Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 23:09, курс лекций
Тема 1 Сущность и функции финансов.
Тема 2 Финансовая система государства.
Тема 3 Финансовые ресурсы
Тема 4 Финансовая политика государства
Тема 5 Управление финансами
Тема 6 Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 7 Финансовый контроль
Тема 8 Государственный бюджет
Тема 9 Налоги в системе финансовых отношений
Тема 10 Социальная защита населения и социальное страхование
Тема 11 Государственный кредит
2. Высокий уровень налогообложения. Несмотря на то, что он сравним с уровнем налогообложения в развитых странах, однако экономическое положение субъектов хозяйствования в РБ намного скромнее, поэтому налоговое бремя для них гораздо более тяжелое. К тому же большая часть нагрузки приходится на косвенные налоги, которые фактически оплачиваются потребителями.
3. Большое количество налогов, сборов, отчислений, платежей, причем они еще делятся на местные и республиканские. Все это очень усложняет расчет налогов, приводит к ошибкам.
4. Нестабильность налоговых законов. К тому же, кроме законов, существует огромное количество подзаконных актов, к которым не гарантируется право доступа (всевозможные ведомственные инструкции, письма, приказы, которые часто не доходят до налогоплательщика). В развитых странах практикуется бесплатная рассылка изменений в законодательстве.
5. Многочисленные нормативные документы часто противоречат друг другу, инструкции не дают уверенности налогоплательщикам в правильности расчета, что позволяет налоговым органам толковать неясности в пользу бюджета.
6. Неоправданно широкие права налоговых органов, которые нередко произвольно толкуют положения законов, наказывают нарушителей непомерным штрафом, не неся ответственности за собственные ошибки.
Итак, очевидна необходимость налоговой реформы.
Направления налоговой реформы:
1.Принятие в самое ближайшее время Налогового Кодекса, который станет основным налоговым законом. На сегодняшний день принята только Общая часть. Во 2 и 3-й частях НК каждому налогу будут посвящены отдельные главы, имеющие единую структуру.
2.Построение стабильной налоговой системы, сохраняющей неизменность налоговых платежей, по крайней мере, в пределах финансового года.
3.Упрощение налоговой системы, сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих серьезных доходов.
4.Облегчение налогового бремени производителей и недопущение двойного налогообложения.
5.Установление паритетных отношений между плательщиками и налоговыми органами, в том числе установление ответственности налоговых органов за нарушение законодательства или неверное толкование закона. Ослабление финансовых санкций за нарушение закона.
6. Налоговая политика и налоговая система должны стимулировать малое предпринимательство.
Тема 10. Социальная защита населения и социальное страхование
1) Необходимость и сущность социальной защиты. Механизм ее реализации.
2) Система соц. страхования в РБ.
а) фонд соц. защиты населения, источники образования и направления использования.
3) Пенсионная система РБ и ее реформирование.
4) Направления повышения эффективности системы соц. защиты.
1.Необходимость и сущность социальной защиты. Механизм ее реализации.
Создание системы соцзащиты - одна из основных функций социальной политики государства.
Социальная защита – это политика государства, стремящегося административными мерами обеспечить нормальные условия жизни тем группам населения, которые находятся в сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его. При этом государство в зависимости от своих возможностей и интересов создает механизм защиты малообеспеченных групп населения (пенсионеры, сироты, безработные, инвалиды, дети, учащиеся).
В большинстве случаях средства соц. защиты в государстве представлены двумя основными категориями:
I – постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь социально опасного уровня:
а) государство регулирует min уровень зарплаты;
б) государство гарантирует min уровень бесплатного образования, медицинского обеспечения;
в) государство обеспечивает min уровень пенсий, соответствующий бюджету прожиточного минимума.
II – сеть социальных компенсаций:
а) льготы;
б) субсидии;
в) бесплатные или частично оплачиваемые услуги;
г) поддержка бедных;
д) стимулирование благотворителей.
