Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:58, дипломная работа
Основная цель дипломной работы – изучить теоретические основы, практические аспекты и специфику организации денежных расчетов по товарным и нетоварным операциям, выделить перспективные пути совершенствования организации денежных расчетов.
Для достижения основной цели в ходе дипломной работы были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть существующие виды и формы расчетов;
б) изучить организация и основные формы наличных и безналичных расчетов;
в) показать порядок проведения контроля за своевременностью и полнотой расчетов;
г) дать краткую характеристику экономической деятельности организации «ИП Цекот В.М.»;
д) выделить особенности системы расчетов с покупателями и поставщиками организации «ИП Цекот В.М.»;
Принцип материальной ответственности заключается в том, что на любом предприятии складывается система мер поощрения и критериев оценки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Составным элементом такой системы является идея материальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальной ответственности могут быть различными, однако, основные их них две: индивидуальная и коллективная материальная ответственность.
В некоторых ситуациях устанавливаются нормативы, в пределах которых может иметь место отклонение учетных оценок от фактических. В этом случае материально-ответственное лицо должно возместить лишь сверхнормативные потери. Перечень материально-ответственных лиц определяется предприятием. В случае коллективной материальной ответственности за возможные недостачи отвечает уже не конкретное лицо, а коллектив. Эта форма ответственности помогает избежать неоправданно частых инвентаризаций [11,С.23].
В соответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства, сроки, качество продукции, расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства, уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для руководителей предприятия принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов случаях нарушения предприятием налогового законодательства.
Таблица 1- Типы центров ответственности [26,С.204]
Системо-образующий критерий |
Тип центра ответственности |
Характеристика центра ответственности |
Системо-образующий центр |
Затраты |
Затрато- образующий |
Работает по утвержденной смете расходов, внимание концентрируется на затратах |
Бухгалтерия |
Доходы |
Доходо- образующий |
руководство несет ответственность за генерирование доходов |
Отдел сбыта, центр продаж |
Прибыль |
Прибыле- образующий |
В качестве основного критерия выступает прибыль или рентабельность продаж. Чаще всего это самостоятельные подразделения крупной фирмы с замкнутым производственным циклом, технологически самостоятельные производства, обособляемые в рамках диверсификации производственной деятельности. |
Дочерние и зависимые компании, дивизионные подразделения |
Инвестиции |
Инвестиционно -развивающий |
Руководство ответственно за организацию рентабельной работы, но не наделено полномочиями осуществлять инвестиции в соответствии с установленными критериями. В качестве системо-образующего критерия чаще выступает показатель рентабельности инвестиций; кроме того, могут налагаться ограничения сверху на объем допустимых капиталовложений. |
Принцип экономической эффективности имеет место, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятий с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность, оптимизация оргструктуры осуществляется на основе экспертных оценок в динамике - иными словами, она формируется постепенно и всегда субъективна.
Деятельность предприятия должна периодически контролироваться. В частности, одним из важнейших способов контроля собственников компании и ее управленческого персонала является проведение аудиторских проверок. Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. Внутренний финансовый контроль осуществляется путем организации системы внутреннего аудита [52,С.204].
Реализация всех принципов организации финансов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия. Принципы организации финансов наиболее полно реализуются на предприятиях сферы материального производства. Для них характерно функционирование на основе коммерческого расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Каждое предприятие сферы материального производства функционирует как относительно замкнутая экономическая емкость со своим индивидуальным кругооборотом средств. В результате его хозяйственной деятельности генерируются денежные потоки от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, как разность между поступлениями средств - притоком по всем перечисленным видам деятельности и оттоком денежных средств - в виде платы за различные ресурсы, необходимые для осуществления всех хозяйственных операций предприятия, что и обеспечивает реализацию принципов самофинансирования и самоокупаемости.
Конкретные особенности финансов материального производства определяются организационно - правовой формой их предпринимательской деятельности, технологическими и отраслевыми особенностями.
Реализация принципов организации финансов предприятий зависит и от их отраслевой специфики. При этом нужно учитывать, что в современных условиях в России в целях выживания многие предприятия существенным образом диверсифицируют свою деятельность, занимаясь одновременно и промышленным производством, и строительством, и торговлей.
Таким образом, финансы хозяйствующих субъектов - это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства, охватывающая широкий круг отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота их средств и выраженных в виде различных денежных потоков.
Именно в сфере финансов формируется основная часть доходов хозяйствующих субъектов, которые в последующем по различным каналам перераспределяются в народнохозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста и социального развития общества.
Финансовые отношения можно разделить на четыре группы:
- с другими предприятиями и организациями;
- внутри предприятий и внутри
объединений предприятий, котор
- внутри финансово-промышленных групп, а также холдингов;
- с финансово-кредитной системой - бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, биржами, различными фондами.
Все финансовые отношения возникают в процессе формирования и движения, распределения, перераспределения и использования капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников предприятия, т.е. его финансовых ресурсов. Именно денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления финансами предприятия.
Основными принципами организации финансов предприятий являются:
1) хозяйственная самостоятельность организации - не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Развитие рыночных отношений существенно расширило самостоятельность хозяйствующих субъектов, появились новые возможности в инвестировании денежных средств. Предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, государства, участия в формировании уставного каптала другого хозяйствующего субъекта, хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Однако сказать о полной финансовой самостоятельности хозяйствующих субъектов в процессе формирования финансовых ресурсов и использования принадлежащих им денежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, предприятия всех форм собственности в соответствии с законодательством уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов;
2) самоокупаемость и самофинансирование: Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающей конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование и развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип;
3) материальная заинтересованность - объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности – получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща коллективам предприятий и организаций, отдельным работникам и государству в целом. Реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление;
4) материальная ответственность - означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. В целом, для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств (сроки, качество продукции), несвоевременности возврата краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашения векселей, нарушении налогового законодательства, а также в случае неэффективной деятельности путем применения к данному хозяйствующему субъекту процедуры банкротства;
5) обеспечение финансовыми резервами - Необходимость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу.
Все эти принципы находятся
в постоянном развитии, и для
их реализации в каждой
Рыночные отношения существенным образом повлияли на организацию финансовых отношений предприятий. Теперь они могут самостоятельно выбирать любую форму предпринимательства, видов деятельности, с учетом лишь ограничений, предусмотренных гражданским законодательством. После уплаты налогов предприятия полностью распоряжаются остающимися у них финансовыми ресурсами. Самостоятельно выбирают наиболее эффективные объекты инвестирования, вложений в оборотные и необоротные и нематериальные активы. Самостоятельно разрабатывают учетную политику, влияющую на формирование финансовых показателей.
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ И ФОРМ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
В условиях современной рыночной экономики существует две формы денежных расчетов: наличная и безналичная.
Безналичные расчеты – совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода. Их назначение состоит в погашении денежных и кредитных обязательств юридических и физических лиц на основе функционирования денег как безналичного средства платежа.
Экономической базой безналичных расчетов является материальное производство, в следствие чего, преобладающая часть платежного оборота приходится на расчеты по товарным операциям, т. е. на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги. Остальная часть платежного оборота — это расчеты по нетоварным операциям, т. е. расчеты предприятий и организаций с бюджетом и внебюджетными фондами, кредитными учреждениями, органами управления, судом, арбитражем и так далее.
Безналичные расчеты за товары и услуги осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов.
Под формами расчетов понимают
урегулированные законодательством способы
исполнения через банк денежных обязательств
предприятий и организаций.
Форма расчетов представляет собой совокупность
взаимосвязанных элементов, к числу которых
относятся способ платежа и соответствующий
ему документооборот.
Документооборот — это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия [36,С.24].
В современных условиях
допускается использование
- платежные поручения;
- платежные требования;
- чеки;
- аккредитивы;
- векселя и др.
Формы расчетов определяется на основании заключенного договора между плательщиком и получателем. Спорные вопросы решаются в суде. Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой.