной источник образования:
1. Отчисления субъектов хозяйствования из выручки от реализации – 2%. Направления расходования: льготные кредиты, дотации и капитальные вложения в сельскохозяйственные предприятия.
2) Республиканский Дорожный фонд
Основной источник образования:
1. Налог на приобретение транспортных средств
2. Плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автодорогам РБ.
3. Плата за проезд автомобилей иностранных государств по дорогам РБ.
Расходование: на строительство, реконструкцию и ремонт дорог.
3) Республиканский фонд охраны природы
Основной источник образования:
1. Экологический налог.
2. Штрафы за нарушение условий природопользования.
Расходование: природоохранные мероприятия, строительство очистных сооружений, содержание заповедников.
4) Инновационные фонды
Источники: Отчисления субъектов хозяйствования в размере 0,25% от себестоимости выпускаемой продукции прошлого месяца. Для отдельных отраслей установлены повышенные нормативы (подробнее смотрите в «Законе о бюджете на текущий год»)
Расходование: капиталовложения в инновационные программы.
5. Государственный фонд универсального обслуживания
6. Фонд национального развития.
Источник – часть прибыли отдельных высокорентабельных предприятий.
Направления расходования – по решению Президента РБ.
7. Фонд организации сбора и использования отходов в качестве вторсырья.
Источники – плата за использование природных ресурсов (экологический налог) в части платежей за производство или импорт стеклянной и бумажной (либо картонной) тары.