Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 20:59, дипломная работа
Целью дипломного проекта является, разработка направлений совершенствования инструментов маркетинга ОАО «НБ «Траст» для повышения результативности деятельности на современном Российском рынке банковских услуг.
Для реализации цели решены следующие задачи:
Рассмотрен понятийный аппарат.
Проанализированы результаты деятельности банка за 2010-2011 гг.
Дана оценка качества банковских услуг.
Разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности банка ОАО «НБ Траст».
Введение………………………………………………………………………. с. 3
Глава 1 Понятие, сущность и инструменты банковского маркетинга……. с. 6
1.1 Цели, задачи и функции банковского маркетинга……………………. с. 6
1.2 Организация маркетинговой деятельности банка……………………… с.19
1.3 Основные инструменты банковского маркетинга……………………... с. 32
Глава 2 Анализ системы банковского маркетинга ОАО «НБ Траст»……. с. 35
2.1 Общая характеристика банка ОАО «НБ Траст» …………………….... с. 35
2.2 Анализ организационной структуры управления банком и
маркетинговым отделом банка ……………………………………………... с. 38
2.3 Анализ финансового состояния банка …………………………………. с.
2.4 Анализ качественного состава персонала маркетингового отдела …...
2.5 Анализ маркетинговой деятельности ОАО «НБ Траст»………………
Выводы по аналитической части ………………………………………………
Глава 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «НБ Траст»
3.1 Повышение эффективности работы маркетингового отдела
3.2 Совершенствование маркетинговых стратегий на рынке банковских услуг
3.3 Расчет экономической эффективности от реализации рекомендаций
Компьютерное обеспечение проекта
Правовое обеспечение проекта
Заключение
Список используемых источников
2. Проведение маркетинговых исследований по всем рыночным показателям, всесторонний анализ и изучение деятельности конкурентов, клиентов, деловых партнеров.
3. Максимальное удовлетворение
запросов клиентов по объему,
структуре и качеству услуг, оказываемых
банком. Это создает условия для
устойчивости деловых
4. Совершенствование политики
банковского продукта, создание
и развитие комплекса
5. Комплексное решение коммерческих, организационных и социальных проблем коллектива банка.
6. Развитие эффективной
коммуникационной политики
7. Постоянное проведение контроля и аудита маркетинговой деятельности в банке.
8. Обеспечение рентабельной
работы банка в постоянно
9. Гарантирование ликвидности
банка в целях соблюдения
Основные принципы банковского маркетинга сводятся к следующим моментам [8, с.533]:
В западной и отечественной литературе пока нет единого подхода к определению функций маркетинга в банке, но исходя из задач и целей можно выделить четыре блока функций [16, с.74].
2. Производственная функция,
подразумевающая организацию
3. Сбытовая функция (продвижения) сочетает организацию системы продвижения (реализация услуг), организацию сервиса; формирование спроса и стимулирование сбыта, проведение целенаправленной продуктовой стратегии, проведение целенаправленной ценовой стратегии.
4. Функция управления и контроля исходит из организации стратегического и оперативного планирования, информационного обеспечения управления маркетингом, управления риском, организации контроля маркетинга.
Раскроем содержание основных функций маркетинга.
Начинается маркетинг с изучения рынка, в результате чего устанавливается, на какую продукцию или услугу есть спрос, то есть какую продукцию хотел бы иметь потребитель, в каком количестве и с какими потребительскими качествами.
Аналитическая функция, которая реализуется на данном этапе имеет большое значение.
Маркетинговый анализ – это систематическое всесторонне изучение деятельности, среды, целей и стратегий компании для выявления проблем и возможностей компании.
Маркетинговый анализ – это не разовое мероприятие, а постоянный и непрерывный процесс, который поставляет информацию о состоянии всех элементов системы маркетинга на предприятии и о рынках.
В дальнейшем работа переносится на предприятие, где исследуются возможности производства такой продукции, а именно: возможности изготовления этой продукции, система материально-технического обеспечения, финансовые ресурсы, которые требуются, условия их использования и т.д.
После установления возможности изготовления продукции на предприятии начинается процесс планирования ее производства, который осуществляется в результате комплексных целевых программ, называемых программами маркетинга. В этих программах отражается не только вид и объем выпускаемой продукции, но и планируются мероприятия, которые связаны с информацией покупателей о производимой продукции (реклама, разделение, сбыт, стимулирование сбыта и т.д.).
После того, как определена программа маркетинга, начинается ее выполнение, то есть проводятся научно-исследовательская и конструкторская работы, разрабатывается технология, процесс производства обеспечивается необходимыми товарными и материальными ресурсами, и, наконец, осуществляется производство, реклама, стимулирование сбыта продукции, услуги и ее продажа [6, с.135].
Таким образом, процесс маркетинга заключается в том, что маркетинговая деятельность начинается с рынка и заканчивается на нем. Причем работа по рынку не заканчивается после продажи продукции, а продолжается еще в период послепродажного обслуживания.
По мере развития банковского сектора на рынке банковских услуг наряду с традиционными для российских условий рисками (кредитным, рыночным, ликвидным, правовым) появляются новые виды рисков — процентный, страховой, потеря банком своей репутации, риск качества управления, риск адаптации к изменяющимся экономическим условиям деятельности, международный кредитный риск. Таким образом, складывающаяся ситуация на рынке банковских услуг предъявляет принципиально новые требования к маркетинговой деятельности, принятию управленческих решений, организации работы с клиентурой.
Вместе с тем сложность этих проблем, постоянно меняющаяся в стране экономическая ситуация, в частности на финансовом рынке, со всей остротой ставят перед банковской системой новые задачи, в том числе и в области маркетинга. Текущее состояние банка и перспектива его развития в значительной степени зависят от правильной постановки цели его существования и выбора стратегии для ее достижения.
Стратегия маркетинга — это принятие принципиальных средних или долгосрочных решений, направляющих маркетинговые мероприятия на достижение поставленных целей (рис.1) [13, с.146].
Рисунок 1 - Стратегия маркетинга
Можно выделить пять основных видов стратегии:
1) недифференцированная;
2) дифференциация товара на
3) непрерывное нововведение, т.е. создание новых видов товаров;
4) стратегия наибольшего
5) ориентация на отдельные
Другая классификация стратегий маркетинга — разделение их на уровне предприятий на три вида:
1) интенсивное развитие;
2) интегральное развитие;
3) диверсификация (т.е. создание новой продукции и выход на новые рынки).
Интенсивное развитие предполагает полное использование всех возможностей фирмы: маркетинга, научно-исследовательского и конструкторского потенциала, организационных и технологических преимуществ. Интегральное развитие предусматривает расширение стратегических возможностей путем привлечения частного капитала (обратная интеграция); приобретение фирмы или создание смешанных фирм (прямая интеграция) и объединение с конкурентами, если это допускают финансовые возможности и отсутствуют законодательные ограничения (горизонтальная интеграция).
Диверсификация допускает четыре направления развития, или так называемые векторы расширения деловой активности, которые различают в зависимости от вида товара.
В основе банковского маркетинга предоставлена концепция, которая включает в себя философию, идеологию, целеполагание, а также стратегию банковского бизнеса. Другими словами, концепция банковской деятельности представляет собой ориентированную на потребителя целевую философию и стратегию банка. Формирование концепции маркетинга, стратегии функционирования банка, основано на системном анализе всех показателей влияющих на определенный банк и на всю финансово - кредитную систему в целом. Концепция необходима для реализации комплексной системы банковского маркетинга, а также для того, чтобы на основе ее реализации улучшить деятельность банка и провести комплексное планирование внутренней и внешней деятельности банка.
Некоторые банки в России могут ориентироваться на одну и ту же маркетинговую концепцию в течение нескольких лет, другие же, если они консервативны и надежны, а также имеют собственные средства и ресурсы, могут дорабатывать маркетинговую концепцию в зависимости от изменений внутренней и внешней среды. Маркетинговая концепция, являющаяся основой деятельности банков, выбирается в зависимости от размера, специфики деятельности, учредителей и т.д.
Целесообразно установить отличительные признаки существующих концепций, которые часто встречаются в банках: