Организация денежных расчетов на предприятии и их совершенствование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:58, дипломная работа

Описание работы

Основная цель дипломной работы – изучить теоретические основы, практические аспекты и специфику организации денежных расчетов по товарным и нетоварным операциям, выделить перспективные пути совершенствования организации денежных расчетов.
Для достижения основной цели в ходе дипломной работы были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть существующие виды и формы расчетов;
б) изучить организация и основные формы наличных и безналичных расчетов;
в) показать порядок проведения контроля за своевременностью и полнотой расчетов;
г) дать краткую характеристику экономической деятельности организации «ИП Цекот В.М.»;
д) выделить особенности системы расчетов с покупателями и поставщиками организации «ИП Цекот В.М.»;

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 748.50 Кб (Скачать файл)

          ВВЕДЕНИЕ

 

         Эффективность предпринимательской деятельности предприятий во многом определяется скоростью движения денежных средств, которые характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств. Платежеспособность предприятия является одной из важнейших характеристик и она определяется по объему имеющихся у предприятия платежных средств – денег.

          Поскольку денежные средства выступают в качестве посредника во всех расчетах, то для обеспечения нормального кругооборота средств, ведения деятельности в условиях рыночной экономики необходимо правильно и своевременно выполнять все расчеты. В свою очередь эффективность расчетных операций во многом зависит от состояния  учета денежных средств, расчетных и кредитных операций в организации.

Актуальность темы дипломной  работы заключается в том, что  в настоящее время Россия находится  в уникальной экономической ситуации, когда быстрое и глобальное реформирование платежной системы совпало по времени со всемирным процессом  автоматизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности. Деньги в современных условиях являются неотъемлемой частью хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация безналичных расчетов предпочтительнее наличных, поскольку  достигается значительная экономия на издержках обращения. Огромную роль, как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы, которые являются неотъемлемой частью рыночных отношений и важным инструментом реализации государственной политики.

Основная цель дипломной  работы – изучить теоретические основы, практические аспекты и специфику организации денежных расчетов по товарным и нетоварным операциям, выделить перспективные пути совершенствования организации денежных расчетов.

          Для достижения основной цели в ходе дипломной работы были поставлены следующие задачи: 
          а)  рассмотреть существующие виды  и  формы расчетов; 
          б) изучить организация и основные формы наличных и безналичных расчетов; 
        в) показать порядок проведения контроля за своевременностью и полнотой расчетов; 
         г) дать краткую характеристику экономической деятельности организации «ИП Цекот В.М.»; 
          д) выделить особенности системы расчетов с покупателями и поставщиками  организации «ИП Цекот В.М.»;

          е) предложить пути совершенствования денежных расчетов в условиях современной рыночной экономики.

Объектом исследования дипломной работы является предприятие «Индивидуальный предприниматель Цекот Владимир Михайлович» (далее «ИП Цекот В.М.»), органом управления которого является единоличный руководитель предприятия.

          Предметом исследования данной дипломной работы является анализ состояния  наличных и безналичных расчетов на предприятии «ИП Цекот В.М.».

          При написании работы были изучены законодательные акты РФ, а также научные труды российских экономистов таких, как А.И.Балабанов, Т.В.Теплова, И.Т.Балабанов, М.Н.Крейнина, С.В.Большаков, Н.А.Никифоров, В.П.Привалов, А.Д.Шеремет, статьи из периодической печати, ресурсы сети Интернет.

          Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первом разделе раскрыты основные понятия, виды,  формы и принципы организации денежных расчётов на предприятии. Второй раздел представляет собой анализ организации наличных и безналичных расчетов. В третьем разделе предложены пути совершенствования организации денежных расчетов по товарным и нетоварным операциям в условиях современной рыночной экономики.

 

          1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК

          СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЕГО ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

          1.1 ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ ИХ

          ОРГАНИЗАЦИИ 

 

         Под финансами предприятия понимают такую систему экономических отношений, которые связанны с кругооборотом денежных средств, образованием, использованием денежных доходов, контроля над производством, распределением, использованием национального продукта. По материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы предприятий. В соответствии с Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" финансовые ресурсы предприятий - это преимущественно прибыль и амортизационные отчисления, доходы от ценных бумаг, паевые взносы, средства спонсоров. Но следует учесть, что финансовая наука изучает не ресурсы, а финансовые отношения, возникающие на основе их образования, распределения, использования и направлена на совершенствование финансовых отношений.

         Финансовые отношения возникают в следующих случаях:

          а) при реализации готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг;

          б) при оплате поставок;

          в) между предприятиями и организациями в процессе формирования и распределения валового дохода;

          г) при выпуске и распространении акций предприятия;

          д) при взаимном кредитовании;

          ж) при долевом участии;

          к) между предприятиями и отдельными работниками в процессе

использования дохода;

          л) между юридическими, физическими лицами и банковской системой [21,С.125].

