Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 20:59, дипломная работа
Целью дипломного проекта является, разработка направлений совершенствования инструментов маркетинга ОАО «НБ «Траст» для повышения результативности деятельности на современном Российском рынке банковских услуг.
Для реализации цели решены следующие задачи:
Рассмотрен понятийный аппарат.
Проанализированы результаты деятельности банка за 2010-2011 гг.
Дана оценка качества банковских услуг.
Разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности банка ОАО «НБ Траст».
Введение………………………………………………………………………. с. 3
Глава 1 Понятие, сущность и инструменты банковского маркетинга……. с. 6
1.1 Цели, задачи и функции банковского маркетинга……………………. с. 6
1.2 Организация маркетинговой деятельности банка……………………… с.19
1.3 Основные инструменты банковского маркетинга……………………... с. 32
Глава 2 Анализ системы банковского маркетинга ОАО «НБ Траст»……. с. 35
2.1 Общая характеристика банка ОАО «НБ Траст» …………………….... с. 35
2.2 Анализ организационной структуры управления банком и
маркетинговым отделом банка ……………………………………………... с. 38
2.3 Анализ финансового состояния банка …………………………………. с.
2.4 Анализ качественного состава персонала маркетингового отдела …...
2.5 Анализ маркетинговой деятельности ОАО «НБ Траст»………………
Выводы по аналитической части ………………………………………………
Глава 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «НБ Траст»
3.1 Повышение эффективности работы маркетингового отдела
3.2 Совершенствование маркетинговых стратегий на рынке банковских услуг
3.3 Расчет экономической эффективности от реализации рекомендаций
Компьютерное обеспечение проекта
Правовое обеспечение проекта
Заключение
Список используемых источников
Из таблицы 2.5. видно, что состав работников по возрасту за 2011 год помолодел по сравнению с 2009 годом, что свидетельствует о заинтересованности нового поколения устроиться на работу в отдел. Образовательный уровень 2011 года выше предшествующих двух лет, так как в 2011 году было набрано два новых работника с высшим образованием. Кроме этого, увеличились количество работников отдела со стажем от 5 до 10 лет (+1 человек) и от 5 до 10 (+2 человека) за 2011 г. по сравнению с 2009 г.
Проанализируем структуру персонала отдела маркетинга по возрасту, образованию и трудовому стажу (рис. 2.7, 2.8, 2.9 соответственно).
Рис. 2.7 – Структура персонала отдела маркетинга по возрасту, лет
Из рисунка 2.7. видно, что в 2011 году наибольшую долю в структуре занимают работники от 30 до 40 лет (43%), по 29% работники в возрасте от 20 до 30 лет и от 40 до 50 лет. Кроме этого, наблюдается динамика снижения доли работников в возрасте от 40 до 50 лет. Так в 2009 году их было 75%, а в 2011 году всего 29%. Также наблюдается рост доли работников в возрасте от 30 до 40 лет (с 25% в 2009 году до 42% в 2011 году) и доли работников в возрасте от 20 до 30 лет (с 0% до 29%).
Рис. 2.8 – Структура персонала отдела маркетинга по образованию
Таким образом, в целом, в отделе маркетинга работают высококвалифицированные работники с высшим образованием (71% в 2011 году). Однако работники со средним специальным и незаконченные высшим составляют 29%. Руководство банка должно стремиться увеличивать долю работников с высшим образованием и сокращать число работников со средним специальным. Положительно то, что работников со средним образованием в отделе маркетинга нет.
Рис. 2.9 - Структура персонала отдела маркетинга по трудовому стажу, лет
Анализ структуры персонала отдела маркетинга по трудовому стажу за 2009-2011 гг. показал, что в отделе преобладают работники со стажем от 5 до 10 лет (42%), со стажем от 1 до 5 лет и от 10 до 15 лет – по 29%. Положительно то, что наблюдается динамика роста работников отдела со стажем от 5 до 10 лет (с 25% до 42%). Отрицательно влияет на работу отдела маркетинга снижение доли работников со стажем от 10 до 15 лет (с 50% до 29%), т.к. работники с большим опытом работы в отделе являются для банка ценным ресурсом.
Проанализируем показатели движения персонала отдела маркетинга ОАО «НБ Траст», результаты сведены в таблицу 2.7.
Таблица 2.7 – Показатели движения персонала отдела маркетинга ОАО «НБ Траст»
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение (2011г. к 2009 г.) +/- |
Темп роста (2011г. к 2009 г.) % |
Численность на начало года |
4 |
4 |
6 |
+2 |
150 |
Приняты на работу |
1 |
2 |
2 |
+1 |
150 |
Выбыли |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
В том числе: по собственному желанию |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
уволены за нарушение трудовой дисциплины |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
численность персонала на конец года |
4 |
6 |
7 |
+3 |
175 |
среднесписочная численность персонала |
4 |
6 |
7 |
+3 |
175 |
Коэффициент оборота по приему работников |
0,25 |
0,33 |
0,29 |
+0,04 |
116 |
Коэффициент оборота по выбытию работников |
0,25 |
0 |
0,14 |
-0,11 |
56 |
Коэффициент текучести кадров |
0,25 |
0 |
0,14 |
-0,11 |
56 |
Коэффициент постоянства кадров |
0,75 |
1 |
0,86 |
+0,11 |
114,7 |
Анализируя таблицу 2.7. видно, что количество принятых в 2011 году увеличилось по сравнению с 2009 годом на 50%, но количество выбывших не изменилось. Для характеристики движения персонала отдела маркетинга были рассчитаны коэффициенты оборота по приему и по выбытию работников, текучести и постоянства кадров. Анализ динамики данных коэффициентов показал: коэффициент оборота по приему работников увеличился на 16% и составил 0,29; коэффициент оборота по выбытию работников сократился на 44% и в 2011 году составил 0,14; коэффициент текучести кадров также уменьшился на 44% и составил 0,14; коэффициент постоянства кадров увеличился на 14,7% - 0,86.
Анализ персонала отдела маркетинга за 2009-2011 гг. показал, что в отделе работают 7 человек (1 руководитель и 6 специалистов). За данный период был значительно расширен отдел маркетинга (в 2009 году численность отдела была 4 человека, а в 2011 году уже 7 человек). Данное расширение связано с ростом роли маркетинга в деятельности банка. Кроме того, наблюдается рост доли работников с высшим образованием и с большим опытом работы в отделе. Так, высшее образование и стаж работы от 5 до 15 лет имеется у 71% работников отдела маркетинга. Все это положительно сказывается на результатах деятелньости банка.
2.5. Анализ маркетинговой деятельности ООО ИКБ «Совкомбанк»
При организации маркетинговой деятельности ОАО «НБ Траст» использует концепцию маркетинг-микс. Концепция маркетинга-микс определяется набором основных маркетинговых инструментов, включаемых в программу маркетинга: товарная политика (product), сбытовая политика (place), ценовая политика (price), коммуникационная политика или политика продвижения (promotion).
Рассмотрим последовательно использование концепции маркетинг-микс.
Товарная политика (product). Товаром и основной банковской продукцией является услуга.
В 2007 году ОАО «НБ Траст» добилося успеха в развитии всех направлений своей деятельности и продолжил укреплять позиции в регионе, ближнем зарубежье и на мировых финансовых рынках.
Реализуя свою стратегию по превращению в крупнейший частный банк на пространстве СНГ, ОАО «НБ Траст» планомерно расширяет продуктовую линейку и внедряет передовые стандарты обслуживания клиентов.
ОАО «НБ Траст» предлагает следующие услуги и продукты для физических лиц [50]:
Особое внимание уделяется развитию розничного направления бизнеса Банка. Деятельность Банка в этой области нацелена на увеличение клиентской базы, повышение качества и эффективности клиентского обслуживания.
Таблица 2.8 - Объемы сбыта банковских продуктов ОАО «НБ «Траст»
Вид банковской услуги |
Объем реализации, тыс.шт. |
Выручка от реализации, млн. | ||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2011 |
2012 |
2013 | |||
кредитование |
250 |
254 |
226 |
75 |
79 |
75,2 | ||
банковские карты |
1548 |
1566 |
1578 |
124,2 |
125,1 |
112,9 | ||
операционное обслуживание |
20544 |
35600 |
34220 |
458 |
456 |
424 | ||
работа с малым бизнесом |
12500 |
13400 |
15200 |
44 |
53 |
51 | ||
обслуживание юридических лиц/бюджетов |
458 |
456 |
458 |
12 |
15 |
13,9 | ||
операции с драг.мет. |
21 |
25 |
25 |
2,8 |
3,1 |
2,9 | ||
электронные платежи и т.д. |
54 |
54 |
56 |
1,5 |
1,6 |
1,7 | ||
Итого |
35375 |
51355 |
51763 |
717,5 |
732,8 |
681,6 |
Финансовое и экономическое развитие обуславливает рост благосостояния населения и уверенность в завтрашнем дне, что напрямую влияет и повышает интерес физических лиц к услугам кредитования. В этой связи, ОАО «НБ Траст» всегда нацелен на потребности клиентов и предлагает целый ряд кредитных продуктов, постоянно запуская новые. Это, прежде всего, кредитные карты, автокредитование, ипотечное кредитование, а также кредитование на неотложные нужды, экспресс-кредитование и многое другое.
Программы потребительского кредитования ОАО «НБ Траст»:
Ипотечное кредитование. Ипотечное кредитование - возможность приобретения - элитного жилья, недвижимости на вторичном рынке, участие в долевом строительстве жилья, а так же приобретение коммерческой недвижимости, возможность получения кредита без подтверждения доходов, широкий спектр условий.
"Кредитная линия "Любимая". Специально для клиентов банка, ценящих свое время и комфорт, ОАО «НБ Траст» предлагает новую программу кредитования "Кредитная линия "Любимая". Открыв Кредитную линию, клиент получает ряд преимуществ по сравнению с разовыми кредитами.
Автокредитование. Первоначальный взнос от 10%, минимум документов, отличная ставка по кредиту, срок кредита до 10 лет, досрочное погашение кредита без штрафов, широкая филиальная сеть и никаких требований к водительскому стажу – все это автокредиты от ОАО «НБ Траст».
Универсальный факультет. Программа кредитования на обучение "Универсальный факультет", с помощью которой можно получить образование по программам "Бакалавр", "Специалист" и "Магистр".
Экспресс линия. ОАО «НБ Траст» Банк предлагает различные программы экспресс-кредитования, которые помогут купить новую мебель или бытовую технику, оплатить обучение в ВУЗе, отдохнуть за границей, провести торжество и многое другое.
Желанный кредит (экспресс-кредитование). Желанный Кредит - новая программа экспресс-кредитования только для жителей Московской области
Зарплатные кредитные карты CREDO. Кредитная карта CREDO выдается без залога, на выгодных процентах с отличными удобными схемами погашения кредита и только для клиентов банка, получающих зарплату по зарплатным картам ОАО «НБ Траст». Клиента обслуживает специальный менеджер.
Кредитная карта "CREDO плюс". Возможность получения револьверной кредитной карты "CREDO плюс" под залог вклада на выгодных условиях, а именно – по ставке от 0% годовых. При срочной необходимости в деньгах, можно воспользоваться кредитной картой "CREDO плюс". Погасив использованную сумму, можно пользоваться кредитной картой повторно. Досрочное погашение кредита без штрафов и в любой момент.
Проведем количественный анализ кредитного портфеля по кредитованию физических лиц за 2010-2013гг. по объему и структуре кредитных вложений для выявления места ипотечных кредитов в кредитном портфеле. Представим структуру кредитного портфеля по кредитованию физических лиц за 2010-2013гг. банка в виде таблицы 2.9.
Таблица 2.9 - Структура кредитного портфеля по кредитованию физических лиц за ОАО НБ «ТРАСТ», за 2011-2013 гг.
Кредиты |
2009г., тыс. руб |
доля, в % |
2010г., тыс. руб |
доля, в % |
Рост в % |
прирост в % |
Потребительский кредит |
1236589 |
36,438178 |
1442578 |
34,07159452 |
116,66 |
16,66 |
Кредит на неотложные нужды |
591723 |
15,80 |
625626 |
16,30 |
105,73 |
5,73 |
Автокредит |
168 530 |
4,27 |
169 215 |
4,64 |
685 |
100,41 |
Ипотечный кредит |
792 030 |
20,35 |
805636 |
21,82 |
13606 |
101,72 |
Кредит на личное подсобное хозяйство |
110 250 |
2,77 |
109 809 |
3,04 |
-441 |
99,60 |
Кредит под залог ценных бумаг |
610 360 |
16,82 |
665 890 |
16,82 |
55530 |
109,10 |
Образовательный кредит |
55 600 |
1,58 |
62 400 |
1,53 |
6800 |
112,23 |
Доверительный кредит |
64 302 |
1,97 |
77 820 |
1,77 |
13518 |
121,02 |
Кредитный портфель банка по кредитованию физических лиц |
3629384 |
100 |
3 958 974 |
100 |
329590 |
109,08 |