Механизм соц. защиты включает:
1) Меры, касающиеся всех членов общества
- обеспечение системы эффективной занятости, которая позволит каждому человеку найти применение личным способностям;
- официальное установление реального уровня прожиточного минимума (в денежной форме и в виде потребительской корзины);
- защита интересов потребителя (установление регулируемых цен на соц. значимые товары);
- индексация доходов, перекрывающая инфляцию.
2) Меры, адресованные отдельным соц. группам
- обеспечение соц. помощи бедным;
- выплаты из фондов общественного потребления.
Меры по соц. защите могут быть активной и пассивной формы.
Активная – это подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, стимулирование предпринимателей, принимающих на работу инвалидов.
Пассивная – это выплаты пособий, дотаций, льгот.
2. Система соц. страхования в РБ.
В системе соцзащиты РБ действует фонд социальной защиты населения (ФСЗН). Он образован в 1993г. на основе пенсионного фонда и фонда социального страхования, и стал функционировать как основной внебюджетный фонд. Начиная с 2004г. средства фонда присоединены к бюджету. По состоянию на 2007г. фонд соцзащиты является республиканским целевым внебюджетным фондом, фондодержателем которого является Министерство труда и соц. защиты. Средства фонда по-прежнему присоединены к бюджету.
Источники образования фонда:
1) Основной источник - обязательные страховые взносы юридических и физических лиц. Согласно положения «О фонде соц. защиты населения»:
- юридические лица, независимо от формы собственности, принадлежности, уплачивают страховые взносы в размере 35% (29% - на пенсионное обеспечение, 6% - на социальное страхование);
- работники предприятия, физ. лица – 1% (в пенсионный фонд);
- индивидуальные предприниматели – 36% от заработной платы.
Льготные ставки платежей предусмотрены для отдельных отраслей и предприятий (в основном касается предприятий, использующих труд людей с ограниченными физическими способностями).
2) Другие источники образования фонда следующие:
- Ассигнования из республиканского бюджета;
- Доходы от капитализации средств фонда;
- Добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
- Средства от взыскания штрафов, недоимок.
Средства фонда используются:
- выплата пенсий по возрасту; инвалидности; потери кормильца; за выслугу лет;
- выплата пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родом, в связи с рождением ребенка, в связи с уходом за ребенком до 3-х лет);
- выплата пособий на погребение;
- оплата ежемесячно предоставляемого свободного рабочего дня матерям, воспитывающим ребенка- инвалида до 18 лет;
- выплата пенсий гражданам, выехавшим на ПМЖ в другие государства (по межправительственным соглашениям);
- выплата взыскателям, в качестве компенсации, недополученной суммы алиментов (в связи с простоями или независящими от должника обстоятельствами) с последующим возмещением этой суммы нанимателем и др.
Медицинское страхование
Медицинское страхование составляет часть социальной инфраструктуры и необходимо для защиты от риска высоких материальных издержек в случае временной или постоянной утраты здоровья при нехватке личных или бюджетных средств. Человек, потерявший здоровье, часто несет большие расходы на лечение. Медицинское страхование дополняет гарантированный государством уровень медицинского обслуживания за счет бюджетных или внебюджетных средств.
Система страховой защиты здоровья определяется степенью участия государства в организации и финансировании медицинской помощи. В большинстве стран она возмещается за счет обязательного и добровольного медицинского страхования.
Обязательное – охватывает все население. Страховые фонды формируются за счет обязательных взносов работодателей, предпринимателей и бюджетных средств (для неработающих). Из этих фондов оплачиваются медицинские услуги.
Добровольное – охватывает только лиц, заключивших договора со страховой организацией и уплативших страховые взносы. Расходы по лечению в медучреждении оплачивает эта страховая организация.
В развитых государствах система медицинского страхования строится по одному из трех принципов:
1.Частное медицинское страхование – когда заботу о медицинском страховании берут на себя исключительно граждане государства (США).
2.Регулируемое медицинское страхование – часть нагрузки берет на себя государство, а часть - частные страховые организации, обычно под контролем государства (наиболее широко распространена в мире: Германия, Бельгия, Япония, Голландия);
3.Бюджетное (полностью государственное) здравоохранение (РБ, Швеция, Италия, Ирландия, большинство стран СНГ);
Мировой опыт: страховая медицина дороже, но выше по уровню медицинского обслуживания. На сегодняшний день в РБ медицинское страхование - бюджетное и занимается этим фонд соцзащиты населения и бюджет. При этом часть медицинских услуг предоставляется медицинскими учреждениями на платной основе.
Рынок добровольного медицинского страхования практически не развит (ограничен в основном страхованием от болезней и несчастных случаев во время поездки за границу, а также обязательным медицинским страхованием иностранных граждан, временно проживающих в РБ).
3. Пенсионная система РБ и ее реформирование
Пенсионная система, как основная часть системы соцобеспечения, может быть организована одним из двух методов:
1) Накопительный (когда размер пенсий напрямую зависит от величины прежней зарплаты работника и производимых им выплат). Этот метод применяется в большинстве развитых стран и признается справедливым.
2) Солидарный (когда на содержание нетрудоспособных идут текущие отчисления от зарплаты ныне работающих). Именно такой способ действует сейчас в РБ.
Демографическая ситуация в РБ в настоящее время и ближайшее 10-тилетие складывается очень неблагоприятно: идет процесс сокращения доли трудоспособного населения и увеличения доли пенсионеров. Если в 1990г. на 100 работающих приходилось 46 пенсионеров, то в последние годы это соотношение составляет 100:60, а к 2010г. прогнозируется уже 100:100, т.е. каждый работник на свои взносы будет “содержать” одного пенсионера. Важно отметить, что солидарная система успешно работает лишь в том случае, когда соотношение составляет 100:10.
Солидарный принцип, накапливая выплаты пенсий, ведет также к искажению баланса между накопленными пенсионными правами и размерами реальных пенсий. Соотношение между индивидуальными размерами пенсий и прошлых заработков находится в диапазоне от 16% (для высокооплачиваемых граждан) до 284% (для низкооплачиваемых) при среднем уровне 45%. Этот огромный перераспределительный эффект – есть также проявление социальной несправедливости.
Реформа пенсионной системы предполагает постепенный переход от одноуровневой системы соцзащиты к многоуровневой, которая предполагает несколько видов пенсий:
I – социальные пенсии, выплачиваемые из бюджета;
II – дополнительные пенсии, формируемые по накопительному принципу за счет начислений работодателей;
III – ещё один вид дополнительной пенсии, которая может быть накоплена самим работником в пенсионном фонде.
4. Направления повышения эффективности системы соц. защиты
В настоящее время реализуется государственная программа адресной социальной помощи. Основные направления этой программы:
1)Работа Центров социального обслуживания. Планируется четко выделить определенные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи: пожилые, одинокие, одиноко проживающие. Для этих категорий граждан социальные услуги оказывают через отделения соц. помощи (центры соц. обслуживания или дома соц. услуг). Соц. работники оказывают помощь этим категориям населения на дому. При этом выделяемые денежные средства доходят до конкретных людей и используются строго по целевому назначению.
2)Государственная поддержка института семьи: региональные программы “Семья”, “Дети Беларуси”, (в свою очередь делятся на “Дети Чернобыля”, “Дети - инвалиды”, “Дети - сироты”, “Детское питание”). В рамках этих программ осуществляется помощь семьям по двум основным направлениям:
а) стабилизация положения семьи и создания предпосылок положительной динамики ее развития. Например, выдаются льготные кредиты молодым семьям, увеличиваются пособия на рождение ребенка, выделяются бюджетные средства на оздоровление детей, за государственный счет содержатся организации и учреждения культурного, спортивного характера и т.д.
б) защита социально уязвимых семей с помощью всевозможных пособий на детей, многодетным семьям, неполным семьям и т.д.
Тема 11. Государственный кредит
1. Государственный кредит как экономическая категория, сходство и различия с банковским кредитом и налогами.
2. Формы государственного кредита и механизм их реализации.