Важной задачей любого предприятия является управление денежными  потоками, поскольку от эффективного управления последним зависит прибыльность предприятия, его устойчивость, кредитоспособность, рентабельность и возможность прочно работать на рынке. Для стратегического управления финансами важен не только общий объем денежных ресурсов, но и величина денежного потока, интенсивность  его  движения  в  течение  года. 
          Денежные средства являются одним из наиболее ограниченных ресурсов в современных условиях. Поэтому успех предприятия в производственно-коммерческой деятельности во многом зависит от эффективности их использования. 
          Наиболее предпочтительной для крупных компаний является стратегия самофинансирования, которая неразрывно связана с управлением денежными потоками. Данная стратегия предполагает возмещение затрат по расширенному воспроизводству преимущественно за счет собственных источников, чистой прибыли  и  амортизационных  отчислений. 
          Также важное значение для хозяйственной и финансовой деятельности организаций имеет своевременность денежных расчетов, тщательно налаженный учет кредитных и расчетных  операций. 
          В условиях современной рыночной экономики между предприятиями и банками совершаются сделки по поводу перераспределения, хранения денежных средств. Денежные расчеты выступают важнейшим фактором обеспечения кругооборота средств, а их своевременное завершение служит необходимым условием  процесса производства. Поскольку все возможные расчеты, возникающие между организациями, также ведутся при помощи денежных средств. С их помощью завершается превращение денежной формы выделенных средств в производственные запасы, получение денежной выручки и заключенного в ней чистого дохода. Расчеты осуществляются в двух формах: наличной и безналичной.         

Выбор наиболее точных и  современных форм расчетов существенно влияет на платежную дисциплину предприятия. Финансовые условия хозяйствования претерпели существенные изменения, которые выразились в либерализации экономики, изменении форм собственности, проведении широкомасштабной приватизации, изменении условий   государственного регулирования, введении системы налогообложения коммерческих организаций и предприятий. Все это привело к повышению роли распределительных отношений. Конечной целью предпринимательской деятельности стало извлечение прибыли при сохранении собственного капитала. В ходе предпринимательской деятельности коммерческих организаций и предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.

          Материальной основой финансовых отношений являются деньги. Финансовые отношения -  часть денежных отношений и возникают лишь при реальном движении денежных средств, сопровождаются формированием и использованием собственного капитала, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [22,С.275].

          Финансовые отношения предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности. Эти принципы находятся в постоянном развитии и совершенствовании. К современным принципам финансов предприятий относится: плановость и системность, целевая направленность, диверсификация, стратегическая ориентированность [22,С.285].

          Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Реализация принципа обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы. Рынок стимулирует организации к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу.

          Организации для получения дополнительной прибыли, приращения капитала и повышения благосостояния их владельцев могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государственных ценных бумаг, участия в деятельности других хозяйствующих субъектов.

          Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимные отношения коммерческих организаций с бюджетами разных уровней.

Коммерческие организации  всех форм собственности в законодательном  порядке уплачивают необходимые  налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику.

          Принцип самофинансирования и его  реализация - это одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. К основным источникам самофинансирования коммерческих организаций относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. В настоящее время далеко не все коммерческие организации способны реализовать этот принцип. Предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе [30,С.82].

          Самофинансирование относится к методам рыночного ведения хозяйства, и предполагает, что распределяемая прибыль предприятия после платежей в бюджет и во внебюджетные фонды освобождается от государственной регламентации. Прибыль коммерческой организации, амортизационный и иные фонды денежных средств становятся главными источниками финансирования его экономического и социального развития. В условиях рыночной экономики обеспечение принципа самофинансирования достигается путем использования акционерного капитала, дивидендов, прибыли от финансовых операций [32,С.359].

          Принцип материальной заинтересованности достигается путем установления мер поощрения и наказания. Наиболее эффективно данный принцип реализуется путем организации так называемых центров ответственности, под которыми понимается подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий.  

 Смысл выделения центров ответственности состоит в поощрении инициативы у руководителей среднего звена, повышении эффективности работы подразделений, получении относительной экономии издержек производства и обращения.

          В зависимости от того, какой критерий - затраты, доходы, прибыль, инвестиции - определяется в качестве системообразующего, принято выделять четыре типа центров ответственности [47,С.20]. Эти данные можно представить в виде таблицы (см. таблицу 1).

          Принцип обеспечения финансовыми резервами диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения организаций также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств, либо получением дохода ниже предполагаемого. Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке производственной программы. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.

          Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. АО обязаны формировать финансовый резерв в законодательно установленном порядке. На практике, из-за низких финансовых возможностей, не все предприятия образуют финансовые резервы, необходимые для их финансовой устойчивости [33,С.84]. Важным принципом организации финансов предприятий является сочетание финансового планирования и коммерческого расчета. Имеются точки зрения о том, что коммерческий расчет несовместим с планированием финансов. Однако в мировой и отечественной практике общепризнанным рычагом финансового управления являются целевые комплексные программы как элемент планирования. В инвестиционной деятельности ни одна фирма не начинает дело до тех пор, пока не разработает план с обоснованием финансирования и конечным финансовым результатом. На основе внутрифирменного планирования заключаются договоры, размещаются заказы на конкурсной основе. Разработка планов  основывается на глубоком изучении спроса потребителей, изучении опыта конкурентов, анализе финансовых возможностей предприятия. Хорошо разработанный план служит хорошим результатом коммерческого расчета [38,С.360].

Информация о работе Организация денежных расчетов на предприятии и их совершенствование в рыночной экономике